Современное понимание проблем вопроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 20:27, контрольная работа

Краткое описание

Интерес к вопросу как новому и непонятному явлению возник тогда, когда человек начал выходить за пределы природного естественного мира и стал строить свой искусственный мир. В частности, потребность в построении искусственных диалоговых систем, например, ЭВМ-человек, стало мощным стимулом в последнее десятилетие изучение вопроса и вопросно-ответных отношений, ибо без понимания его природы и прежде всего в естественном выражении, ни о какой формализации его построения не может быть и речи.

Содержание

Введение 3

1. Вопрос как знаковая система
1.1 Связь вопроса и проблемы 3
1.2 Этапы познания и формы вопроса 4
1.3 Классификация вопросов.
Правила постановки вопроса 5
2. Проблема вопроса в истории философии
2.1 Старая логика и новые проблемы 6
3. Современное понимание проблем вопроса
3.1 Противоречивая сущность вопроса 8
3.2 Вопрос не в вопросной форме 12
Заключение 16
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Логика.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)
 
 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ 

Государственное образовательное учреждение

 высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный

инженерно-экономический  университет» 

Кафедра философии 
 

Контрольная работа по дисциплине

ЛОГИКА 

На тему: « __________________________________________» 
 
 
 

Выполнил(а)________________________________________

                                                            (Фамилия И.О.)

Студент _______курса ___________спец._________________

                                 (срок обучения)

группа _________ № зачет. книжки_____________________

                                                                                                                                                                                                                                                                           

Подпись_____________________ 
 

Преподаватель:______________________________________

                                                                        (Фамилия И.О.)

Должность: __________________________________________

                                                                               уч. степень, уч. звание

Оценка: __________Дата:___________ 

Подпись:_________________________ 
 
 

Санкт-Петербург 
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение                3 

  1. Вопрос  как знаковая система

    1.1 Связь вопроса  и проблемы      3

     1.2 Этапы познания и формы вопроса         4

     1.3    Классификация вопросов.

           Правила постановки  вопроса          5

       2. Проблема вопроса в истории философии

      2.1 Старая логика  и новые проблемы         6

      3. Современное понимание проблем вопроса

      3.1 Противоречивая сущность  вопроса         8

         3.2 Вопрос не в вопросной форме          12

      Заключение              16

      Список  литературы            17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      В своей повседневной жизни человек  меньше всего задумывается над тем, почему он задает вопросы и как  это делает. Природа позаботилась о том, чтобы все это происходило  как бы само собой, в порядке естественного хода жизни.

      Интерес к вопросу как новому и непонятному  явлению возник тогда, когда человек  начал выходить за пределы природного естественного мира и стал строить  свой искусственный мир. В частности, потребность в построении искусственных  диалоговых систем, например, ЭВМ-человек, стало мощным стимулом в последнее десятилетие изучение вопроса и вопросно-ответных отношений, ибо без понимания его природы и прежде всего в естественном выражении, ни о какой формализации его построения не может быть и речи.

      1. Вопрос как знаковая  система

      1.1 Связь вопроса  и проблемы

      Проблема - форма мысли, отражающая и выражающая в виде вопроса (задачи, задания, системы  их) наше знание о неизвестном (наше знание о незнании), и своей постановкой  требующая теоретического или практического преодоления этой неизвестности, т.е. разрешения проблемы. Проблема, таким образом, и форма мысли, и форма организации исследования чего бы то ни было; она носит стимулирующий научное исследование, а в целом и любой человеческий труд, характер. Проблема - это вопрос, ответ на который не всегда содержится в накопленном знании и требует дополнительных теоретико-практических, т.е. физических или интеллектуальных, а то и тех и других одновременно, усилий, исследований. Она всегда связана с некоторой практической или теоретической трудностью, требующей физических, интеллектуальных усилий, преодоления неопределенности, результатом которой и выступает решение проблемы. Можно говорить о проблеме для себя, для отдельного человека (группы людей), и можно выделять проблемы для человечества, для общества в целом. Если решения первых проблем обычно уже содержится в накопленном знании и требуются лишь дополнительные, как правило, индивидуальные усилия для нахождения соответствующих связей между знаниями и проблемой (задачей, заданием и пр.), то вторые - более существенны, важны и ответ на них обычно не содержится в наличном знании (базисе), а требует дополнительного поиска таких знаний, дополнительного исследования и соответствующих усилий.

