Цветаева: труды и жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 09:33, биография

Краткое описание

Русская поэтесса. Дочь ученого, специалиста в области античной истории, эпиграфики и искусства, Ивана Владимировича Цветаева. Романтический максимализм, мотивы одиночества, трагической обреченности любви, неприятие повседневного бытия (сборники "Версты", 1921, "Ремесло", 1923, "После России", 1928; сатирическая поэма "Крысолов", 1925, "Поэма Горы", "Поэма Конца", обе — 1926). Трагедии ("Федра", 1928). Интонационно-ритмическая экспрессивность, парадоксальная метафоричность. Эссеистская проза ("Мой Пушкин", 1937; воспоминания об А. Белом, В. Я. Брюсове, М. А. Волошине, Б. Л. Пастернаке и др.). В 1922 — 39 в эмиграции. Покончила жизнь самоубийством.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 24.98 Кб (Скачать файл)

Русская поэтесса. Дочь ученого, специалиста в области  античной истории, эпиграфики и искусства, Ивана Владимировича Цветаева. Романтический  максимализм, мотивы одиночества, трагической  обреченности любви, неприятие повседневного  бытия (сборники "Версты", 1921, "Ремесло", 1923, "После России", 1928; сатирическая поэма "Крысолов", 1925, "Поэма  Горы", "Поэма Конца", обе  — 1926). Трагедии ("Федра", 1928). Интонационно-ритмическая  экспрессивность, парадоксальная метафоричность. Эссеистская проза ("Мой Пушкин", 1937; воспоминания об А. Белом, В. Я. Брюсове, М. А. Волошине, Б. Л. Пастернаке и др.). В 1922 — 39 в эмиграции. Покончила жизнь самоубийством.

Биография

Родилась 26 сентября (8 октября н.с.) в Москве в высококультурной семье. Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Мать происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой. Умерла в 1906, оставив двух дочерей на попечение отца.

Детские годы Цветаевой  прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она  продолжила его в пансионах Лозанны  и Фрейбурга. В шестнадцать лет  совершила самостоятельную поездку  в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы.

Стихи начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки), печататься с шестнадцати, а два  года спустя тайком от семьи выпустила  сборник «Вечерний альбом», который  заметили и одобрили такие взыскательные  критики, как Брюсов, Гумилев и  Волошин. С первой встречи с Волошиным  и беседы о поэзии началась их дружба, несмотря на значительную разницу в  возрасте. Она много раз была в  гостях у Волошина в Коктебеле. Сборники ее стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание своей  творческой самобытностью и оригинальностью. Она не примкнула ни к одному из литературных течений.

В 1912 Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, который стал не только ее мужем, но и самым близким другом.

Годы Первой мировой  войны, революции и гражданской  войны были временем стремительного творческого роста Цветаевой. Она  жила в Москве, много писала, но почти  не публиковалась. Октябрьскую революцию  она не приняла, видя в ней восстание  «сатанинских сил». В литературном мире М. Цветаева по-прежнему держалась  особняком.

В мае 1922 ей с дочерью  Ариадной разрешили уехать за границу  — к мужу, который, пережив разгром  Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго  жили в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925 после рождения сына семья перебралась  в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Жить в столицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях.

Творческая энергия  Цветаевой, невзирая ни на что, не ослабевала: в 1923 в Берлине, в издательстве «Геликон», вышла книга «Ремесло», получившая высокую оценку критики. В 1924, в пражский период — поэмы «Поэма Горы», «Поэма Конца». В 1926 закончила поэму «Крысолов», начатую еще в Чехии, работала над поэмами «С моря», «Поэма Лестницы», «Поэма Воздуха» и др. Большинство  из созданного осталось неопубликованным: если поначалу русская эмиграция  приняла Цветаеву как свою, то очень  скоро ее независимость, ее бескомпромиссность, ее одержимость поэзией определяют ее полное одиночество. Она не принимала  участия ни в каких поэтических  или политических направлениях. Ей «некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться», «одна  всю жизнь, без книг, без читателей, без друзей...». Последний прижизненный сборник вышел в Париже в 1928 —  «После России», включивший стихотворения, написанные в 1922 — 1925.

К 1930-м годам Цветаевой  казался ясным рубеж, отделивший ее от белой эмиграции: «Моя неудача  в эмиграции — в том, что  я не эмигрант, что я по духу, т.е. по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда...» В 1939 она восстановила свое советское гражданство и  вслед за мужем и дочерью возвратилась на родину. Она мечтала, что вернется в Россию «желанным и жданным гостем». Но этого не случилось: муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия была в лагере. Цветаева жила в Москве по-прежнему в одиночестве, кое-как перебиваясь переводами. Начавшаяся война, эвакуация забросили ее с сыном в Елабугу. Измученная, безработная и одинокая поэтесса 31 августа 1941 покончила с собой.


Информация о работе Цветаева: труды и жизнь