Шпаргалка по дисциплине "Литература"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 18:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Литература".

Вложенные файлы: 1 файл

Литература.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

«...так кто ж ты, наконец?

— Я — часть той силы, что  вечно хочет зла и вечно  совершает благо.» Гёте, «Фауст».

По проблематике роман социальный и нравственно-философский.

Проблемы: социальные, взяточниство, любовь, религия.

Цветовая символика: шляпа, желтые цветы, черный цвет, плащ с красным  подбоем.

Цитаты: «Интереснее всего в этом вранье то, что оно — вранье от первого до последнего слова. (Воланд)», «Он не заслужил света, он заслужил покой. (Левий Матвей), «Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые. (Иешуа)», «Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу…(Азазелло)», «Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая! (Воланд)», «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Иешуа)», «<…> трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. <…> Нет, философ, я тебе возражаю. Это самый страшный порок. (Иешуа, Понтий Пилат)», «Факт — самая упрямая в мире вещь. (Воланд)», «Всюду гудело слово «червонцы, червонцы», слышались вскрикивания «ах, ах!» и веселый смех. Кое-кто уже ползал в проходе, шаря под креслами. Многие стояли на сиденьях, ловя вертлявые, капризные бумажки.»

 

Александр Трифонович Твардовский (8 (21) июня 1910- 18 декабря 1971)

Лирика:

«Вся суть в одном – единственном завете…» (поэт и поэзия) («А я лишь смертный. За свое в ответе,/Я об одном при жизни хлопочу:/О том, что знаю лучше всех на свете,/Сказать хочу. И так, как я хочу.»)

Цикл «Памяти матери» посвящен матерям и затрагивает разные темы, связанные с этим образом («Прощаемся мы с матерями…»- тема прощания.)

«В краю, куда их вывезли гуртом…»- воспоминания матери о малой родине, тема смерти. «Теперь над ней березы, хоть не те,

 Что снились за тайгою  чужедальнею.

 Досталось прописаться в  тесноте

 На вечную квартиру коммунальную.»

«Как не спеша садовники орудуют…» - посадка деревьев и процесс захоронения солдат.(« Но как могильщики — рывком —/ Давай, давай без передышки, —/ Едва свалился первый ком,/ И вот уже не слышно крышки./Они минутой дорожат,/ У них иной, пожарный навык:/ Как будто откопать спешат,/ А не закапывают навек.»

 

«Перевозчик-водогребщик» - воспоминания о разных краях, история жизни  девушки в разные годы, тема смерти.

«Я знаю, никакой моей вины» - ощущение чувства вины за невозможность спасения людей от смерти во время войны. («Я знаю, никакой моей вины/В том, что другие не пришли с войны,/В то, что они - кто старше, кто моложе -/Остались там, и не о том же речь,/Что я их мог, но не сумел сберечь,-/Речь не о том, но все же, все же, все же...»)

 

«Василий Теркин» 1942

Поэма

В.Теркин показан национальным героем, сочетающим лучшие черты русского характера.

«Переправа» - Теркин показан самоотверженным  солдатом, описана картина смерти русских воинов («желторотов») («Растирали, растирали.../Вдруг он молвит, как  во сне:- /Доктор, доктор, а нельзя ли /Изнутри погреться мне,/Чтоб не все на кожу тратить?», «Гладкий, голый, как из бани,/Встал, шатаясь тяжело./Ни зубами, ни губами/  Не работает - свело.», «Переправа, переправа!/Пушки бьют в кромешной мгле./Бой идет святой и правый./Смертный бой не ради славы,/Ради жизни на земле.»)

«Два Солдата» - вера в победу, хозяйственность, связь поколений, тяжелое положение  мирных жителей (прячут еду). («Сам пилу берет:/- А ну-ка...-/И в руках  его пила,/Точно поднятая щука,/Острой спинкой повела.», «Осмотрев часы детально, -/Все ж часы, а не пила, -/Мастер тихо и печально/Посвистел:/  - Плохи дела.../Но куда-то шильцем сунул,/

Что-то высмотрел в пыли,/Внутрь куда-то дунул, плюнул, -/Что ты думаешь, - пошли!», «Все припомнил, все проверил,/Подогнал и под конец/Он вздохнул у самой двери /И сказал:/- Побьем, отец...»)

«Поединок» - мужество стойкость, осознание  того, что немец сильнее, ненависть  к врагу. («Кто ты есть, что к нашей  бабке/Заявился на порог,/Не спросясь, не скинув шапки/И не вытерши сапог?/ Со старухой сладить в силе?/ Подавай! Нет, кто ты есть,/Что должны тебе в России/Подавать мы пить и есть?», «Человек ты? Нет. Подлец!», «Только Теркин не в обиде./Не затем на смерть идешь,/Чтобы кто-нибудь увидел./Хорошо б. А нет - ну что ж...», «Видеть, знать, что каждый встречный-/Поперечный - это свой./Не знаком, а рад сердечно,/Что вернулся ты живой.»_

«Смерть и воин» - не боится умирать, но хочет быть еще полезным, мечтает увидеть праздничный салют, даже смерть поражена взаимовыручкой русских солдат. («- Я не худший и не лучший,/Что погибну на войне./Но в конце ее, послушай,/Дашь ты на день отпуск мне?/  Дашь ты мне в тот день последний,/В праздник славы мировой,/Услыхать салют победный,/Что раздастся над Москвой?», «Буду плакать, выть от боли,/Гибнуть в поле без следа,/Но тебе по доброй воле/Я не сдамся никогда.», «  И подумала впервые/

Смерть, следя со стороны:/"До чего они, живые,/Меж собой свои - дружны./

Потому и с одиночкой/Сладить надобно суметь,/Нехотя даешь отсрочку"./И, вздохнув, отстала Смерть.»

