Типология и проблематика готического романа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 14:32, контрольная работа

Краткое описание

Целью проводимого исследования является выявление всех направлений, типов и проблем готических романов.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- Анализ сущности готической литературы.
- Сравнение готических произведений разных периодов и авторов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...…….…..2 с.
Глава 1: Типология готического романа………………………………....4 с.
Глава 2: Проблематика готического романа…………………………...11 с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………...17 с.
Список литературы………………………………….………...…………..20 с.

Вложенные файлы: 1 файл

Типология и проблематика готического романа.docx

— 45.86 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...…….…..2 с.

Глава 1: Типология готического романа………………………………....4 с.

Глава 2: Проблематика готического романа…………………………...11 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………...17 с.

Список литературы………………………………….………...…………..20 с.

 

Введение

    Готическая литература – одно из самых жутких и неоднозначных явлений в мировой литературе. Построенная на наших самых низменных, животных страхах и интересах, она заставляет одних с головой погружаться в мрачные миры, а других с отвращением глядеть на все это. Но самое главное то, что готическая литература, несмотря ни на что, всегда сохраняет свою популярность, видоизменяясь со временем.

   Основным жанром готической литературы стал готический роман – произведение мистического толка, героями которого чаще всего являются призраки, вампиры, либо мрачные люди с загадочным и тёмным прошлым и не менее тёмным настоящим, монахи, мистики. Действие литературных готических произведений, как правило, разворачивается в готическом мрачном замке, подземелье, пещере

   Актуальность данной работы заключается в том, что литературные жанры изучались с древнейших времен, специфика различных литературных жанров, в том числе и готического, всегда заслоняла общелингвистическую природу, но проблемы и типы готических романов так и не были выявлены и представлены нам в виде готового для чтения материала .

    Целью проводимого исследования является  выявление всех направлений, типов и проблем готических романов.

    Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- Анализ сущности готической  литературы.

- Сравнение готических  произведений разных периодов  и авторов.

    Были задействованы следующие методы исследования: аналитический, сравнительный,  конкретно-исторический, изучение монографических статей и метод обобщения. 

    Контрольная работа написана при использовании готической литературы, материалов периодической печати и при помощи исследований отечественных и зарубежных ученых.

    Структура данной курсовой работы включает в себя следующие пункты: введение, две главы, заключение и библиографический список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Типология  готического романа

    Готический  роман (англ. Gothic novel) — популярный жанр литературы эпохи романтизма, одно из характерных проявлений готического направления в искусстве Нового времени.

    В литературе этого жанра описываются следующие сверхъестественные явления: потусторонние силы и их посещение со злой целью, явление призрака, странная болезнь человека, загробные появления, живые мертвецы, возвращение из могилы, исполнение клятвы, неупокоенная душа, загадочное предначертание. Каждому из этих явлений отведена своя роль в сюжетной линии готического романа.

    Одной из первых серьёзных попыток разделить готический роман категориями ужаса принадлежит Эдит Биркхэд. В её монографии «История ужаса: Исследование готического романа» эта классификация выглядит следующим образом:

Готический роман (The Gothic Romance)

Представители: Хорэс Уолпол, Клара Рив, Анна Летиция Барбальд

Роман напряжения и необъяснимой тревоги (The Novel of Suspense)

Представители: Анна Радклиф

Роман ужаса (The Novel of Terror)

Представители: Мэтью Грегори Льюис, Эрнст Теодор Амадей Гофман

Восточная повесть ужаса (The Oriental Tale of Terror)

Представители: Уильям Бекфорд

Сатира на роман ужаса (Satires on the Novel of Terror)

Представители: Джейн Остин, Томас Лав Пикок

Короткая повесть ужаса (The Short Tale of Terror)Представители: лорд Булвер-Литтон, Мэри Шелли.

    Варма выделяет уже три школы готического романа:

  1. Историческая готическая литература

Представители: Клара Рив, София Ли, Вальтер Скотт,

  1. Школа напряжения и необъяснимой тревоги

Представители: Анна Радклиф

  1. Школа ужаса (или шауэр-романтик)

Представители: У. Годвин.

