"Энума Элиш" и "Легенда о Гильгомеше" как источники по истории культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Темой моей курсовой работы является - "Энума Элиш" и "Легенда о Гильгомеше" как источники по истории культуры. Это два письменных источника были написанные тексты шумерской клинописью. Шумерские поселения появились не позднее IV тыс. до н. э. на крайнем юге Месопотамии. Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом, расположенную в их нижнем и среднем течении. Центр развития древнейшей цивилизации находился в южной части этой территории - в древней Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, южная - Шумер. Постепенно шумеры заняли всю территорию Месопотамии. Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками ещё не установлены. К началу II тыс. до н. э. шумерский был уже мёртвым языком. Лишь в глухих болотах нижнего течения Тигра и Евфрата он смог сохраниться до середины II тыс. до н. э., но затем и там его место занял аккадский

Содержание

I Введение
II Месопотамия
1 Нибур Карстеп
2Цевелизация древней Месопотамии
3 Города, храмы и дворцы
III Клинопись
1 Расшифровка клинописи

Вложенные файлы: 1 файл

Энума Элиш.doc

— 939.50 Кб (Скачать файл)

 

Эпос  о Гильгамеше

 

"Эпос о Гильгамеше"считается  древнейшим в мире литературным  произведением, созданным в 22 в. до н.э. древними шумерами, основателями цивилизации Двуречья. Насколько это действительно так, судить сложно, поскольку доставшийся нам список из знаменитой клинописной библиотеки Ашшурбанапала, царя Ассиирии, относится только к 7 в. до н.э., а более ранние ее копии (некоторые из которых датируются 1800 г. до н.э., т.е. почти временем правления знаменитого законодателя и завоевателя Хаммурапи) содержат лишь фрагменты текста. В эпосе действительно содержатся отсылки к предшественникам ассирийцев и даже к довавилонскому времени, но так как он явно подвергся очень сильной обработке современниками Ашшурбанапала, сложно сказать, какие эпизоды присутствовали в изначальном эпосе, а какие - интерполированы (вставлены) ассирийцами по аналогии.

Эпос рассказывает о приключениях легендарного основателя города Ура полубога Гильгамеша и его друга Энкиду (букв. "сын Энки"), их походе на властителя гор Ливана монстра Хумбабу, смерть Энкиду, которого возненавидела отвергнутая Гильгамешем богиня Иштар, и странствие самого Гильгамеша в страну мертвых к хозяйке богов Сидури и праотцу Утнапишти за цветком бессмертия.

Чаще всего это сказание вспоминают в связи с историей о всемирном потопе, содержащейся в таблице 11. Хотя ее очень близкое  сходство с нарративом книги Бытия очевидно, выводить из этого, как с легкой руки Фрэзера делают очень многие, прямое заимствование библейской истории из "Гильгамеша", по меньшей мере неосторожно. Эта история никак не связана с сюжетом поэмы и может как относиться к циклу объединенных в поэме различных легенд о Гильгамеше, так и быть самостоятельной историей, приписанной Гильгамешу ассирийцами - а в этом случае, не исключено и обратное заимствование, от евреев к ассирийцам. Еще более естественно предположить, что обе истории повествуют об одном и том же событии, зафиксированным в исторической памяти народов независимо друг от друга.

В Библиотеку Еретиков эта  книга вошла с целью дать читателю возможность погрузиться в мир  древневосточной литературы с другой стороны. От читающих Библию часто можно слышать жалобы, что текст написан нудно, примитивно и неувлекательно. После прочтения "Эпоса" становится ясно, что предмет жалобы назывется не занудством, а иной мелодикой, в которой писали жители того мира. Неторопливый шаг стиха создает ощущение вечности, размеренность слов завораживает, а повторы - задают ритм.

Ритм для древневосточной  литературы вообще исключительно важен, так как, в отличие от нашей  цивилизации, где тексты читают про  себя, в те времена слово было всегда - всегда! - словом произносимым. И Библию, и Эпос о Гильгамеше не читали для себя, а пели в собрании слушателей. Пели за многие столетия до того, как эти слова были записаны. Да и записи делались в исключительных случаях - чаще всего перед угрозой вражеского нашествия и возможной гибелью всех сказителей, чтобы хоть так сохранить драгоценные слова.

И спешить древнему человеку тоже было некуда. В отличие от нас, его мир не делился на профанный (земной) и сакральный (божественный): любое земное действие затрагивало  струны мироздания и обладало собственной сакральностью. Они не верили в своего Бога или богов - они жили в мире, где боги существовали изначально и по определению, это была первейшая аксиома их бытия.

