Этническая эдентичность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Задачами данной курсовой работы можно выделить:
Исследовать понятия этничность, идентичность и составного понятия этническая идентичность.
Исследовать причины перехода от осознания своей этнической идентичности к этническим конфликтам.
Исследовать этнические конфликты в России на примере «Манежки».

Вложенные файлы: 1 файл

этническая идентичность_И-100_ЧухланцевН.Н..docx

— 61.84 Кб (Скачать файл)

Все виды этнической идентичности насаживаются с детства и функционируют  преимущественно в подсознательном  состоянии, поэтому такая идентичность очень просто может перейти в  этнический конфликт.

 

 

Глава 2.

Причины перехода от осознания своей этнической идентичности к этническим конфликтам

Сначала нужно дать определению  тому, что такое этнический конфликт. «Этнический конфликт - форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку»9.

Различают несколько форм этнических конфликтов: межэтническая напряжённость и политическая борьба, спорадическое насилие и погромы, этнические чистки, открытая вооружённая борьба. Почву для таких конфликтов могут составлять прошлые межэтнические распри, войны, совершённое в отношении этнической группы насилие со стороны других групп или государства, религиозная нетерпимость и культурно-исторические споры. Их участниками могут быть представители одной и более этнических групп, он может носить межгрупповой характер или происходить между группой и государством.

К этническим относят конфликты любых форм (организованные политические действия, массовые беспорядки, сепаратистские выступления, гражданские войны и пр.), в которых противостояние проходит по линии этнической общности.

Особенностями данных конфликтов является:

  1. Все межэтнические конфликты носят комплексный, сложносоставной характер. Поскольку суть их определяется, в конечном счете, стремлением этноса к собственной государственности (даже если в настоящий момент такая цель и не ставится ввиду отсутствия реальной возможности ее достичь), то эти конфликты неизбежно становятся политическими. Но этого мало: для того чтобы этнический кризис “созрел”, этнос должен чувствовать себя дискриминированным и по социально-экономическим показателям (низкий уровень доходов, преобладание не престижных профессий, недоступность хорошего образования и т.д.), и по духовным (притесняют религию, ограничивают возможности использования языка, не уважают обычаи и традиции...). Так что любой межэтнический конфликт — это даже не “два в одном”, а и три, и четыре “обычных” конфликта в едином межэтническом пространстве.
  2. Конфликты этого рода всегда отличаются высоким накалом эмоций, страстей, проявлением иррациональных сторон человеческой природы.
  3. Большинство из крупных этнических конфликтов имеют глубокие исторические корни. А если даже таковых и нет, то конфликтующие стороны их непременно создадут псевдоисторическими изысканиями типа: “Наши предки всегда здесь жили!”.
  4. Этнические конфликты характеризуются высокой мобилизацией. Защищаемые этнические особенности (язык, быт, вера) — это не свобода слова или собраний, которые волнуют далеко не всех. Эти особенности составляют повседневную жизнь каждого члена этноса, что и обеспечивает массовый характер движения в их защиту.
  5. Межэтнические конфликты носят “хронический” характер, они не имеют окончательного разрешения.  Ибо этнические отношения весьма подвижны. И та степень свободы и самостоятельности, которой удовлетворяется нынешнее поколение этноса, может показаться недостаточной следующему.

Все эти признаки характеризуют  этнический конфликт как отдельный  вид.

Теперь разберем основные причины этих конфликтов.

В зависимости от причин конфликты подразделяются на социально– экономические (по поводу средств жизнеобеспечения, доступа к благам общества и т.д.), политические (по поводу распределения власти), национально-этнические, религиозные, территориальные и др.. Нередко и в научной среде, бытует мнение, что наиболее основным являются социально-экономические проблемы, что в основе их лежит либо нищета народа, либо борьба элит за ресурсы или за власть ради контроля над ресурсами.

Бесспорно, на протекание этнического  конфликта оказывает воздействие  множество факторов, например, культурная среда протекания конфликта, отношение  к нему близлежащих стран и  пр, но как правило большую роль играет субъективный фактор, т.е. имеются люди заинтересованные в конфликте и сознательно их провоцируют и поддерживают. Действие этих людей, сил обычно непросто обнаружить: свои интересы подобные люди вуалируют броскими лозунгами, доступными простому человеку призывами, или вообще находятся в тени конфликтов.

