«Трилогия Желания»: блеск и нищета Каупервуда. Тема денег в трилогии Драйзера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть проблематику романа, а именно доказать, что наличие больших денег не всегда делает человека счастливым. Данная цель предполагает рассмотрение ряда задач:
1.изучить критическую литературу по теме;
2.проанализировать отношение писателя к своему герою;
3.исследовать документальные и исторические основы романа;
4.выяснить жизненную философию главного героя;
5.определить развитие темы денег в «Трилогии Желания»;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Т. Драйзер – как яркий представитель американской литературы……………………………………………………..…...5
1.1 Видение и оценка американского общества Теодором Драйзером…..…………………………………………………………..5
1.2 «Американская мечта» и разочарование в ней…………………...7
1.3 Документальные и исторические основы романа………………..9

Глава 2. «Трилогия желания» - произведение о силе человеческих
страстей, которые движут людьми………………..……………..13
2.1 Центральный герой – Каупервуд - как одно из главных художественных открытий Драйзера……………………………13
2.2 Восхождение и процесс обогащения главного героя…………..15
2.3 Жизненная философия Каупервуда……………………………...16
2.4 Отношение писателя к своему герою……………………………18
2.5 Тема денег в «Трилогии желания»………..……………………..21
2.6 Поучительное значение романов Драйзера……………..………24

Заключение…………………………………………………………………...28
Библиографический список………...……………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

Трилогия Желания.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

«Трилогия Желания»: блеск и нищета             Каупервуда. Тема денег в трилогии Драйзера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

 

Глава 1.  Т. Драйзер – как яркий представитель американской литературы……………………………………………………..…...5

1.1 Видение и оценка  американского общества Теодором  Драйзером…..…………………………………………………………..5

1.2 «Американская мечта» и разочарование в ней…………………...7

1.3 Документальные и исторические основы романа………………..9

 

Глава 2. «Трилогия желания» - произведение о силе человеческих

страстей, которые движут людьми………………..……………..13

2.1 Центральный герой – Каупервуд - как одно из главных художественных открытий Драйзера……………………………13

2.2 Восхождение и процесс обогащения главного героя…………..15

2.3 Жизненная философия Каупервуда……………………………...16

2.4 Отношение писателя к своему герою……………………………18

2.5 Тема денег в «Трилогии желания»………..……………………..21

2.6 Поучительное значение романов Драйзера……………..………24

 

Заключение…………………………………………………………………...28

Библиографический список………...……………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В начале 1910-х годов Драйзер приступает к реализации одного из своих главных  творческих замыслов – к созданию широкого эпического полотна, которое  он назвал «Трилогия желания». Она  состояла из трех романов: «Финансист», «Титан» и «Стоик». Последний не был завершен и увидел свет уже после кончины Драйзера. Перед нами социально-историческая панорама, произведение о пути Америки, существенные черты которой во многом олицетворял главный герой трилогии. Драйзер стремился реализовать мечту многих писателей США – создать великий американский роман, произведение эпической масштабности, общенациональной значимости. Однако неправомерно видеть в трилогии лишь социальный пафос. Слово «Желание» (Desire), вынесенное в заголовок, многозначно. Трилогия рассказывает о силе человеческих страстей, которые движут людьми. 

«Трилогия желаний»  Драйзера была первым крупным художественным произведением, получившим общенациональную известность, в котором приоткрывалась завеса над святая святых американского бизнеса – деятельностью огромных финансовых монополий. Драйзеру удалось нарисовать впечатляющую картину мрачного мира империалистических дельцов, показать всю фальшь буржуазной морали, раскрыть разъедающую американское общество коррупцию.

Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть проблематику романа, а именно доказать, что наличие больших денег не всегда делает человека счастливым. Данная цель предполагает рассмотрение ряда задач:

    1.изучить   критическую литературу по теме;

2.проанализировать  отношение писателя к своему  герою;

3.исследовать  документальные и исторические  основы романа;

4.выяснить жизненную  философию главного героя;

5.определить  развитие темы денег в «Трилогии  Желания»;

 

 

Объектом для данного исследования является творчество одного из ярчайших представителей американской литературы Теодора Драйзера.

