Условия правильной постановки вопросов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:18, реферат

Краткое описание

Правда практика здесь пошла несколько дальше чем теория, но не настолько далеко, чтобы обойтись без теории. Логико-формализо­ванный анализ вопроса, давший довольно много для разработки его ло­гической структуры, оказался в тупике, не получив подкрепления в логико-философском обосновании этой проблемы. Встала задача опре­деления философской природы вопроса, которая оказалась довольно сложной. Имеющиеся подходы пока не привели к решению этой про­блемы, хотя и позволили определить некоторые направления ее иссле­дования. Хуже другое — необходимость методологического подхода в решении этой проблемы пока не полностью осозна­ется ни философами, ни логиками. Первыми, в силу того, что они ра­ботают в основном в традиционных философских направлениях, где вопросу, как уже говорилось, не находится места. Вторые, ограничи­ваются только формально-логической стороной, игнорируя философ­ский подход. И тем не менее в неявной форме, но и те и другие ощу­щают потребность именно в широком философском обосновании воп­роса как особой форме мышления.

Содержание

Введение……………………………………………….3

Глава 1 Вопросно-ответный комплекс………………4

§1. Роль ВОК в познавательном процессе……..4

§2. Вопрос как особая форма мышления………6

§3. Структура вопроса…………………………..8

§4. Виды вопросов………………………………11

Глава 2 Правила постановки вопросов………………17

Глава 3 Сущность и виды ответов……………………20

Заключение…………………………………………….22

Список литературы……………………………………23

Глоссарий………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

реферат логика.docx

— 44.74 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Заключение

 

Сегодня проблемы вопроса и вопросно-ответных отношений остаются далеко не разработанными, занимается ими ограниченное число уче­ных, исследуют их эпизодически, нередко в связи с пересечением со своими специальными философскими или логическими проблемами. Следует заметить, что в исследованиях философов и ло­гиков нет тесной взаимосвязи: знакомство с литературой по логиче­ским проблемам вопроса оставляет впечатление, что кроме логиков никто этими проблемами не занимается; то же самое можно ска­зать о философах. Такое положение препятствует решению проблем вопроса.

 

Вопрос чаще всего рассматривается преимущественно в качестве вопроса-про­блемы, а не в качестве конкретного вопроса. Тем самым нередко сме­шиваются понятия — теория, гипотеза, программа, проблема в плане их отношения к вопросу. Однако проблема, задача, теория и пр. в определенный момент своего развития приобретают специфическую форму вопроса (это обусловлено процессом развития знания). В свою очередь успешное решение проблемы, выдвинутой в форме вопроса, возможно при условии правильной постановки вопроса. В широком плане — это связано с правильной методологической постановкой про­блемы; в узком плане (методическом) — с правильным построением, формулировкой вопроса.

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

    Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. М., 2001

 

    Демидов И.В., Логика. М., 2000

 

    Кириллов В.И., Старченко  А.А., Логика. М., 2006

 

    Аверьянов Л.Я., Почему люди задают вопросы?  М., 1993

 

    Горский Д.П., Ивин  А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь  по логике. М., 1991

 

    Ивин А.А., Логика. М., 1996

Важной составляющей коммуникативного общения является умение задавать вопросы.

 

Вопросы – это способ получения  информации и в то же время способ переключения мыслей человека, с которым  ведете беседу, в нужном направлении (кто задает вопросы, тот управляет  беседой).

 

С помощью вопросов мы прокладываем себе мост в неизвестное и неопределенное. А поскольку неопределенность и  неизвестность это характерная  черта современного, стремительно меняющегося  мира, развитие умения задавать вопросы  является очень актуальным.