Каждый из этнических конфликтов уникален, но при этом в нем можно  выделить устойчивые признаки, присущие этническим конфликтам определенного  типа. Идентификация этнического  конфликта и отнесение его  к тому или иному типу позволяет  перейти к более сложным видам  его изучения - моделированию и  прогнозированию его динамики.

В итоге мы можем выделить несколько основных причин этнических конфликтов:

  1. территориальные  проблемы
  2. религиозные причины
  3. социально – экономические причины

Среди причин этнических конфликтов в качестве главной следует обозначить территориальные споры. Если проанализировать этнические конфликты, то территориальные  проблемы выступают в качестве важнейшего компонента. В качестве претензий  используются, как правило, исторические факты. В качестве доказательств применяется принадлежность той или иной территории определенному этносу в прошлом. У обоих сторон бесспорные исторические доказательства, закрепляющие их право на владение территорией. Но в результате многих миграций, завоеваний и других геополитических процессов территория расселения этноса неоднократно менялась, как менялись границы государств. Эпоха, от которой начинается отсчет этнической принадлежности, выбирается достаточно произвольно в зависимости от целей спорящих сторон. Углубление в историю запутывает и субъективизирует спор. Поэтому территориальные проблемы в принципе неразрешимы и могут длится не один десяток лет, например конфликт на Кавказе - Нагорный Карабах.

Религиозные причины то же являются значимыми причина для  зарождения этнических конфликтов. Конфликт начинает зарождаться, когда сталкиваются интересы двух или более религий, и даже двух ветвей одной религии. Конфликты на религиозной основе являются одними из самых жестоких конфликтов. Это связано с тем, что идея подкрепляется безграничным фанатизмом. Так как религия с древнейших времен занимает огромное значение в жизни каждого человека. Если даже человек говорит что он атеист, не верящий бога, в нем все равно присутствует вера, вера отсутствие высших сил и вера безграничную силу науки. Но с другой стороны такую фанатичную веру можно назвать бездуховной, потому что религия учит любви, а любовь не убивает.

Такие конфликты могут  возникать внутри одного государства, могут привести к его распаду, например, после получения независимости Пакистан разделился на два государства по конфессиональному признаку. Границы были в общих чертах определены. Люди начали мигрировать огромными массами из одного государства в другое. Сама территория Пакистана была разделена на две части: Западную и Восточную. В 1971г. Восточный Пакистан провозгласил себя самостоятельной республикой Бангладеш. И снова правовые конфликтные миграционные процессы. Так же в пример можно привести самую большую страну в мире, в которой наблюдается очень сложные процессы вызванные ренессансом религии.

Россия - это многоконфессиональное  государство. В современной России наблюдается ренессанс религии. Это связано с крушением коммунистической идеологии, девальвацией прежних социальных ценностей, дезориентацией целых слоев населения. Так считает наука. В русской православной церкви происходят сложные и неоднородные процессы. Начиная с 20-х годов православное духовенство оказалось после гражданской войны за пределами России и организовалось в самостоятельную церковь, тождественную РПЦ, но не подчиняясь Московской патриархии. Она стала именоваться Русская зарубежная православная церковь. РЗПЦ обвиняла РПЦ в сотрудничестве с большевиками, которых Тихон предал анафеме.

Серьезный удар по русскому православию нанесло стремление выйти из под юрисдикции Московской патриархии части православного  духовенства Украины. Но оно и  само испытывает трудности из-за экспансии  католицизма и протестантизма. Отличаясь  высокой централизованностью и большой дисциплинированностью католики, воспользовавшись сложной ситуацией в России, успешно расширяют свое влияние в ней. Кроме этого усиливают свое влияние и протестанты имея большие (огромные) финансовые возможности. Все это осложняет и ослабляет духовную силу христианского населения России.

Несмотря на то, что после  распада СССР основные регионы распространения  ислама (Средняя Азия и Азербайджан) оказались за пределами России, тем  не менее, эта религия по количеству верующих в России занимает второе место после православия.

Великий немецкий философ Г. Гегель ошибся, когда писал, что ислам уже давно сошел со всемирной исторической арены и вновь возвратился к восточному покою и неподвижности.  Ислам динамичен, он расширяет свои ряды, решительно вытесняет католицизм из Африки, увеличивается количество мусульман в Европе и Америке.

