Шпаргалка по дисциплине "Литература"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 18:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Литература".

Вложенные файлы: 1 файл

Литература.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

 

Мцыри. 1839

Романтизм, лиро-эпический, поэма.

Эпиграф : Вкушая, вкусих мало меда, и  се аз умираю»

Форма исповеди героя используется с целью раскрытия глубины  и искренности чувств.

Цитаты: «Змея скользила меж  камней,/Но страх не сжал души моей,/Я  сам, как зверь, был чужд людей/И полз и прятался, как змей.»

 

Герой нашего времени. 1838—1840

Реализм+романтизми, эпос, роман.

Г.Г. Григорий Александрович Печорин, Бэла, Максим Максимыч, Вера, Княжна Мери, Грушницкий, Вернер, Вулич.

Автор нарушает хронологию с целью  раскрытия характера героя.

Характер Печорина раскрывается через  его отношение 1.К любви. 2.К смерти 3.К проблеме судьбы.

Цитаты: «Наша публика так ещё молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце её не находит нравоучения.», «В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге.», «Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается.», «О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!..», «Женщины любят только тех, которых не знают.», «Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает… То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков… Грушницкий)», «После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом?» «У меня врожденная страсть противоречить» «Что ж? умереть так умереть! Потеря для меня небольшая, да и мне самому порядочно уже скучно.»

 

Песня про купца Калашникова. 1837

Реализм, лиро-эпический, историческая песня.

В.Г.белинский : Задачей М.Ю.Лермонтова было проникновение в быт и  психологию нравов, отражение жестокой действительности, простодушной суровости  и нравов.»

Цитаты: "Я скажу тебе, православный царь:Я убил его вольною волей,А за что, про что — не скажу тебе,Скажу только богу единому.Прикажи меня казнить — и на плаху нестьМне головушку повинную;Не оставь лишь малых детушек,Не оставь молодую вдовуДа двух братьев моих своей милостью...""Хорошо тебе, детинушка,Удалой боец, сын купеческий,Что ответ держал ты по совести.»

 

Н.В.Гоголь. (20 марта (1 апреля) 1809- 21 февраля (4 марта) 1852)

«Шинель» 1842

Реализм, эпос, повесть.

Г.Г. Акакий Акакиевич Башмачкин, умирает  не столько от физ.болезни, сколько от душевной.

Финал повести позитивен: Ак.Ак. хоть на том свете, но обретает покой. Значит лицо становится участливее к жизни  других людей.

Цитаты: «Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков, канцелярий и, словом, всякого рода должностных сословий. Теперь уже всякой частный человек считает в лице своем оскорбленным всё общество.», «Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения.» «Обыкновенный разговор его с низшими отзывался строгостью и состоял почти из трех фраз: «как вы смеете? знаете ли вы, с кем говорите? понимаете ли, кто стоит перед вами?» Впрочем он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив; но генеральский чин совершенно сбил его с толку.»

 

Ревизор. 1836

Реализм, драма, комедия.

Г.Г.  А.А.Сквозник-Дмухановский, Анна Андреевна, Марья Антоновна,Лука Лукич Хлопов (смотритель), Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин (судья), А.Ф.Земляника (попечитель богоугодных заведений), Иван Кузмич Шпекин (почтмейстер), П.И.Добчинский и Бобчинский, Иван Александрович Хлестаков,Осип.

Задача автора высмеять пороки общества 30х годов : чинопочитание, лицемерие, взяточниство, глупость. Движущая сила – страх чиновников.

Новаторство Гоголя : 1.Наличие опоясывающих сцен ( сцена взятки, чтение письма)

2. нет 4 стены (Над кем смеетесь? Над собой смейтесь!)

3.Двойная завязка и развязка.

Цитаты: Городничий «Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-богу, врет. Она сама себя высекла!» Хлестаков «У меня легкость необыкновенная в мыслях.»

 

Мертвые души. 1842

Реализм, лиро-эпический, поэма.

Г.Г. Павел Иванович Чичиков, Н.П.Коробочка, Манилов, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.

 Гоголь использует разные типы комического:

1.Сатира – общее высмеивание ситуации

2.Ирония – во внешнем описании  помещиков, ситуаций, положений,  в изображении людей из народа.

3.Сарказм – в раскрытии внутреннего  лица помещиков

4.Гротеск – в изображении  Плюшкина.

