Теория этносов Л.Гумилева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 21:56, реферат

Краткое описание

При рассмотрении культурно-цивилизационных процессов в современном мире аспекты теории этногенеза могут выступать в качестве идейного источника.

Целью моей работы является анализ теории этноса Л.Н. Гумилева и выявления на мой взгляд соответствия данной теории научному подходу.В рамках данной работы мною будет рассмотрено понятие «этнос» в трудах Л.Н. Гумилева, а также закономерности его возникновения, развития и упадка.

Содержание

Ведение.

1. Понятие «этнос» в трудах Л.Гумилева;

2. Этнос как системная целостность;

3. Этническая иерархия;

4. Понятие «пассионарность»;

5. Фазы этногенеза;

6.Пусковой момент этногенеза.

Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Теория этноса.docx

— 29.82 Кб (Скачать файл)

Академия  Государственного Управления  при  Президенте Азербайджанской Республики.

 

Кафедра: Политического управления.

Предмет: Этнополитология.

Реферат на тему: Теория этносов Л.Гумилева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

Ведение.

1. Понятие «этнос» в трудах Л.Гумилева;

2. Этнос как системная целостность;

3. Этническая иерархия;

4. Понятие «пассионарность»;

5. Фазы этногенеза;

6.Пусковой момент этногенеза.

Заключение.

 

 

Введение.

Идеи Л.Н.Гумилева- представляют собой сложную систему, где взаимодействуют  не отдельные объекты,  а Космос и биосфера  Земного шара в  целом. Основополагающее  произведение  Л.Н. Гумилева «Этногенез и биосфера Земли», опубликованная в 1979 г.  является целостным изложением  его теории этногенеза ,где ключевым  звеном автора выступает- учение о пассионарности. Главная задача пассионарной теории этногенеза – своевременное предвиденье  возможных вариантов этнических событий.Он также является одним  из тех ,кто понял, что наступил век  интеграции наук. Поэтому создавая  теорию этногенеза, Л.Н. Гумилев  выступил не только как  историк, но и этнограф, географ ,биолог и психолог.

Л.Н. Гумилев писал, что  вся история человечества состоит  из череды изменений. Много лет люди пытались  понять и объяснить  истоки своей истории. Но ответы получались разные, ибо история сама по себе многогранна : она может быть историей социально-экономических формаций, или военной историей, историей науки  и культуры. Л.Н. Гумилев же рассматривал историю как историю народов. Он считал, что только в рамках народов(этносов), контактирующих  друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт понимается как достояние жизни того или  иного народа. «Этносы , существующие в пространстве и времени , и есть действующие лица в театре истории.1

Актуальность  изучения данной теории этногенеза рассматривается в вопросах развития, взаимоотношения и взаимодействия различных этносов(культур) которые всегда представляют интерес для человечества. Такие понятия как «национальная идея», «межнациональные конфликты», «этническая терпимость», «взаимоотношения центра и регионов» встречаются во многих СМИ. При рассмотрении культурно-цивилизационных процессов в современном мире аспекты теории этногенеза могут выступать в качестве идейного источника.

Целью моей работы является анализ теории этноса Л.Н. Гумилева и выявления на мой  взгляд соответствия данной теории научному подходу.В рамках данной работы мною будет рассмотрено понятие «этнос» в трудах Л.Н. Гумилева, а также закономерности его возникновения, развития и упадка. 

 
  1.Понятие «этнос» в  трудах  Л.Н. Гумилева.

Основное понятие своей  теории – «этнос» Л.Н. Гумилев  определял многократно, изменяя  и дополняя его. Неизменным при этом оставалось лишь утверждение, что этнос  – это объективное явление  природы, коллективная группа вида Homo sapiens. Особенно он подчеркивал, что «этнос это не биологическая категория, хотя все люди – составляющие этнос  – организмы». 
 
Этнос – биосоциальное образование. Этносы формируются естественным образом на основе оригинального стереотипа поведения коллектива людей. Они – своеобразная энергетическая система или структура, по-разному реагирующая на другие подобные коллективы. Стереотип поведения – важная характеристика этноса, который определяет «навыки быта, приемы мысли, восприятие предметов искусства, обращение со старшими»2  
Итоговым можно считать следующее определение этноса Гумилевым: «Этнос – коллектив особей, выделяющий себя из всех прочих коллективов. Этнос более или менее устойчив, хотя возникает и исчезает в историческом времени. Язык, происхождение, обычаи, материальная культура, идеология иногда являются определяющими моментами, а иногда – нет. Вынести за скобки мы можем только одно – признание каждой особью: «Мы – такие-то, а все прочие – другие».3

Позднее он дал еще одно определение категории этноса , в  которое опять-таки включил противостояние «мы – они»: этнос – это  «природные коллективы людей с общим  стереотипом поведения и своеобразной внутренней структурой, противопоставляющие  себя («мы») всем другим коллективам («не  мы»)»4

Таким образом можно придти к общему выводу, что по Л.Н. Гумилеву, этнос  - устойчивый, естественно  сложившийся коллектив людей, противопоставляющий  себя всем прочим  аналогичным  коллективам  и отличающийся своеобразным стереотипом  поведения, который закономерно  меняется в историческом времени.

