Тетралогия Виктора Пелевина как метатекст («Чапаев и Пустота», «Generation «П», «Числа», «Священная книга оборотня»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 12:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить художественное своеобразие использования метатекста в тетралогии Виктора Пелевина.
Учитывая специфику творчества рассматриваемого автора, искусно балансирующего на грани между классикой, постмодернизмом и популярной литературой, для этого следует решить следующие конкретные задачи:
1. Выявить общие постмодернистские приметы, нашедшие своё выражение в метатекстуальном пласте тетралогии.
2. Проанализировать, как проявились в «четверокнижии» характерные черты произведений массовой литературы.
3. Охарактеризовать обусловленные мировоззрением писателя индивидуально-авторские особенности использования метатекста в избранных для анализа романах.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. "Чапаев и Пустота", "Generation "П", "Числа" и "Священная книга оборотня" как тетралогия ……………………………………………………...16
Глава 2. Метатекст в романах тетралогии…………………………………….53
Заключение……………………………………………………………………...73
Список использованной литературы…………………………………………..78
Приложение……………………….………………………………………….….88

Вложенные файлы: 1 файл

s-tetra.doc

— 444.00 Кб (Скачать файл)

     Наконец, само построение произведений также обнаруживает характерные сходные тенденции: тяготение к кольцевой композиции, фрагментарность повествования и наличие вставных новелл. Всё это вместе взятое позволяет сделать вывод о том, что произведённое Д. Полищуком объединение обозначенных текстов в цикл нельзя считать чем-то механическим, привнесённым извне, ибо оно органично проистекает из характерных особенностей самих романов.

     Как показало проведённое исследование, метатекстуальный пласт повествования присутствует во всех частях тетралогии и представлен в ней, помимо названия произведения и именования его главок,  сопровождающими текст предисловиями, эпиграфами, примечаниями, посвящениями, а также высказываниями о создаваемых произведениях в самих текстах, приписанными их повествователям.

     В  полном соответствии с постмодернистской  идеей многогранности реальности, непознаваемости мира и возможности  разных его интерпретаций в  большинстве романов Пелевин не останавливается на едином названии представляемого текста, а даёт несколько его вариантов, подчёркивая, что тот из них, который вынесен на обложку, выбран лишь как наиболее удобный. Как в заголовке произведений, так и в эпиграфах к нему, так же при желании легко могут быть обнаружены несколько смыслов, взаимодополняющих друг друга, что (тоже в постмодернистском духе) способствует усилению игрового начала в романах.

     Эпиграфы  для своих произведений Пелевин  не только берёт из реально существующих текстов, но и зачастую сочиняет сам, приписывая их конкретному лицу или ограничиваясь упоминанием о «неизвестном источнике», из которого они якобы происходят. Обычно уже в них писатель объявляет тему произведения или ставит его основную проблему и задаёт важнейшие координаты смыслового пространства, в котором будет разворачиваться действие романов.

     Иногда  присутствующие в тексте предваряющее  его посвящение или указание  на место и время создания  в конце романа часто носят  абсурдный характер, с одной стороны, подчёркивая хаотичность мира, с другой – заключая в себе дополнительное значение, которое может варьироваться от определения временных границ повествования (GП) до имплицитного выражения идеи «языка власти» (Ч).

     Имеющиеся  в первом и заключительном романах тетралогии предисловия представляют собой критические рецензии на соответствующие тексты, приписанные ролевым персонажам. В них с дружественных или враждебных автору позиций даётся более или менее разгромная «опережающая оценка» чисто литературных или идеологических недостатков представленных произведений, призванная ретушировать «корявости авторского слога», высмеять недоброжелательных критиков и обеспечить писателю игровое пространство для отступления.

     Тот  же постмодернистский принцип бесшабашного «стёба», позволяющий уменьшить степень авторской ответственности за содержание произведения и максимально от него дистанцироваться, реализуют и метатекстуальные высказывания в тексте самих романов. Таковы, в частности, критические замечания одних героев романа о суждениях других, а также указания на детали мифологизированного процесса создания текста, являющиеся частью авторской игры с читателем.

