Этнос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:28, реферат

Краткое описание

Слово «народ» часто используют как общее наименование таких социальных групп, как племя, народность, национальность, нация. Однако попытки решить в общем виде вопрос, чем определятся принадлежность людей к тому или иному народу, что сплачивает народ в одно целое, наталкиваются на немалые трудности.
Что объединяет людей в народ?

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 50.00 Кб (Скачать файл)

Слово «народ» часто используют как  общее наименование таких социальных групп, как племя, народность, национальность, нация. Однако попытки решить в общем  виде вопрос, чем определятся принадлежность людей к тому или иному народу, что сплачивает народ в одно целое, наталкиваются на немалые трудности. 
Что объединяет людей в народ? 
В качестве условий, объединяющих людей в народ как целостную социальную общность, чаще всего упоминают единство происхождения, места проживания, языка, культуры. Однако каждый из этих факторов сам по себе еще не является необходимым и достаточным. 
Единство происхождения? Но как нет человека, у которого был только отец или только мать, так нет и народа, у которого был бы только один народ-прародитель. Так, русский (великорусский) народ возник из смешения славян с балтами, финнами, уграми, монголами, татарами. Да и после возникновения любой народ постоянно пополняется людьми иностранного происхождения (Фонвизин, Пушкин, Лермонтов, Брюсов, Кваренги, Брюлловы, семья Бенуа - все они потомки иноземцев). 
Единство места проживания? Хотя всякий народ возникает на определенной территории, в дальнейшем его представители могут менять место своего обитания. В истории происходили переселения народов, есть народы, не имеющие своей постоянной территории (цыгане). Множество людей в наше время живет не там, где жили их предки, в диаспоре - за пределами исторической родины. Проживание в разных местах земного шара не мешает людям осознавать себя принадлежащими к одному и тому же народу. 
Единство языка? Как правило, у каждого народа свой язык. Но из этого правила есть масса исключений. Испанцы, аргентинцы, кубинцы говорят на одном языке, но являются разными народами. А существование во Франции кроме французского еще четырех языков не помешало образованию единого французского народа. Кроме того, историческое изменение языков ведет к тому, что потомки говорят на ином языке, чем их предки: так, современный итальянский сильно отличается от латыни, а современный русский язык - от старославянского. 
Единство культуры, при всей его несомненной значимости, тоже не вполне может служить определяющим критерием объединения людей в народ как особую социальную общность. Какая культура тут подразумевается? Метакультура объединяет разные народы. Люди, скажем, христианской культуры не составляют единого народа. А культура одного народа может быть весьма неоднородной (например, субкультуры северных поморов и донских казаков). К тому же в ходе истории культура народа претерпевает существенные изменения. Много ли общего между культурой московских бояр времен Ивана Грозного и современных столичных чиновников? А ведь все это - один народ! Чтобы выводить единство народа из единства его культуры, надо сначала разобраться, есть ли единство культуры, и если есть, то чем оно само определяется. 
Понять, что скрепляет народ в одно целое, можно только рассматривая его в процессе исторического развития. Характеристики народа в ходе этого процесса изменяются. Но сам исторический процесс их изменения и обусловливает его сохраняющееся единство. Что общего между стариком и тем ребенком, которым он когда-то был? И все-таки это один и тот же человек! То общее, что соединяет их, - это биография, запечатленная в памяти. Так и с народом. Народ цементируется в единое целое его историей, которая сохраняется в социальной памяти (культуре). Важным элементом этой памяти является, в частности, самоназвание: оно выделяет представителей народа среди других людей и позволяет им фиксировать различие между «Мы» и «Они». С самоназванием связано и самосознание - сознание своей принадлежности к этому «Мы», к данному народу. 
Исторический подход приводит к необходимости разделять два понятия: народ как этническую (этногенетическую) общность и народ как этносоциальную общность. 
Этносы 
Этнос - это социальная группа, членов которой объединяет этническое самосознание - сознание своей генетической связи с другими представителями этой группы. Этническое самосознание индивида строится на его представлениях о своем происхождении. Он сознает себя принадлежащим к определенному этносу потому, что полагает себя потомком ряда предшествующих поколений предков, принадлежавших к этому этносу. Из поколения в поколение передается память о предках. В результате образуется историческая наследственность, которая и определяет целостность этноса. 
