Жизнь и труды Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 18:10, доклад

Краткое описание

Жизнь Аристотеля. Отец Аристотеля Никомах был врачом города Стагиры, а также придворным медиком Аминты III, царя соседней Македонии. Рано оставшись без родителей, юноша воспитывался в Атарнее у Проксена, своего родственника. В возрасте восемнадцати лет он отправился в Афины и поступил в Академию Платона, где оставался около двадцати лет, вплоть до смерти Платона ок. 347 до н.э. За это время Аристотель изучил философию Платона, а также ее сократические и досократические источники и многие другие дисциплины.

Вложенные файлы: 1 файл

Аристотель длинно.docx

— 42.91 Кб (Скачать файл)

 

                                             АРИСТОТЕЛЬ (Aristoteles) Стагирский

                                                               384 – 322 до н. э. 

      Жизнь Аристотеля. Отец Аристотеля Никомах был врачом города Стагиры, а также придворным медиком Аминты III, царя соседней Македонии. Рано оставшись без родителей, юноша воспитывался в Атарнее у Проксена, своего родственника. В возрасте восемнадцати лет он отправился в Афины и поступил в Академию Платона, где оставался около двадцати лет, вплоть до смерти Платона ок. 347 до н.э. За это время Аристотель изучил философию Платона, а также ее сократические и досократические источники и многие другие дисциплины. По-видимому, Аристотель преподавал в Академии риторику и другие предметы. В этот период в защиту платоновского учения им были написаны несколько диалогов популярного характера. Возможно, к этому же времени относятся работы по логике, Физика и некоторые разделы трактата «О душе». Широко распространенная легенда о серьезных трениях и даже открытом разрыве между Аристотелем и Платоном еще при его жизни не имеет под собой оснований. Даже после смерти Платона Аристотель продолжал считать себя платоником. В Никомаховой этике, написанной гораздо позже, в зрелый период творчества, имеется трогательный экскурс, в котором чувство благодарности наставнику, приобщившему нас к философии, уподобляется благодарности, которую мы должны испытывать в отношении богов и родителей. Однако ок. 348-347 до н.э. преемником Платона в Академии стал Спевсипп. Многие члены Академии, и среди них Аристотель, были недовольны этим решением. Вместе со своим другом Ксенократом он оставил Академию, войдя в небольшой кружок платоников, собранный Гермием, правителем Асса, небольшого города в Малой Азии. Вначале здесь, а позднее в Митилене на о. Лесбос Аристотель посвятил себя преподавательской и исследовательской деятельности. Критикуя Спевсиппа, Аристотель занялся выработкой такой интерпретации учения Платона, которая, как ему казалось, ближе к философии учителя, а также лучше согласуется с действительностью. К этому времени их отношения с Гермием сделались более тесными, и под его влиянием Аристотель, следуя принципиальной ориентации платонизма на практику, увязал свою философию с политикой. Гермий был союзником македонского царя Филиппа II, отца Александра, так что, возможно, именно благодаря Гермию Аристотель в 343 или 342 до н.э. получил приглашение занять должность наставника юного наследника престола, которому было тогда 13 лет. Аристотель принял предложение и переехал в столицу Македонии Пеллу. О личных отношениях двух великих людей известно мало. Судя по сообщениям, которыми мы располагаем, Аристотель понимал необходимость политического объединения мелких греческих полисов, но стремление Александра к мировому господству ему не нравилось. Когда в 336 до н.э. Александр взошел на престол, Аристотель возвратился на родину, в Стагиру, а год спустя вернулся в Афины.  В 347 г. до н. э. Аристотель женился на Пифиаде, приёмной дочери Гермия, тирана Ассоса в Троаде. . У Аристотеля и Пифиады была дочь, Пифиада . В 345 г. до н. э. Гермий выступает против персов, за что был свергнут ими и казнён. Аристотель вынужден уехать в Митилины.

