Символика заглавий книг и произведений Анны Ахматовой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:00, дипломная работа

Краткое описание

На протяжении нескольких десятилетий русская культура рубежа XIX–XX веков относилась к области недоступной для научных исследований. Сведения, которые изредка появлялись в печати, были явно недостаточны для составления целостного представления об эпохе.
Тем не менее, подобный факт не снижал интереса публики к литературному наследию того времени. В 80-е годы XX века началось истинное возрождение культуры России конца XIX – начала XX веков. Открывались все новые и новые материалы, служившие составлению целостного объективного представления о культуре и литературе рубежа столетий. С новой силой зазвучали имена Н. Гумилева, В. Ходасевича, В. Набокова, Е. Замятина, А. Ахматовой, И. Шмелева, 3. Гиппиус.

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 3

І. «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл»

Серебряный век как явление в русской литературе ….. 8

Творчество А. Ахматовой и поэзия Серебряного века.
А. Ахматова и новые тенденции в литературе ……….. 11

ІІ. Название книг и стихотворений как отзвук времени в душе
Анны Ахматовой.

2.1. Сборник «Вечер» ………………………………………… 18

2.2. Сборник «Четки» ………………………………………... 24

2.3. Сборник «Белая стая» …………………………………… 31

2.4. Сборник «Подорожник» …………………………………. 40

2.5. Сборник «Anno Domini» ………………………………… 47

2.6. Сборник «Тростник» ……………………………………. 57

2.7. Сборник «Седьмая книга» ………………………………. 64

ІІІ. Специфика изучения творчества А. Ахматовой в школе ………. 72

Заключение ...…………………………………………………………… 80

Список использованных источников ………………………………….. 82

Приложение ………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Готовый посл.вариант.doc

— 530.00 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования

«Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина»

 

Кафедра теории и истории русской литературы

 

                                                        

                                              Дипломная работа допущена к защите

                                               ___________________Т. В. Сенькевич

                                             Протокол № ____ «___» _______ 2011 г.

 

 

 

 

 

СИМВОЛИКА ЗАГЛАВИЙ КНИГ И ПРОИЗВЕДЕНИЙ

АННЫ АХМАТОВОЙ

 

 

 

 

 

 

                              Дипломная работа студента 5-го курса

                                               филологического факультета

                                               Специальность 01-020302

                                               «Русский язык и  литература»

                                              Шубича Василия Степановича

                                                         

 

                                                         

                                              Научный руководитель кандидат

                                               филологических наук, доцент

                                               Шелоник Мария Ивановна

 

 

                                               Рецензент ст. преподаватель кафедры

                                               классической и современной 

                                               зарубежной филологии

                                               Коновод Людмила Михайловна

 

 

 

Брест 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение …………………………………………………………………  3

 

 І. «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл»

 

    1. Серебряный век как явление в русской литературе …..  8

 

    1. Творчество А. Ахматовой и поэзия Серебряного века.

А. Ахматова и новые тенденции в литературе  ………..  11

 

 ІІ. Название книг и стихотворений как отзвук времени в душе

              Анны Ахматовой.

 

              2.1. Сборник «Вечер» …………………………………………     18   

 

              2.2. Сборник «Четки»  ………………………………………...     24

 

              2.3. Сборник «Белая стая»  ……………………………………     31

 

              2.4. Сборник «Подорожник» ………………………………….     40

 

              2.5. Сборник «Anno Domini»  …………………………………     47

 

              2.6. Сборник «Тростник»  …………………………………….       57

 

              2.7. Сборник «Седьмая книга»  ……………………………….      64

 

 ІІІ. Специфика изучения творчества А. Ахматовой в школе  ……….      72      

 

Заключение  ...……………………………………………………………      80

 

Список использованных источников …………………………………..      82

 

Приложение ………………………………………………………………     84

 

 

 

 

 

 

 

          Введение

 

 

          На протяжении нескольких десятилетий русская культура рубежа     XIX–XX веков относилась к области недоступной для научных исследований. Сведения, которые изредка появлялись в печати, были явно недостаточны для составления целостного представления об эпохе.

          Тем не менее, подобный факт не снижал интереса публики к литературному наследию того времени. В 80-е годы XX века началось истинное возрождение культуры России конца XIX – начала XX веков. Открывались все новые и новые материалы, служившие составлению целостного объективного представления о культуре и литературе рубежа столетий. С новой силой зазвучали имена Н. Гумилева, В. Ходасевича,          В. Набокова, Е. Замятина, А. Ахматовой, И. Шмелева, 3. Гиппиус.

