10 концепций культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:36, реферат

Краткое описание

Своими истоками «наука о культуре», т. е. культурология, уходит в эпоху Просвещения. Именно в этот период развитие культуры начинает осознаваться как единый процесс, включающий в себя историческую периодизацию и внутренние закономерности.

Содержание

I. Концепция культуры И.Г. Гердера 2
II. Концепция культуры Г.В.Ф. Гегеля 5
III. Концепция культуры Освальда Шпенглера 8
IV. Концепция культуры Н.А. Бердяева 14
V. Концепция культуры Зигмунда Фрейда 18
VI. Концепция культуры Арнольда Тойнби 22
VII. Концепция игровой культуры (Й. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет, Е. Финк) 25
VIII. Концепция культуры Карла Густава Юнга 28
IX. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского 33
X. Концепция культуры Фридриха Ницше 35

Вложенные файлы: 1 файл

10 концепций культуры.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

 

Литература:

  1. Юнг К. Г. Архетип и символ. — М., 1991. С. 11.
  2. Юнг К. Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. — Киев, 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IX. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского

Николай Яковлевич  Данилевский (1822-1885) - публицист, социолог и естествоиспытатель, один из немногих русских умов, предвосхитивших оригинальные идеи, возникшие позднее на Западе. Его взгляды на культуру созвучны концепциям двух виднейших мыслителей XX в.: О.Шпенглера и А.Тойнби. С юных лет Данилевский посвятил себя естественным наукам, а также увлекался идеями утопического социализма. В научных командировках и экспедициях объездил значительную часть России, вдохновившись на большой культурологический труд.

Как видный идеолог  панславизма - течения, провозглашавшего единство славянских народов, Данилевский  в своем главном сочинении  «Россия и Европа» (1869) задолго  до О.Шпенглера обосновывал идею о существовании культурно-исторических типов (цивилизаций), которые, как живые организмы, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей средой и так же, как и биологические особи, проходят стадии зарождения, расцвета и гибели. Начала цивилизации одного исторического типа не передаются народам другого типа, но все же подвергаются определенным культурным влияниям. Каждый культурно-исторический тип может проявлять себя в религиозной, собственно культурной, политической и социально-экономической сферах, а их гармония говорит о совершенстве той или иной цивилизации.

Ход истории, по мнению Данилевского, выражается в  смене вытесняющих друг друга  культурно-исторических типов, проходящих путь от этнографического состояния  через государственность до цивилизованного уровня. Цикл состоит из четырех периодов и продолжается около 1500 лет, из которых 1000 лет составляет подготовительный период, примерно 400 лет - становление государственности, а 50-100 лет - расцвет всех творческих возможностей того или иного народа. Завершается цикл периодом упадка и разложения.

В наше время  актуальна мысль философа о том, что необходимым условием расцвета культуры является политическая независимость. Без нее, считает он, невозможна самобытность культуры, т.е. невозможна сама культура. Независимость нужна для того, чтобы родственные по духу культуры могли свободно и плодотворно развиваться и взаимодействовать, сохраняя в то же время их общее культурное богатство.

 

Данилевский отрицал  существование единой мировой культуры и выделял 11 культурно-исторических типов (египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, халдейский, еврейский, греческий, римский, аравийский, романо-германский).

Описать отличия  между культурно-историческими типами можно, выделив четыре «основы» - важнейшие формы человеческой деятельности:

 • религиозную; 

 • «культурную», включающую науку и искусство; 

 • политическую;

 • социально-экономическую. 

Каждый культурно-исторический тип развивает одну из них, и в  таком случае является «одноосновным», или несколько («двухосновные» или  «трехосновные» культурно-исторические типы).

Данилевский считал, что в истории XIX века доминируют два культурно-исторических типа: германо-романский (европейский) и славянский во главе с Россией. Противоречия между ними не дают европейцам увидеть в россиянах «своих», проводят невидимую, но всеми ощущаемую границу между Россией и Европой. Данилевский выражал надежду на то, что славянам удастся создать гармоничный «четырехосновный» культурно-исторический тип, призванный объединить во главе с Россией все славянские народы в противовес Европе, вступившей в период упадка.

 

Литература:

  1. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - СПб., 1995.

 

 

 

X. Концепция культуры Фридриха Ницше

Фридрих Ницше (1844-1900) - немецкий философ и культуролог, представитель философии экзистенциализма, центральное место в философско-культурологической концепции которого занимает понятие  «жизнь», основу которой образует воля. Выразить ее характер невозможно с помощью разума и науки, это способна сделать только такая синтетическая форма жизнедеятельности человека, как искусство.

  В искусстве Ницше различает два начала: аполлоническое (рациональное, упорядоченное и критическое) и дионисическое (чувственное, вакхическое). Первое воплощает принцип индивидуализма, второе символизирует ужас и восторг, охватывающий человека, когда нарушен принцип индивидуализма.

  Сущностной характеристикой обоих начал является способность воодушевлять людей, рождая образы различного порядка. Человек же в концепции Ф. Ницше - только «подражатель» и проводник двух этих сил.

  Подчинение Диониса Аполлону рождает трагедию не только как вид искусства, но и как состояние человека, у которого творчески импульсивное, образно-художественное начало подавляется понятийным рационально-критическим анализом; задача же современного искусства - восстановить трагический миф для того, чтобы дать мощный заряд жизни творчества.

  Позднее в его творчестве получает яркое выражение элитарная концепция культуры. Философ обосновывает права элиты на привилегированное положение в культуре ссылкой на ее уникальную эстетическую восприимчивость и болезненную чувствительность к страданиям.

  Еще позднее во взглядах Ницше на жизнь и культуру происходит усиление социально-нравственного акцента, и жизнь начинает истолковываться им по преимуществу как воля к власти, а смысл культуры в формировании носителя этой воли к власти - сверхчеловека. Прообразом сверхчеловека в прошедшей истории, по мнению Ницше, в этот период, является узкая каста господ - врожденных аристократов, природных «жизнелюбов», которым присущ истинно художественный вкус, вкус к жизни во всех ее проявлениях. В подлинном же смысле сверхчеловек - это идеал, к которому должно стремиться человечество. Сверхчеловек занимает в системе Ницше место Бога.

  «Воды религии отливают и оставляют за собою болота или топи; нации снова разделяются, враждуют между собой и жаждут растерзать друг друга. Науки раздробляют и подтачивают всякую твердую веру; образованные классы и государства захвачены потоком грандиозного и презренного денежного хозяйства.

  Никогда мир не был в такой степени миром, никогда он не был беднее любовью и благостью», - Ницше.

  «Бог умер, мы его убили, а на его место должны прийти сверхлюди». Эта идея позднее получила в философии широкий резонанс и позволила трактовать философско-культурологическую концепцию Ф.Ницше как атеистическую.

 

Литература:

  1. «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» (Jenseits von Gut und Böse, 1886)
  2. «К генеалогии морали. Полемическое сочинение» (Zur Genealogie der Moral, 1887)
  3. «Ecce Homo. Как становятся сами собою» (Ecce Homo, 1888)

Дополнительная  литература:

  1. Введение в культурологию. Учебное пособие для вузов. (Руководитель авторского коллектива Попов Е.В.- М.:ВЛАДОС, 1996.
  2. История культуры России. М., 1993.
  3. Культурология. Гуревич П.С. Учебное пособие.-М.: Знание,1996.
  4. Культурология. Малюга Ю.Я. Учебное пособие.Изд.2-е, доп.и.испр.-1998.
  5. Культурология. Учебное пособие для студентов вузов. Изд. «Феникс». 1995.

 


Информация о работе 10 концепций культуры