Следует отметить, что здесь имеется в виду не столько действительная генетическая связь, сколько представление о ней. Этническое самосознание определяется не биологическим фактом происхождения от родителей, относящихся к данному этносу, а социально-психологическим фактом - тем, что индивид думает о своем происхождении, чьим потомком себя считает (а не чьим потомком является на самом деле). Разумеется, люди обычно знают своих родителей, и их представление о своем происхождении основано на этом. Но большинству людей известно всего лишь несколько поколений своих предков, и практически почти во всякой родословной, уходящей достаточно далеко в прошлое, обнаруживаются «иноземцы». Поскольку любой этнос объединяет в себе генетически разнородные семьи, роды, племена и постоянно пополняется за счет межэтнических браков и ассимиляции пришельцев из других этносов, постольку расистские попытки делить людей по «чистоте крови» совершенно бессмысленны. Этническая общность основана не на «крови», а на самосознании людей, а потому есть понятие не биологическое, а социальное (биосоциальное). 
Нации 
Исторические условия, в которых существуют этносы, порождают социальные связи, объединяющие людей не по этническим признакам, - государственно-политические, хозяйственно-экономические, религиозные и т. д. В результате над этносами надстраиваются этносоциальные общности. Народ может складываться из одного или нескольких этносов и включать в себя людей различного этнического происхождения, поскольку факторы, обеспечивающие его единство, не сводятся к представлению о генетическом родстве. 
Нация является этносоциальной общностью. Становление современных наций связано с преодолением феодальной раздробленности, развитием индустриальной экономики и торгово-промышленных отношений, ростом просвещения и культуры, образованием национальных государств. Для каждой нации характерно создание единого семиотического поля - системы общеизвестных всем ее представителям знаковых средств (язык, традиционные формы поведения, символика), которые обеспечивают их взаимопонимание и повседневное взаимодействие. 
Как этническая, так и национальная принадлежность человека определяется его самосознанием. Но если этническое самосознание зависит от происхождения человека, то национальное - от его включенности в семиотическое поле национальной культуры и чувства причастности к ней. Обычно национальное самосознание обусловлено этническим. Но нередко - а в нашу эпоху особенно - этническое и национальное самосознание не совпадают. Попадая в иную этническую среду, например в результате переезда в другую страну, люди, разумеется, не меняют своей этнической принадлежности. Но они могут либо сохранить свою национальную культуру и национальное самосознание, либо включиться в семиотическое поле иной культуры и обрести новое национальное самосознание. В современных нациях есть множество людей разного этнического происхождения - «русские американцы», «обрусевшие немцы», «русские евреи» и т. д. Для обозначения этнической принадлежности людей, где бы они ни жили, пользуются термином «национальность». 
В мировой истории развитие наций связано с множеством конфликтов и войн, с подавлением и угнетением одних народов другими и национально-освободительными войнами. Национальные вопросы и сегодня не утрачивают остроты, постоянно вызывая вспышки национальной розни и кровопролитные столкновения в разных регионах Земли. Но «в современном мире уже невозможно разойтись “по национальным квартирам” - слишком тесен стал мир, сильна миграция, интенсивно смешение рас и народов, взаимозависима экология. Современные народы вынуждены жить рядом и вместе. Поэтому они вынуждены уживаться друг с другом - вырабатывать в каждом человеке терпимость к “инаковости”, уважение к правам живущих рядом людей другого языка и другой культуры… Принцип равноправия народов в повседневной жизни гражданского общества означает, что каждый его член не только лоялен к людям других национальностей, но сознает общую опасность всякого иного отношения. Он сознает, что лозунги, построенные по схеме “Фингалия - для фингальцев!” - это всегда фашизм; что “исторические” аргументы в территориальных спорах (“кто раньше поселился”) ведут только к тупикам и крови; что ущемление прав меньшинства рождает цепную реакцию несправедливостей, разрушающую право».