          В настоящее  время о русской поэзии Серебряного века существует обширная литература – о ней  много писали и отечественные, и зарубежные исследователи, в т. ч. такие крупные ученые, как                       В. М. Жирмунский, В. Орлов, Л. К. Долгополов, продолжают писать                   М. Л. Гаспаров,  Р. Д. Тименчик, Н.А. Богомолов и многие другие. Об этой эпохе изданы многочисленные воспоминания – например, В. Маяковского («На Парнасе серебряного века»), И. Одоевцевой («На берегах Невы»), трехтомные воспоминания  А. Белого; издана книга «Воспоминания о серебряном веке».

          А. А. Ахматова – знаменательная фигура рубежа веков. Едва ли не сразу после появления первой книги («Вечер»), а после «Четок» и «Белой стаи», в особенности, стали говорить о «загадке Ахматовой». Сам талант был очевидным, но непривычна, а значит, и неясна была его суть.

          А. Ахматову  в  настоящее время рассматривают как поэта периода ХХ столетия, который, начиная с 1905 года, охватывает две мировые войны, революцию, гражданскую войну, сталинскую чистку, холодную войну, оттепель. Она смогла создать свое собственное понимание этого периода через призму значимости собственной судьбы и судьбы близких ей людей, которые воплотили в себе те или иные аспекты общей ситуации.

«В последние годы практически не осталось «белых пятен» в творческом наследии Анны Ахматовой» [8, с. 287]. Полностью опубликованы «Поэма без героя», «Реквием», циклы «Черепки» и «Венок мертвым», множество неизвестных ранее широкому кругу читателей философских и гражданских стихов 30-60-х годов, «восстановлены цензурные замены в ранее опубликованных произведениях, сделана попытка реконструкции «Пролога» [8, с. 287].

Но не всем известно, что на протяжении десятилетий А. Ахматова вела титаническую и обреченную борьбу за то, чтобы донести до своих читателей «царственное слово», перестать быть в их глазах только автором «Сероглазого короля» и «перепутанных перчаток». В своих первых книгах она стремилась выразить новое понимание истории и человека в ней. Ахматова вступила в литературу сразу как зрелый поэт. Ей не пришлось пройти школы литературного ученичества, совершавшейся на глазах читателей, хотя этой участи не избежали многие крупные поэты.

Но, несмотря на это творческий путь А. Ахматовой был долгим и трудным. Его можно поделить на следующие периоды:

  1. Раннее творчество (1912-1922), в котором, в свою очередь, прослеживаются два этапа, ознаменованных книгами:
    1. «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917) –переходная книга;
    2. «Подорожник» (1921), «Anno  Domini» (1922).

Внутри раннего периода творчества происходит  мировоззренческий рост сознания поэта. А. Ахматова по-новому воспринимает окружающую ее действительность. От переживаний интимных, чувственных она приходит к решению нравственных глобальных  вопросов.

  1. 1923-1940 годы. Период «молчания», который сопровождался редкими всплесками вдохновения, вылившегося на бумагу.
  2. 1940-1966 годы. Вышли книги «Тростник» (1923-1940) и «Седьмая книга» (1966).

В этот период «наряду с  объективно-историческим усиливается  социально-философское начало» поэзии А. Ахматовой [9, с. 411].

«До 1923 года вышло пять стихотворных книг Ахматовой. После этого, в течение 43 лет, ей не удалось выпустить ни одной новой книги. Книга «Тростник» (стихотворения 1923-1940 годов) под названием «Ива» вышла в 1940 году только в составе сборника «Из шести книг». В 1946 году Ахматова сдала в издательство «Советский писатель» рукопись новой книги «Нечет», куда входили стихи 1940-1946 годов. Постановление 1946 года о журналах «Звезда» и «Ленинград» погубило эту книгу: рукопись была возвращена в 1952 году Ахматовой. В дальнейшем ею был составлен новый план книги «Нечет», включивший стихи 1940-1962 годов и поэму «Путем всея земли». Однако и этот план остался не реализованным. В конечном итоге «Нечет» вошел в качестве отдельного раздела в «Седьмую книгу» в составе последнего сборника Ахматовой «Бег времени»              [15, с. 367].

В данной работе мы рассмотрим семь книг стихов А. Ахматовой, выходивших в период с 1912 по 1966 годы, а именно: «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «Anno Domini» (1922), «Тростник» (1924-1940) и «Седьмая книга» (1966).

На количество книг, их последовательность существуют различные точки зрения: одни исследователи, например, не выделяют «Тростник», говоря о «Шестой книге» («Тростник» – шестая по счету книга); другие как книгу называют «Бег времени».

Мы в данной работе будем придерживаться точки зрения                  В. А. Черных и Н. Гончаровой, которые в качестве последней выделяют «Седьмую книгу», в свою очередь, включающую в себя «Нечет» и «Бег времени».

