Употребление сложных предложений в разговорном стиле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:33, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение применения и использования сложных предложений в различных стилях. Для достижения поставленной цели, я буду опираться на труды таких авторов, как Розенталь Д.И., Формановская Н.И., Кожина М.Н. и других.

Содержание

Введение
1. Употребление сложных предложений в разговорном стиле
2. Употребление сложных предложений в книжных стилях
2.1 Официально-деловой стиль
2.2 Публицистический стиль
2.3 Научный стиль
2.4 Художественный стиль
3. Стилистическая роль союзных слов и союзов
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Без имени 1лдьждло.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Употребление сложных предложений в разговорном стиле

2. Употребление сложных предложений  в книжных стилях

2.1 Официально-деловой стиль

2.2 Публицистический стиль

2.3 Научный стиль

2.4 Художественный стиль

3. Стилистическая роль союзных слов и союзов

Заключение

Список использованных источников

Введение

Непременная составляющая национального самосознания человека - чувство гордости за родной язык, который воплощает в себе культурные и исторические традиции народа. Русский язык богат, велик и могуч. Это утверждение стало хрестоматийным и принимается без возражений.

Состояние современного русского языка давно вызывает беспокойство. Снижение уровня речевой культуры разных слоёв русского общества, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования. Сегодня интерес к родному русскому языку становится осознанной необходимостью для миллиона молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков. Вопрос о стилистике сложного предложения вполне актуален на сегодняшний день, поскольку предложения данного типа очень часто используются в деловой переписке, текстах указов, инструкций и т.д.

Целью данной работы является изучение применения и использования сложных предложений  в различных стилях. Для достижения поставленной цели, я буду опираться на труды таких авторов, как Розенталь Д.И., Формановская Н.И., Кожина М.Н. и других.

Синтаксис изучает строй связной речи. Синтаксический строй (совокупность синтаксических форм и приемов) - основная ткань произведения.

Синтаксическая  стилистика (стилистический синтаксис) рассматривает стилистические особенности и функции синтаксических средств языка (словосочетания, предложения и сложного синтаксического целого), стилистические фигуры и формы передачи речи повествователя и (в художественной литературе) персонажей. Синтаксическая стилистика рассматривает вопросы наиболее целесообразного использования синтаксических синонимических вариантов в соответствии с содержанием текста, его функционально-стилистической принадлежностью, целевым назначением и общей экспрессивной направленностью.

Как известно, синтаксические конструкции  в большинстве своем общеупотребительны, нейтральны, однако их лексико-морфологическое  наполнение может быть различным  по стилистическим свойствам.

Язык  и мышление тесно взаимосвязаны. Именно в синтаксисе особенно ярко обнаруживается неразрывная связь языка и мышления, что находит свое выражение в строе произведения. Строй логической фразы соотнесен со строем предложения. Логическая фраза, выражающая суждение, вопрос или побуждение, в речи реализуется предложением - коммуникативной единицей языка. Предложения, в свою очередь, объединяются в более сложные единства, отражающие совокупность суждений. В строго логизированной научной речи обычно одно суждение вытекает из другого, развивая его и начиная, в свою очередь, новое суждение и т.д. Взаимосвязанность, диалектичность суждений создает движение мысли, осуществляемое "подвижными" субъектом и предикатом. Признание диалектичности суждения, "подвижности" субъекта и предиката заставляет выйти за рамки отдельного суждения и обратиться к совокупности суждений, т.е. контексту.

 
1. Употребление сложных предложений в разговорном стиле

В разговорной речи мы используем в  основном простые предложения, причем очень часто - неполные, сложные предложения  употребляются реже. Это преимущественно бессоюзные предложения. Отсутствие союзов компенсируется интонаций, приобретающей в устной речи решающее значение для выражения различных оттенков смысловых и синтаксических отношений. При письменном отражение разговорной речи в художественных текстах, прежде всего в драматургии, также используются бессоюзные сложные предложения. Союзные сложные предложения кажутся неестественными в обстановке непринужденной беседы. Сложноподчиненные предложения в художественной речи, отражающей разговорную, встречаются редко, их репертуар не богат.

