Фигуры и тропы как изобразительно-выразительные средства языка и как особенность языка художественной литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:08, реферат

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопрсоы по дисциплине "Литература"

Вложенные файлы: 1 файл

Фигуры и тропы.docx

— 21.50 Кб (Скачать файл)

Фигуры  и тропы как изобразительно-выразительные  средства языка и как особенность  языка художественной литературы

 

Стилистические  фигуры - это особые синтаксические конструкции, придающие тексту выразительность, служащие для создания художественных образов

1. Антитеза – противопоставление

Ты богат, я очень беден.

2. Оксюморон - соединение противоположных по смыслу слов, раскрывающих противоречивую сущность предмета

живой труп

3. Градация - расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления качества.

При одном упоминании об этом Вы должны были пролить ручьи, реки, озёра, океаны слёз! (Ф.Достоевский)

4. Параллелизм - аналогичное построение предложений или их частей

Там - солнца луч и в зной и  оливы сень, а здесь - и гром, молнии, и слёзы... (А.Фет)

5. Анафора - одинаковое начало двух или более самостоятельных отрезков речи

Клянусь я первым днём творенья, клянусь  его последним днём... (М.Ю. Лермонтов)

6. Эпифора - повтор слов или выражений в конце предложений.

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В. Гоголь)

7. Эллипсис – пропуск легко восстанавливаемого по смыслу слова.

Мы встаём - и тотчас на коня, и  рысью - по полю при первом свете  дня! (А.С. Пушкин)

8. Инверсия - нарушенный порядок слов

Роняет лес багряный свой убор... (А.С. Пушкин)

9. Риторический вопрос или восклицание- вопрос, не требующий ответа

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (А.С. Пушкин)

10. Бессоюзие - намеренный пропуск союзов

Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон... (А.С. Пушкин)

11. Многосоюзие - намеренное повторение союзов

Ох! Лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи... (А.С. Пушкин)

12. Амплификация - накопление синонимов, антитез или других слов по принципу нарастания их значимости …

Я тайный замысел ласкал, терпел, томился  и страдал… (М.Ю.Лермонтов)

13. Парцелляция — предложение интонационно делится точкой на самостоятельные отрезки

Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет. (В. Шукшин)

14. Композиционный стык – повтор слова на стыке предложений

Байкал велик. Велика и его история.

15. Авторский знак - знаки препинания, поставленные часто не столько в соответствии с правилами пунктуации, сколько из-за желания автора что-либо подчеркнуть, интонационно, эмоционально выделить.

16. Плеоназм - Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект.

Друг мой, друг мой, я очень и  очень болен

17. Умолчание - Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.

Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.

18. Эллипсис - Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу 
 
Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский). 
 
19. Ряды однородных членов предложения  
 
Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. 

Лексические приемы- приемы, построенные на оттенках смысла

1. Сниженная лексика – разговорные и просторечные слова, придающие образам сниженный характер

Пёс секунду стоял в нерешительности, затем рванул что есть мочи прочь.

2. Высокая лексика – слова, часто устаревшие, которые придают явлению, которое описывается, торжественность, величие, важность, уважение. Кто он, избранник судьбы? 

 

Композиционные приемы- приемы, построенные на соотношениях между частями произведения и значении частей

1. Антитеза (противопоставление) между частями текста

2.Сравнение частей текста

3. Повтор частей текста

4. Психологический параллелизм – соответствие или несоответствие состояния природы и состояния души. 

 

Тропы - приемы, основанные на переносном значении

1.Сравнение — определение предмета или явления путем сопоставления его с другим предметом или явлением на основе общих признаков.

Сравнение либо просто указывает на сходство (он был похож на ...),

либо выражается с помощью сравнительных  союзов: как, точно, словно и т. п.

Отец был похож на грозовую тучу.

Отец был словно грозовая туча.

2.Эпитет — необычное, красочное определение, часто бывает метафорическим.

шёлковые кудри, бродяга-ветер, ты жадно глядишь

3.Метафора— употребление слова в переносном его значении на основе сходства признаков.

Серебро волос

4.Аллегория - иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного образа.

Правосудие - женщина с завязанными  глазами и весами в руках.

Надежда – якорь. Хитрость – лиса.

5.Ирония - скрытая насмешка, употребление слова в обратном, противоположном его значении.

Ну что, умник, натворил дел? А отвечать кто будет за твои подвиги?

6.Гипербола - фантастическое преувеличение чего-либо.

Как рукой ни махнёт - улица, как  плечом поведет – переулочек…

7.Литота - противоположность гиперболе: преуменьшение признака явления.

Стань ниже травы, тише воды…

8.Антономасия - замена имени известного лица относящимся к нему названием.

корсиканец - Наполеон. Галилеянин –  Иисус.

9.Олицетворение - перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы.

Отдыхала тучка золотая на груди  утеса-великана.

10.Художественный образ – картина или явление жизни, изображенные такими, какими видит их автор, поэтому главное в художественном образе - мысли и чувства автора по поводу изображаемого. Часто в создании художественного образа используются несколько изобразительно-выразительных средств. Художественные образы могут находиться в каких-либо отношениях друг с другом: соперничать, противопоставляться, сравниваться, вызывать ассоциации.

11. Символ – условный знак, за которым скрыто несколько значений.

Заря – символ новой жизни, новой  эпохи, надежды, возрождения, просвещения.

12. Перифраз- использование описания предмета вместо названия самого предмета.

Синий, синий, ходит он (Днепр) плавным  разливом и середь ночи, как середь дня.

13. Метонимия (переименование) (троп)– перенос названия с одного предмета на другой на основании их  смежности. Переименование может быть связано с заменой названия произведения именем автора: Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин); всего  явления его частью: Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин); вещи – материалом, из которого она сделана: Не то на серебре – на золоте едал (А. Грибоедов).

Разновидностью  метонимии является  синекдоха

14. Синекдоха — это стилистический прием, обозначающий употребление слова в переносном значении, когда предмет или группа предметов обозначается через наиболее заметную часть этого предмета (с латыни переводится как "часть взамен целого"): "белый воротничок" - работник умственного труда. Частым случаем употребления синекдоха в русском языке является обозначение целого ряда идентичных предметов этим предметом в единственном числе, например: "Сегодняшний выпускник уже не желает работать только за опыт, он претендует на достойную оплату труда" (имеется в виду не отдельно взятый выпускник, а все выпускники в целом).


Информация о работе Фигуры и тропы как изобразительно-выразительные средства языка и как особенность языка художественной литературы