В современной России ислам  исповедует преимущественно татары, башкиры, народы Северного Кавказа (кроме большей части осетин), а также народы Средней Азии и  Казахстана. Идеологическое влияние  ислама идет в настоящее время  в Россию в основном из Ирана и  Саудовской Аравии. Из Аравии мусульманские  круги получают и финансовую помощь для строительства и оборудования мечетей, организации хаджи (паломничества) в Мекку, создание мусульманских  учебных заведений, финансирование студентов обучающихся в мусульманских  учебных заведениях исламского мира.

В России есть этносы, исповедующие одно из направлений буддизма - ламаизм; это тувинцы, буряты, калмыки. В настоящее  время в Калмыкии, Бурятии, Туве идет процесс восстановления ламаистской  церкви, разрушенной советским варварством. Все это зачастую приводит к серьёзным  конфликтам, разрешать которые вынуждено  государство. А как известно государство отделено от церкви и значит решения государства чаще всего не подходят, а могут только и ухудшить ситуацию.

Но кроме внутри государственных  конфликтов могут возникать межнациональные  конфликты, которые приводят к значительным людским и материальным потерям. Из наиболее известных можно назвать «священную» войну мусульман, вылившеюся в глобальную проблему сегодняшнего дня под названием международный терроризм (этнический терроризм). Под этническим терроризмом понимают неадекватную форму борьбы против действительного или мнимого ущемления прав и интересов отдельных наций и этнических групп. Идейно-политической основой этнического терроризма является национализм в самых разных формах — от умеренных до крайне шовинистических. Нередко национализм имеет еще и религиозную подпитку. Целью этнического терроризма является изменение государственного строя и административно-территориального устройства государства в целом или правового статуса какого-либо входящего в данное государство территориального образования. Часто этнический терроризм имеет явные сепаратистские устремления к созданию новых государств за счет расчленения уже существующих. Терроризм этнонационального толка может переплетаться с другими формами незаконной насильственной деятельности — партизанской войной, восстаниями, мятежами, попытками государственного переворота.

Истоки современного этнического  терроризма можно найти в экстремистских тенденциях национально-освободительного движения XIX в. Например, члены итальянского тайного общества карбонариев ("угольщиков"), боровшихся за объединение Италии "снизу", демократическим путем, нередко применяли террористические приемы. На землях южных славян, входивших тогда в состав Турецкой империи, организации и группировки, боровшиеся за национальное освобождение своих народов, использовали террористический опыт русских революционеров.

Важная причина этнических конфликтов заключается в том, что  этнические конфликты являются хорошим  способом отвода социального взрыва в русло межэтнической борьбы. Поэтому в обществе (Россия), где  складываются предпосылки для различного рода экономических, социально-политических противостояний и конфликтов, особенно связанных с перераспределением власти и ресурсов, неизбежно возникают  национально-этнические конфликты.

Следующая причина этнических конфликтов - распределение труда  между этническими группами. Зависимость  трудовых ориентаций от страны происхождения  прослеживается у иммигрантов в  США даже через 2-3 поколения. Поскольку различные сферы приложения труда дают различные доходы, между ними складывается негласная конкуренция. Эта конкуренция переносится на сами этнические группы, в результате чего возникает напряжение в межэтнических отношениях.

Следующая важная причина  этнических конфликтов - борьба этносов  за материальные ресурсы (земля, недра). Эти "ресурсные" конфликты имеют  тупиковый характер.

Но все из выше названых причин не включают мотивационные причины  для отдельного человека. Психологические причины этнического конфликта рассматривают на трех выделенных уровнях. Первый подвид данной причины заключается в возникновении у людей напряжений, вызванных личными ситуациями. В результате чего, наиболее успешным путем сброса напряжения становится этнический конфликт. Напряжения, потенциально способные  привести к этническому противостоянию  могут быть вызваны различными причинами. Обозначим три: это базовая враждебность, фрустрация и психологическая травма.

Существование «базовых»  враждебных моделей человеческих взаимоотношений  является во многом  спорной, но достаточно распространенной идеей в психологии. В одном случае на первый план выдвигается  идея биологической обусловленности  межгрупповой агрессии, как в концепции  «внутривидовой агрессии. В другом случае причиной считается существование  инстинктивных психологических  побуждений, которые проецируются на внешний мир и, в частности, на чужую группу. В таком случае этнический конфликт является способом канализирования деструктивной энергии, существующей у каждого человека, не единственно возможным, но достаточно успешным и вследствие этого часто возникающим.

Информация о работе Этническая эдентичность