«Трилогия Желания»: блеск и нищета Каупервуда. Тема денег в трилогии Драйзера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть проблематику романа, а именно доказать, что наличие больших денег не всегда делает человека счастливым. Данная цель предполагает рассмотрение ряда задач:
1.изучить критическую литературу по теме;
2.проанализировать отношение писателя к своему герою;
3.исследовать документальные и исторические основы романа;
4.выяснить жизненную философию главного героя;
5.определить развитие темы денег в «Трилогии Желания»;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Т. Драйзер – как яркий представитель американской литературы……………………………………………………..…...5
1.1 Видение и оценка американского общества Теодором Драйзером…..…………………………………………………………..5
1.2 «Американская мечта» и разочарование в ней…………………...7
1.3 Документальные и исторические основы романа………………..9

Глава 2. «Трилогия желания» - произведение о силе человеческих
страстей, которые движут людьми………………..……………..13
2.1 Центральный герой – Каупервуд - как одно из главных художественных открытий Драйзера……………………………13
2.2 Восхождение и процесс обогащения главного героя…………..15
2.3 Жизненная философия Каупервуда……………………………...16
2.4 Отношение писателя к своему герою……………………………18
2.5 Тема денег в «Трилогии желания»………..……………………..21
2.6 Поучительное значение романов Драйзера……………..………24

Заключение…………………………………………………………………...28
Библиографический список………...……………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

Трилогия Желания.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

К теме бизнеса, к образу магната  – хищника обращались многие американские писатели, но им недоставало размаха Драйзера, масштабности, его эмоционального накала.

«Финансист» существенным образом  отличается по времени действия и  особенно по жизненному материалу от прежних произведений писателя. Создавая образ Каупервуда, воскрешая обстановку его детства, его вторжения в мир бизнеса и превращения в дельца, Драйзер не мог полагаться только на свой жизненный опыт, на свои наблюдения. С «Каупервудами» Драйзер познакомился в качестве репортера. Анализ опубликованных интервью показывает, что у Драйзера в руках был богатый материал о формировании типа капиталиста, но Драйзер стремился не только к внешнему правдоподобию, и этих интервью ему было недостаточно для того, чтобы создать жизненный образ финансиста. И прежде чем приступить к роману, Драйзер обстоятельно изучает чуждый ему мир финансовых тузов.  Он проштудировал трехтомный труд Густавуса Майерса «История богатств Америки» и книгу Томаса Лоусона «Взбесившиеся финансы». Писатель собрал материалы по биографиям двадцати американских крупнейших капиталистов, прежде чем остановился на Йерксе как на прототипе своего героя – биографии остальных показались  Драйзеру слишком скучными: посвятив себя стяжательству, они не знали других интересов и пытались придать своему служению бизнесу респектабельный вид ханжеской религиозностью и чуть ли не аскетизмом, за которыми трудно было обнаружить сколько-нибудь человеческие черты. Драйзер считал, что у американцев весь талант нации выразился в бизнесе. В деловом практическом мире выросли личности выдающиеся, равных  которым, по мнению Драйзера, нельзя найти среди американских художников или музыкантов. Условия возникновения таких людей, несомненно незаурядных и столь же несомненно ужасных, интересовали Драйзера прежде всего. Как могут в сознании людей, изображаемых Драйзером, укорениться представления о нравственности, если вокруг они не видят ничего, кроме того, что в английском языке обозначено выразительным словом «рэт- рейс»,что означает крысиные бега, - т.е. ничего, кроме жадной погони озлобленных и потерявших всякий облик человеческий людей за тем, что им представляется счастьем? Америка рубежа веков, когда с помощью невиданных махинаций вдруг, вроде бы из ничего, складывались миллионные состояния, когда разорялись и гибли мелкие и робкие предприниматели, а достойные, но лишенные предприимчивой жилки люди оказывались на самом дне общества, та Америка, которую близко наблюдал Драйзер, пестротой и обилием жизненных форм действительно напоминала джунгли. Драйзер пытался объяснить этот мир, внеся в него биологические законы борьбы за выживание, с борьбой человека за то, что ему представляется счастьем, что объясняет, по Драйзеру, «загадку жизни» [10,с.8]. Но Драйзер и не претендовал на разрешение этой загадки, он стремился запечатлеть ее.

