"Энума Элиш" и "Легенда о Гильгомеше" как источники по истории культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Темой моей курсовой работы является - "Энума Элиш" и "Легенда о Гильгомеше" как источники по истории культуры. Это два письменных источника были написанные тексты шумерской клинописью. Шумерские поселения появились не позднее IV тыс. до н. э. на крайнем юге Месопотамии. Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом, расположенную в их нижнем и среднем течении. Центр развития древнейшей цивилизации находился в южной части этой территории - в древней Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, южная - Шумер. Постепенно шумеры заняли всю территорию Месопотамии. Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками ещё не установлены. К началу II тыс. до н. э. шумерский был уже мёртвым языком. Лишь в глухих болотах нижнего течения Тигра и Евфрата он смог сохраниться до середины II тыс. до н. э., но затем и там его место занял аккадский

Содержание

I Введение
II Месопотамия
1 Нибур Карстеп
2Цевелизация древней Месопотамии
3 Города, храмы и дворцы
III Клинопись
1 Расшифровка клинописи

Вложенные файлы: 1 файл

Энума Элиш.doc

— 939.50 Кб (Скачать файл)

Используя заметки своих спутников, Нибур говорит о продуктах и хозяйстве Аравии: металлах, драгоценных камнях; о деревьях и растениях; о сельском хозяйстве и животных. Так как ему показывали множество арабских рукописей, он позаботился о том, чтобы рассказать о различных стилях каллиграфии, и даже составил сравнительную таблицу начертаний. Он заметил и тщательно воспроизвел факсимиле всех виденных им куфических надписей на камнях, а также всех надписей на монетах. Однако в центре его внимания оставалась география. Конечно, Нибур не мог дать карту всей Аравии, потому что он прошел со своими измерительными инструментами лишь весьма незначительную ее часть. Но для каждого из пройденных им районов он составил отдельные карты, существенно дополнявшие прежние. В тех случаях, когда Нибур не мог нанести на карту какие-то районы полуострова, он не упускал возможности приобрести хоть какие-нибудь знания об их характере и первым представил европейским читателям описание этих районов. Лучше всего он был знаком с Йеменом. Нибур описывает как богатые, так и бедные его области, его города, ярмарки, крепости и деревушки. Четыре города дают нам представление о цивилизации Йемена. Это Сана, воспетая поэтами как город ; Таизз, фигурирующий в стихах как сад вследствие соседства с горой Сабер, склоны которой на высоте 2-3 тысячи метров покрыты самой пышной растительностью во всей Аравии; Забид, называемый обычно школой , так как там находился мусульманский университет, и, наконец, Дамар, получивший название конь , ибо там разводили самых лучших йеменских лошадей знаменитой арабской породы. Нибур впервые дал представление о политической карте Йемена, являвшего собой в то время настоящую мозаику из независимых княжеств. Собственными землями обладал, конечно, и имам, резиденция которого находилась в Сане, но его владения не превышали 48 лье в длину и 20 в ширину. Кроме столицы в них входили порты Красного моря и часть прибрежного района Тихамы В Омане он видел только Маскат, но ему известно, что склоны гор там изобилуют всеми видами фруктов, что оттуда экспортируют большое количество фиников, что рыбы там в море видимо-невидимо. Нибур рассказывает историю правящих имамов, говорит о превратностях судьбы этой страны, которую завоевали персы, воспользовавшись междоусобицами соперничавших князей, а потом освободил мужественный и бесстрашный герой. В Персидском заливе Нибур встретился с голландцами. Он сообщает историю их водворения на острове Харк, дерзко соседствующем с персидским берегом, и историю их борьбы против Ирана, решившего изгнать голландцев с этого острова.