     Помимо  концепций постмодернизма, тексты  рассматриваемого автора обнаруживают в себе черты сходства с произведениями массовой  культуры. Важнейшей принципиальной особенностью паралитературы, проявившейся в тетралогии Пелевина и отчасти затронувшей и её метатекстуальный уровень (название первого романа тетралогии, обилие рекламных роликов во втором), является установка на популярность произведения, повышающую читательский спрос на него. Средствами её осуществления оказываются у Пелевина такие характерные черты, как  известный схематизм образов, использование популярных персонажей массовой культуры (на страницах романов иногда появляются герои мексиканских сериалов и голливудских боевиков, «действующие лица» сравниваются с детскими игрушками «покемонами»), авантюрный сюжет, счастливый (иногда хотя бы на первый взгляд) конец, реализующая те же коммерческие цели установка на эпатаж.

     Вместе  с тем, в творчестве писателя  есть ряд особенностей, выводящих  его произведения за рамки  паралитературы. Так, в его произведениях  отсутствует чёткая жанровая  определённость, характерная для  продуктов масскульта, писатель часто ставит в своих текстах «вечные вопросы», более характерные для русской классики, и пытается найти ответ на них, разрабатывает идеалистические философские концепции.

     Однако, пожалуй, наиболее примечательной  и парадоксальной чертой, проявившейся в романах Пелевина, отличающей его как от популярной, так и от классической литературы, является его критика современной коммерциализованной массовой культуры с одной стороны и бесполезной и сложной литературной классики -  с другой. Эта уникальность позиции рассматриваемого автора объясняется, на наш взгляд, ощутимым противоречием между утилитарно-бытовым восприятием литературы как способа обеспечить себе безбедное существование, стремлением выразить при этом в создаваемых книгах свои любимые идеи и одновременно глубоким (буддийско-даосским по происхождению) недоверием к слову как таковому.

     Соответственно, выражаемое с помощью странных  предисловий и примечаний стремление  предельно отстраниться от своих  произведений, отказавшись от авторства, и вместе с тем оставшись присутствовать на их страницах, можно рассматривать как очередное проявление равно характерной как для буддизма, так и для постмодернизма воли к освобождению, включающему в себя диалектическое снятие любых возможных противоречий, выход за пределы ограничений, накладываемых обществом и собственным мышлением, и преодоление литературного текста как выражения довлеющей над свободным духом власти языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Художественные тексты

1.Пелевин В. О. Generation «П»: Роман   / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 2002.- 336 с.

2.Пелевин В. О. Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда: Роман и рассказы / В. О. Пелевин.- М.: Эксмо, 2005.- 384 с.

3.Пелевин В. О. Жёлтая стрела: Повести. Рассказы / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 2002.- 496 с.

4.Пелевин В. О. Жизнь насекомых:  Роман   / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 2001.- 336 с.

5.Пелевин В. О. Жизнь насекомых: Избранные произведения   / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 2004.- 288 с.

6.Пелевин В. О. Омон Ра: Роман: Рассказы   / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 2000.- 272 с.

7.Пелевин В. О. Священная книга оборотня: Роман   / В. О. Пелевин.- М.: Эксмо, 2004.- 384 с.

8.Пелевин В. О. Хрустальный мир: Рассказы   / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 2002.- 224 с.

9.Пелевин В. О. Чапаев и Пустота: Роман   / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 2002.- 399 с.

Список использованных сокращений

GП - Пелевин В. О. Generation «П»: Роман   / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 2002.- 336 с.

ЖН - Пелевин В. О. Жизнь насекомых:  Роман   / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 2001.- 336 с.

ЖС - Пелевин В. О. Жёлтая стрела: Повести. Рассказы / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 2002.- 496 с.

СКО - Пелевин В. О. Священная книга оборотня: Роман   / В. О. Пелевин.- М.: Эксмо, 2004.- 384 с.;

Ч - Пелевин В. О. Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда: Роман и рассказы / В. О. Пелевин.- М.: Эксмо, 2005.- 384 с.