Писателя поразило, что нажитое этим миллионером состояние после его смерти мгновенно растаяло в тяжбах наследников, а сам Йеркс перед смертью чувствовал себя опустошенным и уставшим от жизни человеком. Замысел трилогии возник с конца -  Драйзер решил написать роман о судьбе одного из богатейших людей Америки, который, осуществил мечту своей жизни - создав огромное состояние, добился необузданного удовлетворения своих желаний, но не только не достиг счастья, но и утратил волю и любовь к жизни. Писатель-реалист хотел исследовать духовную анатомию не только жертв бездушной буржуазной Америки, но и тех, кто вершил их судьбами. «Финансист» и «Титан» Драйзера положили начало новой традиции реалистической американской литературы в изображении мира финансистов, мира богатых, традиции, которую продолжали Фицджеральд в «Великом Гэтсби», Стейнбек в «Зиме тревоги нашей», Фолкнер в трилогии «Сноупс» [5,с.75].

 

 

 

Глава 2. «Трилогия  желания» - произведение о силе человеческих страстей, которые движут людьми.

 

 

2.1. Центральный герой – Каупервуд - как одно из главных художественных открытий Драйзера.

Создание образа Каупервуда было, бесспорно, крупнейшим достижением 
Драйзера. Каупервуд—центральная фигура серии романов. В его лице писатель изобразил типичного представителя американского монополистического капитала. Каупервуд стремится лишь к исполнению своих желаний. Отсюда название — «Трилогия желания». Каупервуда характеризует ненасытная жажда богатства, власти, наслаждений. Чем выше поднимается Каупервуд, тем более бесчеловечным и аморальным становится.

Фрэнк Каупервуд –  личность незаурядная, сильная. С детских  лет он демонстрирует качества лидера, деловую хватку. Высшую ценность Фрэнк  видит в деньгах,  во всемогущем долларе, который дает власть, положение  в обществе, гарантирует жизненный успех. Главный герой «Трилогии желания» в романе вырастает во всесильного магната капитала, одного из тех промышленно – финансовых тузов, которые безжалостно попирают и эксплуатируют народные массы. Каупервуд получает возможность удовлетворения любых своих желаний. Он, казалось бы, достиг своей цели – взошел на финансовый Олимп, и, тем не менее, как отмечает Драйзер, «не может обрести покоя, не может достичь истинного познания жизни» – ничего этого нельзя добиться ни деньгами, ни властью, которую приносят деньги. [12,с.284]. Правда, большинству капиталистов, обрисованных Драйзером в «Титане», дает покой их богатство, власть, сила, в умножении капитала видят они свое счастье. Каупервуд же отличается от них не только и не столько неслыханностью и откровенностью своих грабительских финансовых операций, беспредельным цинизмом и беззастенчивыми методами обогащения,  сколько необузданным стремлением к удовлетворению своих желаний. Деньги для него не только самоцель, но и средство к познанию жизни. Каупервуд во втором томе «Трилогии желания» - «титан, вечная жертва своих страстей» [11,с.591]. Деньги завоевывают ему власть и женские сердца, делают его владельцем дворцов и шедевров мировой живописи, но деньги не могут открыть ему дверь к истинному счастью, к покою, к внутреннему удовлетворению.

Каупервуд, кажется, может добиться всего, купить, что только он пожелает, но не может купить человеческое счастье  – оно не покупается за деньги. Главный герой по ходу повествования становится еще циничнее, его аморальность не знает границ. И Драйзер неоднократно подчеркивал эту черту характера, отмечая, что «он,  Каупервуд, игнорировал современный кодекс морали и отказывался ему подчиняться» [11,с.13]. Эгоизм, эгоцентризм – суть его философии.

Цель главного героя – финансовое могущество. У него нет, однако, того ханжества и лицемерия, которыми прикрывают свои махинации соперники Каупервуда.  

