Логистика запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - анализ управления запасами на предприятии с помощью современных логистических методов.
Предмет исследования - организация запасов на предприятии.
Для достижения цели данной курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- выделить роль и определить место логистики при организации управления запасами на предприятии;
- определить основные методы управления запасами на предприятии,
- выделить украинскую специфику по оптимизации поставок.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 55.69 Кб (Скачать файл)

любое функциональное звено каждой организационной структуры  разрабатывает свою собственную  политику запасов, что не всегда согласовывается  на более высоком уровне;

производство, как правило, обеспечивается излишками  товарно-материальных запасов.

Следовательно, проблема запасов не может быть решена, если отдельные функции организованной структуры будут развиваться  не комплексно. Требование оптимизации  запасов привело к необходимости  разработать единую концепцию ответственности  за товарно-материальные запасы.

С развитием  логистики в фирмах началась перестройка  управления материальными запасами, стала налаживаться их тесная координация  с общим материальным потоком  фирм. В соответствии с целями этой перестройки были созданы отделы материальных потоков, не зависящие  от сектора складов производственного  отдела предприятия. Среди экстренных задач, поставленных перед вновь  созданными отделами, следует выделить «сведение до нуля погрешностей в  складировании» и «передачу данных о состоянии складских запасов  в масштабе реального времени».

Принятые  меры дали положительные результаты, — произошло повышение эффективности транспортировки товаров и погрузочно-разгрузочных работ. Однако, по мере рационализации материальных потоков, на первый план выдвинулась проблема управления складскими запасами.

Учитывая  потенциальное значение запасов, исследование логистической системы должно включить проблему управления запасами, которая  конкретизируется в следующих вопросах:

1. Какой уровень запасов необходимо иметь на каждом предприятии для обеспечения требуемого уровня обслуживания потребителя?

2. В чем состоит компромисс между уровнем обслуживания потребителя и уровнем запасов в системе логистики?

3. Какие объемы запасов должны быть созданы на каждой стадии логистического и производственного процесса?

4. Должны ли товары отгружаться непосредственно с предприятия?

5. Каково значение компромисса между выбранным способом транспортировки и запасами?

6. Каковы общие уровни запасов на данном предприятии, связанные со специфическим уровнем обслуживания?

7. Как меняются затраты на содержание запасов в зависимости од . изменения числа складов?

8. Как  и где следует размещать страховые  запасы?

Интересным  вариантом решения проблем складирования  является «производство без складов», внедрение которого невозможно без  кардинальных изменений во всем комплексе  процессов, обеспечивающих производство, да и в нем самом, и требует, значительны» финансовых затрат. При  этом, как выяснилось, необходимо было решить несколько задач, среди которых, прежде всего, выделим задачу создания высокоточной информационной системы  по складированию, позволяющей использовать банк данных в реальном масштабе времени.

При использовании  данной системы продукция выпускается  лишь в объеме, обеспечивающем сбыт. Исходное сырье и материалы закупаются только в размерах, необходимых для  удовлетворения спроса. В обратной форме эту систему можно свести к формуле: «производится только необходимая продукция, только тогда, когда это требуется, и только в требуемом объеме».

Ранее, когда  производство работало на стабильный рынок, они могло существовать без  учета этих факторов. В условиях же постоянного снижения стабильности рынка и активного отслеживания спроса дорогостоящие резервные  запасы вытесняются системой информации и надлежащей организацией управления, дающими большой эффект. В связи  с этим логистика снабжения не может абстрагироваться оттого, что  происходит на конечных стадиях. Причем ключевым фактором является знание положения  на рынке и условий доступа  на него.

Последние новшестве в сфере производства таковы: дифференциация продукции на возможно более поздней стадии производства (на базе максимально однотипных комплектующих); использование выгод массового  производства не на стадии сборки, а  на стадии изготовления комплектующих  изделий; стремление к максимальному  удовлетворению потребностей клиента  на этапе выбора товара для производства. Все это требует гибкости производства на цеховом уровне, достигаемой как  за счет расширения возможностей по переналадке оборудования, так и благодаря применению новых методов управления запасами — «Канбан» и «Точно в срок».

