Современное понимание политической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 16:17, контрольная работа

Краткое описание

Политическая культура как особое, связанное с духовной жизнью людей, их ценностями, нравами и традициями политическое явление имеет такую же длительную историю, как и политика в целом. В той или иной степени она описывалась еще в глубокой древности такими, например, выдающимися политическими мыслителями, как Конфуций, Аристотель, Платон, Макиавелли и др. Однако сам термин «политическая культура» появился намного позже. Его впервые ввел в научный оборот в XVIII в. немецкий историк-просветитель И. Гердер. Опирающаяся же на эмпирическую базу концепция политической культуры сложилась сравнительно недавно - в первой половине 1960-х годов благодаря крупным международным исследованиям, проведенным американскими политологами Г. Алмондом, С. Вербой, Л. Паем и др.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 35.58 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ  ВПО

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по политологии

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы ГМУ-041

Мелькова И.В.

Проверил:

Скорняков А.В., к.п.н.

 

Нижний Тагил

2013

Современное понимание политической культуры.

Политическая культура как особое, связанное с духовной жизнью людей, их ценностями, нравами и традициями политическое явление имеет такую же длительную историю, как и политика в целом. В той или иной степени она описывалась еще в глубокой древности такими, например, выдающимися политическими мыслителями, как Конфуций, Аристотель, Платон, Макиавелли и др. Однако сам термин «политическая культура» появился намного позже. Его впервые ввел в научный оборот в XVIII в. немецкий историк-просветитель И. Гердер. Опирающаяся же на эмпирическую базу концепция политической культуры сложилась сравнительно недавно - в первой половине 1960-х годов благодаря крупным международным исследованиям, проведенным американскими политологами Г. Алмондом, С. Вербой, Л. Паем и др.

Результаты первого исследования, охватившего пять стран: США, Великобританию, ФРГ, Мексику и Италию, были обобщены в вышедшей в 1963 г. книге Алмонда и Вербы «Гражданская культура». Анализ политической культуры, на этот раз десяти стран, был продолжен в изданной через два года работе Пая и Вербы «Политическая культура и политическое развитие». Эти два исследования заложили основы современного понимания политической культуры, а также дали импульс дальнейшему развитию теории политической культуры и изучению ее влияния на функционирование демократических институтов.

В ранний период своего развития (а во многом и сегодня) концепция политической культуры была призвана ответить на вопросы: почему демократические институты эффективны в одних странах и не приживаются в других? Почему одни нации мирно регулируют возникающие конфликты, другие же периодически прибегают к революциям и насилию? Почему в одних странах левые партии и профсоюзы пользуются большим влиянием, в то время как в других - нет?

В самой общей форме ответ на эти вопросы дали Алмонд и Верба: «Развитие стабильного и эффективного демократического правления зависит от чего то большего, нежели правительственные структуры и политический процесс. Оно зависит от политической культуры. Если эта культура не способна поддержать демократическую систему, шансы последней на успех невелики».

Исследования Алмонда и его соратников и последователей, несмотря на их почти общепризнанный классический характер, заложили лишь первые камни в теорию политической культуры. Сегодня сам этот термин употребляется весьма неоднозначно.

Длительное время (а отчасти и в наши дни) в обыденном языке, а во многом и в научных исследованиях политическая культура трактовалась нормативно, связывалась лишь с позитивной оценкой и характеризовала политический идеал и уровень его реализации, т. е. степень совершенства, развитости политических явлений. В русле такой традиции политические противники обычно упрекались в отсутствии культуры, бескультурье и т. п. Такая трактовка политической культуры научно неприемлема, поскольку, связывая культуру лишь с положительными оценками политических явлений, она лишает ее объективного содержания. Политическая культура во многом отрывается от политики и становится качеством, присущим далеко не всем странам, например национал-социалистическому государству в гитлеровской Германии.