Каупервуд более откровенен и вместе с тем более ловок и изворотлив в своем стремлении к всемогуществу  и поэтому, может быть, и более привлекателен в глазах писателя. Каупервуд продолжает оставаться в романе образом весьма противоречивым: «Индивидуалист до мозга костей, не желающий считаться ни с кем, и ни с чем, Каупервуд был чужд подлинного демократизма, вместе с тем люди из народа были ему больше по сердцу, чем представители привилегированного класса, и он лучше понимал их» [11,с.32]. Люди из народа больше по сердцу Каупервуду не потому, что он питает к ним какие – либо симпатии, а потому, что он не разделяет те кастовые предрассудки, лицемерие и ханжество своих собратьев по классу, которых не было у простых людей.

В образе  Каупервуда для Драйзера есть что-то мефистофелевское, и он называет его титаном, сверхчеловеком. Но став «титаном», Каупервуд перестал быть человеком. Купив за деньги всемогущество, он продал душу, утратил лучшие человеческие черты и качества. Каупервуд владеет огромным состоянием. Собственно, теперь состояние владеет Каупервудом. 

 

2.2. Восхождение  и процесс обогащения главного  героя.

  «Финансист» - роман-биография, в котором центральное место занимает развитие характера главного героя. Драйзер начинает повествование портретом юного Каупервуда. Френк был симпатичным и здоровым мальчиком, не склонным к книжным премудростям, но любознательным, живым. И этого мальчика, прирожденного вожака, в десять лет усвоившего повадки командира, волновал «главный вопрос: что это за наука жизнь и как она устроена?» [10,с. 8]. Ответ на этот вопрос он находил в разговорах родителей, в уличных зрелищах, во всей окружавшей его обстановке, которая внушала ему дух индивидуализма и стяжательства. На рыбном рынке в аквариум, выставленный для всеобщего обозрения, пустили омара и каракатицу. Наблюдая вместе с толпой обывателей за тем, как омар постепенно пожирает каракатицу, Френк делает вывод, что в мире «все живое и существует одно за счет другого» [10,с.9]. А кто же пожирает человека? И на этот вопрос смышленый мальчик дает быстрый ответ, вспомнив разговоры родителей о неграх – невольниках и погром, свидетелем которого он сам был: «Одни люди живут за счет других. Рабы они ведь тоже люди. Из-за этого-то и царило в те времена такое возбуждение. Одни люди убивали других – чернокожих» [10,с.10].  И у Френка складывается твердое желание принадлежать к тем, кто живет за счет других. Наблюдая, как отец – помощник кассира в банке, считает деньги, мальчик решил, что интереснее всего банковское дело. Почтение к золоту не уживается с почтением к честности,  и вскоре «Френк решил, что его отец не в меру честен,  не в меру осмотрителен, - когда он сам вырастет, уж, конечно, не упустит такого случая». [10,c.14]

В результате такого «воспитания» Френк  в тринадцать лет, отвечая на вопрос, что его интересует, заявляет: «Деньги» [10,c. 17]. Его родные прочат ему блестящую карьеру. Дядя с гордостью говорит матери Френка о ее тринадцатилетнем сыне: «Похоже, Нэнси, что у тебя вырастет финансист. Он смотрит на вещи, как настоящий делец» [10,c. 17].

В четырнадцать лет Френк  Каупервуд впервые пускается  в коммерческую авантюру – покупает по дешевке семь ящиков мыла и перепродает их по значительно более высокой цене. Новые операции следуют одна за другой: малолетний делец собирает подписку на журнал для юношества; работает агентом по распространению нового типа коньяков; соблазняет окрестных мальчишек объединиться для закупки к лету соломенных шляп по оптовой цене. Живому и любознательному мальчику прививаются торгашеские и деляческие взгляды. Ему внушают почтение не к человеку, а к золоту. Его заставляют поверить, что деньги и определяют смысл жизни. Усвоив этот принцип, Фрэнк продолжает присматриваться к жизни и постепенно уясняет силу денег, силу золота; его привлекает и увлекает карьера финансиста [10,c.209].

 

2.3. Жизненная  философия Каупервуда.

Фрэнк Алджернон Каупервуд –  образ собирательный, типический. Менкен, прочитавший роман в корректурных гранках, писал Драйзеру: «Вы изобразили, объяснили и описали Каупервуда почти блестяще. Вы создали его настолько реальным, насколько может быть реальным человек. Его окружение, и люди, и обстановка также совершенно правдивы. Никогда еще не была создана лучшая картина тайного политико – финансового сообщества. Она полностью точная и полностью американская [1,c.208]. 