ЧП - Пелевин В. О. Чапаев и Пустота: Роман   / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 2002.- 399 с.

Научно-исследовательская литература

10.Аннинский  Л. Песнь пепси в утробе поколения, которое смеясь рассталось со  своим будущим / Л. Аннинский // Свободная  мысль.- 2000.- №4.- С. 103-113.

11.Антонов А. Внуяз / А. Антонов // Грани.- 1995.- №177.- С. 125-148.

12.Арбитман Р. Предводитель серебристых шариков: Альтернативы Виктора Пелевина / Р. Арбитман // Лит. газ.- 1993.- 14 июля.- С. 4.

13.Арбитман Р. [Рецензия] / Р. Арбитман // Урал.- 1996.- №5-6.- С. 197-198.- Рец. На кн.: Пелевин В. О. Чапаев и Пустота: Роман   / В. О. Пелевин // Знамя.- 1996.- №4.- С. 27-121.- Знамя.-1996.- №5.- С. 23-114.

14.Архангельский  А. Пустота. И Чапаев / А. Архангельский // Дружба народов.- 1997.- №5.- С. 190-193.

15.Архангельский А. Пелевин как система зеркал / А. Архангельский // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-sist/1.html).

16.Бабочка Проект  для сайта Пелевина (черновик) / Бабочка // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-babochka/1.html).

17.Балод А. Иронический  словарь А Хули / А. Балод // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-iron/1.html).

18.Басинский П.  Из жизни отечественных кактусов / П. Басинский // Лит. газ.- 1996.- 29 мая.- С. 4.

19.Барт Р. Смерть  автора / Р. Барт.- Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994 - С. 384-391.- (http://www.durov.com/literature1/barthes-94e.htm)

20.Басинский П. Новейшие беллетристы / П. Басинский // Лит. газ.- 1997.- 4 июня.- С. 11.

21.Басинский  П. Синдром Пелевина / П. Басинский // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-bas/1.html).

22.Белов А. К  вопросу о влиянии К. Кастанеды / А. Белов // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-kastaneda/1.html).

23.Беляев В. [Рецензия] / В. Беляев // Волга.- 1999.- №7.- С. 155-158.- Рец. на ст.: Филиппов Л. Horror Vaculi: О маленьких хитростях дурацкого дела / Л. Филиппов // Знамя.- 1998.- №10.- С. 204-215.

24.Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология  человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Э. Берн.- СПб.-М.: «Университетская книга» АСТ, 1998.- 400 с.

25.Берхин И. Прогулки  с Котовским / И. Берхин // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-cotovsky/1.html).

26.Богумил Т. А. В. Г. Шершеневич: Феномен авторской субъективности Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук / Т. А. Богумил.- Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004.- С. 1-17.

27.Быков Д. Побег  в Монголию / Д. Быков // Лит. газ.- 1996.- 29 мая.- С. 4.

28.Быков Д. ПВО  – аббревиатура моего имени / Д. Быков // Огонёк.- 2002.- №22.- (http://pelevin.nov.ru/stati/o-ogon2/1.html).

29.Великие учителя  Тибета (сборник).- М.: Институт Общегуманитарных  Исследований, 2003.- 464 с.

30.Володихин  Д. Для непонятливых туборгов / Д. Володихин // Лит. газ.- 1999.- 31 марта.- С. 10.

31.Воробьёва  Е. П. Литературная рефлексия в  русской постмодернистской прозе (А. Битов, Саша Соколов, В. Пелевин): Автореферат диссертации на соискание  учёной степени кандидата филологических наук / Е. П. Воробьёва.- Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004.- 22 с.

32.Воробьёв К. Хороший плохой Пелевин / К. Воробьёв // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-hor/1.html).

33.Гаврилов А. Диалектика пустоты / А. Гаврилов // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-dial/1.html).

34.Гампопа, Дагпо  Лхардже Сёнам Ринчен Драгоценное  украшение Освобождения – исполняющая  желания драгоценность истинного  Учения / Дагпо Лхардже Сёнам  Ринчен Гампопа.- 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: издательство «Карма Йеше Палдрон», 2005.- xxxii + 304 с.