В современной научной литературе можно выделить следующие главные направления трактовки политической культуры:

1. Политическая  культура - это субъективная сфера  политики (Г. Алмонд, С. Верба, Г. Б. Пауэлл, Д. Дивайн и др.). Так, Алмонд и Пауэлл понимали под политической культурой всю совокупность явлений сознания, связанных с политическим поведением. Понятие политической культуры ориентирует на исследование «когнитивной ориентации, знание политических целей и представлений; эмоциональной ориентации, чувств привязанности, вовлеченности, неприятия относительно объектов политики; оценочной ориентации, суждений и мнений, обычно подразумевающих применение ценностных стандартов к политическим объектам и событиям».

2. Политическая  культура - субъективная сфера, дополненная образцами или моделями поведения (Р. Такер, Дж. Плейно и др.) По определению Р. Такера, культура - это привычный образ жизни общества, включающий принятые способы мышления и убеждения и принятые образцы поведения. Политическая культура - это те элементы культуры, которые имеют отношение к правлению и политике.

3. Политическая  культура - это ценности, нормы, символы, образцы поведения людей, а также  политические институты, рассмотренные  с точки зрения тех ценностей, которые они воплощают, а также «действующих в институтах и через институты людей».

 Все эти направления  в трактовке политической культуры  не исключают друг друга и  акцентируют внимание на различных аспектах этого сложного явления. В то же время они нуждаются в некотором уточнении. В понятии «политическая культура» отражается не вся субъективная сфера политики во всех ее аспектах (в этом случае политическая культура включала бы политическую психологию, психологические механизмы мотивации человеческого поведения), а устойчивое содержание политического сознания, сложившиеся взгляды, ценностные ориентации, установки, образцы поведения, характеризующие восприятие и поведенческую реакцию людей на различные политические явления. Политическая культура - это область ценностно-смысловой детерминации поведения людей по отношению к определенным политическим явлениям.

Политическая культура отражает устойчивые, укоренившиеся в сознании (и подсознании) людей явления духовной жизни, присущие крупным общественным группам, прежде всего нациям, государствам и цивилизациям. Хотя она представляет собой относительно целостную систему ценностей, норм, стандартов и образцов поведения и т. п., это не исключает внутренней неоднородности политической культуры, наличия в ней в большей или меньшей степени автономных элементов - субкультур. Разнообразные группы: национальные (например, этнические меньшинства), социальные (классы, слои и т. д.), религиозные (христиане, исламисты, буддисты и т. п.), демографические (молодежь, люди среднего и пожилого возрастов), политические (элиты, работники государственного сектора), региональные (жители Юга, Севера, столицы) - имеют свои особенности в восприятии свободы, демократии, государства, власти, проявляют неодинаковую политическую активность. Системы ценностей и форм поведения, значительно отличающиеся от господствующей в государстве политической культуры, можно квалифицировать как субкультуру.

Применительно к современной России можно говорить о наличии политических субкультур у части национальных меньшинств, у жителей столицы, шахтерских регионов Севера и Сибири, части регионов «красного пояса» и т. д. Интересно, что границы этого пояса примерно совпадают с территориями, охваченными белогвардейским движением в период после Октябрьской революции 1917 г., что свидетельствует, в частности, о традиционалистской и патриотической преемственности политической культуры этих регионов.

При наличии острых политических конфликтов субкультуры могут стать питательной почвой самых различных по своей направленности (интеграционных, сепаратистских и др.) политических движений.

Хотя политическая культура представляет собой единое образование, она может включать противоречивые субкультуры и другие компоненты, являющиеся источником ее эволюции, динамики. Несмотря на свою относительную стабильность, политическая культура подвержена изменениям, происходящим под влиянием менее устойчивых элементов сознания: настроений, взглядов, интересов и т. д., которые постепенно могут овладевать широкими слоями населения и приводить к изменениям убеждений, ценностных ориентации, стереотипов и образцов поведения граждан, т. е. к эволюции политической культуры.