Этот интегральный мир, как  его видели древние шумеры и ассирийцы, соседи создателей Библии, открывается на страницах (ну, будем точны - на табличках) "Гильгамеша", и это была вторая причина, почему эта поэма попала сюда. Читая эту поэму, вы можете своими глазами оценить разницу в мировосприятии обеих народов - и в том, как радикально изменил картину мира евреев монотеизм. В отличие от Бога Библии, в мире "Гильгамеша" нет и намека на равенство отношений людей и богов. Боги не общаются с людьми и не устанавливают с ними отношений - они просто используют их в своих целях. Для человека лучше всего не общаться с богами, а если такая встреча неизбежна - следует быть готовым к всевозможным неприятностям. На каждый случай божественного благодеяния людям приходится несколько крупных божественных гадостей, часто со смертельным исходом. Сделанное одним богом добро почти неизбежно навлекает на облагодетельствованного смертного гнев другого бога, лишь потому, что у него какие-то свои счеты с небесным благодетелем. Таков мир язычника, где человек может полагаться только сам на себя, и "удел людей - подчиненье высшим" - вечные игры с богами с целью избежать как их гнева, так и их милости.

 

Энума Элиш

Английский археолог Джордж Смит, прочитавший древневавилонские  глиняные таблички из Ниневии, сумел  доказать, что история сотворения мира, описанная в Ветхом Завете, является литературным переложением месопотамского мифологического эпоса "Энума элиш". В частности, он опубликовал научный труд, в котором предположил, что обнаруженные фрагменты вавилонского сказания о потопе поразительно похожи на библейский вариант. Дополнительные раскопки в Ниневии полностью подтвердили его версию. Разница, пожалуй, была только в том, что шумерского "Ноя" звали Утнапиштим.

 Британский археолог  Леонард Вулли пошел еще дальше. При раскопках древнего Ура  (столица Шумерской цивилизации) на 14-ти метровой глубине он обнаружил гробницы шумерских царей III тысячелетия до н. э. Но главная сенсация ожидала ученого под самим захоронением. Там он наткнулся на трехметровый слой речного ила. Научное открытие стало подтверждением факта реального потопа, который имел место в древней Месопотамии. Это могло означать только то, что на ее территории произошла крупнейшая катастрофа, правда локального характера. Более того, под слоем ила были обнаружены следы более древних культур. Тем не менее, в ученом мире принято считать, что самой древней из мировых цивилизаций является шумерская.

 В 50-х годах XX века  американский профессор Джеймс  Притчард, сопоставив текст мифологической  поэмы с текстом Библии, считавшейся  в то время гениальным творением древних евреев, обнаружил множество удивительных совпадений, прежде всего в изложении последовательности событий и названий некоторых имен. В частности, связанных с упоминанием дракона Левиафана, перекочевавшего из месопотамского эпоса в Ветхий Завет, а позднее, как полагают некоторые ученые, даже в христианскую религию – в притчу о святом Георгии.

  Притчард также исследовал глиняные таблички шумеров, аккадцев, ассирийцев и вавилонцев, которые последовательно сменяли друг друга на территории древнего Междуречья - между Тигром и Евфратом. Миф о Левиафане является непременным атрибутом в эпосах этих народов.

В поэме «Энума Элиш» говорится  о происхождении богов и вселенной  и об устроении земного порядка. Первоначально вселенная имела  вид водного хаоса, содержащего в себе элементы пресных вод (Апсу), морских вод (Тиамат) и тумана, или облаков (Мумму). В то время еще не было богов, еще ничего не было названо и отмечено судьбой. В первичной стихии возникли боги Лахму и Лахаму, которые, возможно, олицетворяли первичный ил. После возникли Аншар и Кишар, породившие бога неба Ану и бога земли (или пресной) воды Энки. Рождение всех этих богов вызвало в мире неведомую ранее активность. Недовольный шумом и волнением Апсу выступил с советом уничтожить богов. Спасая свое существование, молодые боги решили защищаться. Энки убивает Апсу, пленяет Мумму. От своей супруги Дамкины Энки рождает Мардука. Мардук, вступая в борьбу с Тиамат, убивает ее и рассекает ее тело на две части. Из одной части он делает твердое небо, а из второй – землю.

Усмирился Владыка, оглядел ее тело.

Рассек ее тушу, хитроумное создал.

Разрубил пополам  ее, словно ракушку.

Взял половину – покрыл ею небо.

Сделал запоры – поставил стражей, -

Пусть следят, чтобы  воды не просочились.

Далее Мардук сделал небесные светила, расставил двенадцать звездных месяцев, начертив на небе рисунок дней года. Мардук определил время для луны и солнца. После устроения неба и земли Мардук, посовещавшись с Энки, решает сотворить человека для помощи богам: «Пусть богам послужит, чтоб те отдохнули». Людей Мардук творит на крови повергнутого бога Кингу. Творение человека в поэме называется непостижимым деяньем. Боги, обрадованные тем, что отныне их бремя понесут люди, возблагодарили Мардука и построили зиккурат, чтобы отдохнуть на нем. Заняв свои места, боги начали пировать. Мардук отложил свое боевое оружие, лук. Заканчивается поэма величанием Мардука.

Данный миф  имеет ряд удивительных соответствий с библейским повествованием. Эти  соответствия начинаются уже с самого заглавия этих двух древних книг. Название вавилонской поэмы дано по ее первым словам. В рамках этой же месопотамской традиции даются названия библейских книг в еврейском тексте Пятикнижия.

