Типология и проблематика готического романа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 14:32, контрольная работа

Краткое описание

Целью проводимого исследования является выявление всех направлений, типов и проблем готических романов.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- Анализ сущности готической литературы.
- Сравнение готических произведений разных периодов и авторов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...…….…..2 с.
Глава 1: Типология готического романа………………………………....4 с.
Глава 2: Проблематика готического романа…………………………...11 с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………...17 с.
Список литературы………………………………….………...…………..20 с.

Вложенные файлы: 1 файл

Типология и проблематика готического романа.docx

— 45.86 Кб (Скачать файл)

Вывод: В этой главе мы проанализировали и выявили все традиции готического романа, его трансформацию, жанры и направления с  XVIII по XX век.

 

 

 

 

 

 

Глава2: Проблематика  готического романа

Во второй половине XVIII века в литературе оформляется новое течение, особенно заметно проявившееся в Англии, но ставшее в большей или меньшей степени характерным для всех европейских стран и США. В истории литературы это течение получило название… А вот дальше мнения литературоведческой общественности расходятся.

    Терминологическая путаница вызвана следующим. Готический стиль, наиболее ярко представленный в архитектуре, а также в скульптуре, фресковой живописи и витражном искусстве, формируется во Франции в XII веке, затем переходит в Англию, в XIII веке активно распространяется в Германии и в дальнейшем – по всей Европе. Готический стиль подвергался отчаянной критике. Сам термин «готика», принадлежащий возрожденцам, свидетельствует о враждебности к нему, «готический» выступает синонимом слова «варварский»: античный стиль, возрожденный в архитектуре зодчим раннего Ренессанса Ф. Брунеллески, противополагается современному, занесенному в Италию варварами. Сами французские деятели искусства и культуры также весьма отрицательно относились к готике. Так, архитектор Филибер де л'Орм вообще не считал готический стиль настоящей архитектурой. Мольер с возмущением отзывался о соборе Парижской Богоматери. В 1800 году был даже представлен проект разрушения готических церквей, основанный на мнении о том, что готика во Франции не национальна. В Германии тоже существовали противники готического искусства. Молодой Гете сначала видел в готике исконно немецкий стиль, воплощение высшей гармонии, но под влиянием идей Возрождения изменил взгляды.

    Готическое искусство создается с особым настроем. Оно служит наглядной иллюстрацией схоластических построений; оно представляется гармоничным соревнованием всех живых сил своей эпохи. Готическое искусство формируют, с одной стороны, значительные достижения в области техники, и с другой стороны, глубокая религиозность, борьба со всем материальным, жажда высшей свободы, вера в святость страданий.

    «Готическая» литература наглядно демонстрирует все вышеупомянутые черты, передает пессимистические и агностические настроения средних веков, их мрачную и патетическую атмосферу. Однако позднейшее ее происхождение не позволяет непосредственно связать эту литературу со средневековой готикой. Поэтому часть ученых (И. В. Вершинин, М. Б. Ладыгин и др.) предпочитают понятие «предромантизм», хотя применительно к произведениям этого периода активно пользуются определением «готический».

    Основанием для подобных взглядов является развитие многих литературных тенденций эпохи в рамках романтического течения. В частности, именно в предромантической литературе возникает мотив выступления «против буржуазной действительности, первое проявление дисгармонии в просветительском «царстве разума», мотив неудовлетворенности обыденной жизнью и стремления к некоей альтернативной реальности, как правило, неожиданно проявляющей себя в «тайном и страшном», мотив агностицизма и фатума. Кроме того, в этот период начинает рассыпаться традиционная структура романа, в результате чего рождается множество новых, неординарных форм, таких как романтический роман, фантазия, фрагмент и т. д. Надо также отметить, что предромантическая литература явилась следствием кризиса просветительского сознания, кризиса общественно-политической системы и культуры. Несмотря на богатое литературно-художественное наследие, эта эпоха почти не оставила наследия литературно-эстетического. Попытки осмыслить текущий литературный процесс были минимальными, с чем впоследствии стало сильно контрастировать обилие эстетических манифестов и теоретических трудов романтиков. Это и породило мнение о готической литературе как о первых проявлениях романтизма, «который еще не осознавал сам себя».