 
2. Употребление сложных предложений в книжных стилях

Употребление  сложных предложений - отличительная  черта книжных стилей.

В книжных функциональных стилях широко используются сложные синтаксические конструкции с различными видами сочинительной и подчинительной связи.

"Чистые" сложносочиненные предложения в  книжных стилях сравнительно  редки, так как не выражают  всего многообразия причинно-следственных, условных, временных и других  связей, возникающих в научном, публицистическом, официально-деловом текстах. Обращение к сложносочиненным предложениям оправдано при описании каких-либо фактов, наблюдений, констатации результатов исследований.

Значительно богаче и многостороннее по своим  стилистическим и семантическим особенностям сложноподчиненные предложения, которые занимают достойное место в любом из книжных стилей. Сложноподчиненные предложения как бы "приспособлены" для выражения сложных смысловых и грамматических отношений, которые особенно свойственны языку науки: они позволяют не только точно сформулировать тот или иной тезис, но и подкрепить его необходимой аргументацией, дать научное обоснование.

Точность  и убедительность конструкций сложноподчиненных  предложений при этом во многом зависит от правильного использования средств связи в составе сложных предложений (союзы, союзные слова), которые устанавливают логические связи отдельных предложений в составе сложного синтаксического целого.

 
2.1 Официально-деловой стиль

В ряду книжных стилей официально-деловой стиль очерчен наиболее четко. Он обслуживает правовую и административную деятельность при общении в государственных учреждениях, в суде, при деловых и дипломатических переговорах: деловая речь обеспечивает сферу официально-деловых отношений и функционирует в области права и политики. Официально-деловой стиль реализуется в текстах законов, указов, приказов, инструкций, договоров, соглашений, распоряжений, актов, в деловой переписке учреждений, а также в справках юридического характера и т.п. Несмотря на то, что этот стиль подвергается серьезным изменениям под влиянием социально-исторических сдвигов в обществе, он выделяется среди других функциональных разновидностей языка своей стабильностью, традиционностью, замкнутостью и стандартизованностью.

Синтаксические  особенности рассматриваемого стиля  тесно связаны с лексическими и морфологическими.

Широко  распространены в рассматриваемом  стиле сложные предложения (особенно с придаточными условными):

Ø  судья не вправе принять заявление об установлении отцовства, если в записи о рождении ребенка отцом указано определенное лицо;

Ø  если рождение ребенка еще не зарегистрировано в органах ЗАГСа, то в приеме заявления отказывается на основании п.9 ст.125 ГПК Республики Беларусь (Комментарии к Кодексу о браке и семье Республики Беларусь).

В официально-деловых документах чаще всего встречаются сочинительные  союзы:

Ø  студенты высших и учащиеся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений имеют право заключать контракты с предприятиями и организациями в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

Ø  в контрактах могут предусматриваться частичная или полная оплата стоимости подготовки, выплата стипендии и иные условия, а также обязательства студентов или учащихся (Закон "Об образовании в Республике Беларусь", ст.30).

2.2 Публицистический стиль

Публицистический (общественно-публицистический) стиль  связан с общественно-политической сферой коммуникации. Этот стиль реализуется  в газетных и журнальных статьях  на политические и другие общественно значимые темы, в ораторских выступлениях на митингах и собраниях, по радио, телевидению и т.д.

Некоторые исследователи считают публицистический стиль принципиально неоднородным, по мнению других (их абсолютное большинство), уже в самой этой неоднородности прослеживается специфическое стилевое единство, целостность. Общие черты стиля с разной степенью активности проявляются в отдельных подстилях: газетно-публицистическом, радио-, тележурналистском и ораторском. Однако границы этих подстилей очерчены не резко, часто размыты.