Предмет исследования – история жизни главного героя, а также тема денег в «Трилогии Желания».

Материалом для данной работы послужили романы Т.Драйзера «Финансист», «Титан» и «Стоик», критический материал по данной теме, письма, интервью автора.

Актуальность данной работы заключается в том, что несмотря на то, что с момента написания «Трилогии Желания» прошло уже более полувека, это произведение по-прежнему волнует читателей, заставляет их переживать вместе с его героями, задумываться над проблемой денег.

Практическая  значимость данной работы состоит в том, что её результаты можно использовать в курсе истории зарубежной литературы, при подготовке к семинарским и практическим занятиям в спецкурсах по соответствующей тематике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теодор Драйзер – как яркий представитель американской литературы.

 

    

1.1. Видение и оценка американского общества Теодором Драйзером.

«В произведениях Теодора Драйзера получили развитие многие лучшие традиции американской литературы девятнадцатого века – традиции романтиков Фенимора Купера, Натаниеля Готорна, Германа Мелвилла, борцов за освобождение негров Дэвида Торо и Гарриет Бичер-Стоу.»[6,c.74]. Острое неприятие мира бизнеса роднит Драйзера с Купером, с которым его также объединяет обстоятельная неторопливая манера повествования. Драйзер резко выступает против пуританства и ханжества, против стяжательства, практицизма и себялюбия, словом, тех черт американцев, которые сформировали ту Америку, которую мы видим сейчас. Особенно близкими оказался ему непримиримый борец против рабства Генри Дэвид Торо. Страстный пафос обличения социальной несправедливости, разделения мира на бедных и богатых сближает Драйзера с аболиционистами. В разгар своей антифашистской публицистической деятельности в тридцатые годы Драйзер даже выпустил книгу избранных произведений этого автора и философа “Живые мысли Торо”, которой написал теплое проникновенное предисловие. Драйзер известен нам прежде всего как острый критик своего века, продолжив также традиции, заложенные Марком Твеном и Уолтом Уитменом. По мнению многих исследователей, развитие американской литературы в девятнадцатом веке не отличалось бурным развитием, его скорее можно считать  замедленным, неторопливым. Оно не поспевало за развитием страны. Однако творчество Драйзера внесло свою лепту в этот процесс. Драйзер внес в американскую литературу живое дыхание жизни, свое видение и оценку происходящего в американском обществе. Именно эту черту отметил Синклер Льюис, сказав про Драйзера, что он “буквально ворвался в спертую и затхлую атмосферу Америки, как порыв неукротимого ветра, и впервые со времен Марка Твена и Уолта Уитмена внес в наш пуританский обиход струю свежего воздуха” [5,с.73].  
 Своим творчеством Драйзер проложил дорогу следующему поколению американских писателей. Во многом мы обязаны Драйзеру за то, что мы узнали не только Синклера Льюиса, но и Шервуда Андерсона, Уильяма Фолкнера и Эрнеста Хемингуэя.

В «Трилогии желания» автор показывает судьбу всей нации, оказавшейся под пятой монополий в конце 19 века на примере карьеры главного героя Каупервуда.  
 «Творческий путь Драйзера характеризуется в начале века нарастанием протеста против варварской жестокости капиталистического общества, выхода из которого он не видит. Драйзер считал, что американская действительность при кажущемся внешнем благополучии трагична и ужасна, по его мнению, задачей реалистических писателей является описание всех сторон американской жизни: не только спорт, жизнь Голливуда, создание трестов и корпораций, появление новых автомобилей, но и «ад и чистилище" американской жизни.»[6,c.75]

С выходом в свет «Трилогии желания» Драйзер становится признанным и бесспорным лидером реалистического направления в американской литературе. В то время как современные ему писатели основывали свои романы на традиционном индивидуализме, прелестях сельской жизни и удовольствиях мелких собственников, Драйзер в «Трилогии желания» обращается к святая святых капиталистического общества – образу крупного магната капитала. Писатель, как отмечали американские критики, показывает Фрэнка Алджернона Каупервуда как «высшее проявление общества стяжателей, в котором он так доминирующе властвует» [1,с.210].Такой портрет финансового воротилы пришелся не по вкусу власть имущим, и выражавшим их взгляды американским критикам, однако многие из них вынуждены были признать, что писателю удалось путем «неутомимого исследования» и через мельчайшие детали создать подлинную «летопись индустриально – коммерческой нравственности» [1,с.210].