Вдоль всею арабского  берега живут одни независимые племена, и нет среди них ни одного, которое  жило бы в мире с другими . Остров Бахрейн, в котором, как полагали, насчитывалось 365 городов и деревень, на самом деле имел лишь один укрепленный город и 40-50 деревень. Известность ему приносила добыча жемчуга (известно, что сегодня он знаменит своим черным золотом нефтью). Оттуда Нибур отправляется, наконец, в Хиджаз, прибрежную область Красного моря и область священных городов Мекки и Медины. Центральная Аравия страна кочующих бедуинов. Там не протекает ни одна река, и воду можно найти только в колодцах. Лучшую часть этой территории занимает Неджд, где есть горы, города и деревни и где правят местные шейхи. В 1745 году сын Абд аль-Ваххаба, основателя ваххабизма, пообещал сыну Сауда завоевать Аравию в обмен на обещание последнего всю свою власть и оружие поставить на службу ваххабитам. Когда Нибур проезжал по Месопотамии, 20 лет уже минуло с тех пор, как пророк и шейх воевали с целью привести соседние города и бедуинские племена к повиновению Ибн Сауду и сделать их сторонниками религиозной реформы Ибн Абд аль-Ваххаба. Нибур показал плачевное состояние священных городов, вызвавшее негодование Мухаммеда Ибн Абд аль-Ваххаба и побудившее его к проведению реформы. ШерифМекки, говорит Нибур, не что иное теперь, как временный владыка: мусульмане едва ли видят в нем правоверного суннита. Он извлекает из паломничества значительные доходы. Для законных претендентов на управление городом, число которых достигало трех сотен, власть была предметом бесконечных распрей. Эти враждующие князья не опасались больше вопреки предписаниям Корана разжигать войну даже в пределах священных мест. Одна из заслуг Нибура в том, что еще при зарождении ваххабизма он предвидел всю серьезность последствий, которые может вызвать это религиозное движение, и дал об этом Европе реальное представление. Через Сирию, Палестину и Кипр он в 1767 году вернулся в Данию. В свое время, когда Французская академия получит от отправляющегося в Египет Наполеона поручение организовать и послать вместе с ним экспедицию ученых, труд Нибура послужит эталоном для выполнения этого поручения. Но эталоном станет не только книга Нибура. Ему самому удалось занять такую позицию во взаимоотношениях с арабами, избрать такую линию поведения, которые и поныне могут научить многому. В Аравии и Иране, на южное побережье которого он прибыл в январе 1765 года, он особенное внимание уделил развалинам древних городов, В ТОМ числе Персеполя, где точно скопировал ряд клинописных надписей.

Их изучил в  начале XIX века Георг Гротефенд немецкий ученый, положивший начало дешифровке древнеперсидской клинописи. Нибур  первым сделал точные астрономические  определения многих пунктов Аравийского  полуострова и Южного Ирана, составил планы посещенных им крупных городов и карты приморских областей, в частности первые точные карты Красноморского побережья Аравии и всего Йемена. Он дал географическое описание Йемена, которым в Европе пользовались до конца XIX века как наиболее содержательным и полным.

 

Цивилизация древней Месопотамии.

 

Изучение культуры, не оставившей письменных источников, напоминает допрос немого и вдобавок неграмотного человека. Вся полученная информация сводится к рисункам и бурной жестикуляции. Конечно, понять кое-что можно, но гораздо меньше, чем хотелось бы. На порядок богаче «показания» культуры, располагавшей письменностью и оставившей потомкам в наследство разного рода тексты.

Именно такой  порог на рубеже IV–III тысячелетий  до н. э. прошла древняя Месопотамия. До того в Междуречье уже строили величественные храмы и мощные укрепления, там существовала сеть каналов, запруд, искусственных водоёмов, обеспечивавшая страну водой и сберегавшая её от грозных речных разливов, торговцы отправлялись в дальние путешествия, ремесленники славились своим искусством и тонкостью работы. К тому времени на территории Месопотамии существовали крупные населённые пункты. Некоторые учёные осторожно называют их протогородами, другие – просто городами. Судя по археологическим находкам, местное население выработало сложные религиозные представления, а также широко практиковало магию. Таким образом, в стране были все признаки цивилизации, кроме одного – письменности.

Наконец, народ  шумеров создал её. Ряд учёных считают, что во всей истории человечества не было более значительного переворота.

 

 

 

 

Религия шумеров.