2. Этнос как системная целостность.

Л.Н. Гумилев  применил в  этносфере теорию «открытых  систем». Этнос ,точно также как и любая  система, имеет  свои элементы и связи. Главное в системе – не составляющие его элемент, которые могут вовсе  не походить друг на друга, а связи  меду ними. Мера устойчивости этноса определяется  не его массой, то есть численностью населения , а набором связей различных  весов  и знаков. Этим и создается  эластичность этноса  , которая позволяет  ему  амортизировать  внешние  воздействия. Разрушение же связей  приводит к исчезновению системы.

Этнос- система динамическая. Система  должна постоянно обмениваться с окружающей средой  энергией и  энтропией. Этот обмен регулируется управляющими системами, которые передаются по наследству. Роль  управляющей  системы играет  традиция, которая  равно взаимодействует  с общественной  и природной формами движения материи. Этнос очень связан с ландшафтом. Ландшафт принудительно действует на этнос, а при его смене этнос вынужден либо исчезнуть , либо выработать новую форму адаптации, что приводит к смене стереотипов поведения. А это говорит о появлении нового субэтноса или даже этноса.

3. Этническая иерархия.

Этнос – динамические структурные  образования, которые могут иметь  следующую» иерархическую соподчиненность  субэтнических групп: суперэтнос, этнос, субэтнос, консорции и конвиксии. Их различие в следующем: 
 
Суперэтнос – это этническая система, состоящая из нескольких этносов, возникших одновременно. Это, например, «христианский мир» романо-германской Европы XVI в. или современный Китай.

Субэтнос – это этнографические группы, сословия, конфессиональные общины старообрядцев, консорции путешественников-землепроходцев. 
 
Консорции – это небольшие группы людей, объединенные общей исторической судьбой, целью. Это кружки, секты, артели, банды. 
 
Субэтнос – это этнографические группы, сословия, конфессиональные общины старообрядцев, консорции путешественников-землепроходцев. 
 
Консорции – это небольшие группы людей, объединенные общей исторической судьбой, целью. Это кружки, секты, артели, банды. 
 
Конвиксии – это консорции длительного (на протяжении нескольких поколений) существования, имеющие однохарактерный быт семейные отношения.

Субэтносы вырастают из конвиксий, а те в свою очередь – из консорций.Чаще всего консорции распадаются ,но иногда остаются на срок в несколько  поколений.В таком случае они  становятся конвиксиями .Уцелевшие  конвиксии вырастают в субэтносы .Первые колонии в Америке создавали  консорции  англичан, превратившиеся в конвиксии: Новую Англию – пуритане, Пенсильванию – квакеры , Виргинию – роялисты  и т.п.Из Англии уезжали консорции , не мирившиеся либо с Кромвелем , либо со Стюартами, а на новой почве, где былые споры не актуальны , они стали конвиксиями, противопоставлявшими  себя с соседями- индейцами и французами.

4.Понятие  «пассионарность».

Л.Н. Гумилев считает, что  существует три вида энергии, питающие биосферу Земли: энергия Солнца (солярная), энергия радиораспада внутри Земли  и космическая энергия. По его мнению только последняя влияет на поведение людей, как часть биосферы: «Мы живем не оторванными от всего мира, а внутри огромной галактики, которая тоже воздействует на нас как и все другие факторы, определяющие развитие биосферы»5.

Пассионарность – это  непреодолимое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к  деятельности, направленной на осуществление  какой – либо цели (часто иллюзорной). Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья  современников и соплеменников. Часто под пассионарностью понимают наследуемую характеристику, определяющую способность индивида (и группы индивидов) к сверхусилиям, сверхнапряжению.

 Носителей пассионарности Гумилев назвал пассионариями. Пассионарность, по мысли Гумилева, является источником мотивации, прямо противоположным по своему направлению инстинкту самосохранения, это своего рода «антиинстинкт». По соотношению двух основных «движущих сил» человеческой личности всех людей можно разделить на три категории, а именно:

– пассионарии – у  них пассионарные импульсы сильнее  инстинктивных; они являются важнейшими участниками всех исторических процессов. Их внутренняя энергия превышает тот уровень энергии, который нужен для ведения обычного образа жизни. От количества пассионариев в обществе зависит стадия этногенеза;

– гармонические личности, или гармоники, – у них пассионарность и инстинкт самосохранения примерно уравновешены и о которых Гумилев сообщает следующее: «У подавляющего большинства нормальных особей оба этих импульса уравновешиваются, что создает гармоническую личность, интеллектуально полноценную, работоспособную, уживчивую, но не сверхактивную»6. Когда в обществе преобладает гармоничный тип личности, оно находится в равновесии;

– субпассионарии – особи, мотивированные прежде всего своими низшими инстинктами, или, как говорит  Гумилев, обладающие «отрицательной пассионарностью». Субпассионарии не способны ни на подвиги, ни на сколько-нибудь успешную трудовую деятельность и, как правило, пополняют  ряды бродяг, люмпен-пролетариев, криминальных элементов и наемных солдат. Хотя предводительствуемые пассионариями  армии и мятежные толпы часто  состоят из субпассионариев, без  своих пассионарных вождей субпассионарии способны только на нищенство или  разбой».Их отличает склонность к лени, пассивность, паразитизм. Число субпассионариев увеличивается в периоды упадка и разложения этноса.