    Термин «готический роман» (gothic novel) изначально применялся к произведениям, написанным во второй половине XVIII – первой половине XIX вв. Определение «готический» указывает либо на место действия (старинные готические замки), либо на время (готическая эпоха, то есть Средневековье). Жанр возникает в эпоху Романтизма как протест против реалистических тенденций искусства Нового времени, и имеет такие характерные для романтической парадигмы черты, как интерес к мистике и мифологии, противопоставляемые обществу привлекательные антигерои, уже упомянутая любовь к истории и экзотическим декорациям. От романтического произведения готическое отличает мрачный колорит: даже если в финале героев и ждет счастливый конец, что бывает далеко не всегда, им предстоит пройти через испытание страхом, причем страхом перед явлениями сверхъестественными, необъяснимыми, невозможными.

    Какие же архетипы характерны для готики?

    Зачарованность древностью и разрушением, атмосфера декаданса и увядания. Если город, то старинный; если замок, то разрушающийся от времени; если дом, то полный причудливых старых вещей.

    Мрачность декораций: если время суток – то ночь, если время года – то осень. Если уголок природы – то глухой и дикий.

    Среди классических мотивов – неотвратимость судьбы, родовое проклятие, сделка с Дьяволом, черная магия, злой двойник (доппельгангер), мистическая кара за преступление, сверхъестественные существа: вампиры, оборотни, призраки и так далее.

    Наконец, антигерои, зачастую асоциальные, противопоставленные обществу, не приемлющие господствующую систему ценностей – но вызывающие при этом не только осуждение, но и толику симпатии, как автора, так и читателя.

   Сюжет строится вокруг тайны – например, чьего-то исчезновения, неизвестного происхождения, нераскрытого преступления, лишения наследства. Обычно используется не одна подобная тема, а комбинация из нескольких тем. Раскрытие тайны откладывается до самого финала. К центральной тайне обычно добавляются второстепенные и побочные, тоже раскрываемые в финале.

     Повествование окутано атмосферой страха и ужаса и разворачивается в виде непрерывной серии угроз покою, безопасности и чести героя и героини. Мрачная и зловещая сцена действия поддерживает общую атмосферу таинственности и страха. Большинство готических романов имеют местом действия древний, заброшенный, полуразрушенный замок или монастырь, с темными коридорами, запретными помещениями, запахом тлена и шныряющими слугами-соглядатаями. Обстановка включает в себя завывание ветра, бурные потоки, дремучие леса, безлюдные пустоши, разверстые могилы – словом, все, что способно усилить страх героини, а значит, и читателя.

    В ранних готических романах центральный персонаж – девушка. Она красива, мила, добродетельна, скромна и в финале вознаграждается супружеским счастьем, положением в обществе и богатством. Но, наряду с общими для всех романтических героинь чертами, она обладает и тем, что в 18 в. называли «чувствительностью». Она любит гулять в одиночестве по лесным полянам и мечтать при луне у окна своей спальни; легко плачет, а в решительную минуту падает в обморок.

    Сама природа сюжета требует присутствия злодея. По мере развития готического жанра злодей вытеснял героиню (всегда бывшую не столько личностью, сколько набором женских добродетелей) из центра читательского внимания. В поздних образцах жанра он обретает полноту власти и обычно является двигателем сюжета.

    Все эти черты были известны прозе и драматургии и прежде, но именно в готическом романе они вошли в настолько отчетливое и эффективное сочетание, что произведение, у которого нет хотя бы одной из этих черт, уже нельзя отнести к чистому готическому жанру.

    На рубеже 18–19 вв. вышли в свет десятки второсортных и бьющих на эффект готических историй, по большей части анонимных и изданных в виде дешевых брошюр. К этому времени образованный вкус уже не одобрял увлечения готическим жанром. В Нортенгерском аббатстве (1818) Джейн Остин высмеяла его влияние, особенно на умы юных читателей. Позднейшие похвалы В.Скотта некоторым готическим авторам, прежде всего Анне Радклиф, были, по-видимому, менее искренни, чем его же пренебрежительное упоминание о готическом жанре в Предисловии (1814) к своему Уэверли. Тем не менее готические романы продолжали появляться. В число самых заметных входят Франкенштейн (1818) Мэри Шелли и Мельмот Cкиталец (1820) Ч.Мэтьюрина. Падение дома Эшеров (1839) Э.А.По — непревзойденное, сравнительно короткое (что, возможно, само по себе является достоинством) произведение готического жанра. Ближе к нашему времени Остров доктора Моро (1896) Герберта Уэллса, Дракула (1897) Б.Стокера и рассказы А.Блэквуда, У.Деламара и Исака Динесена (псевдоним Карен Бликсен). Но готический жанр продолжался не столько в сочинениях, сколько в воздействии его элементов на прозу 19 и 20 вв.