      Хотя Аристотель продолжал считать себя платоником, характер его мышления и идеи оказались теперь иными, что вступало в прямое противоречие со взглядами преемников Платона в Академии и некоторыми положениями учения самого Платона. Этот критический подход выразился в диалоге « О философии», а также в ранних разделах работ, которые дошли до нас под условными названиями «Метафизика», «Этика»и «Политика». Чувствуя свое идейное расхождение с господствующим в Академии учением, Аристотель предпочел основать в северо-восточном предместье Афин новую школу - Ликей. Целью Ликея, как и целью Академии, было не только преподавание, но и самостоятельные исследования. Здесь Аристотель собрал вокруг себя группу одаренных учеников и помощников. Совместная деятельность оказалась в высшей степени плодотворной. Аристотель и его ученики сделали множество существенных наблюдений и открытий, которые оставили заметный след в истории многих наук и послужили фундаментом для дальнейших исследований. В этом им помогали образцы и данные, собранные в дальних походах Александра. Однако глава школы уделял все большее внимание фундаментальным философским проблемам. Большая часть из дошедших до нас философских произведений Аристотеля написана в этот период. После внезапной смерти Александра в 323 до н.э. по Афинам и другим городам Греции прокатилась волна антимакедонских выступлений. Положение Аристотеля было поставлено под угрозу из-за его дружбы с Филиппом и Александром, а также недвусмысленно выражавшихся им политических убеждений, которые приходили в противоречие с патриотическим энтузиазмом городов-государств. Под угрозой преследований Аристотель покинул город, чтобы, как он говорил, не дать афинянам совершить преступление против философии во второй раз (первым была казнь Сократа). Он переехал в Халкиду на острове Эвбея, где находилось доставшееся ему от матери имение, куда за ним последовала толпа учеников и где через несколько месяцев  после непродолжительной болезни желудка умер в 322 до н.э.

Из сочинений Аристотеля до нас не дошли написанные в общедоступной  форме (экзотерические), например, «Диалоги», хотя принятое древними различие между  экзотерическими и эзотерическими сочинениями не было так строго проведено  самим Аристотелем и во всяком случае не означало различия по содержанию. Дошедшие до нас сочинения Аристотеля далеко не одинаковы по своим литературным достоинствам: в одном и том же сочинении одни разделы производят впечатление основательно обработанных и подготовленных для обнародования текстов, другие — более или менее подробных набросков. Наконец, есть и такие, которые заставляют предполагать, что они были только заметками учителя для предстоящих лекций, а некоторые места, как, возможно, его «Эвдемова этика», по-видимому, обязаны своим происхождением запискам слушателей или, по крайней мере, переработаны по этим запискам.

 

            Дошедшие до нас сочинения Аристотеля делятся по содержанию на 7 групп:

 – Логические трактаты, объединённые в своде «Органон»:  «Категории», «Об истолковании»,  «Аналитики первая и вторая»,  «Топика».

 – Физические трактаты: «Физика», «О происхождении и  уничтожении», «О небе», «О метеорологических  вопросах».

 – Биологические трактаты: «История животных», «О частях  животных», «О возникновении животных»,  «О движении животных», а также  трактат «О душе».

 – Сочинения о «первой  философии», рассматривающее сущее  как таковое и получившее впоследствии  название «Метафизики».

 – Этические сочинения:  т. н. «Никомахова этика» (посвященная Никомаху, отцу Аристотеля) и «Эвдемова этика» (посвященная Эвдему, ученику Аристотеля).

 – Социально-политические  и исторические сочинения: «Политика», «Афинская полития».

 – Работы об искусстве,  поэзии и риторике: «Риторика»  и дошедшая не полностью «Поэтика». 

          Аристотель разделяет науки на  теоретические, цель которых —  знание ради знания, практические  и «поэтические» (творческие). К  теоретическим наукам относятся  физика, математика и «первая  философия» (она же — теологическая  философия, она же позднее была  названа метафизикой). К практическим  наукам — этика и политика (она же — наука о государстве). Одним из центральных учений  «первой философии» Аристотеля  является учение о четырёх  причинах, или первоначалах.

       Аристотель  охватил почти все доступные  для его времени отрасли знания. В своей «первой философии» («метафизике») Аристотель подверг критике учение  Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное – то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее – то, что существует в любом месте и в любое время («повсюду» и «всегда»), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познаётся. Общее составляет предмет науки и постигается умом. Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины: сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина); материя и подлежащее (субстрат) – то, из чего что-либо возникает (материальная причина); движущая причина, начало движения; целевая причина – то, ради чего что-либо осуществляется. Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал её некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трём причинам, причём сути бытия – форме – приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало – бога. Бог Аристотеля – «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований. Учение Аристотеля о «форме» есть учение объективного идеализма. Абсолютное начало всякого движения — божество как общемировая сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как всё знание направлено на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность.