5.Фазы этногенеза.

Очень важной, с точки  зрения этнологии, является теория о  циклах этногенеза. Гумилёв, в зависимости  от величины пассионарного напряжения выделяет следующие фазы этногенеза.

фаза подъема – фаза интенсивного роста пассионарного напряжения, характеризуемая энергичной экспансией нового этноса, резким ростом всех видов его активности. Происходит толчок, вызванный энергетическими вспышками, воздействующими на биосферу. Толчок провоцирует резкое увеличение числа пассионариев, которые задают всему этносу героический импульс, подталкивая к военным завоеваниям, миграциям, интенсивному и активному образу жизни;

акматическая  фаза (акматика) – фаза временной стабилизации уровня пассионарного напряжения на наивысшем для данного этноса уровне. Характеризуется господством пассионариев жертвенного типа, наивысшим числом подсистем (субэтносов), предельной частотой событий этнической истории. В акматической фазе - биохимическая энергия достигает таких значений, что паccионариев в популяции становится «слишком много» (в этой фазе  их – максимум), и они начинают воевать друг с другом. По утверждению Гумилева, если  10% населения страны пассионарно, то это уже революционная ситуация7Акматичеcкая фаза – это пик этногенеза, когда этнос достигает вершины своих исторических деяний. В какой-то момент наступает перегрев. При паccионарном перегреве гибнут одна за другой пассионарные особи. Результатом является определенное угасание паccионарности. Возрастает роль гармоничных особей. Происходит переход к фазе надлома и начинается спад;

фаза надлома (кризисная) – начало снижения пассионарного напряжения после акматической фазы, возникновение порождаемых взаимной враждой пассионариев острых конфликтов внутри этнической системы, ростом числа субпассионариев;

инерционная фаза (фаза инерции) – неумолимое снижение уровня пассионарного напряжения, сопровождающееся укреплением государственной власти и социальных институтов, интенсивным накоплением материальных и культурных ценностей. Эпоха Возрождения и вообще всякое возрождение интереса к культурному строительству и к культурным достижениям прошлого очень часто свидетельствуют о начале упадка пассионарности – пассионарии интересуются не прошлым, а настоящим и будущим.Гумилев назвал эту фазу «золотой осенью» этноса. В этот период в обществе начинают преобладать субпассионарии, активно разлагающие этническую систему;

фаза обскурации – окончательное снижение пассионарного напряжения до уровня ниже гомеостатического «нулевого» за счет значительного увеличения числа субпассионариев. Окончательная деградация этнической и общественной системы, в которой из-за преобладания субпассионариев становится невозможной любая конструктивная деятельность, за исключением направленной на удовлетворение элементарных жизненных потребностей;

фаза регенерации – кратковременное восстановление пассионарности этнической системы за счет пассионариев, сохранившихся на окраинах ареала;

реликтовая фаза – окончательное завершение процесса этногенеза, стабилизации пассионарного напряжения на предельно низком уровне при одновременном достижении гомеостаза с окружающей средой, «прозябание», исключающее как эксцессы, так и какую бы то ни было историческую активность.

Две последних фазы –  регенерации и реликтового существования  – в некоторых изложениях объединяют в единую, так называемую мемориальную фазу. Общая продолжительность цикла этногенеза составляет около 1200-1500 лет, причем четыре первых фазы (подъема, акматики, надлома и инерции) длятся примерно по 250-300 лет, а заключительные фазы (обскурации и мемориальной) могут быть чрезвычайно короткими – по той причине, что в состоянии низкой пассионарности велика вероятность окончательного прекращения существования этноса ввиду его ассимиляции или уничтожения другими народами. С другой стороны, при благоприятных обстоятельствах реликтовая фаза – когда этнос лишен какой бы то ни было активности и существует как памятник собственному прошлому – может длиться неопределенно долго.

6.Пусковой момент  этногенеза.

Гумилев отметил в известной  нам мировой истории 17 пассионарных толчков. Он указывает, что места  их появления – длинные полосы, идущие или вдоль меридиана, или  по параллелям, или под углом к  ним, но всегда – прямые: «Как будто  кто-то хлещет плетью шар земной, а  к рубцу приливает кровь»8  Причину взрывов этногенеза автор усматривает в солнечной активности.

Информация о работе Теория этносов Л.Гумилева