М.И.Бокова
(МКОУ « Дракинская сош », Лискинский район )
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО РУССКОМУ
ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ .
Структуру учебной деятельности учащихся
, а также основные психологические условия
и механизмы процесса усвоения знаний
на сегодняшний день по стандартам второго
поколения описывает системно-деятельный
подход, базирующийся на теоретических положениях психологов: Я.А.Коменского
, Л.С. Выготского , В.В. Давыдова . Именно
развивающее обучение и воспитание способствуют
в большей мере раскрытию творческих способностей
детей . Огромную роль в формировании гармонично
развитой личности с высокими нравственными
идеалами играет внеклассная работа по
русскому языку и литературе , так как
это один из способов развития ключевых
компетентностей .
Русский язык , литература , культура общения
– это учебные предметы , которым принадлежит
главная роль в духовной жизни ребёнка
. Поток познания в значительной степени
идёт по каналам языка , через слова усваиваются
понятия , в формах языка строится мысль
и речь. Самовыражение посредством речи
является каналом развития интеллекта
. Поэтому акцентирую особое внимание
учащихся к слову , так как выявление литературных
способностей основывается на восприятии
образных , поэтических , эмоциональных
свойств слова . Перед тем как взять 5 класс
, вручаю ученикам список книг для летнего
чтения с обращением к юному книголюбу
и даю перспективное задание для вступительного
отчёта « Мы лето с книгой провели» в разных
формах прослеживается диалог читателя
с автором , анализ специфики произведения
, что позволяет в дальнейшем воспитывать
читательский вкус. Развитие читательской
компетентности продолжается на кружковых
занятиях «Художественное слово».Формирование
грамотного читателя даёт сотворчество
учителя с учениками . Проводим читательские
конференции , круглые столы , литературное
кафе , диспуты , размышления , исследования
, учимся писать стихи . Для этого заводим
тетради «Проба пера» , где предусматривается
свободное сочинительство . Дети тонко
чувствуют прекрасное , понимают язык
природы . Экскурсии в природу доставляют
радость тому , кто умеет её понимать. Так
появляются первые «стихи».Начиная с 6
класса, проводим «Литературный салон»,
«Театр одного актёра» (Ролевые игры),
литературные вечера, например , «Мой Пушкин».
Процесс развития творческих способностей
пронизывает все этапы развитие личности
, пробуждает инициативность , самостоятельность
в выражении своих чувств, мыслей .В нашей
школе ежегодно проводится неделя русского
языка и литературы , для которых характерно
следующие мероприятия : КВН «Выучи русский
язык», смотр- конкурс «Самый грамотный
ученик» , «Самый эрудированный ученик»
, игры, брейн –ринги , беседы, фестивали,
викторины ,олимпиады по русскому языку
и литературе . Подводим итоги , самых достойных
ждут награды . За активное участие во
Всероссийском «Молодёжном филологическом
чемпионате» участники награждены Дипломами
и сертификатами Центра развития Одарённости
. Принимали участие в различных конкурсах
, стали ПОБЕДИТЕЛЯМИ :Вязникова Светлана
(Победитель призовой литературной викторины
газеты «Лискинские известия» ), Казаков
Дмитрий (награжден дипломом (2 место )
в районном конкурсе сочинений «Молодежь
и выборы»), Котов Денис (победитель районного
конкурса риторики ) , Круцких Виктория
(награждена сертификатом за активное
участие в конкурсе «Мы наследники Ю.А.Гагарина.»
Как классный руководитель ежегодно в
мае на классных родительских собраниях
устраиваем общественный смотр знаний
: смотр – конкурс иллюстраций по прочитанным
произведениям , выступления с театральными
постановками учащихся , выразительное
чтение понравившихся стихов , дети представляют
свои опыты в стихотворстве , участвуют
в конкурсе книголюбов . Так появляется
страничка в портфолио «Мои достижения
в филологии». С 9 класса веду предметно-ориентированный
курс «Секреты волшебницы-речи», где стараемся
развивать и совершенствовать навыки
русского речевого этикета на основе
обобщения и систематизации сведений
по русской лексике и грамматике , формировать
грамотное обобщение учащихся как в школе
, так и дома , продуктивно готовимся к
ГИА. В старших классах 2-х –годичная (индивидуальная)
программа «Развитие коммуникативной
способностей одаренных детей средствами
риторики» помогает продолжить работу
в коммуникативной культуре успеха с одарённой
ученицей (10-11классы) Ефремовой Марией,
которая пишет стихи, имеет публикации
в районной газете «Лискинские известия»,создала
свой сайт, где размещает свои творения.
Она 2-жды стала победителем 2 (районного)
этапа Всероссийской олимпиады школьников
по литературе (2010-2011гг.),заняла 12 место
в региональном (областном ) этапе школьников
по литературе (2012 г.)
В выпускных классах проектно-исследовательская
деятельность в обучении предполагает
введение общих частных методов научного
познания на всех его этапах от восприятия
до применения на практике.
Ефремова Мария, Коровкина Виктория представили
и защитили на научно-практической конференции
в ВГУ г.Воронежа литературное исследование
на краеведческом материале «Тропой поэтов
Лискинской земли : Ивана Сафонова , Михаила
Просянникова».Реализация метода проектов
и исследовательского метода с их защитой
на практике ведёт к изменению позиции
учителя. Из носителя готовых знаний он
превращается в организатора познавательной
деятельности своих учеников .
Ефремова Мария выбрала для сдачи ЕГЭ
– л и т е р а т у р у , так как мечтает стать
филологом .
Создание условий для творческой деятельности
обеспечивает возможность самореализации
одарённого ребёнка в школе и дальнейшей
профессиональной деятельности .
Совместная работа – прекрасная возможность
дать шанс каждому ученику проявить свою
творческую индивидуальность.
Таким образом , внеклассная работа целиком
направлена на развитие у школьника чувства
прекрасного и его индивидуальных способностей.