 

«Извините за недоразумение, я вас не правильно понял» —  фраза, которую часто можно услышать в разговоре между людьми. Так  вот, чтобы вам не приходилось  ее произносить, научитесь правильно  задавать вопросы. Правильно поставленный вопрос, позволяя выяснить намерения  партнера, помогает избежать недоразумений  и конфликтов. Ведь порой, пренебрегая  возможностью задать вопрос, или не задавая его в нужное время, мы открываем путь догадкам и домыслам,  разнообразным умозрительным построениям, создаем неверное впечатление о  других, приписывая им несуществующие качества, достоинства и недостатки, что нередко и приводит к недоразумениям и конфликтам.

 

Кем бы вы небыли, руководителем  или обычным менеджером, коуч тренером или психологом, в любой сфере  жизнедеятельности вам пригодится умение правильно задавать вопросы. В любой беседе, как в деловой, так и в личной, правильные вопросы  помогают:

 

    Проявлять интерес  к личности партнера и собеседника;

    Обеспечить «взаимопроникновенность», т. е. сделать свою систему  ценностей понятной для собеседника,  одновременно прояснив его систему;

    Получить информацию, выразить сомнения, проявить собственную  позицию, выказать доверие, интересоваться  сказанным, проявить снисхождение  и показать, что вы готовы уделить  разговору необходимое время;

    Перехватить и  удержать инициативу в общении;

    Перевести разговор  на другую тему;

    Перейти от монолога  собеседника, к диалогу с ним.

 

Как правильно задавать вопросы

 

Чтобы научиться правильно  задавать вопросы, надо уделить внимание правильности построения внутреннего  диалога и изучит основных виды вопросов во внешнем диалоге.

 

ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ (вопросы  самому себе)  организует наше собственное  мышления и помогает нам формулировать  мысли. Уместность и качество, точность и последовательность вопросов, возникающих  в нашей голове, в значительной степени влияют на эффективность  большинства предпринимаемых нами действий.

 

Для того, чтобы организовать внутренний диалог надо понять, что  его цель это анализ какой-либо из проблем. Всесторонне разобрать  любую проблему (ситуацию) поможет  набор, соответствующих  вопросов. Существует два варианта вопросов.

 

Первый вариант, это семь классических вопросов:

 

Что? Где? Когда? Кто? Как? Почему? Какими средствами?

 

Эти семь вопросов позволяют  охватить проблемную ситуацию целиком, и произвести ее словесно-логический анализ.

 

Второй вариант анализа  ситуации это набор из шести вопросов:

 

    Факты — Какие  факты и события, относятся  к рассматриваемой ситуации?

    Чувства — Какие  чувства в общем, я испытываю  по отношению к данной ситуации? Что предположительно чувствуют  другие?

    Желания — Что  я по-настоящему хочу? Чего хотят  другие?

    Препятствия —  Что мне мешает? Что мешает  другим?

    Время — Что  и когда надо делать?

    Средства —  Какими средствами я обладаю  для того, чтобы решить эту  проблему?  Какими средствами  обладают другие?

 

Используйте любой из двух вариантов, организовывая внутренний диалог. При возникновении проблемы проанализируйте ситуацию с помощью  вопросов самому себе, доведите свои мысли  до ясности, и только после этого  начинайте действовать.

 

Важность и значимость ВНЕШНЕГО ДИАЛОГА, заключается в  правильных вопросах, которые куда лучше, чем монотонный монолог. Ведь тот, кто спрашивает, является лидером  в разговоре. Также с помощью  вопросов мы показываем собеседнику  свою заинтересованность в беседе и  в ее углублении. Спрашивая, мы выражаем человеку стремление установить с ним  хорошие отношения. Но все это  происходит тогда, когда беседа не напоминает и не выглядит как допрос.

 

Поэтому перед тем как  начать беседу или деловой разговор, подготовьте для собеседника  серию вопросов, и задайте их ему, как только перейдете к деловой  части разговора (в обычном разговоре, как только коснетесь нужной вам  темы). Так, вы обеспечите себе психологическое  преимущество.

