Формирование орфографических навыков как психолого - педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Русский язык – это язык русской народности и русской нации. Он принадлежит к группе восточнославянских языков и выделился в XIV – XV веках вместе с украинским и белорусским языком из общего языка-предка – древнерусского (восточнославянского) языка.
Орфография (от греч. orthos «правильный» и qrapho «пишу») буквально означает «правописание», т.е. правильное, соответствующее нормам письмо. Но значения слов орфография и правописание не совпадают; второе слово имеет более широкое значение, включающее пунктуацию. Русская орфография – это система правил написания слов. Она состоит из пяти основных разделов:
1) передача буквами фонемного состава слов;
2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные ) написания слов и их частей;

Вложенные файлы: 1 файл

1.1.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Львов М.Р. выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник, решая орфографические задачи:

1) увидеть орфограмму  в слове;

2) определить  ее вид;

3) определить  способ решения задачи в зависимости  от вида орфограммы;

4) определить  шаги, ступени решения и их  последовательность, то есть составить  алгоритмы решения;

5) решить задачу, то есть выполнить последовательные  действия по алгоритму.

Результаты  обучения орфографии зависят от того, насколько развита способность  ставить перед собой орфографические  задачи.

Ребенка важно  научить:

1) ставить орфографические задачи (находить орфограммы);

2) устанавливать  тип орфограммы, то есть правильно  выполнять алгоритм решения орфографической  задачи;

3) осуществлять  орфографический самоконтроль.

Ошибки при  выполнении орфографического действия могут возникать на любой его ступени. Умение ставить орфографические задачи, как и всякое  другое орфографическое умение, может формироваться стихийно и целенаправленно. Решение тесно связано с языковым анализом и синтезом. Трудность орфографической задачи в том, что младший школьник должен сам поставить перед собой задачу. Он должен в процессе письма найти в слове орфограмму и осознать ее как задачу. Время на решение каждой орфограммы ограничено. [27; 88]

Период обучения грамоте – очень ответственный  этап для формирования орфографических навыков. Принципиально важно именно в данный период создать предпосылки для успешного развития орфографической зоркости, показать школьникам неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причем нужно двигаться не столько от буквы к звуку, сколько, наоборот от звука к букве. В это же время следует формировать представление о слабых и сильных позициях звуков.

Начать работу по формированию орфографической зоркости следует одновременно с обучением  двум видам чтения (орфографическому и орфоэпическому). При этом следует активно использовать прием работы как орфографическое проговаривание. Еще одним важным шагом в развитии умения ставить орфографические задачи является знакомство с наиболее отличительными признаками орфограмм гласных и согласных, и научить детей по этим признакам находить орфограммы.

Главное средство воспитания орфографической зоркости – правильное и своевременное формирование понятий об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы – ставить орфографические задачи – это

первоначальный  период в обучении правописанию, имеющий  свою специальную методику и свои типы орфографических упражнений. Формирование навыков грамотного письма у младших  школьников базируется на усвоении грамматической теории и орфографических правил. Практическая работа учащихся в большинстве случаев опирается на правила, которые эффективны лишь в случае их точного, уместного и быстрого применения. Малейшая неточность приводит к ошибкам. Орфографические правила могут быть усвоены и могут применяться на основе определенного уровня владения фонетическим, грамматическим и словообразовательным материалом. [19; 57]

Орфографическое правило – это предписание, устанавливающее  обязательное для всех написание, а  также определяющее способ проверки. В правиле можно выделить условия и норму. Орфографические правила бывают различными, но все они унифицируют написания слов, объединенных, прежде всего  на   основе   грамматической   общности.   Это облегчает   письменное общение и подчеркивает  социальную    значимость    орфографических      правил.

«Основное назначение правила – обобщать однородные орфограммы».

Он выделяет три группы правил:

1) одновариантные  – предполагают для одной и  той же фонетической и грамматической  ситуации, один определенный вариант  написания;

2) двухвариантные  – содержат указания на правописание  орфограмм, но дает не один  вариант, а несколько (чаще 2);

3) правила рекомендации  – не содержат информации об  образе письма. Они сводятся к  рекомендации некоторого приема; применение, которого может

привести младшего школьника к решению орфографической задачи.

По самой  своей сути усвоение орфографических  правил невозможно без определенного  уровня владения грамматическим, фонетическим и словообразовательным материалом.

Применить правило  – это значит выполнить в определенной последовательности ряд мыслительных операций, направленных на выяснение правильного написания.

Орфографическое правило используется в период обучения и формирования орфографических  действий. Отказ от него допускается  по мере автоматизации навыка, когда орфографическое правило используется лишь для контроля. Остановимся теперь на тех общих условиях, которые необходимы для формирования орфографических навыков. Основные из этих условий связаны с проблемами повторения и овладения приемами или способами выполнения действия.