      Проблема  возникает обычно, когда встречается какое-то затруднение, когда что-то неясно, и эту неясность необходимо снять, устранить. Если неясность не имеет четкой формулировки, то эта неопределенность выступает как предпроблемная ситуация, как неопределенное затруднение. Со временем, конечно, эта неопределенность снимается, проблема формулируется четко и ясно.

Структурно вопрос и проблема состоят из одинаковых элементов. Вопрос, зачастую, - это форма  выражения проблемы, а проблема - такой вопрос, ответ на который  временно или принципиально затруднен. Вопрос - форма мысли, отражающая недостаточность исходной информации и структурными составляющими своими ориентирующая человека на ее преодоление. В языковой оболочке вопрос как форма мысли выражается вопросительным предложением. В структуре проблемы и вопроса обычно выделяют базис (основу), т.е. исходную информацию, затруднение и ориентацию.

      Базис (основа), или предпосылка вопроса, - это накопленное знание, та исходная информация, в которой и обнаруживается некое непреодолимое содержанием базиса затруднение, указывающее, что базис недостаточен, что его необходимо для преодоления затруднения расширить, углубить, дополнить. Неполнота и необходимость преодоления недостаточности исходной информации в вопросе выделяются такими операторами, как "кто", "что", "когда", "почему", "как" и пр. Эти же операторы выступают и ориентирующими элементами.

      1.2 Этапы познания  и формы вопроса

Процесс познания имеет различные этапы, начиная  с поверхностного знакомства с интересующим объектом, до глубокого его понимания, выявления причин законов развития и т.д. Но интересно то, что в процессе такого поэтапного развития познания соответствующим образом меняется и форма вопроса, его формулировка и характер постановки. Более того, оказывается, что каждая определенная форма вопроса, строго закреплена за определенным этапом процесса познания. По всей видимости, это связано с некоторыми общими закономерностями формы и содержания. Кроме того, что каждый этап познания должен быть зафиксирован и выражен в определенной форме, за ним должен быть закреплен определенный знак, обозначающий данный этап познания, чтобы не спутать с другими этапами. Он должен иметь определенную и вопросительную форму, но, по всей видимости, и сама вопросительная форма оказывается выражает те объективные закономерности, присущие данному этапу познания. В каждом конкретном случае, употребляя специальную форму вопроса, субъект тем самым, показывает на каком этапе познания он находится и какого уровня информация (например, по глубине) ему необходима. Не сама вопросительная форма определяет этап познания, она только обозначает, показывает этот этап. Потребность в определенном знании, выражающаяся в некоторых типичных формах, определяет и форму вопроса.

      Любое познание начинается со знакомства с интересующим нас явлением. Если мы сталкиваемся с явлением, то это знакомство начинается с вопроса: "Что это такое?" Вопрос, начинающийся с вопросительного слова "что" показывает, что мы ничего не знаем об объекте. Правда, необходимо отметить, что речь здесь идет не о первом попавшемся явлении, а только о таком, которое представляет для нас определенный интерес.

    1. Классификация вопросов.

Правила постановки вопроса

По разным основаниям выделяют довольно много видов, или  типов вопросов: простые вопросы  и сложные, полные и неполные, осмысленные и неосмысленные, содержательные и несодержательные, определенные и неопределенные, правильно поставленные (корректные) и неправильно поставленные (некорректные, каверзные), "К-вопросы" и "ли-вопросы" и т.п. Поскольку еще нет общепринятой классификации вопросов, стоит сказать о наиболее распространенных типах.