 

Вопросы внешнего диалога  могут ставиться в конкретных формах и бывают следующих видов:

 

Закрытые вопросы. Целью  закрытых вопросов является получение  однозначного ответа (согласия или  отказа собеседника), «да» или «нет». Такие вопросы хороши, только в  случае, когда необходимо четко и  ясно определить наличие чего-либо в настоящем, прошлом, и иногда в  будущем («Вы применяете это?», «Вы это применяли?», «Хотите попробовать?»), или отношение к чему-либо («Вам понравилось?», «Вас устраивает это?»), чтобы понять, как дальше действовать. Закрытые вопросы (и ответы на них «да» или «нет») переключают наши усилия в определенное направление.

Яндекс.Директ Все объявления

Форд Транзит в Мурманске! Продажа и покупка Фордов на AVITO! Низкие цены! Без регистрации! avito.ru

 

Не следует сразу подталкивать человека, задавая такие вопросы, к окончательному принятию решения. Помните, что проще убедить, чем  переубеждать.

 

Другое дело, когда вы намеренно  задаете закрытый вопрос, на который  сложно ответить отрицанием. Например обращаясь к общепризнанным ценностям (подобным способом часто пользовался  Сократ): «Согласитесь, жизнь не стоит  на месте?», «Скажите, для вас важно  качество и гарантии?». Для чего это  делается: чем чаще человек с нами соглашается, тем шире зона взаимопонимания (это один из способов манипулирования). Так и наоборот, если вы не можете подобрать правильный вопрос, и часто  слышите «нет» в ответ на наводящие  вопросы вопросы, увеличивается  вероятность отказа вашему предложению  в целом. Поэтому добейтесь согласия в малом, не начинайте разговор с  противоречий, тогда  будет легче  добиться желаемого результата.

 

Открытые вопросы. Они  не предполагают однозначного ответа, заставляют человека задуматься, лучше  выявляют его отношение к вашему предложению. Открытые вопросы, это  хороший способ получения новой, подробной информации, которую очень  сложно получить с помощью закрытых вопросов. Следовательно, в разговоре  надо чаще использовать открытые вопросы, в различных их вариациях.

 

Спрашивайте о фактах, которые  помогут вам понять ситуацию: «Что имеется?», «Сколько?», «Как решается?», «Кто?» и т.д.

 

Выясняйте интересы вашего собеседника  и условия их удовлетворения.

 

Выясняйте отношение вашего собеседника к обсуждаемой ситуации: «Что вы думает по этому поводу?», «Как вы относитесь к этому?».

 

Предложите в форме  вопросов, иное (свое) решения проблемы: «Может поступить таким образом..?», «Почему бы нам не обратить внимание  на такой-то вариант..?», при этом аргументируя свое предложение. Это намного лучше, чем открыто говорить: «Я предлагаю…», «Поступим лучше так…», «Я считаю…».

 

Интересуйтесь, на чем основывается утверждение вашего собеседника: «Из  чего вы исходите?», «А почему именно так?», «Чем это обусловлено?».

 

Уточняйте все, что вам  неясно: «Что (как) именно?», «В чем конкретно..?», «Из-за чего?».

 

Выясняйте неучтенные моменты, как личные, так и деловые: «О чем  мы забыли?», «Какой вопрос мы не обсудили?», «Что упущено?»,

 

Если имеют место сомнения, уточняйте их причины: «Что мешает?», «Что вас беспокоит (не устраивает)?», «В чем причина сомнений?», «Почему  это нереально?».

 

Характерные особенности  открытых вопросов:

 

    Активизация собеседника,  такие вопросы заставляют его  думать над ответами и высказывать  их;

    Партнер по своему  усмотрению выбирает, какую информацию  и аргументы нам представить;

    Открытым вопросом  мы выводим собеседника из  состояния сдержанности и замкнутости  и устраняем  возможные барьеры  в общении;

    Партнер становится  источником информации, идей и  предложений.