«Упражнение и  правильно понятая, и организованная тренировка – это не повторение одного и того же первично произведенного движения или действия, а повторное  разрешение одной и той же задачи, в процессе которого первоначальное действие совершенствуется и качественно видоизменяется». Повторение при обучении орфографии, является применением теоретических знаний в практике письма.

Итак, важнейшими условиями овладения навыком  являются:

1) знание правил;

2) знание приемов,  правил и умение их применять;

3) упражнения, отображающие  эти умения на всех этапах, включая повторение и обобщение.

А также:

1) высокий уровень  преподавания орфографии;

2) связь между  сформированием орфографических  навыков и развития;

3) вариантность  дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений младших школьников в применении орфографических правил.

Орфографический навык нельзя принимать за автоматизм подлинный. Многие дети пишут уверенно, не задумываясь, и обычно правильно, по памяти и языковому чувству, но у таких детей, развитых в языковом отношении, могут

быть ошибки. Поэтому, преодоление трудностей в  обучении грамотному письму и формированию у младших школьников орфографических  навыков во многом зависит от педагога. Если он будет учитывать условия для успешного формирования орфографических навыков и взаимосвязь между всеми компонентами, образующими фундамент этих навыков; то во многом облегчит работу младшим школьникам по освоению и выработке орфографического навыка; так как формирование орфографических навыков сложный и длительный процесс. [31]

Пробные упражнения – это самые первые задания  на применение только что полученных знаний. Их используют тогда, когда  новый материал усвоен ещё непрочно и учащиеся могут допустить ошибки в его применении.

Тренировочные упражнения направлены на усвоение учащимися  навыков в стандартных условиях.

Дидактическая цель творческих упражнений заключается в том, чтобы  сформировать у учащихся умение правильно  и быстро решать проблемы на основе творческого применения полученных знаний и приобретенных навыков.

Учитель, формируя орфографический навык, должен всегда стремиться к тому, чтобы учащиеся умели ставить перед собой  конкретную учебную задачу,

решать ее рациональным способом, контролировать себя. Также существуют приёмы работ по орфографии, такие как списывание.

Списывание  – это прием, состоящий в полном копировании учеником с книги  или с доски отдельных слов, предложений или целых связанных  отрывков.

Списывание  – это один из эффективных видов  упражнений, содействующих выработке навыков орфографического безошибочного письма.

Списывание  с готового текста или списывание-копирование. Задача ученика, списывающего с готового текста, состоит в том, чтобы воспроизвести  его у себя в тетради точно  в таком же виде, не допуская никаких отступлений в написании.

Обучение этому виду упражнений осуществляется с помощью алгоритма:

  1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
  2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
  3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.
  4. Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма).
  5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние  два раза.

Проверь написанное:  а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;

б) подчеркни  орфограммы в написанном; в) сверь  каждую орфограмму с исходным текстом.

Если обучение списыванию организуется по предложенному  алгоритму, происходит развитие не только интуитивно-чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности. [28; 32]

Орфографический разбор.

Грамматический  разбор в начальных классах направлен  на развитие умений детей осознанно  применять полученные грамматические знания в процессе письменной и устной речи.

При орфографическом разборе  должны соблюдаться следующие этапы  решения орфографических задач:

1) нахождение  орфограммы и определение её  типа.

2) решение задач  в общем виде (правило).

Способ проверки.

Запись.

Письменно: подготовки (3)  цифрой в скобках указывается количество орфограмм в слове.

Устно: разбор начинаю  с приставки.

Приставка –  под- с гласной – о – и  согласной – д-

Доказываю: готовил, приготовил.

В корне безударная гласная  – о-, запоминаю её. Непроизносимых и сомнительных нет.

Суффикс – и-, потому что в неопределенной форме – подготовить- суффикс

– и-.

Большую помощь в решении орфографических задач  оказывают опорные схемы. Для  правописания корня и окончания  используются также схемы.

Запоминание осмысливается  также при составлении самими учащимися

орфографических словариков, использование орфографического лото,

вывешивание в  классе плакатов, на которых написаны трудные слова и орфограммы выделены красным цветом.

Самые легкие творческие работы – это составление предложений  по опорным словам. Дети очень любят писать творческие диктанты.

  Методист А. В. Текучев сформулировал следующие условия успешности  формирования навыка:

- наблюдение, сопоставление,  анализ написаний;

- усвоение системы  орфографических правил;

- тренировка  в применении этих правил на письме. [3; 97]

Итак, для того чтобы дети лучше овладевали орфографическим  навыком, нужно по чаще давать различные  виды работ, которые способствуют его  формированию. Лучше проводить такие  упражнения, которые детям нравятся больше всего, например творческие (составление рассказа), потому что наиболее эффективные те, которые дети выполняют с удовольствием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Формирование орфографических навыков как психолого - педагогическая проблема