Американские критики неоднократно задавались вопросом: в чем  же секрет выразительности и убедительности нарисованного Драйзером мира большого бизнеса? И ответ на этот вопрос был  один: глубокое и тонкое знание жизни. Претендующий на объективность известный Нью – Йоркский критик А. Кейзик писал в этой связи: «Пока Роберт Херрик с тревогой выглядывал из своего академического окна, а Эдит Уортон смаковала прелести Рима и Парижа, Драйзер мерил шагами улицы Чикаго, динамичного и символического города, который содержал в себе все, что было агрессивного и опьяняющего в новом мире, живущего ради сумасшедшего темпа биржевых операций и бесконечных радостей накопления. Сам он не принадлежал к этому миру, но он прекрасно понимал его» [1,с. 217].

И это понимание закономерностей  окружающего его мира, мира наживы и чистогана, лицемерия и жестокости, невежества и ханжества, позволило  писателю создать произведения, которые  с течением времени не теряют ни своей силы, ни своей актуальности. 

 

1.2. «Американская мечта» и разочарование в ней.

«В книге Джеймса Траслоу  Адамса «Американский эпос» объясняется  термин «американской мечты»: «…американская мечта – это мечта о стране, в которой перед каждым человеком  открываются возможности, соответствующие его способностям и заслугам» [5,с.75]. В этом обществе якобы достигается полное равенство и стираются социальные традиции, каждый свободный американец может заработать миллионы и стать президентом. «Американская мечта» - это символ высших возможностей, которые дает личности  буржуазно – демократическая система. Что же касается «массового» американца, не склонного к философской абстракции, то для него «американская мечта» просто явилась синонимом престижности, богатства, материального преуспевания, того, что в США именуют словом «успех». Однако по мере исторического развития американского общества выходили на поверхность и углублялись присущие ему противоречия, заложенные в самой природе частнособственнических отношений. А вместе с этим процессом блекла, утрачивала свою притягательную силу, превращалась в иллюзию и «американская мечта» [3, 4].

Именно в XX в. в устах буржуазных идеологов все настойчивей звучит горькое признание: «американская мечта» превратилась в американский миф.

Именно эта девальвация  идеалов – а если быть точным, то даже опошление, вырождение буржуазно  – демократических идеалов –  привела к тому, что в 60-е годы в США был создан специальный  «Комитет по реализации американской мечты». Вышел сборник, красноречиво озаглавленный «Американские мечты, американские кошмары». В нем весьма недвусмысленно прозвучала мысль о том, что мечта обернулась обманом, стала кошмаром.

Первый роман «Финансист» прослеживает становление бизнесмена – из бойкого  мальчика герой романа Фрэнк Алджернон Каупервуд превращается в биржевика. Осуществилась его мечта и особенно мечта его родителей – он «выбился в люди». Рассказывая о путях, которыми Каупервуд создает свое состояние, писатель рисует картину преступных финансовых махинаций Каупервуда в Филадельфии и доводит действие до 1873 года. Драйзер рассказывает о том, какими путями  создавались капиталы в США в середине XIX века, и сосредоточивает затем свое внимание на эпохе после окончания войны Севера и Юга, «позолоченным векам».

Во втором томе – в «Титане» сферой деятельности Каупервуда становится Чикаго, где осуществляются главные мечты капиталиста Каупервуда. Он постепенно превращается в крупного монополиста, миллионера. Драйзер описывает возмущение простых людей мошенничествами монополиста Каупервуда, господством финансовой олигархии. Время действия – 70-90годы. В «Титане» нарисован  Каупервуд в зените богатства и всемогущества. Он дает волю своим желаниям, и нет у него таких прихотей, которые бы он не удовлетворил. «Книга эта – не только правдивая история финансовых афер, но в то же время и история растущего капиталистического города, его нравов и порядков. Впечатляющая картина заседания городского муниципалитета, когда «в зале заседания ратуши собралась … такая стая хищных, голодных и наглых волков, какая вряд ли когда-нибудь собиралась вместе»[1,с.216].