 

Так как, отвечая на открытые вопросы, собеседник имеет возможность  уйти от конкретного ответа, увести разговор в сторону или поделится  только выгодной для него информацией, рекомендуется задавать основные и  второстепенные, уточняющие и наводящие  вопросов.

 

 

Основные вопросы –  планируются заранее, могут быть как открытыми, так закрытыми.

 

Второстепенные, или последующие  вопросы - спонтанные или запланированные, они задаются для уточнения уже  прозвучавших ответов на основные вопросы.

 

Уточняющие вопросы предполагают короткие и лаконичные ответы. Задаются они в случае возникновении сомнений, чтобы уточнить нюансы. Люди почти  всегда с охотностью вникают в  подробности и нюансы  своих  дел, так что проблемы тут не возникает. Разве что мы сами часто пренебрегаем задавать уточняющие вопросы, в то время  как наши собеседники только и  ждут от нас этого, дабы удостоверится, что мы все правильно поняли. Не стесняйтесь и не забывайте задавать уточняющие вопросы!

 

Наводящие вопросы это  вопросы, по содержанию делающий очевидным  определенный ответ, т.е. формулируются  так, чтобы подсказать человеку, что  он должен сказать. Наводящие вопросы  рекомендуется задавать, когда вы имеете дело с робкими и нерешительными людьми, для подведения итогов разговора, или если собеседник заговорился  и надо вернуть разговор в нужное (деловое) русло, либо если вам нужно  подтвердить правильность вашего суждения (веру в выгодность вашего предложения).

 

Наводящие вопросы звучат крайне навязчиво. Они почти заставляют собеседника признать правильность ваших суждений и согласиться  с вами. Потому использовать их нужно  крайне осторожно.

 

Для того чтобы знать как  правильно задавать вопросы, надо иметь  представление о всевозможных видах  этих вопросов. Применение в деловой  и личной беседе вопросов всех видов  позволяет добиваться различных  целей. Давайте рассмотрим основные виды вопросов:

 

Риторические вопросы  задаются с целью вызвать у  людей нужную реакцию (заручиться поддержкой, акцентировать внимание, указать  на нерешенные проблемы) и не требуют  прямого ответа. Такие вопросы  также усиливают характер и чувства  в предложении говорящего, делают текст богаче и эмоциональнее. Пример: «Когда, наконец, люди научатся друг друга понимать?», «Можно ли считать произошедшее нормальным явлением?».

 

Риторические вопросы  надо так формулировать, чтобы они  звучали кратко и лаконично, были уместны и понятны. Одобрением и  понимание здесь служит — тишина в ответ.

 

Провокационные вопросы  задаются с целью вызвать у  собеседника (оппонента) бурю эмоций, для  того, чтобы человек в порыве страстей, выдал скрытую информацию, сболтнул что-то лишнее. Провокационные вопросы  это чистой воды манипулятивное воздействие, но и оно иногда необходимо для  пользы дела. Только не забудьте, перед  тем как зададите подобный вопрос просчитать все риски, с ним связанные. Ведь задавая провокационные вопросы  вы в какой то мере бросает вызов.

Яндекс.Директ Все объявления

Совершенно новый Ford Transit Образец долговечности и надежности. Узнайте о новинке подробнее  на сайте! ford.ru

 

Сбивающие вопросы переводят  внимание в область интересов  спрашивающего, которая лежит в  стороне от основного направления  разговора. Подобные вопросы задаются или непреднамеренно (если вам интересна  тема разговора, не стоит спрашивать о вещах, не имеющих к ней дела) или умышленно из-за желания решить какие-то собственные проблемы, направить  беседу в нужное вам русло. Если на ваш сбивающий вопрос, собеседник предложит вам не отвлекаться  от обсуждаемой темы, так и сделайте, но при этом заметьте, что хотите рассмотреть и обсудить заявленную вами тему в другое время.

Информация о работе Условия правильной постановки вопросов