Анализ особенностей образной системы и способов ее языкового воплощения романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:23, реферат

Краткое описание

Цель исследования – состоит в комплексном, системном описании, анализе, научно-теоретическом осмыслении и классификации системы образов в романе «Портрет Дориана Грея».

Задачи исследования – определить сущность понятия «система образов», проанализировать образы в романе, стилистические приемы, используемые автором для создания тех или иных образов, проследить их влияние на стиль и повествование романа.

Вложенные файлы: 1 файл

дориан.docx

— 80.93 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

 

Балашовский институт (филиал)

 

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального  образования «Саратовский государственный  университет 

 

имени Н.Г. Чернышевского»

 

Анализ особенностей образной системы и способов ее языкового  воплощения романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»

 

дипломная работа

 

по специальности 050303.65 «Иностранный язык»

 

Балашов 2010

 

 

Введение

 

Образная система представляет собой, пожалуй, самую интересную, сложную  и насыщенную составляющую художественного  произведения, наиболее трудную для  понимания и постижения читателя. Несмотря на это, рассмотрение образной системы и способов ее языкового  воплощения представляет огромную ценность для лингвистов и литературоведов, т.к. в способах языкового воплощения системы образов находит отражение  художественный стиль эпохи, авторский  стиль, авторское настроение и мировоззрение.

 

Данная работа осуществляется в русле изучения особенностей образной системы и способов ее языкового  воплощения романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», что и составляет предмет исследования.

 

«Настоящий художник» (Брюсов), «прирожденный писатель» (Олдингтон) – так отозвались об Оскаре Уайльде  литераторы разных стран и разных поколений, русский и англичанин, оба наделенные обостренным эстетским  чувством. Они не ошиблись в своем  мнении: творчество Уайльда вошло  в историю литературы и театра, в историю живую, привлекающую к  себе не только исследователей, но и  читателей, и зрителей, вошло благодаря  той своей части, в которой  выразил себя прирожденный художник, не подменивший искусства искусностью  и блеском самовосхищенного остроумия.

 

Как и во всяком явлении, достоинства  и недостатки в творчестве Уайльда  не принадлежат к независимым  сферам. В его произведениях они  сближены и соединены так, что  почти не оставляют пограничных  знаков.

 

В данной работе речь пойдет о единственном романе Оскара Уайльда  «Портрет Дориана Грея».

 

«Дориан Грей» вышел в  свет со скандалом, который по большей  части был делом рук самого Уайльда. Роман «Портрет Дориана  Грея» впервые был опубликован  в выпусках американского журнала  «Lippincott`s Magazine» и затем был исправлен (вероятно, чтобы удалить явный  гомосексуальный акцент) прежде, чем  был выпущен в твердой обложке. И, тем не менее, эта книга была встречена штормом протеста против предполагаемой безнравственности  романа и, даже более, Предисловия Уайльда  к нему. В самом деле, Предисловие  привлекает к себе столько внимания все эти годы, что иногда сам  роман воспринимается всего лишь как демонстрация его истинности. Так или иначе, интерес романа о Дориане Грее заключается в  методе его повествования. Роман  следует читать внимательно, глазом, готовым к несоответствиям между  автором и персонажем. Хотя сам  Уайльд признался: «Бэзил Холлуорд –  это то, что, я думаю, я есть; Лорд Генри – это то, что, мир думает, я есть; Дориан же – это то, чем  я хотел бы быть – в другое время, возможно».

 

Данная работа дает анализ романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана  Грея». Объект исследования – образная система романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» и ее языковое воплощение – обусловлен тем, что ранее внимание исследователей не привлекалось к системе  образов романа Уайльда «Портрет Дориана Грея», в чем и заключается  актуальность исследования.

 

Цель исследования – состоит  в комплексном, системном описании, анализе, научно-теоретическом осмыслении и классификации системы образов  в романе «Портрет Дориана Грея».

 

Задачи исследования –  определить сущность понятия «система образов», проанализировать образы в  романе, стилистические приемы, используемые автором для создания тех или  иных образов, проследить их влияние  на стиль и повествование романа.

 

Таким образом, мы проникаем  в основу стиля и повествовательной  манеры Уайльда-прозаика.

 

Практическое значение данной работы определяется тем, что результаты исследования могут применяться  в курсах по литературоведению, стилистике, на занятиях по практике речи английского  языка и интерпретации текста.

 

Данная работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованной литературы.

 

Во введении устанавливаются  предмет и цель исследования, формируются  его задачи, обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается  практическое значение результатов  работы.

 

В первой главе устанавливается  теоретическая база исследования, дается основа для анализа художественного  текста, определяется понятие системы  образов, рассматриваются основные каноны некоторых художественных стилей.

 

Вторая глава посвящена  исследованию системы образов романа «Портрет Дориана Грея», рассмотрению стилистических приемов, используемых автором.