Цитаты: Чичиков: Полюби нас чёрненькими, а беленькими нас всякий полюбит., Чичиков: Господи боже! Какое необъятное расстояние между знанием света и умением пользоваться этим знанием!, Собакевич: Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья., « Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа.,»

 

Александр Николаевич Островский (31 марта (12 апреля) 1823-2 (14) июня 1886)

«Гроза» 1859

Реализм, драма, драма.

Г.Г. С.П.Дикой (жадный купец, самодур» - Н.А.Добролюбов), Борис Григорьевич, Марфа Игнатьевна Кабанова, Тихон Иванович Кабанов, Катерина, Варвара, Кулигин,  Ваня Кудряш, Феклуша, Глаша, Шапкин.

Город: Калинов (несуществующий)

Островский по праву считается  родоначальником психологической  драмы в русской литературе т.к. в центре его произведений стоит  женщина.

Цитаты: Кулигин (тип новых людей) – «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной вы не увидите», «Честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить», «А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают и не столько из корысти, сколько из зависти» (цитаты отображают жестокие нравы «темного царства). Борис «Здесь что вышла замуж, что схоронили — все равно». Барыня «А ты молись богу, чтоб отнял  красоту-то! Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей….В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей!» Катерина «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу!...что в могилу! В могиле лучше…»

 

Иван Сергеевич Тургенев (28 октября (9 ноября) 1818- 22 августа (3 сентября) 1883)

«Отцы и Дети» 1862

Реализм, эпос, роман.

Год : 1859

Г.Г. Базаров Василий Иванович (отец), Базаров Евгений Васильевич, Базарова Арина Власьевна, Екатерина и Анна Сергеевна Одинцовы, Кирсанов Аркадий Николаевич, Кирсанов Николай Петрович, Кирсанов Павел Петрович, Фенечка, Ситников, Кукшина Авдотья Никитишна.

 

Е.В.Базаров

П.П.Кирсанов

Реформы

Прежде, чем строить новое, надо разрушить старое

Мелкие перемены необходимы, но не революц.путем

Авторитеты

Отрицает

Ориентируется на них

Принципы

Отрицает

«Без принципов живут глупцы»

Природа

«Природа – храм, а мастерская, и человек в ней работник»

Необходимость созерцания природы

Наука

Естественно-науч.знания (практическая польза)

Естеств.-науч.знания + гуманитарные знания

Искусство

«Рафаэль гроша медного не стоит»

Человек не может жить без искусства

Любовь

Физическая болезнь

Чувство, определяющее судьбу человека.


Роман социально-философский, идея романа : любая теория имеет право на существование, если она выдерживает проверку жизнью.

 

Федор Иванович Тютчев (23 ноября (5 декабря) 1803- 15 (27) июля 1873)

Мотивы лирики:

  1. Пейзажная

«Полдень» («И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет; И сам теперь великий Пан В пещере нимф покойно дремлет»), «Есть в осени первоначальной»

2.Философская лирика

«Певучесть есть в морских волнах» (Взаимосвязь человека и природы, разлад с ней, «Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с нею сознаем», «…Душа не то поет, что, море, И ропщет мыслящий тростник?», «Всё безответен и поныне Глас вопиющего в пустыне, Души отчаянной протест?»). «С поляны коршун поднялся», «Silentium» («Молчание») (Отказывает земному языку в способности передать глубину чувства, гармония человека  «Лишь жить в себе самом умей —Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи, — Внимай их пенью — и молчи!..»). «Не то, что мните вы, природа» («Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик- В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...»). «Умом Россию не понять», «Нам не дано предугадать» («Нам не дано предугадать,  Как слово наше отзовется, — И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать...»)

3.Любоная

«О как убийственно мы любим», «К.Б.» (Я встретил вас…) («Я встретил вас — и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое  — И сердцу стало так тепло...», «Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь  заговорила вновь, — И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!..».

 

Афанасий Афанасьевич Фет (Шенши́н), (5 декабря 1820- 3 декабря 1892)

Мотивы лирики:

  1. Природа.

«Заря прощается с землею…» («Заря прощается с землею, Ложится пар на дне долин, Смотрю на лес, покрытый мглою, И на огни его вершин»), «Вечер» («Далеко, в полумраке, луками Убегает на запад река. Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака»), «Это утро, радость эта…» («Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,  Эта  ночь без сна,  Эта мгла и жар постели,  Эта дробь и эти трели, Это всё — весна»), «Еще майская ночь» («Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь.», «Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной — и последней, может быть».

2.Тема поэта и поэзии. «Одним  толчком согнать ладью живую…»  («Шепнуть о том, пред чем  язык немеет, Усилить бой бестрепетных  сердец — Вот чем певец лишь  избранный владеет, Вот в чём его и признак и венец»).