Этнокультурные  стереотипы

 
Стереотипом называют упрощенное, зачастую искаженное, представление о каком-либо социальном объекте (группе, явлении, поведении и т. д.), которое характерно для обыденного сознания и устойчиво держится в нем. Под этнокультурным стереотипом понимается представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ. Существование таких представлений - несомненный факт. «Немецкая аккуратность», «французская галантность», «китайские церемонии» - в этих расхожих выражениях воплощаются распространенные этнокультурные стереотипы. Стереотипными являются мнения о вспыльчивости итальянцев, холодности англичан, гостеприимстве грузин, широте души, неорганизованности, доброте русских. Стереотипы понимаются как характеристики народа в целом, но вместе с тем они обычно распространяются на любого представителя этого народа и предопределяют образ его личности. 
Существуют автостереотипы, отражающие то, что думают люди о своем собственном народе, и гетеростереотипы, относящиеся к другому народу. Оба эти вида этнокультурных стереотипов складываются и укореняются в обществе в качестве общеизвестных традиционных взглядов. 
Автостереотипы составляют важную часть национального самосознания. С их помощью формируются общие нормативы поведения, которым должен следовать человек как представитель своего народа («мы - такие»; значит, и я должен быть «таким»). Это способствует объединению и самоутверждению народа. С одной стороны, в автостереотипе народ всегда в какой-то мере идеализирует себя, внося в него позитивные черты, необходимые для его выживания в данных социально-географических условиях (трудолюбие, храбрость, взаимопомощь и т. п.). А с другой стороны, в автостереотип включаются психические особенности, ссылкой на которые люди стремятся к самооправданию недостатков своего образа жизни. Специалисты по этнической психологии отмечают, что нации, находящиеся на более высоком уровне экономического развития, имеют тенденцию подчеркивать у себя такие достоинства, как ум, предприимчивость, деловитость, а нации с более отсталой экономикой - такие черты, как доброта, сердечность, гостеприимство, снижая при этом значимость «деловых» качеств. 
Гетеростереотипы гораздо более критичны, чем автостереотипы. Они нередко служат источником национальных предрассудков и предубеждений. Встречаясь с представителями иного народа, люди имеют естественную склонность воспринимать их поведение с позиций своей культуры, «мерить их на свой аршин». Непонимание их языка, символики жестов, мимики ведет к искаженному истолкованию смысла их действий, что легко может породить целый ряд негативных чувств. «Они не такие, как мы» - они ведут себя не по-нашему, странно, нелепо, то есть, короче говоря, плохо. 
Европейцев, впервые вступавших в общение с японцами, шокировало, что японцы с улыбкой говорят о самых печальных вещах, например о тяжелой болезни дочери. Это дает почву для представления о бездушии и цинизме японцев. Однако улыбка означает на самом деле лишь то, что японец не считает себя вправе беспокоить окружающих своими личными горестями. Расстояние между собеседниками в мексиканской культуре значительно меньше, чем в американской. Поэтому вежливый мексиканец, вступая в беседу с американцем, придвигается к нему, а американец учтиво отступает. Оба соблюдают принятый в своей культуре этикет. Но в итоге мексиканцы жалуются, что американцы неприветливы в общении, а американцы говорят о назойливости мексиканцев. 
Стереотипы часто эмоционально окрашены симпатиями и антипатиями, в зависимости от которых одно и то же поведение получает разную оценку. То, в чем у своего народа видят проявление ума, у другого народа считают проявлением хитрости. То, что у себя называют настойчивостью, у «чужака» расценивается как упрямство. И наоборот, для многих людей характерно критическое отношение к собственной культуре и положительная оценка чужой, вплоть до своеобразного «комплекса неполноценности», выражающегося в принижении своей культуры и благоговении перед чужеземной. 
Этнокультурные стереотипы - независимо от их обоснованности или необоснованности, истинности или ложности - являются неотъемлемым элементом любой культуры и уже самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их национальное сознание и межнациональные контакты.


Информация о работе Этнос