 

Религия шумеров это чистый политеизм, ни один бог не получил  статуса главного бога. В Шумере существовало несколько верховных  общешумерских божеств. Но наряду с  ними в каждой области складывался свой пантеон, своя мифология и жреческая традиция. Религия шумеров сосредоточена в основном на исполнении воли богов и представлениях о загробной жизни.

Как таковые мифы о строении вселенной у шумеров отсутствуют. Есть лишь упоминания, что вначале было первичное бесконечное море. Каким-то образом в нем зародилась "вселенная" (шумерское слово ан-ки - небо-земля). Земля представлялась плоским диском под куполообразным небом. Между ними находилась некая субстанция "лель", в которой располагались звезды и другие небесные тела. Затем на земле возникли растения, животные и люди. ("Гильгамеш, Энкиду и нижний мир") Управлял всем целый пантеон антропоморфных богов, но гораздо более сильных и могущественных чем люди. Шумеры называли их дингир. Было у шумеров и учение о рае, но в отличие от христианского, в нем могли жить только боги и обожествленные герои. Первоначально главным богом был Ан - бог неба. Позднее на его место заступил Энлиль - владыка ветра. Ему были подвластны все как разрушительные, так и созидательные силы. Именно он стал инициатором решения богов наслать на людей всемирный потоп. Энлиль создал землю, подобно тому как Ан - небо, он также создал мотыгу, богов скотоводства Эмеша и Энтена, а вместе с Энки - богинь Лахар и Ашнан (скот и зерно). Символ Энлиля такой же, как у Ана, - рогатая тиара, стоящая на священном алтаре. Главным общешумерским центром его почитания стал город Ниппур. Его считали свирепым и разрушительным божеством, а не добрым и милостивым богом.

 

Женой верховного бога была богиня Нинлиль, родившая ему первенца бога Луны - Нанну. Другими его детьми были бог войны Нинурта, бог подземного мира - Нергал (его имя по-шумерски означает «Мощь великой обители») и бог судьбы - Намтар. Другим великим богом был Энки - владыка подземного мирового океана, в глубине которого находилась мудрость. Он дал людям знания, покровительствовал наукам, ремеслам. Был богом прорицателей и гадателей. Энки почитался как самый милостивый к людям, добрый и всеведущий бог. Считалось также, что он наполняет реку Тигр чистыми и животворными водами. Особенно почиталась богиня-мать - Нинхурсаг (шум. Повелительница лесистой горы). Ее считали матерью всех живых существ. В списках богов из Фары указывается богиня Инанна - покровительница войны, плодородия и плотской любви. К основным богам относили также бога луны - Нанна и бога солнца - Уту. Уту ежедневно странствовал по небу, а вечером спускался в подземный мир, чтобы осветить подземное царство и поучаствовать в суде над умершими.

Представления шумеров о  загробном мире (шум. Кур т.е "страна без возврата") выглядят приблизительно так: умершие проходят через семь ворот подземного мира, где их встречает главный привратник Нети. Границей подземного мира служит река "поглощающая людей", через которую переправляет умерших перевозчик Ур-Шанаби. Участь мёртвых под землёй тяжела, хлеб их горек, вода невкусна. Представления о суде мёртвых, где судили бы по поведению в жизни и по правилам морали, отсутств ет. Сносной жизни удостаиваются души, по которым был исполнен погребальный обряд, а также многодетные и павшие в бою. Человек, считали шумеры, создан для того, чтобы служить богам. Его обязанность - доставлять богам пищу и питье, умножать их богатства, воздвигать храмы для небожителей. Когда приходит смерть, он больше не может служить богам, становится ненужным, превращается в тень и уходит в "страну, из которой нет возврата", чтобы блуждать там без цели. Никто не в силах избежать своей судьбы, уйти от того, что ему предначертано, можно лишь кое-что узнать о своем будущем из предсказаний жрецов, но изменить свою участь невозможно. Непреложна и непостижима воля богов. Единственное спасение - найти себе замену. Судьи подземного мира, ануннаки, сидящие перед Эрешкигаль, владычицей подземного царства, выносят только смертные приговоры. Имена мёртвых заносит в свою таблицу женщина-писец подземного царства Гештинанна. Затем погребенные души пересекают реку, отделяющую их от людей с перевозчиком подземного мира Ур-Шанаби, а непогребенные возвращаются на землю и приносят несчастья.