Суть  системы «Канбан» состоит в том, чтобы начальные запасы по своему количеству соответствовали потребностям начальной стадии производственного  процесса, а не накапливались, как  прежде. На предприятиях фирмы «Тойота» решений данной проблемы сводилось  к минимуму использования сравнительно небольших партий материалов и комплектующих  и времени операций. Масштабы межоперационного складирования сокращаются вследствие синхронизации операций и нивелировки, перерабатываемых на каждом этапе объемов  предметов труда. Что касается складирования  готовой продукции, то его объемы снижаются путем сокращения срока продолжительности каждой операции, и, прежде всего срока замены инструмента.

Одним из методов сокращения запасов, повышения  гибкости производства и возможности  противостояния возрастающей конкуренции  стал метод «Точно в сроке, получивший наибольшее распространение в США  и странах Западной Европы. В данном же контексте следует выделить и  охарактеризовать принципиальную идею метода, которая базируется на трех предпосылках (их правильность была многократно  подтверждена эмпирическим путем). Во-первых, предполагается, что заявкам потребителей готовой продукции должны соответствовать  не ее предварительно накопленные запасы, а производственные мощности, готовые  перерабатывать сырье и материалы, поступающие почти ее колес». Вследствие этого объем производственных запасов, квалифицируемый как замороженные мощности, минимизируется. Во-вторых, в  условиях минимальных запасов необходима непрерывная рационализация в организации  и управлении производством, ибо  высокий объем запасов нивелирует, в известном смысле маскирует  ошибки и недостатки в этой области, узкие места производства, не синхронизированные операции, неиспользуемые производственные мощности, ненадежную работу поставщиков  и посредников. В-третьих, для оценки эффективности производственного  процесса, Помимо уровня затрат и производительности фондов, следует учитывать срок реализации заявки, так называемую длительность полного производственного цикла. Короткие сроки реализации заявок облегчают  управление предприятием и способствуют росту конкурентоспособности благодаря  возможности оперативного и гибкого  реагирования на изменения внешних  условий.

В противоположность  традиционным методам управления, в  соответствии, с которыми центральное  звено планирования производства выдает производственные задания всем отделам  и промышленным подразделениям, при  методе «Точно в срок» централизованное планирование касается только последнего звена логистической цепи, т. е. склада готовой продукции. Вес другие производственные и снабженческие единицы получают распоряжения непосредственно от очередного, находящегося ближе к концу звена логистической цепи.

Практика  показывает, что для эффективного внедрения стратегии «Точно в  срок» необходимо изменение способа  мышления целого коллектива, занимающегося  вопросами производства и сбыта. Традиционный стереотип мышления типа «чем больше, лучше» должен быть заменен  схемой «чем меньше, тем лучше», если речь идет об уровне запасов, использовании  производственных мощностей предположительности  производственного цикла или  о величине партии продукции.

Результаты  подробного анализа, проведенного по внедрению  концепции «Точно в сроке на западноевропейских предприятиях, являются многообещающими. Усредненные данные, полученные более  чем на 100 обследованных объектах (отдельные проекты функционируют на фирмах непрерывно от 2 до 5 лет), таковы:

запасы  незавершенного производства сократились  более чем на 80%;

запасы  готовой продукции сократились  примерно на 33%;

объем непроизводственных запасов (материалов и кооперированных  деталей) колебался от 4 часов до 2 дней по сравнению с 5-15 днями до внедрения метода «Точно в срок»;

продолжительность производственного цикла (срок реализации заданий всей логистической цепи) снизилась примерно на 40%;

производственные  издержки снизились на 10-20%;

значительно повысилась гибкость производства.

Затраты, связанные с подготовкой и  внедрением стратегии «Точно в срок», относительно невелики и окупались, как правило, уже через несколько  месяцев функционирования систем.

В течение  последних 15 лет в промышленно развитых странах было разработано множество моделей, имеющих отношение к различных вопросам управления запасами. При помощи моделирования доказывается эффективность применяемых мер внутри производства или производственной программы, поскольку могут быть измерены периоды прохода продукта через всю технологическую линию. При помощи моделирования можно также проверить проекты гибких производственных участков, обслуживаемых автоматическими транспортными средствами, оценить затраты на материально-техническое снабжение производства. Проектирование складов с применением компьютера дает возможности получить информацию об их оптимальной системе, величине необходимых капиталовложений и затратах на эксплуатацию складов.