Совершая свое открытие мира, Френк  усваивает обычаи мира финансовых тузов. Его прирожденная способность, его талант вожака, которые в других условиях могли принести пользу обществу, направляется не на созидательную работу, а стремятся к наживе, к обогащению. Драйзер подчеркивает в образе Каупервуда противоречивость: данные ему от природы привлекательные человеческие черты – внешнее обаяние и силу воли, смекалку и наблюдательность – и воспринятые им  от общества повадки стяжательства, которые по мере его приобщения к миру бизнеса становятся главным определяющим качеством в его характере. И если Каупервуд делается преступником, то происходит это совсем не потому, что он злодей от рождения, а потому, что преступником его делает само приобщение к миру биржевиков, финансистов.

Нельзя быть финансистом и не быть преступником, финансист по самой  природе своей деятельности преступник – эта мысль лежит и в основе развития сюжета романа. Чем выше поднимается Каупервуд в мире финансов, тем больше и полнее усваивает он преступные и антиобщественные секреты своей профессии.

Работая в банкирском доме «Тай и  К», Каупервуд  узнает о спекуляциях, в которых замешаны все чиновники города и штата. «В Филадельфии действовала целая шайка: в дело входили мэр города, несколько членов муниципалитета, казначей, начальник полиции, уполномоченный по общественным работам и другие чиновники, - пишет Драйзер, - их девиз был «рука руку моет» [10,c.70] . Вначале такая «деятельность» внушала Каупервуду брезгливое чувство, но многие из них разбогатели на его глазах, и никого это, по-видимому, не тревожило. И Каупервуд через некоторое время сам, сознательно, без всяких угрызений совести идет на участие в подобных аферах, а вместо брезгливого отношения к подобным жульничествам возникает чувство удовлетворения по поводу успешного их проведения. И ведь именно за подобные спекуляции с городскими деньгами попал Каупервуд на скамью подсудимых. Драйзер тонко показывает, как быстро отбрасывает Каупервуд понятия честности и законности, втягиваясь в мир биржевых спекуляций. Каупервуд оказывается способным учеником, он с легкостью преодолевает опасения по поводу нарушения законов и быстро усваивает основные заповеди стяжательства.

Не случайно так много места  в книге уделено судебному  делу Каупервуда. Он для своих темных махинаций использовал деньги, принадлежавшие городскому муниципалитету. За это  мошенничество он попадает на скамью подсудимых, а затем в тюрьму. Мастерство Драйзера – реалиста здесь проявляется особенно ярко. Из всего содержания романа вытекает, что судебное преследование Каупервуда носит скорее случайный, чем закономерный характер. Каупервуда судят лишь потому, что он не угодил более крупным капиталистам – подлинным хозяевам города.

Драйзер излагает жизненную философию  своего героя: «Люди живут убийством, все, без исключения» [12,c.181].

   

2.4. Отношение  писателя к своему герою.

Каупервуд  обрисован Драйзером  многосторонне. В его облике выделяются два плана: деловой и личный. Как  бизнесмен он расчетлив и смел, дальновиден и целеустремлен. В  своих махинациях он нередко выходит  за рамки закона, как бы подтверждая, что нет предела жажде обогащения.

Сильный, уверенный в себе мужчина, герой стремится к самоутверждению, одерживая победы над женщинами. Рано женившись, он оставляет супругу  и двух маленьких детей, вступив  во второй брак с Эйлин Батлер, дочерью  банкира, красивой, уверенной в себе блондинкой. Внешне они образуют удачный союз двух амбициозных и расчетливых личностей.  Но, сохраняя супружеский декорум,  Каупервуд заводит любовниц, снимает квартиры для свиданий, одаривает своих пассий деньгами.  Однако было бы упрощением полагать, что Каупервуд покупает женщин. Герой трилогии, безусловно, обладает мужским магнетизмом, излучает силу и удачливость, что так импонирует женщинам.

Информация о работе «Трилогия Желания»: блеск и нищета Каупервуда. Тема денег в трилогии Драйзера