Современное понимание проблем вопроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 20:27, контрольная работа

Краткое описание

Интерес к вопросу как новому и непонятному явлению возник тогда, когда человек начал выходить за пределы природного естественного мира и стал строить свой искусственный мир. В частности, потребность в построении искусственных диалоговых систем, например, ЭВМ-человек, стало мощным стимулом в последнее десятилетие изучение вопроса и вопросно-ответных отношений, ибо без понимания его природы и прежде всего в естественном выражении, ни о какой формализации его построения не может быть и речи.

Содержание

Введение 3

1. Вопрос как знаковая система
1.1 Связь вопроса и проблемы 3
1.2 Этапы познания и формы вопроса 4
1.3 Классификация вопросов.
Правила постановки вопроса 5
2. Проблема вопроса в истории философии
2.1 Старая логика и новые проблемы 6
3. Современное понимание проблем вопроса
3.1 Противоречивая сущность вопроса 8
3.2 Вопрос не в вопросной форме 12
Заключение 16
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Логика.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

В последние  годы стали более осторожно говорить о сведении логической структуры  вопроса к логической структуре  суждения, однако эти попытки постоянно  возобновляются с применением более тонкой логической интерпретации.

Так, в современной  формальной логике большое внимание уделяется попыткам сведения вопроса  к пропозиционным формам; при этом у них выделяется то общее, что  и те и другие не содержат в себе определенных утверждений, вследствие чего они могут спокойно включать в себя различные переменные. Однако, данное отождествление, по мнению некоторых авторов, не позволяет полностью раскрыть логическую природу вопроса.

Осуществляется  подход к вопросу как к команде  или требованию. И в самом деле, любой вопрос связан, так или иначе, с требованием, например, получения информации: "Вопросительное высказывание в команде, - пишет Ф.С. Лимантов, - определяет не только основной процесс элементарного предписания, но и процесс перехода от одного элементарного предписания к другому. Поэтому логический анализ структуры, выраженной в форме команды вопроса... может представлять интерес не только для теории и практики программирования, но и для логики вопросов" Лимантов Ф.С. О природе вопроса. Вопросы, мышление, человек.-- Л., 1971.- с. 19. .

Имеются также  и другие пути сведения вопроса к  суждению. Но важно отметить, в какой  бы форме вопрос не был представлен, каким бы образом он не был сведен к суждению, сущность вопросительного  предложения как такового всегда остается. Если нам необходим ответ, мы облекаем свое требование в определенную форму, а именно в вопросительную. В течение многовековой истории естественный язык выработал такую форму общения, которая позволяет отделить одно высказывание от другого, в частности, вопрос от суждения. Сведение вопросной формы к не вопросной (в любом его виде) по существу затрудняет процесс общения, во всяком случае требует постоянного указания на то, что данное суждение не может считаться обыкновенным суждением, т.е. положительным, утвердительным знанием, а представляет собой вопрос в форме суждения. Фактически получается, что сняв вопрос и превратив его, нередко искусственно, в суждение, мы тут же должны указать, что это вопросительное суждение, т.е. вернуться к тому, с чего начали. Сведение вопроса к суждению имеет смысл только с той точки зрения, что позволяет в ряде случаев выявить некоторые закономерности в логической природе вопроса, применить некоторые правила, выработанные в формальной логике для анализа логической структуры вопроса. Но как было показано, не все типы вопросов могут быть сведены к логической структуре суждения и раскрыть его логическое содержание.

Непосредственная  редукция не позволяет решить поставленную задачу в принципе и по существу; более того может расцениваться в ряде случаев попыткой ухода от решения самой проблемы - определения логической структуры вопроса. Безусловно, они тесно между собой связаны и более того оказываются зависимыми друг от друга (о чем речь будет идти далее). В целом рассмотрение логики вопроса в рамках логики суждения дало много интересных моментов и прежде всего помогло приблизиться к пониманию подлинной природы вопроса.