Политическая культура - очень богатое по своему содержанию образование, включающее ориентации человека на всю совокупность важнейших политических явлений. Поэтому она носит полиструктурный характер, причем в зависимости от критериев структурирования политической жизни можно выделять и соответствующие элементы, составные части политической культуры. Одну из структур политической культуры, ориентированную на операционализируемость, эмпирическую проверку соответствующих ценностей и образцов поведения личности, предлагает немецкий исследователь М. Каазе. Он выделяет в политической культуре демократического государства четыре важнейших области (элемента):

1. Составляющие  ее ядро ориентации по отношению  к политической системе в целом: государственно-национальная идентификация, отношение к политическому строю, политическим институтам и элитам и т. п. Эти ориентации лежат в основе определения политической системы как легитимной или не лигитимной.

2. Ориентации по  отношению к текущей политике: оценка результатов деятельности  политической системы и главных субъектов (авторов) политической жизни: партий и других политических институтов, конкретных политиков.

3. Ориентации по  отношению к процессу политического  волеобразования, в том числе  выборам, участию в политической  жизни и обеспечивающим это  политическим структурам: организациям, нормам, законам и т. д.

4. Ориентации по  отношению к себе как субъекту  политики, знание своих прав и обязанностей, ощущение собственной политической компетентности.

Возможно и другое структурирование политической культуры.

Политическая культура - это совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы; это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение; это система политического опыта, знаний, стереотипов, образцов поведения и функционирования политических субъектов.

Политическая культура - неотъемлемая составная часть общенациональной культуры и прежде всего политический опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и в конечном счете выражается в их политических, ориентациях и установках, которые, в свою очередь, определяют политическом поведение людей. В этом определении три взаимосвязанных понятия: политический опыт, сознание, политическое поведение. Это структурные элементы политической культуры.

Политический исторический опыт (наднациональных и национальных общностей) является основой развития политической культуры. Он фиксирует историю развития политических отношений в различных формах: исторических, литературных, научных памятниках, политических традициях, политической идеологии; в форме функционирующей политической системы с ее институтами, нормами, принципами, социально-политическими связями. На основе исторического познания формируются: политическое сознание; социальная память общества; утверждаются политические ориентиры и образцы политического поведения. На основе политического опыта многих поколений людей формируется их политическое сознание как система политических знаний, ценностей и идейно-политических убеждений людей, на основе которых вырабатываются устойчивые и значимые политические ориентации и установки в отношении политической системы и их месте в ней.

В политическом сознании можно выделить два основных компонента: идеологический и эмоционально-психологический.

Идеологический компонент. Любой гражданин соотносит свои политические знания, ценности убеждения с существующими политическими организациями и процедурными институтами (политическая система в целом; политический режим; партии; организации; законодательство; бюрократия; лидеры и т. п.). Происходит анализ институтов и политической системы с точки зрения ее способности удовлетворять политические потребности. Таким образом, все это можно называть инструментальным аспектом политической культуры.

Идеологический компонент

Политические знания

Знания людей о политике; о политической системе; о различных политических идеологиях; об институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе

Политические ценности

Этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях, на реализацию которых направлена политическая деятельность, например: законность, порядок, стабильность системы; социальная справедливость

Политические убеждения

Представления людей о том, какой должна быть политическая система (т. е. идеологические предпочтения), например:

демократия прямая или представительная, основанная на частной собственности; социалистическая демократия; тоталитарная система, основанная на идее национального превосходства.


Эмоционально-психологический компонент

Установки на:

Проявления 1

Политические институты и структуры

Государство может восприниматься либо как орган принуждения, либо как организующий и регулирующий инструмент

Нормативную

систему

Уважение к закону или пренебрежительное отношение к нему


 

Политические

события

Понимание их необходимости или случайности; определение качества принятия решений.

Отдельные

политические

роли

Отношение к институту президентства, лидерству в политических организациях, партиях в отношении лояльности или рациональности и т. д.); отношение к конкретным политическим деятелям (политические рейтинги) и отношение гражданина к самому себе как к участнику политического процесса, т. е. определение своего места в политической системе.

Информация о работе Современное понимание политической культуры