 

Результаты исследования и основные итоги отражены в заключении.

 

Глава 1. Теоретическая основа анализа художественного произведения

 

 

1.1  Литературное определение  образа

 

Для исследования языкового  выражения системы образов романа Уайльда «Портрет Дориана Грея»  необходимо разъяснить понятие «образ».

 

Образ – одно из основных понятий литературы, определяющее природу, форму и функцию художественно-литературного  творчества. В центре художественного  образа стоит изображение человеческой жизни, показываемой в индивидуализированной  форме, но в то же время несущей  в себе обобщенное начало, за которым угадываются те закономерности жизненного процесса, которые формируют людей именно такого типа.

 

Образ – это всеобщая категория  художественного творчества, присущая искусству форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путем  создания эстетически воздействующих объектов. Под образом нередко  понимается элемент или часть  художественного целого, обыкновенно  – такой фрагмент, который обладает как бы самостоятельной жизнью и  содержанием. Поскольку образ определенного  человека приобретает обобщенный характер, ему присущ художественный вымысел (писатель отбрасывает случайные  подробности, добавляет черты, проясняющие  то, что он считает важным). Вымысел  усиливает обобщенное значение художественного  образа, неотделимое от представления  писателя об идеале, подчеркивает в  нем то, что помогает утверждению  этого идеала или противоречит ему. Образ – это факт воображаемого  бытия, он всякий раз заново реализуется  в воображении адресата. В эстетическом аспекте образ представляется целесообразным, жизнеподобным организмом, в котором  нет лишнего, случайного, механически  служебного и который производит впечатление красоты именно в  силу совершенного единства и конечной осмысленности своих частей. Но без  изолирующей силы вымысла образ  не мог бы достичь той сосредоточенности  и скоординированности, которые  уподобляют его живому образованию. Другими словами, «жизнеподобие» образа связано с его воображаемым бытием.

 

Образ в литературе – это  характер, персонаж. Вообще, любой литературный образ выражен в слове –  хотя к слову и не сводится, он шире глубже слова. Часто встречается  применение термина «образ» и  в более узком и в более  широком смысле слова. Часто любое  красочное выражение, каждый троп называют образом.

 

Художественный образ  проявляется в произведении очень  разносторонне. В прозе он дан  во взаимодействии с авторской речью. Образ отражает жизнь во всей ее сложности и многогранности.

 

Для дальнейшей работы важно  определить жанр произведения. Жанром называется исторически складывающийся и развивающийся тип художественного  произведения.

 

Роман – эпический жанр, в котором предметом изображения  оказывается незавершенная, длящаяся история либо прошлое, постигнутое  сквозь призму понятий, интересов и  устремлений, характеризующих современность, воспринятую в ее динамике. Роман  воссоздает опыт личности и круг ее представлений, формирующихся в  непрерывном контакте с действительностью, которая так же, как герой, находится  в процессе становления. Постоянно  в ней происходящие перемены, сама ее незаконченность и непредсказуемость  потенциального развития сказываются  на самоощущении персонажей, как и  на их судьбах. Особенностью построения романа определяется выбор персонажей, движение интриги, характер кульминационных  эпизодов, мотивированность развязки. В ходе литературной эволюции структура романа все более усложняется. Возникают разновидности жанра, в которых найдено оригинальное сочетание напряженной интриги и психологической изощренности, а стремление воссоздавать жизнь достоверно и узнаваемо соединяется с широким использованием вымысла, тяготеющего к фантастике.

 

Композиция романа включает «расстановку» персонажей, т.е. систему  образов. Важнейший аспект композиции – последовательность введения образов  в повествование, способствующая развертыванию  художественного текста. Расстановка  персонажей происходит вокруг образа главного героя, который преображается  на протяжении всего романа.

1.2 Построение образной  системы художественного произведения

 

Система образов начинается там, где по выражению Пастернака, «образ входит в образ», где они  накладываются друг на друга, так  или иначе друг с другом взаимодействуют  – в рамках одного художественного  текста. При этом возникает так  называемая иерархия образов. «Иерархия» в переводе с греческого означает многоступенчатый порядок подчинения и властвования. Она царит всюду, на любой ступени бытия, причем зачастую эти иерархические отношения  бывают исключительно сложны, противоречивы, непонятны.

 

Образную систему художественного  текста можно выстроить – сверху вниз – в следующем порядке:

 

- образ самого произведения  в целом;

 

- образ автора (лирического  героя);

 

- система образов художественного  пространства и художественного  времени (хронотоп);

 

- образы главных героев;

 

- образы героев второго  плана;

 

- эпизодические персонажи;

 

- речевые, языковые образы;

 

- образы-детали, микрообразы.

 

Эта схема может, несомненно, корректироваться, видоизменяться. Так, языковые образы могут доминировать в произведении, образ автора может  быть на первом плане, особенно в лирике, но он становится «невидимкой», исчезает из произведений прозы.