 

Борис Леонидович Пастернак. (29 января (10 февраля) 1890- 30 мая 1960)

Футурист, символист, «космическая»  поэзия.

Мотивы лирики:

1.Поэт и поэзия, творчество.

«Февраль. Достать чернил и плакать!» («Под ней проталины чернеют,/ И  ветер криками изрыт,/И чем  случайней, тем вернее/Слагаются стихи навзрыд.»), «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Определение поэзии» («Это - круто налившийся свист,/ Это - щелканье сдавленных льдинок./ Это - ночь, леденящая лист,/ Это - двух соловьев поединок.»), «Про эти стихи.» («Кто тропку к двери проторил,/К дыре, засыпанной крупой,/Пока я с Байроном курил,/Пока я пил с Эдгаром По?/Пока в Дарьял, как к другу, вхож,/Как в ад, в цейхгауз и в арсенал,/Я жизнь, как Лермонтова дрожь,/Как губы в вермут окунал.»)

2.Философская

«Гамлет», «Снег идет» («Снег идет, густой-густой./В ногу с ним, стопами теми,/В том же темпе, с ленью той/ Или с той же быстротой,/ Может быть, проходит время?/ Может быть, за годом год/ Следуют, как снег идет,/ Или как слова в поэме?», «Сосны» («И вот, бессмертные на время,/Мы к лику сосен причтены/И от болезней, эпидемий/И смерти освобождены.» («И белому мертвому царству,/Бросавшему мысленно в дрожь,/Я тихо шепчу: "Благодарствуй,/Ты больше, чем просят, даешь".»), «Июль» («Июль, таскающий в одёже/ Пух одуванчиков, лопух,/Июль, домой сквозь окна вхожий,/Всё громко говорящий вслух./Степной нечесаный растрепа,/Пропахший липой и травой,/Ботвой и запахом укропа,/ Июльский воздух луговой.»)

3.Любовная 

«Зимняя ночь» («На озаренный потолок/Ложились тени,/Скрещенья рук, скрещенья ног,/Судьбы скрещенья./И падали два башмачка/Со стуком на пол./И воск слезами с ночника/На платье капал.»), «Любить иных – тяжелый крест» («Любить иных - тяжелый крест,/ А ты прекрасна без извилин,/ И прелести твоей секрет/ Разгадке жизни равносилен.»), «Никого не будет в доме».

 

Александр Исаевич Солженицын (11 декабря 1918- 3 августа 2008)

«Один день Ивана Денисовича» 1959

Реализм, рассказ, эпос.

Г.Г. Алешка Баптист (очень религиозный человек) , Гопчик (19летний подросток), И.Д.Шухов (представитель крестьянства с деловой хваткой и органическим складом мышления), Кавторанг Буйновский (морской офицер), Кильдигис Иоганн (Ваня, латыш), Сенька Клевшин (глухонемой, попал в плен), Андрей Прокофьевич Тюрин (бригадир), Фетюков (достоинства – ноль), Цезарь Маркович (столичный интеллигент, бывший кинодеятель, в лагере ведет «сравнительно» барскую жизнь).

Идея: главное сохранить в себе человеческое достоинство вне человеческих условиях.

Цитаты: «Все ж ты есть, Создатель, на небе. Долго терпишь, да больно бьешь.», «Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для начальника делаешь – дай показуху.», «Что высоко у людей, то мерзость перед Богом! Молиться надо о духовном: чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал…», «Брюхо – злодей, старого добра не помнит, завтра опять спросит.», «- Потому, Алешка, что молитвы те, как заявления, или не доходят, или "в жалобе отказать".».

 

«Матренин двор»  1959-60

Реализм, повесть, эпос

Г.Г.Григорьева Матрена Васильева, Игнатич (рассказчик), Кира, Маша (близкая подруга), Фадей Миронович, Ефим.

Матрена –  образ русской праведницы, она  живет не собственными интересами, а для других, бескорыстно помогает, ради Киры готова на все, работает в  колхозе за трудодни, даже не пользуется льготами от гос-ва.

Контрастно изображаются родственники Матрены еще при жизни начавшие делить имущество.

История жизни  героини – цепь испытаний, житие (рождение, воспитание, препятствие, причисление  к лику святых). Первонач.название : «Не стоит село без праведника».

Цитаты: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей.», «Две загадки в мире есть: как родился — не помню, как умру — не знаю.».


Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Литература"