Однако получение  ответа на вопрос "Что такое вопрос?" оказалось трудным делом и  показало, что его решение невозможно получить в рамках традиционной логики. Как пишут Сергеев К.А. и Соколов А.Н., "к настоящему времени наметились различные подходы к построению формальной системы логики вопроса. Условно эти направления можно разграничить в зависимости от того, как те или иные авторы трактуют проблему "Что такое вопрос?" Так одни отождествляют вопросы с особого ряда суждениями (Д. Харра) или с классом особого рода суждений. Это направление польский исследователь Т. Кубинский справедливо назвал логикой вопросов без вопросов. Другие считают вопросы эпистемологическими требованиями. Третьи признают вопросами правильно построенные формулы некоторого формализованного языка, содержащие вопросные операторы. Представители четвертого направления усматривают возможность развития логики вопросов в рамках некоторой лингвистической теории. Наконец, существует направление, специфика которого состоит в том, что в центре внимания его представителей попытки уточнения отдельных понятий логики вопросов" Сергеев К. А., Соколов А. II. Логический анализ форм научного поиска.-- Л., Наука, 1986 .- с. 4..

Каждое из этих направлений, хотя и не даст полного  представления о сущности и логической природе вопроса, тем не менее  показывает его различные стороны  и многообразие в своем единстве. Все это позволило обнаружить некоторые особенности вопроса, закономерности его построения, выработать некоторые правила верной постановки вопроса и т.д., выявить некоторые элементы логической структуры вопроса и связи между ними. Попытки сведения вопроса к суждению позволили определить не только общее между ними, но и отличия.

Первое отличие  заключается в том, что хотя вопрос и содержит определенную информацию о мире, однако она составляет лишь исходное начало, или предпосылку, а  не основное ее содержание и поэтому представлена в вопросе в "свернутой" логико-грамматической форме. Это говорит о неполноте вопроса, как такового, когда содержащаяся в нем информация представляет собой только условие для развертывания истинного его содержания. И в самом деле, когда мы задаем вопрос "Кто открыл Америку?", то неполное суждение "открыл Америку" не отражает содержание вопроса, а выступает лишь основой для развертывания этого содержания, которое определяется вопросным оператором.

Второе отличие  заключается в том, что вопрос ничего не утверждает и ничего не отрицает, он только содержит определенную информацию и какое-то конкретное решение.

И третье отличие  заключается в том, что в сравнении  с суждением вопрос не содержит в  себе элементов истинности или ложности.

Между тем попытка  редуцирования логической структуры  вопроса к логической структуре  суждения имеет и другую сторону, которая в литературе не выражена в явной форме. Дело в том, что  если бы удалось приспособить логическую структуру вопроса к логической структуре суждения, рассмотреть одно через другое и, в конечном счете, свести одно к другому, т.е. все свести к логической структуре суждения, то были бы сразу сняты все вопросы о вопросе, как особой форме мышления; разговоры о неполноте дедуктивной системы были бы прекращены; последняя сохранила бы себя как целостная и основная система познания, принципом которой выступает непротиворечивость мышления (к полному торжеству старых представителей формальной логики, отрицавших возможность противоречий как в мышлении, так и в предмете). Но именно противоречие, как уже отмечалось, и поставило под сомнение единственность дедуктивной системы, как формы познания, в результате чего и возникла проблема вопроса.

      Заключение

Понятие есть там, где есть понимание. А последнее есть там, где мы можем указать некое основание и причину существования какого-то явления или предмета. Например, трамвай - это вид городского рельсового транспорта на электрической тяге. Это и есть понятие трамвая. Здесь указано основание, или, как принято выражаться в традиционной философии, сущность (иногда это называется также "природа") данного явления.

Ребенок еще  не знает, что такое "электрическая  тяга", но он знает, что такое трамвай, потому что он видел его и ездил  на нем. В этом случае мы говорим, что у ребенка есть представление о том, что такое трамвай, но еще нет понятия. Развитие человеческого мышления и познания идет от представления к понятию. И в этом конечно же помогает интерес человека к непонятным ему явлениям непосредственно через постановку вопроса об интересующем его предмете. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

Арно  А., Николь П. Логика, или Искусство  мыслить. - М., 1991. - 250 с.

Арюлин  А. А Учебно-методическое пособие по изучению курса "Логика".К., 1997. - 326 с.

Кобзарь В.И. Основы логических знаний. - СПб., 1994. - 341с.

Свинцов В.И. Логика. М., 1987. - 295с.

Ильенков  Э.В. Диалектическая логика. - М., Политиздат, 1984. - 384с.

Лимантов  Ф.С. Вопрос и истина. Вопрос, мнение, человек. - Л., 1971. - 231 с.

Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. - М., 1969. - 254 с.

Сергеев К.А., Соколов А.Н. Логический анализ форм научного поиска. - Л., Наука, 1986. - 246 с.

Копнин  П.В. Философские  идеи В.И. Ленина и  логика. - М., 1959. - 327с.


Информация о работе Современное понимание проблем вопроса