Фирмы часто  используют математические модели для  выбора уровней запасов путем  балансирования затрат на подготовительные операции или расходов на выполнение заказа и сопоставления затрат при  дефиците запасов с затратами  на хранение запасов. Затраты на хранение запасов включают в себя не только затраты на содержание запасов на складе, издержки вследствие порчи  продукции, а стоимость морального износа, но и издержки капитала, иными  словами, норму прибыли, которую  можно было бы получить, используй  другие возможности инвестирования при эквивалентном риске.

Один  из вариантов снижения риска при  хранении запасов — использование технологий, основанных на системах гибкого производства, на его роботизации. В данном случае преимуществом является сокращение времени и затрат на подготовительные операции, Это делает экономически выгодным изготовление изделий небольшими партиями, что особенно важно в условиях жесткой конкуренции и постоянных изменений требований рынка. Особенно важно подчеркнуть, что одновременно существенно снижается и риск морального устранения запасов.

Логистическая система управления запасами проектируется  с целью непрерывного обеспечения  потребителя каким-либо видом материального  ресурса. Реализация этой цели достигается  решением следующих задач:

учет  текущего уровня запаса на складах  различных уровней;

определение размера гарантийного (страхового) запаса;

расчет  размера заказа;

определение интервала времени между заказами.

Для ситуации, когда отсутствуют отклонения от запланированных показателей и  запасы потребляются равномерно, в  теории управления запасами разработаны  две основные системы управления, которые решают поставленные задачи, соответствуя цели непрерывного обеспечения  потребителя материальными ресурсами. Также системами являются:

1. Система  управления запасами с фиксированным  размером заказа;

2. Система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами.

2.1. Анализ системы с фиксированным размером заказа

Само  название говорит об основополагающем параметре системы. Это — размер заказа. Он строго зафиксирован и не меняется ни при каких условиях работы системы. Определение размера заказа является, поэтому первой задачей, которая решается при работе с данной системой управления запасами.

В отечественной  практике зачастую возникает ситуация, когда размер заказа определяется по каким-либо частным организационным  соображениям. Например, удобство транспортировки  или возможность загрузки складских  помещений.

Между тем  в системе с фиксированным  размером заказа объем закупки должен быть не только рациональным, но и оптимальным, т. е. самым лучшим. Поскольку мы рассматривается  проблема управления запасами в логистической  системе отдельной организации  или экономики в целом, то критерием  оптимизации должен быть минимум  совокупных затрат на хранение запасов  и повторение заказа. Данный критерий учитывает три фактора, действующих  на величину названных совокупных затрат:

1. Используемая площадь складских помещений.

2. Издержки на хранение запасов.

3. Стоимость оформления заказа.

Эти факторы  тесно взаимосвязаны между собой, причем само направление их взаимодействия неодинаково в разных случаях. Желание  максимально сэкономить затраты  на хранение запасов вызывает рост затрат на оформление заказов. Экономия затрат на повторение заказа приводит к потерям, связанным с содержанием  излишних складских помещений, и, кроме  того, снижает уровень обслуживания потребителя. При максимальной загрузке складских помещений значительно  увеличиваются затраты на хранение запасов, более вероятен риск появления  неликвидных запасов.

Использование критерия минимизации совокупных затрат на хранение запасов и повторный  заказ не имеют смысла, если время  исполнения заказа чересчур продолжительно, спрос испытывает существенные колебания, а цены на заказываемые сырье, материалы, полуфабрикаты и пр. сильно колеблются, в таком случае нецелесообразно  экономить на содержании запасов. Это  вероятнее всего приведет к невозможности  непрерывного обслуживания потребителя, что не соответствует цели функционирования логистической системы управления запасами. Во всех других ситуациях  определение оптимального размера  заказа обеспечивает уменьшение издержек на хранение запасов без потери качества обслуживания.

Оптимальный размер заказа по критерию минимизации  совокупных затрат на хранение запаса и повторение заказа рассчитывается по формуле (она называется формулой Вильсона):

 

ОРЗ = 2AS / i,                                                                (4)

 

Где:   ОРЗ - оптимальный размер заказа, шт.,

А - затраты на поставку единицы заказываемого продукта, грн.

S - потребность в заказываемом продукте, шт.

I - затраты на хранение единицы заказываемого продукта,  грн /шт.

Затраты на поставку единицы заказываемого  продукта (А) включают следующие элементы:

стоимость транспортировки  заказа,

затраты на разработку условий поставки,

стоимость контроля исполнения заказа,

Информация о работе Логистика запасов