Восполняющие, или "К-вопросы" - это вопросы с  операторами, "как", "кто", "когда", "где", "что" и пр. Среди  них различают простые вопросы - с одним из этих операторов, и сложные - состоящие из нескольких простых операторов, например: "Кто, где, когда и как...?". Сложные "К-вопросы" всегда можно разбить на несколько простых. Содержанием своим "К-вопросы" направлены на поиски недостающего знания, и в ответ они требуют точной и исчерпывающей информации.

Уточняющие же вопросы, или "ли-вопросы", требуют  ответов лаконичных, однозначных - "да" или "нет". Они, в свою очередь, делятся на простые безусловные  с оператором "верно ли, что", и простые условные с операторами "верно ли, что если. ., то", а также на сложные конъюнктивные, сложные дизъюнктивные, сложные импликативные вопросы. Понятно, что последние состоят из конъюнктивно, дизъюнктивно и импликативно связанных между собой простых "ли-вопросов", составляющих сложные.

      Логически корректными, правильно поставленными будут те вопросы, базисы которых (предпосылки) - истинные суждения, например: "Как дойти до Киева?". Некорректными, неправильно поставленными, а то и каверзными будут те вопросы, базисы которых (предпосылки) ложны или неопределенны, например: "Кто отец Кощея Бессмертного?", "Как пройти туда, не знаю куда?", "Как найти то, не знаю что?", "Где в Африке находится город Курск?" и т.п. Полным считается тот вопрос, который содержит в себе и информацию о той области, где следует искать неизвестное, например: "В какой части Европы находится государство Люксембург?".

      Для правильной постановки вопроса следует  выполнять такие логические нормы:

Вопрос должен быть корректно поставлен. Каверзные, провокационные и неопределенные вопросы недопустимы.

Вопрос должен быть простым, т.е. кратким, ясным, четким. Длинные, запутанные вопросы затрудняют их понимание, усложняют ответ на них, а порой и лишают возможности  дать правильный ответ. Сложные вопросы  лучше разбивать на несколько  простых.

В сложных разделительных вопросах необходимо перечислять все  члены деления (альтернативы).

Наконец, последнее, поскольку вопрос не есть суждение, то не следует приписывать ему  истинностные характеристики суждения.

Так как вопрос зачастую выступает формой выражения проблемы, то эти правила можно рассматривать и как правила проблемы.

      2. Проблема вопроса  в истории философии

      2.1 Старая логика  и новые проблемы

Вопросу в истории  философии не повезло. Удивительно, но факт, что в течение сотен  лет существования философии, изучавшей различные аспекты человеческой деятельности, такой важной форме мышления как вопрос и такой важной форме общения как вопросно-ответные отношения не было уделено сколько-нибудь большого внимания. Самое парадоксальное заключается в том, что если вопросу в качестве проблемы познания было уделено довольно много внимания как в прошлом, так и в настоящем, то о проблеме вопроса, как форме выражения научного знания, практически не говорилось ни в одной научной теории на протяжении всей истории философии.

      Великие мыслители прошлого, тем не менее, прекрасно отдавали себе отчет в  том, какова роль вопроса в процессе познания. Однако сам по себе вопрос, как форма противоречивого движения исследовательской мысли, как некоторая  самостоятельная проблема, практически не использовался.

      Объяснить это лишь недооценкой этой формы  мышления, конечно, нельзя, случайностью - тоже. По всей видимости, имеется целый  ряд причин, отразивших данную закономерность развития философской мысли.

      Одна  из причин невнимания к изучению вопроса заключается в специфическом подходе к процессу мышления и познания, нашедшем отражение в принципах построения формальной (или классической) логики.

      В свое время перед философами возникла большая трудность, связанная с  теоретическим объяснением сущности мышления, в частность, принципа соотношения понятий и появления нового знания. Поскольку мышление рассматривалось как самостоятельная сущность, постольку возникла проблема определения правил и законов мышления, которыми и стала заниматься логика выводного знания, или дедуктивная логика. Основным в ней стал принцип исключения противоречия, и сама она рассматривалась как наука о правильном мышлении. В рамках метафизики она понималась наукой, способной дать истинное знание при условии, если мыслитель следует правилам правильного мышления и т.д.

Информация о работе Современное понимание проблем вопроса