3.Тема любви

«Шепот, робкое дыханье…» («Ряд волшебных изменений Милого лица…», «И лобзания, и слезы, И заря, заря!..», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…».

4.Филлософская

«Учись у них, у дуба, у  березы…», «Еще майская ночь».

 

Иван Александрович Гончаров (6 (18) июня 1812- 15 (27) сентября 1891)

«Обломов» 1859

Реализм, эпос, роман.

Г.Г. Илья Ильич Обломов, Захар, Ильинская  Ольга Сергеевна, Марья Михайловна (тетя Ильинской), Мухояров Иван Матвеевич, Пщеницына Агафья Матвеевна,Тарантьев Михей Андреевич, Штольц Андрей Иванович.

Визитеры Обломова:

1.Волков-светский франт, заботящийся  о собственной внешности. О. осуждает его за пустую трату времени на развлечения. Он должен быть цельным и не «раздробляться на мелочи по пустякам». Мечтает о тихой семейной жизни в деревни.

2.Судьбинский-устраивает собственную  жизнь за счет выслуги и  удачной женитьбы. О. осуждает  его за отсутствие в его  деят-ти ума, воли, чувства.

3.Пенкин-писатель, выдающий себя  за талантливого литератора.(«был одет с умышленной небрежностью».) О. не понимает зачем нужно «тратить мысли, душу на мелочи, менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать натуру».

4.Алексеев- «не то, не сё», «присутствие  его ничего не даст обществу, так же как ничего не отнимет от него».

5.Тарантьев-циничный карьерист,  взяточник с богатым опытом  находить выходы из ситуации.

Визитеры выполняют двойную  функцию: 1.раскрывают характер О., показывая  его как человека с богатым  внутр.миром, мыслящим. 2.Совокупный портрет светского общества.

В основе сюжета любовный конфликт, но по проблематике роман оц-философский.

Цитаты: «— Ну, полно лежать! — сказал он, — надо же встать… А впрочем, дай-ка я прочту ещё раз со вниманием письмо старосты, а потом уж и встану», «Дружба утонула в любви.», «Недаром говорят, что женщинам верить нельзя: они лгут и с умыслом - языком, и без умысла - взглядом, улыбкой, румянцем, даже обмороками...», «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием.», «Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни.», «Странно подействовало ученье на Илью Ильича: у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе.», «-…Кто проклял тебя, Илья? Ты добр, умен

. нежен, благороден…и гибнешь…Что  сгубило тебя? Нет имени этому  злу. –Есть. Обломовщина.» Диалог  Ильинской и Обломова

!Гончаров-мастер портрета!

 

Николай Алексеевич Некрасов (28 ноября (10 декабря) 1821- 27 декабря 1877)

Мотивы лирики:

1.Тема русской женщины.

«Тройка»

2.Тема любви.

«Я не люблю иронии твоей» («Я не люблю иронии твоей, /Оставь ее отжившим и нежившим, /А нам с тобой, так горячо любившим, /Еще остаток чувства сохранившим, —

Нам рано предаваться ей!»), «Мы  с тобой бестолковые люди» («Если  проза в любви неизбежна, /Так  возьмем и с нее долю счастья: /После ссоры так полно, так  нежно 

Возвращенье любви и участья...»)

3.Тема народа

«Элегия» («Пускай нам говорит  изменчивая мода,/Что тема старая "страдания  народа"/И что поэзия забыть ее должна./Не верьте, юноши! не стареет  она.»), «Железная дорога» («Да не робей за отчизну любезную.../Вынес  достаточно русский народ,/Вынес эту дорогу железную -/Вынесет всё, что господь ни пошлет!/Вынесет всё - и широкую, ясную/Грудью дорогу проложит себе./Жаль только - жить в эту пору прекрасную/Уж не придется - ни мне, ни тебе.»

4.Тема поэта и поэзии

 «Поэт и гражданин», «О муза! Я у двери гроба!» («Не плачь! завиден жребий наш,

Не наругаются над нами:/Меж мной и честными сердцами/Порваться долго  ты не дашь

Живому, кровному союзу!/Не русский - взглянет без любви/На эту бледную, в крови,/Кнутом иссеченную музу...»), «Вчерашний день, в часу шестом…», «Элегия» («Я лиру посвятил народу своему. /Быть может, я умру неведомый ему, /Но я ему служил — и сердцем я спокоен...»).

 

«Кому на Руси жить хорошо» 1865-1867

Реализм, лироэпический, поэма.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Литература"