С наступлением эпохи реализма готическая традиция в Англии расходится на два русла. Один, более поверхностный, тип готического повествования, который можно возвести к Анне Радклиф и ее многочисленным последовательницам, по сути, остается в пределах обычной реалистической картины мира; автор лишь заигрывает с идеей сверхъестественного, создавая «готические эффекты». Второй же тип сосредоточен именно на явлениях, выходящих за границы естественного; здесь мы видим попытку осмыслить эти явления при помощи новейших достижений медицины и психологии XIX века. В творчестве Шеридана Ае Фаню разрабатываются оба эти направления.

    Вполне закономерно, что в Англии, давшей первые и наиболее значительные образцы готической прозы, ее популярность и литературное влияние оказалось особенно мощным. Всего за 75 лет, с 1765-го по 1840 год, в Британии, по подсчетам английского литературоведа Питера Хэйнинга, увидели свет около шестисот готических историй, многие из которых с тех пор не перездавались.

    Английский критик Ф.В.Д. Стерн называет этот период «золотым веком» «ужасной» литературы, представителями которого являются Оскар Уайльд, Брэм Стокер, Джозеф Конрад, Редьярд Киплинг и др.

     Разумеется, жанровые формы, которые разрабатывали названные авторы, не принадлежали уже к готической литературе в строгом смысле слова. Это были новые формы психологической, антикварной, визионерской прозы, лишь отдаленно напоминавшей свой готический источник.

    Готический роман является предтечей такого жанра, как ужасы (хоррор). В двадцатом веке эти жанры развиваются параллельно, во многом взаимопроникая, но поставить между ними знак равенства было бы неверно. Что же отличает готику от хоррора?

    Во-первых, готическое произведение не всегда ставит целью показать страх персонажей и вызвать его у читателя. Место страха может занимать атмосфера обреченности, одиночества, тоски, тревоги и отчужденности.

    Во-вторых, ужасы могут быть посюсторонними и реалистическими; готика же, как правило, соприкасается с темой сверхъестественного, а грань между вымышленным и реальным в ней зачастую зыбка.

     В-третьих, будучи порождением религиозного XVIII века, а не нигилистического XX-го, готика неизмеримо чаще, чем ужасы, обращается к нравственной, морально-этической проблематике, и это верно как для старинных, так и для современных образцов жанра.

    В-четвертых, готика– это определенная эстетическая парадигма, формировавшаяся два с половиной столетия: архетипические герои (и антигерои), места действия, приёмы нагнетания напряжения. Ужасы, как продукт более массовый, тоже, естественно, имеют свои клише – но эти клише в корне отличаются от готических, восходящих к XVIII веку.

    В XX – XXI веках готика эволюционировала, породив ряд субжанров, таких как готический экшен, готическая фантастика (научная), готическое фэнтези («темное фэнтези», dark fantasy), и т. д. «The Crow» и «Underworld», цикл книг об Охотнике на вампиров D, романы о вселенной Равенлофта – вот лишь несколько примеров такой «межжанровой» готики.

    Эдгар Аллан По разделил «готический роман» на два новых жанра: триллер и детектив. Семена, брошенные по, упали на благодатную почву и триллер превратился в один из наиболее популярных жанров. Целые орды авторов бросились пугать народ: Бирз, Эверс, Мейринк, Рампо, Блэквуд, Мэйкен, Ходжсон. Истории о заброшенных зловещих домах, под завязку набитых призраками, о проклятом золоте затонувших кораблей, об оживших мертвецах, выползающих из разрытых могил, и прочих милых пустяках издавались во всем мире.

    В 20-е — 40-е годы XX века в триллере произошла революция. Он разделился на два направления — хоррор и саспенс. Родоначальник хоррора Говард Филипп Лавкрафт нашпиговал свои мистические истории древними демонами, зомби, загадочными чудовищами, доводившими читателя до исступления. Саспенс, прежде всего в лице творений ученика Лавкрафта Роберта Блоха, стал частью прежде всего криминального жанра. Романы Блоха «Психо», «Ночь Потрошителя» и другие — слегка затянутые, даже нудноватые вначале, с нарочито обыденным антуражем вдруг оборачиваются таким ужасом, что сердце готово выпорхнуть из груди.

Информация о работе Типология и проблематика готического романа