35.Гарчен Ринпоче  Махамудра  Джигтен  Сумгона.-  СПб.:  Уддияна,  2004. -

160 с.

36.Генис А. Виктор  Пелевин: границы и метаморфозы / А. Генис // Знамя.- 1995.- №12.- С. 210-214.

37.Генис А. Феномен  Пелевина / А. Генис // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-gen1/1.html).

38.Генис А. Беседа  десятая: Поле чудес. Витор Пелевин / А. Генис //  Звезда.- 1997.- №12.- С. 230-234.

39.Генис А. Машина вычитания: Виктор Пелевин составил новый роман / А. Генис // Общая газета.- 1999.- 27-28 апр.- С. 11.

40.Гинтс Ф. Ингредиенты  страдания / Ф. Гинтс // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-ingr/1.html).

41.Говинда, Лама  Анагарика Медитация и многомерное  сознание / Лама Анагарика Говинда.- М.: «Садхана»: «Маркетинг», 2003.- 288 с.

42.Гьятцо, Геше  Келсанг Вселенское сострадание: Комментарий на сочинение бодхисаттвы  Чекавы   «Семичленная тренировка  ума» / Геше Келсанг Гьятцо.- СПб.: Издательство «Утпала», 2001.- 176 с.

43.Далай-лама  XIV Буддизм Тибета / Далай-лама XIV.- М.-Рига: Нартанг-Угунс, 1991.- 103 с.

44.Далай-лама  Мир тибетского буддизма: Обзор  его философии и практики / Далай-лама.- СПб.: Нартанг, 1996.- 225 с.

45.Данилкин Л. Господин гексаграмм / Л. Данилкин // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-dppnn/1.html).

46.Долин А. Виктор П-левин: Новый  роман / А. Долин // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-dolin/1.html).

47.Дхаммапада.- Пенза: Издательство «Алмазное сердце», 2003.- 88 с.

48.Еше, Лама Введение  в тантру. Трансформация желания / Лама Еше.- М.: ООО Издательский  дом «София», 2005.- 224 с.

49.Закуренко  А. Искомая пустота / А. Закуренко // Лит. обозрение.- 1998.- №3.- С. 93-96.

50.Зотов И. Пелевин  как капитан Лебядкин / И. Зотов // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-zotov/1.html).

51.Ильин И. И. Постмодернизм: От истоков до  конца столетия: Эволюция научного мифа / И. И. Ильин.- М.: Итрада, 1998.- 256 с.

52.Каменецкий А. Поздние человеколюбцы / А. Каменецкий // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-lim/1.html).

53.Караев Н. Пелевин  в глазах смотрящего / Н. Караев // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-kar/1.html).

54.Кедров К. Влюблённые  числа / К. Кедров // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-kedr/1.html).

55.Колобродов  А. [Рецензия] / А. Колобродов // Волга.- 1999.- №7.- С. 154-155.- Рец. на кн.: Пелевин В. О. Generation «П»: Роман / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 1999.- 302 с.

56.Корнев С. Столкновение  пустот: может ли постмодернизм  быть русским и классическим? Об одной авантюре Виктора Пелевина / С. Корнев // Новое лит. обозрение.- 1997.- №28.- С. 244-259.

57.Короленко  П. Очень нужная и своевременная  книжка / П. Короленко // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-och/1.html).

58.Котик В. Пелевин среди нас / В. Котик // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-sredi/1.html).

59.Куллэ В. Красная  магия, или Девять способов написания  иероглифа «дерево» / В. Куллэ // Лит. обозрение.- 1998.- №2.- С. 75-80.

60.Курский А. [Рецензия] / А. Курский // Волга.- 1999.- №1.- С.180-182.- Рец. на кн.: Пелевин В. О. Жёлтая стрела: Повести: Рассказы / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 1996.- 431с.

Информация о работе Тетралогия Виктора Пелевина как метатекст («Чапаев и Пустота», «Generation «П», «Числа», «Священная книга оборотня»)