Одной из важных особенностей публицистического  стиля является сочетание в его  рамках двух функций языка функции  сообщения (информативной) и функции  воздействия (воздействующей, или экспрессивной). Говорящий использует этот стиль тогда, когда ему необходимо не только передать какую-то информацию (сообщение), но и произвести на адресата (часто массового) определенное воздействие. Причем автор, передавая факты, выражает свое отношение к ним. Этим и обусловлена яркая эмоционально-экспрессивная окраска публицистического стиля, не характерная ни для научной, ни для официально-деловой речи. Публицистический стиль в целом подчиняется одному конструктивному принципу чередованию "экспрессии и стандартов".

Поэтому сложные предложения с подчинительными союзами широко используются в некоторых жанрах газетной публицистики, где, как правило, налицо единство логического с обобщённостью рассуждений, информативности с оценочностью.

2.3 Научный стиль

Данная  функционально-стилевая разновидность литературного языка обслуживает разнообразные отрасли науки (точные, естественные, гуманитарные и др.), область техники и производства и реализуется в монографиях, научных статьях, диссертациях, рефератах, тезисах, научных докладах, лекциях, учебной и научно-технической литературе, сообщениях на научные темы и т.д.

Здесь необходимо отметить ряд существенных функций, которые выполняет эта  стилевая разновидность:

1) отражение действительности и  хранение знания (эпистемическая  функция);

2) получение нового знания (когнитивная функции);

3) передача специальной информации (коммуникативная функция).

Основной  формой реализации научного стиля является письменная речь, хотя с повышением роли науки в обществе, расширением  научных контактов, развитием средств  массовой коммуникации возрастает роль устной формы общения. Реализуясь в различных жанрах и формах изложения, научный стиль характеризуется рядом общих экстра - и интралингвистических особенностей, позволяющих говорить о едином функциональном стиле, который подвергается внутристилевой дифференциации.

Главным коммуникативным заданием общения  в научной сфере является выражение  научных понятий и умозаключений. Мышление в данной сфере деятельности носит обобщенный, абстрагированный (отвлеченный от частных, несущественных признаков), логический характер. Этим обусловлены такие специфические черты научного стиля, как отвлеченность, обобщенность, подчеркнутая логичность изложения.

Данные  экстралингвистические признаки объединяют в систему все языковые средства, формирующие научный стиль, и определяют вторичные, более частные, стилевые черты: смысловую точность (однозначность выражения мысли), информативную насыщенность, объективность изложения, безобразность, скрытую эмоциональность.

Стремлением к информационной насыщенности обусловливается отбор наиболее емких и компактных синтаксических конструкций. В научном стиле преобладают простые распространенные и сложноподчиненные союзные предложения. В научном стиле роль последних состоит в выявлении логических связей между сопоставляемыми фактами, закономерностями.

Довольно  часты в научной речи сложноподчиненные  предложения с союзным придаточным  условия:

Ø  если же соответствующим образом выбрать начало координат, то уравнение параболы, упростится.

С союзным придаточным цели:

Ø  чтобы найти эту величину, необходимо положить равным нулю выражение, стоящее в скобках).

С союзным придаточным причины  и следствия:

Ø  полученное выражение не имеет смысла, так как логарифмы отрицательных чисел не существуют;

Ø  поверхность набухает, вследствие чего возникают трещины.

В научной речи часто используются сложноподчиненные двучленные предложения  со сравнительной придаточной частью:

Ø  возможность образования условных рефлексов на висцеральный раздражитель на базе безусловно рефлекторных изменений электрической активности мозга, подобно тому как это показано для экстероцептивных сигналов, является еще одним доказательством общности механизмов формирования экстероцептивных и интероцептивных временных связей (союз “подобно тому как" здесь передает значение соответствия, равенства сравниваемых явлений).

Используются  предложения с уступительной  придаточной частью:

Ø  растяжение мочевого пузыря, кишечника и желудка вызывает реакцию десинхронизации, хотя в некоторых случаях, при наиболее слабом раздражении их рецепторов, отмечаются и синхронизирующие эффекты.

С придаточным времени:

Информация о работе Употребление сложных предложений в разговорном стиле