Типология рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

Термин «маркетинг» происходит от английского market - рынок и буквально означает деятельность в сфере рынка. Однако, в экономическом смысле маркетинг - более широкое понятие, включающее в себя тщательное и всестороннее изучение рынка, а также активное воздействие на рынок, формирование потребностей и покупательских предпочтений. Связать изготовителя и потреби¬теля, помочь им найти друг друга - в этом и состоит ос¬новная цель любой маркетинговой деятельности

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 51.13 Кб (Скачать файл)

Введение

Термин «маркетинг» происходит от английского market - рынок и буквально означает деятельность в сфере рынка. Однако, в экономическом смысле маркетинг - более широкое понятие, включающее в себя тщательное и всестороннее изучение рынка, а также активное воздействие на рынок, формирование потребностей и покупательских предпочтений. Связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга - в этом и состоит основная цель любой маркетинговой деятельности.

Таким образом, маркетинг представляет собой вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей покупателей.

В условиях рыночных отношений и  особенно в переходный к рынку  период маркетинг является одной  из важнейших экономических дисциплин. От того, насколько правильно построена  система маркетинга, зависит эффективное  функционирование всего народного  хозяйства.

Маркетинг способен предсказать огромное количество идей, которые касаются самых различных сфер деятельности предприятия: товарная политика, исследование потребностей потребителей, ценовая  политика, сбыт и продвижение товара, реклама, сервис и т.д. Он позволяет  хозяйственным звеньям предприятия  получить стратегическое обоснование  своих действий, т.е. выяснить и оценить  перспективы своей работы на определенный и длительный период. Значительна  роль маркетинга и в системе планирования производственной деятельности предприятия, так как изменяются требования, предъявляемые  к производству, усложняются условия  хозяйствования (в микро- и макросреде). С помощью маркетинга руководители предприятия получают необходимую  информацию о том, какие изделия  и почему хотят покупать, о ценах, которые покупатели готовы заплатить, о том, в каких регионах (страны или мира) спрос на данные изделия  наиболее высокий, где сбыт продукции  предприятия принесет наибольшую прибыль. Правильная стратегия маркетинга позволяет предприятиям получить максимально возможную прибыль при минимальных рисках.

Маркетинг, как инструмент повышения  обоснованности принимаемых хозяйственных  решений по различным вопросам производственной, научно-технической, финансовой и сбытовой политики, должен занимать ведущее  место в системе управления предприятием.

В современном развитии производства маркетинг рассматривается как  ведущая функция управления, определяет не только рыночную, но и производственную политику предприятия. Цель комплексной  системы управления, основанной на принципах маркетинга, - обеспечение  решения поставленных предприятием задач (научно-технических, производственных, коммерческих и сбытовых) с учетом имеющихся ресурсов (материальных, финансовых, людских и др.). Маркетинг, как система управления, должен обеспечивать:

·   надежную и достоверную информацию о рынке, структуре и динамике потребности и спроса, вкусах и желаниях потребителей, т.е. информацию о внешних условиях функционирования предприятия;

·   создание такого товара, товарного ассортимента, который соответствует требованиям рынка лучше, чем товар конкурента, удовлетворяет спрос, решает проблему потребителя;

·   необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль над сферой реализации.

Процесс управления маркетингом состоит  из следующих элементов:

·   анализ рыночных возможностей;

·   выбор целевых рынков;

·   разработка комплекса маркетинговых мероприятий;

·   претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.

В данной работе будут рассмотрены  такие вопросы, как понятие и классификация рынков, методология выбора рынков в маркетинговой деятельности, анализ выбора рынков на примере фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие и классификация рынков

 

 Ресурсы, которыми обладает общество, всегда ограничены. Поэтому каждое государство должно выбирать, как использовать эти ресурсы, на производство каких товаров и услуг их направить. Каждое общество решает для себя три проблемы экономической организации:

1. Что производить?

2. Для  кого производить?

3. Как и сколько производить?

Эти вопросы решаются путем  организации экономической системы. Принято различать 4 основных типа экономических  систем:

Плановая (административно-командная, централизованная)

Смешанная

Традиционная (натуральное хозяйство)

Рыночная.

Рыночная экономика –  такая экономическая система, в  которой решение относительно того что, как и для кого производить  является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке.

Рынок ассоциируется с  рыночной экономикой в целом, становится сокращением термина «рыночная  экономика». Однако рыночная экономика  предполагает высокий уровень развития рынка и ей характерны такие основные черты, как свобода предпринимательства, свободное ценообразование(исключается государственное вмешательство в процесс установления цен на многие виды товаров, цены дают обширную оперативную информацию о спросе и предложении товаров, об издержках производства, о положении на рынках отдельных регионов, страны и мирового сообщества); конкуренция (регулирует цены и количество производимых товаров). В конечном итоге любой субъект, преследуя свои собственные интересы, более действенным образом служит интересам общества.