 

Образ самого произведения связан с его жанром. Это образ-впечатление, которое у нас остается после  знакомства с данным произведением. Это впечатление может быть смутным, расплывчатым, недостаточно определенным. Это и есть читательский образ  художественного текста – бледный, тусклый или яркий образ. Иерархически он главный. И если он бледен, тускл, размыт, значит, художественного текста для читателя как бы и не существует. Но бывают и совсем иные образы произведения – метафорически-образные, чуткие, острые, глубокие.

 

В немалой степени образ  художественного текста формируется  и в мире фантазии самого творца, создателя текста. Это подводит нас  к проблеме образа автора. Автор  бывает часто «невидим», но в то же время и ощутим в прозаических жанрах. Иногда он выступает в роли рассказчика, как бы надевая особую языковую «маску». Авторская маска  – это способ сокрытия писателем  собственного лица с целью создания у читателя иного (отличного от реального) образа автора. Интересна проблема точек зрения в повествовании, позиции  «авторского знания-незнания» того, о чем идет речь в художественном тексте. Писатель может занимать положение  «всеведущего» человека – он, якобы, знает о своих персонажах буквально  все. Выступая в роли всезнающего  рассказчика, художник по существу имитирует  Бога. Но, уже начиная с эпохи  Возрождения, когда вера в бога стала  оттесняться верой в человека, стала утверждаться в литературе позиция «незнания». Это шутка, игра, но игра серьезная – ибо позицией незнания – частичного знания писатель моделировал ход человеческой мысли, которая не должна бояться своей  ограниченности. Модернизм и постмодернизм  развенчивают категорию познания, превращая  образ автора и художественного  текста в целом в некое размытое, бредово-хаотическое или произвольно-игровое  состояние, которое бывает полностью  отторгнуто от мира.

 

Авторский образ связан с  категорией хронотопа, или, говоря более  пространно, с художественным временем и художественным пространством. Хронотоп комбинирует разницу между сюжетом  и фабулой. Необходимо объяснить  разницу между этими двумя  понятиями. Оба эти слова обозначают совокупность событий художественного  произведения. Однако правильнее говорить о сюжете и фабуле как разных сторонах одного и того же явления. Это помогает воспринимать в произведении не только внешнюю сторону событий, но и  их глубокий смысл. Фабула – это  то, что поддается пересказу. Изначальный  смысл слова «фабула» - «басня», «сказка», «история», «предание». Читая произведение в первый раз, читатель с особенной  остротой воспринимает его общую  фабульную схему, служащую своеобразным путеводителем в художественном мире рассказа, повести, романа или драмы. Перечитывая же произведение, читатель обдумывает его смысл, осваивает все богатство событий и отношений, в сознании выстраивается представление о сюжете. «Сюжет» означает «предмет», т.е. то, для чего написано произведение. Сюжет – это цель автора, а фабула – средство достижения этой цели. Бывает так, что автор рассказывает о событиях не в той последовательности, в которой они происходят. В таких случаях, как предлагал разграничивать отечественный литературовед Б.В.Томашевский, «фабула – это то, «что было на самом деле», сюжет – то, «как узнал об этом читатель». Художественный смысл произведения раскрывается не столько в фабуле, сколько в способе ее творческого преобразования, углубленного писателем. Если фабулу возможно приблизительно пересказать своими словами, то сюжет постигается только через авторское слово. Одно и то же фабульное событие может приобрести совершенно разные сюжетные смыслы в зависимости от того, как, какими словами оно будет рассказано. Сюжет прочно связан со стилем произведения, с общими законами построения художественного мира. Научившись различать фабулу и сюжет, читатель как бы вырабатывает стереоскопическое зрение, получает возможность не просто следить за событиями художественного произведения, но и понимать их смысл, глубоко переживать их, проникаясь авторской мыслью и авторским настроением. Хронотоп художественного текста помогает читателю свободно чувствовать себя в мире героев – ведь все они так или иначе укреплены в пространстве и времени, т.е. более или менее прочно зависят от созданного автором хронотопа.

 

Существует несколько  принципов изображения образов  героев в зависимости от того, какую  функцию выполняют в художественном тексте эти герои. Это можно сопоставить  с механизмом человеческого восприятия. Для нашего глаза требуется оптимальная  дистанция, с какой он может ясно и отчетливо видеть объект. Так  и в литературе. Центральная часть  хронотопа разрабатывается одним  способом, для периферии хронотопа  – другое видение. Писатель-классицист идеализирует своих героев, «приподнимая»  их над житейской прозой, а персонажей третьестепенных он может и «снизить». Автор-реалист поступает наоборот: на первом плане у него полнокровные живые образы, а на периферии сюжеты появляются и чисто условные, неправдоподобные фигуры. В обоих случаях идет авторская  «игра далью и близью».

Информация о работе Анализ особенностей образной системы и способов ее языкового воплощения романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»