Движение, по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности  в действительность.   Аристотель различал 4 рода движения: качественное, или изменение; количественное – увеличение и уменьшение; перемещение – пространств, движение; возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.

Стремясь к упрощению  категориальной системы, Аристотель затем  признавал среди основных девяти категорий только три — время, место, положение (или сущность, состояние, отношение).

       По Аристотелю, всякая реально существующая  единичная вещь есть единство  «материи» и «формы», причём  «форма»» – присущий самому  веществу «вид», принимаемый им. Один и тот же предмет чувств. мира может рассматриваться и как «материя» и как «форма». Медь есть «материя» по отношению к шару («форме»), который из меди отливается. Но та же медь есть «форма» по отношению к физическим элементам, соединением которых, по Аристотелю, является вещество меди. Вся реальность оказывалась, т. о., последовательностью переходов от «материи» к «форме» и от «формы» к «материи».

Идея души

Аристотель считал, что  душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его  объективно наблюдаемого поведения. Душа — это энтелехия тела. Душа неотделима от тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа. «Душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел.»

Таким образом, душа есть некий  смысл и форма, а не материя, не субстрат.

Телу присуще жизненное  состояние, образующее его упорядоченность  и гармонию. Это и есть душа, то есть отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума. Аристотель дал анализ различных частей души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к  общему восприятию, а от него — к  обобщённому представлению; от мнения через понятие к знаниям, а  от непосредственно ощущаемого желания  — к разумной воле.

Душа различает и познаёт  сущее, но она сама много «времени проводит в ошибках». «Добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях, безусловно, труднее всего.»

Теория познания и логика

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта — в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум  же усматривает общее в единичном.Однако с помощью одних только ощущений и восприятий приобрести научное знание нельзя, потому что все вещи имеют изменчивый и переходящий характер. Формами истинно научногознания являются понятия, постигающие сущность вещи.

Детально и глубоко  разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет  своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и  умозаключения.

                           Аристотель является и основоположником  логики.

Задача понятия состоит  в восхождении от простого чувственного восприятия к вершинам абстракции. Научное знание есть знание наиболее достоверное, логически доказуемое и необходимое.

    Он сформулировал  логические законы:

закон тождества — понятие  должно употребляться в одном  и том же значении в ходе рассуждений;

закон противоречия — «не  противоречь сам себе»;

закон исключенного третьего — «А или не-А истинно, третьего не дано».

       В учении  о познании и о его видах  Аристотель различал «диалектическое»  и «аподиктическое» познание. Область  первого – «мнение», получаемое  из опыта, второго – достоверное  знание. Хотя мнение и может  получить весьма высокую степень  вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности  знания, ибо высшие принципы знания  созерцаются умом непосредственно.  Цель науки Аристотель видел  в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения  дедукции и индукции: 1) знание  о каждом отдельном свойстве  должно быть приобретено из  опыта; 2) убеждение в том, что  это свойство – существенное, должно быть доказано умозаключением  особой логической формы –  категория, силлогизмом. Исследование  категорического силлогизма, осуществленное Аристотелем в «Аналитике», стало наряду с учением о доказательстве центральной частью его логического учения. Связь трёх терминов силлогизма Аристотель понимал как отражение связи следствия, причины и носителя причины. Основной принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. Совокупность научного знания не может быть сведена к единой системе понятий, ибо не существует такого понятия, которое могло бы быть предикатом всех других понятий: поэтому для Аристотеля оказалось необходимым указать все высшие роды – категории, к которым сводятся остальные роды сущего.

Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путем соединения дедукции и индукции:

1) знание о каждом отдельном  свойстве должно быть приобретено  из опыта;

2) убеждение в том, что  это свойство — существенное, должно быть доказано умозаключением  особой логической формы —  категорическим силлогизмом.

Исследование категорического  силлогизма, осуществленное Аристотелем  в «Аналитике», стало наряду с  учением о доказательстве центральной  частью его логического учения.

Информация о работе Жизнь и труды Аристотеля