Рынок – понятие многомерное. В узком понимании его можно  рассматривать как любое место  торговли (обмена) товарами и услугами. В более широком смысле рынок  – совокупность процессов торговли, актов купли - продажи, вне зависимости  от того, где они происходят.

Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров  выступает не только производимая продукция(товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают  домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).

Предприятие, фирмы функционируют  ради получения дохода (прибыли) и  являются основными поставщиками на рынок разнообразных услуг и  товаров. Они могут продавать  принадлежащее им имущественные  ценности и материальные запасы, в  том числе земельные участки, здания, сырье, оборудования. Приобретают  предприятия в основном рабочую  силу у домашних хозяйств, необходимую  им продукцию других предприятий, природные  ресурсы у их владельцев, деньги в виде кредитов и ценные бумаги.

Все участники рыночной деятельности заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит  от благополучия других. Даже один и  тот же субъект рынка может  быть и в составе домашнего  хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая  по найму государственным служащим, он является представителем правительственной  организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления. Все участники  рыночных отношений являются реальными  собственниками и имеют свои экономические  интересы, которые могут совпадать  или противоречить интересам  других субъектов.

В разных странах рынок  проявляется по-разному. Это связано  с тем, что в разных странах  не одинаковый удельный вес рыночных отношений, существуют свои подходы  к методам регулирования, национальные традиции. Поэтому часто говорят  о рынке, определяя его национальную принадлежность: российский рынок, американский рынок.

Цели, которые преследует рынок.

1. Получение максимальной  прибыли при минимальных затратах;

2. Удовлетворение потребностей  покупателей;

3. Достижение оптимального  уровня цен;

4. Экономическая свобода  субъектов

Рынок выполняет следующие  функции:

Регулирующая функция  – наиболее важная. В рыночном регулировании  большое значение имеет соотношение  спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет  находить ответы на вопросы что, как  и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. Рынок  подсказывает производителям, что им производить, от производства каких  товаров и услуг отказаться или  уменьшить объем их выпуска. Не менее  ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше  всего удовлетворять свои многочисленные потребности. В итоге капитал из менее выгодных отраслей с пониженными ценами переливаются в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок способствует установлению основных микро и макропропорций в экономике, обеспечивает динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами.

Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

Стимулирующая функция: посредством  цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение

качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно  на себе ощущает результаты

принимаемых решений, он заинтересован  в наиболее рациональном использовании  имеющихся у него ресурсов.

Распределительная функция: получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты  за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит  от количества и качества фактора  производства и от цены, которая  устанавливается на рынке на этот фактор.

Информационная функция. Рынок представляет собой богатый  источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную  информацию об общественно необходимом  количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые  поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно  сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Посредническая функция. Экономически обособленные производители  в условиях глубокого общественного  разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель  имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время  продавцу предоставляется возможность  выбирать наиболее подходящего покупателя.

Санирующая функция. Рынок  очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с  тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.

В экономической литературе иногда выделяются и некоторые другие функции рынка: активизация экономических  интересов, повышение восприимчивости  экономики к научно-техническому прогрессу, сведение производительных сил в единую систему, стимулирование эффективности экономической деятельности, сведение потребностей с производством, создание условий для эффективности  кооперации труда.

Реализация отмеченных функций  позволяет говорить о важной роли рынка в современной экономике. В конечном счете, как можно заключить  из указанных выше функций, роль рынка  сводится, прежде всего, к нахождению оптимального решения проблем что, как и для кого производить; обеспечению  равновесия спроса и предложения  и сбалансированного развития экономики; дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности  их деятельности.

Большую часть своей истории  человечество прожило при натуральном  хозяйстве. Переход от натурального хозяйства к товарному связан с формированием нескольких предпосылок:

Автономность товаропроизводителей (самостоятельность производства, свобода  конкурентного поведения, свобода  характера и форм хозяйствования в интересах конкретного производителя)

Распределение труда между  производителями: связано с развитием  и углублением общественного  разделения руда, в том числе специализации  и кооперации производства.

На определенном этапе  стало ясно, что при возрастающих потребностях сообщество людей не может  обеспечить себя всем необходимым, поэтому  различные группы стали специализироваться на выпуске определенных видов товаров и обменивать их на все остальное необходимое для жизни.

Наличие этих предпосылок  в обществе и делает рыночную, товарную форму связей преобладающей. Рынок, с присущей ему конкуренцией, создает  прочную основу товарного хозяйства (производства).

Классификация рынков.

Рынок имеет свою структуру.

Структура рынка – это  внутреннее строение, расположение, порядок  отдельных элементов рынка.

Можно назвать следующие  признаки структуры рынка: тесные связи  между ее элементами; определенная устойчивость этих связей; целостность, совокупность данных элементов.

Информация о работе Типология рынков