Порядок творения мира в вавилонской поэме «Энума Элиш» очень напоминает библейский порядок творения.

В начале Бог  творит землю и небо, что примерно соответствует рассказу вавилонского мифа о том, что в первобытной  водной стихии зарождаются боги неба и земли, Ану и Энки.

По замечанию  Й.Вейнберга, два рассматриваемых  нами повествования объединяет «признание сотворения мира как процесса разделения изначально единого и неразделенного целого». Этим изначально единым в Библии является бездна, воды, а в поэме – водная морская стихия Тиамат. Более того, даже само название пра-материи в Библии и поэме совпадают: библейское слово tehom/бездна этимологически напрямую связано с именем Тиамат, о которой говорится в «Энума Элиш».1

«Эну́ма э́лиш» (аккад. enūma eliš) — вавилоно-аккадский  эпос о сотворении мира. Название —  первые два слова из произведения: «enūma eliš» — «когда наверху». Текст, написанный шумерской клинописью, частично сохранился на семи глиняных табличках, найденных в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала. Поэма датируется второй половиной II тыс. до н. э.

Акимов В.В. Вавилонская поэма «Энума элиш» и рассказ Библии о творении мира Богом // Материалы 9 Международных Кирилло-Мефодиевских Чтений, посвященных дням славянской письменности и культуры, 23-26 мая 2003 г. Мн., 2004. Ч.1, кн.1. С.66-72.

Текст поэмы  впервые издан английским учёным Г. Смитом в 1876 году. Русский учёный В.К.Шилейко был первым, кто перевёл всю ему известную совокупность древнемесопотамских поэтических текстов с оригинала на русский язык в период 1910—1920 годов, в их числе и «Энума Элиш».

 

Заключение.

 

В заключение своей  курсовой работы на тему - "Энума  Элиш" и " Легенда о Гильгамеше" как источник по истории культуры. Я расмотрела появление этих поэм, как источник по истории культур. Связанные с древнейшей Месопотамией. Южная Вавилония носила название - Шумер. Постепенно шумеры заняли всю территорию Месопотамии. Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками ещё не установлены. Шумерские поселения появились не позднее IV тыс. до н. э. на крайнем юге Месопотамии. Шумеры слились с вавилонянами, сохранив свою религию и культуру, которые у них с небольшими изменениями заимствовали вавилоняне.

Величайшим достижением  культуры народов Двуречья явилось  создание письменности, зачатки которой  появились у шумеров ещё в  середине IV тысячелетия до н. э. С зарождением государства, нуждавшегося для управления в более или менее упорядоченной переписке, эти зачатки превратились в подлинное письмо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература:

1. Акимов В.В.  Вавилонская поэма «Энума элиш»  и рассказ Библии о творении мира Богом // Материалы 9 Международных Кирилло-Мефодиевских Чтений, посвященных дням славянской письменности и культуры, 23-26 мая 2003 г. Мн., 2004. Ч.1, кн.1. С.66-72.

2. Гриненко Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры. — М., 1998.

3. Гуревич П. С. Культурология. — М., 1996.

4. Ильина Т.  В. История искусств. — М., 1993.

5. Тайлор Э.  Первобытная культура. Первобытная  культура: Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1989.-

573 с.

6. . Самуэль Хук.  Мифология ближнего востока. –  М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.

7.  Культурология.  Учебное пособие. – М.: Юнити, 2005.

8.История Древнего  Востока: зарождение древнейших  классовых обществ и

первые  очаги  рабовладельческой  цивилизации./Под.  ред.   И.   М.

Дьяконов., М.: главная  редакция восточной литературы, 1983

9.А. Оппенхейм.  Древняя Месопотамия., М: Наука. 1990.-319с.

10. Струве В. В. История Древнего Востока. – М.: Наука, 1991. – 375 с.

11. Крамер С. История начинается в Шумере. – М.: Наука, 1991.

12. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1988

13. История Древнего Востока / Под ред. Кузищина. — М.: Высшая школа, 2001.

14. Керам К. Боги. Гробницы. Ученые. — СПб.: КЭМ, 1994.

15. Опарин А.А. Древние города и библейская археология. — Харьков: Факт, 1997.

16. Рагозина З.А. Древнейшие народы. — СПб.: И-е А.Ф. Маркса, 1903.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

илюстрации

Энума Элиш

 

Энума элиш ла набу шамаму

 Шаплиш амматум  шума ла закрат

 Аб.Зу ма  решту зарушуун

 Муумму Тиамат  муаллидаат гимришуун

 Мешуну ишнениш  ихикуума

 Гипарра  ла кискскуру скускаа ла шеу

 Энума илу ла шупуу манама…

 

 Когда наверху  небеса не назвали

 Именем суша  внизу не звалась,

 Апсу их  начально осеменяя,

 Пучина Тиамат всех  их рождая

 Воды свои воедино  мешали…

 Пастбища не сформированны,  заросли тростниковые не сотворены,

 Когда никто богами(пока) не является...

Владимир 2012г


Информация о работе "Энума Элиш" и "Легенда о Гильгомеше" как источники по истории культуры