    Определения «готическая» по отношению к литературе указанного периода придерживаются Д. П. Варма, М. Прац, Г. Найт, Ф. Карл и другие. Опорным моментом для выделения «готической» литературы в самостоятельное течение является, прежде всего, тот факт, что наряду с нею в эпоху предромантизма развивались и другие литературные направления. Так, продолжает существовать сентиментальная традиция, наиболее ярким выражением которой в предромантизме Англии стал роман Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760 – 1768); рядом с готическим романом появляется авантюрно-психологический роман Уильяма Годвина «Калеб Уильямс» (1794). Кроме того, исследователи отмечают специфическую сферу внимания «готической» литературы. Область непознаваемого как вне человеческого сознания, так и внутри него, сверхчувственное, необъяснимое в мире, обществе и человеке привлекает целую плеяду новых писателей, в творчестве которых формируется, соответственно, новый художественный метод.

Метания между все более прочно усваиваемым научно-атеистическим образом мыслей и тлеющей, возможно неосознанной, потребностью хоть в какой-то форме прикоснуться к явлениям иного, сверхчувственного мира создают в полухристианском-полуатеистическом обществе благодатную почву для рождения и развития литературной готики. Готический роман выражает устремления автора и его читателя к сверхчувственному миру, в котором их восприятию доступны лишь низшие, враждебные и пугающие явления. Только в этом смысле можно говорить о причастности готики к «глубинам бессознательного». Хоть сколько-нибудь серьезное готическое сочинение в той или иной мере касается явлений, выходящих за пределы естественного, научно объяснимого. В противном случае оно либо преследует чисто развлекательные цели, либо использует готический антураж для других художественных задач.

Малая проза Ле Фаню стоит у истоков традиции, которую можно было бы парадоксально назвать «реалистической готикой». На рубеже XIX–XX веков она приобрела большую популярность. Рассказы о привидениях и других необъяснимых явлениях писали не только мастера «ghost story» Алджернон Блэквуд и М.-Р. Джеймс, не только неоромантики Стивенсон, Киплинг, Конрад, но и такие классики реализма, как Генри Джеймс и Томас Гарди. Традицию Ле Фаню продолжил Уильям Батлер Иейтс, создавший на материале ирландского фольклора немало рассказов о привидениях. Английские критики связывают новую волну интереса к ужасному и необъяснимому и с реакцией на «бескрылый» реализм Диккенса и Теккерея, и с распространением позитивистских теорий, пытавшихся объяснить «потустороннее» особенностями функционирования человеческой психики, и, главное, — со смутным ощущением нестабильности, сотрясением основ, приближением нового кризиса европейской культуры, который позже проявит себя в катастрофе Первой мировой войны. Возможно, одним из очевидных симптомов назревавшего кризиса и одновременно важнейшей причиной популярности «ghost story» было особенно широкое распространение в то время материализма. Ведь, как справедливо заметил один из классиков жанра Г.-Ф. Лавкрафт в своем эссе «Сверхъестественный ужас в литературе» (1927), самые пугающие рассказы о привидениях пишут материалисты, ведь то, что для верующих просто «обыденное явление», для них — «абсолютное и потрясающее нарушение естественного порядка вещей».

   Современная готика имеет мало общего с литературой второй половины XVIII века. Основным ее отличием, пожалуй, является вовсе не урбанистическая среда, в которой действуют традиционные персонажи – беспокойные покойники, привидения и вампиры, и не проекция зловещей ауры средневековых замков на реалии пространства XX века. Ее характерной чертой стало наличие философско-эстетической системы, обслуживающей это культурное течение и определяющей тематику, проблематику и сюжетику готической литературы наших дней. Примером может служить романное творчество Энн Райс, «Интервью с вампиром» которой знакомо очень многим если не по книге, то по одноименной экранизации. В ультраготическом романе, повествующем о тяготах и радостях посмертного существования, ставится философская и вполне человеческая проблематика, поднимаются вопросы осмысления жизни и смерти, любви, времени, памяти. Необычный статус героев позволяет лишь сменить угол зрения и свежо, по-новому посмотреть на извечные человеческие проблемы.

Эстетика путающего и ужасного, постоянно обновляя репертуар тем и образов, все шире распространяется в XXI веке в разных формах и жанрах, от триллера до «черной комедии». И покуда массовое сознание цивилизованного мира балансирует между материализмом, верой и суеверием, готические сюжеты будут по-прежнему обречены на успех. Что можно назвать самой древней и сильной из человеческих эмоций? Чувство, которое вызывает в нас величие и возвышенность природы, властно завладевает нами и называется изумление и изумление есть такое состояние нашей души, в котором все её движения замирают в предчувствии ужаса. Как говорил Эдмунд Берк, ни одно из чувств не может лишить наш мозг рассудочности и способности к действию в такой степени, в какой способен это сделать страх. Что же есть страх? Страх — неприятное чувство ощущения риска или опасности вне зависимости от того, реальны они или нет. Страх также описывают как чувство исключительной неприязни к какому-либо состоянию или объекту (боязнь темноты, боязнь привидений и т. д.). Он представляет собой одну из основных эмоций человека.