Что касается шестой книги, то ее названием будем считать «Тростник». По этому поводу можно привести высказывание самой Ахматовой: «Дальше (то есть после 1940 года) этот цикл всегда назывался «Тростник», это его настоящее название» [8, с. 288]. Но, наверное, речь все же шла не о цикле, а о самостоятельной книге стихов (1923-1940), «которая с середины 40-х годов определилась в своем составе и, хотя отдельным сборником издана не была, все же включалась автором во все более поздние предполагаемые им издания» [8, с. 288 – 289].

Выбор темы нашей работы, связанный с определением символики заглавия поэтической книги и произведений, не случаен. Ведь заглавие, помимо того, что оно является метафорической «сверткой» смыслового целого книги, можно трактовать как некую внутреннюю структуру. С другой стороны, заглавие выполняет семиотическую функцию репрезентации сборника в контексте всего творчества как некоей целостной системы и в этом качестве, вступая в новые контекстуальные связи, претерпевает семантические метаморфозы, влекущие за собой новые смысловые трансформации текстов, включенных в книгу.

          Данная тема мало изучена. Ей посвящено сравнительно небольшое  число работ, в которых исследователи в различных аспектах подходят к анализу книг А. Ахматовой. Нет работы, посвященной целостному анализу символики заглавий всех книг, а также произведений А. Ахматовой, что, на наш взгляд, является важным, так как А. Ахматова, создавая книгу, особое внимание уделяла ее названию. В творчестве Ахматовой заглавия книг – это самостоятельный текст, отражающий процесс исторического и личного времени поэта, метатекст, выражающий его жизненное воззрение.

Таким образом, целью нашей работы является исследование тех внетекстовых и внутритекстовых ассоциаций, отраженных в названиях книг и произведений поэтессы, которые, на наш взгляд, явились   отображением эпохи творчества А. Ахматовой. В результате этого мы получим весьма яркое и многоплановое представление о духовно-биографическом опыте автора, круге умонастроений, личной судьбе, о творческой эволюции поэта.

В связи с этим перед нами встают следующие задачи:

  1. рассмотреть целостно историю Серебряного века как явления в истории русской литературы конца ХІХ – начала ХХ веков;
  2. проанализировать заглавия указанных книг с точки зрения отражения в них всех возможных вне- и  внутритекстовых  ассоциаций;
  3. проследить динамику становления мировоззрения поэта.
  4. разработать методические рекомендации по изучению творчества        А. Ахматовой в школьном курсе русской литературы.

          При анализе заглавий книг и стихотворений мы будем придерживаться алгоритма:

    1. История создания книги:
  1. биографический контекст;
  2. социально-культурный контекст;
  3. история публикаций (варианты, переделки)
    1. Работа над обнаружением внутритекстовых ассоциаций заглавия, который включает анализ стихотворений;
    2. Работа с внетекстовыми ассоциациями заглавия и их возможным наличием  в тексте.
    3. Анализ эпиграфа.
    4. Анализ книги как единого целого, как своеобразного цикла стихотворений, в котором важно:
  4. первое стихотворение;
  5. последнее стихотворение;
  6. содержание отдельных произведений;
  7. композиция книги;
  8. эпиграфы к стихам.

Вышеизложенный алгоритм избран на следующих основаниях:

  • нельзя говорить о книге, не зная сведений из истории ее создания;
  • эпиграф является мини-вступлением к книге, в нем часто сосредоточивается ее основная мысль, идея, поэтому важен анализ данной части книги;
  • нельзя не сказать о важности анализа книги в целом, преемственности между последующими книгами для понимания эволюции внутреннего мира поэта.

          Наша работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка    использованной литературы и приложения.

          В первой  главе «И серебряный месяц  ярко над серебряным веком  стыл» мы рассматриваем историю Серебряного века как феномена русской культуры и литературы конца ХІХ – начала ХХ века, а также выявляем новые тенденции  в творчестве Анны Ахматовой в данный период;  во торой главе «Название книг и стихотворений как отзвук времени в душе Анны Ахматовой» анализируем заглавия книг и произведений Ахматовой; в третьей главе «Специфика изучения творчества А. Ахматовой в школе» анализируем учебную программу по русской литературе по изучению творчества А. Ахматовой в средней школе в выпускном классе и разрабатываем план-конспект урока по изучению творчества поэта; кроме того, определяем, в каких моментах урока можно использовать материал дипломной работы. В заключении нашей работы делаем выводы по исследованию; в приложении предоставляем мультимедиа-презентацию урока по изучению творчества А. Ахматовой.

Информация о работе Символика заглавий книг и произведений Анны Ахматовой