В заключительной книге – в «Стоике» речь идет о событиях 90х годов. Каупервуд предстает перед нами организатором экспансии американского капитала в Англию. «Стоик» рисует закат Каупервуда, подводит итоги его жизни – богатство, слава,  удовлетворение любых желаний не приносят Каупервуду счастья, он утрачивает интерес к жизни, ему уже не о чем мечтать. Победы в жестоких схватках с конкурентами, победы над женщинами, коллекции картин, деньги не обогатили, а иссушили душу Каупервуда. Над этой итоговой книгой, полной больших философских раздумий, Драйзер работал очень много и долго, но так и не успел довести ее до конца. «Стоик» издан посмертно с послесловием вдовы писателя.

В «Трилогии желания» автор показывает судьбу всей нации, оказавшейся под пятой монополий в конце XIX века на примере карьеры главного героя Каупервуда.  
 Завершающую полноту тема Американской мечты – мифа об Америке как земле обетованной, где любой чистильщик сапог может стать миллионером, - получила в романе "Американская трагедия". Мечта обернулась иллюзией, подлинная человечность оказалась несовместимой с буржуазными стандартами счастья. Америка, обманувшая героя романа, отправляет его на электрический стул, хотя он последовательно выполнил официальную формулу успеха. Путь от Американской мечты к Американской трагедии, исследованный Драйзером, – главное художественное открытие всего творчества писателя [6,с.76].

 

1.3. Документальные и исторические основы романа.

«Драйзер, прежде чем приняться за работу над «Трилогией желания», много времени посвятил скрупулезному изучению доступных материалов, знакомству с воротилами финансовой жизни»[1,с.207]. «За основу для романа писатель взял жизнь и карьеру небезызвестного «барона – разбойника» миллионера Чарлза Тайзона Йеркса. Он изучает досье филадельфийских газет, встречается с людьми, лично знавшими Йеркеса, читает биографии других миллионеров» [1,с.207].

До  Драйзера уже существовала в  США сусальная традиция изображения  американских богачей - вспомним хотя бы « Асторию» Вашингтона Ирвинга или многочисленные романы Горацио Элджерона об американских богачах, прорвавшихся к пресловутому «успеху» из бедности. Этой лубочной традиции апологетической литературы противостояли в той или иной степени Марк Твен «Позолоченный век», «Человека, который совратил Гедлиберг», Норрис «Спрут»,«Омут», Джек Лондон «Железная пята», Энтон Синклер «Джунгли», наконец, многочисленные публицистические произведения «разгребателей грязи» – Линкольна Стеффенса, Давида Грэхема Филлипса, Сэмюэла Гопкинса Адамса, Иды Тарбелл [6.с,78].

Развивая традиции своих предшественников и соратников, Драйзер в отличие  от них, впервые в литературе США, поставил в центр повествования  одного из хозяев Америки, причем не просто богача, владельца заводов, фабрик и земельных угодий и даже не банкира, а относительно новую фигуру на тогдашнем американском Олимпе, но в наше время ставшую доминирующей – финансиста. И само слово это, вынесенное в заглавие романа, было достаточно новым, но особенно необычной и оригинальной была трактовка финансиста  Драйзером. Это было новое слово не только в американской литературе, но и в мировой. «Развивая традиции Марка Твена и Фрэнка Норриса, опираясь на художественный опыт своих современников – Джека Лондона и Эптона Синклера, на богатейшие материалы о мясных, нефтяных, стальных и иных трестах, преданные гласности смелыми «разгребателями грязи», Драйзер по - новому решает образ капиталиста. Его Каупервуд – не только конгломерат пороков, свойственных американскому бизнесмену, дельцу, финансисту, миллионеру, но и сильная личность, отдающая свою энергию призрачным и ложным целям, растрачивающая свои силы впустую» [5,с.74].

Информация о работе «Трилогия Желания»: блеск и нищета Каупервуда. Тема денег в трилогии Драйзера