 Не стоит забывать и о том, что увеличение массовой доли демонов, чудовищ и пришельцев из загробного мира среди героев литературы, как правило, совпадает с кризисными периодами в жизни общества. В такие времена большая часть людей испытывает чувство дискомфорта, связанное с социальной нестабильностью, и с трудом адаптируется к быстро меняющимся условиям действительности. Возможно, именно этим продиктовано повышение спроса на «готическую» литературу в последнее время и возрождение научного интереса к ней.

Вывод: В этой главе мы проанализировали основные проблемы,  реакцию и чувства читателя после прочтения произведения жанра «Готический роман».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования была выявлена и определена система устойчивых жанровых признаков готического романа:

1. Особый хронотоп, предполагающий наличие характерного топоса -замкнутого проклятого места, в котором происходит столкновение двух миров и которое противопоставляется открытому внешнему миру. Кроме того, готическому роману свойственна и специфическая временная организация, предполагающая несколько взаимодействующих временных пластов.

2. Циклический сюжет (равновесие  двух миров, его нарушение и  затем восстановление), включающий  в себя кумулятивную цепочку  эпизодов приближения героев  к проклятому месту, а в нем - к границе противоположных миров. В составе сюжета - устойчивый  комплекс мотивов: кровь, родовое  проклятие, преступление и месть  и т.д.

3. Субъектная структура, подразумевающая столкновение разных  точек зрения на характер событий  в связи с проблемой реального  и сверхъестественного.

Кроме того, была предложена классификация «готических» текстов, основанная на различном соотношении в них реального и фантастического.  Фантастический элемент как таковой отсутствует и сводится к уровню предположениий, слухов. Сюда относятся тексты так называемой «сентиментальной» готики и, в частности, романы А. Радклиф, которая использует мотивы тайны и интриги, привлекая читателя, но затем предлагает простое объяснение таинственных событий.

Фантастика является объективной частью мира персонажей. Соотношение реального и фантастического строится как постоянное и не имеющее исхода колебание между двумя возможными интерпретациями событий. Читателю предоставляется право самому выбрать, считать ли случившееся плодом воображения героя, сном, фантазией, галлюцинацией и т. д. или действительно имевшими место событиями. 

Эта классификация не просто дополняет выявленное Дибелиусом и считающееся общепринятым в научной литературе делению готических текстов на «сентиментальные» и «черные». На наш взгляд, именно соотношение реального и сверхъестественного в первую очередь определяет комплекс важнейших мотивов и особую субъектную структуру произведения.

Фантастическое - одна из универсальных форм условности в литературе. Изучение его форм, как показывает опыт, должно сочетать в себе единство исторического и типологического подходов. Исторический аспект в большей мере призван учитывать особенности преломления в творчестве того или иного автора философских и эстетических исканий эпохи, в то время как типологический аспект предполагает в основном уяснение природы взаимодействия традиций и новаторства в сфере литературного творчества.

Анализ смысловой сферы понятия показывает, что основной признак «Готики» - это противопоставление действительности.

По мере развития "готического" романа задачи стилизации начинают смыкаться с философской проблематикой - утверждением трагического фатализма как выражения беспомощности человека перед стихией иррационального. Мир непознаваем, им управляет враждебное человеку начало, получающее облик неумолимого рока. Центральный конфликт "готического" романа приобретает универсальный характер - столкновение сил Добра и Зла в масштабе человеческого бытия, а герой выступает как воплощение трагической схватки вечно противоборствующих начал. Эмоциональный колорит этого противоборства чаще всего приобретал характер "ужасного". Отрах, ужас как этические параметры, сопровождающие осознание человеком своего трагического бессилия, в эстетике были провозглашены как необходимые факторы эмоционального воздействия на зрителя или читателя.

Фантастика как форма выражения неприятия мира, его абсурдности и жестокости по отношению к человеку стала в романтизме основой стилевой традицией, восходящей к "готическому" роману.

Помимо воплощения трагического мировосприятия, фантастическое нередко становилось и средством выражения сатирического начала. Но и в этих случаях фантастическая условность приобретала философский смысл, представляя пошлую повседневность как неистинное, ложное бытие. Подобное сопряжение сфер исторического, психологического и фантастического станет впоследствии одним из ведущих принципов использования фантастического в реалистическом искусстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Алексеев М.П. Из истории  английской литературы / М.П. Алексеев.

Информация о работе Типология и проблематика готического романа