В религии шумеров большую роль играли чрезвычайно древние верования о многочисленных низших духах, по большей части злых, губительных. Это духи земли, воздуха, воды - Анунаки и Игиги, олицетворения болезней и всяких несчастий, поражающих человека.

Ведущую роль в Шумере играло сословие жрецов. Они составляли замкнутую касту. Их статус наследовался. Жрецом в результате "конкурсного" отбора мог стать образованный мужчина, совершенный телом и духом. Верховного жреца города выбирали, гадая по внутренностям жертвенного животного. Задачи жречества сводились главным образом к обслуживанию идола и храма. Жрецы несли положенную службу, не только принося жертвы богу, но и воспевая его в гимнах. Кроме этого жрецы были и врачами, а также прорицателями и возвещателями воли богов.

Цари считались потомками  богов. Об этом говорит тот факт, что во многих городах строились  храмы в честь бога-царя. Эти  храмы строились на средства состоятельных  граждан и аристократии и ничем  не отличались от храмов богов. Было найдено  царское захоронение, в котором был обнаружен прах, возможно, жены царя. Кроме этого на земле лежали останки ее придворных дам и одного мужчины, арфиста, до последних минут жизни державшего в руках свою арфу. В гробнице Шуб-ад были найдены останки 25 человек из ее свиты. В усыпальнице Абарги обнаружены останки 60 человек. Ничто не говорило о насильственной смерти или принуждении по отношению к свите умершего. Люди, которые шли на смерть за своим царственным повелителем, делали это добровольно. Желание умереть вместе со своим царем или жрецом могло возникнуть на основе господствовавших в то время представлений о загробном мире.

 

Города, храмы и дворцы

 

Междуречье было цивилизацией городов. Здесь города возникли очень  рано, возможно ещё до шумеров, и  жили исключительно долго. Некоторые имеют историю длиной более 2 тыс. лет. Соседние народы, не знавшие городской жизни, вызывали презрение у жителей Месопотамии, они не считали их равными себе.

Шумерский город состоял  из трёх частей. Это, во-первых, центр  – территория, окружённая стеной, с храмами, дворцом правителя и домами горожан. Причём храм со всеми служебными постройками – амбарами, складами, жилыми помещениями – находился, как правило, в некотором отдалении от дворца. Вблизи от ворот происходили собрания жителей города. В обязанности правителя среди прочего входило поддерживать стены своего города в хорошем состоянии и при случае сносить укрепления вражеских городов. Легендарный правитель Урука Гильгамеш гордился тем, что обнёс свой город прочной стеной... Впрочем, стены шумерских городов довольно скромны. Напротив, в эпоху Нововавилонского царства и ассирийского могущества строились колоссальные укрепления. Сам Вавилон окружали две линии кирпичных стен. Высота внешней стены – около 15м при трёхметровой толщине. Внутренняя стена вдвое толще. Укрепления увенчивались остроконечными зубцами, дополнительно их усиливали высокие башни и глубокие рвы с водой.

Во-вторых, порт. Его называли «кар». Здесь сосредоточивалась  торговая деятельность, селились иноземные  купцы. Торговля достигала значительных масштабов: шумеры наладили контакты с  Аравией, Индией, Эфиопией, Передней Азией. Археологи находят также предметы египетского происхождения. Без торговли жизнь в Междуречье, постоянно испытывавшем нехватку металлов, дерева и строительного камня, была бы крайне некомфортной. В качестве денег жители  древней Месопотамии использовали весовое серебро.

Наконец, в-третьих, за стенами располагался внешний город – поля, сады и пастбища, кормившие горожан. Древнейшие города имели немало привилегий, гордились своими свободами и неизменно высекали их на каменных монументах-кудурру.

О расположении улиц учёные знают немного, так как ни один город Месопотамии не раскопан археологами полностью: они слишком огромны, а возможности экспедиций ограниченны. Но кое-что специалистам всё-таки известно Улицы в шумерских городах были узкими и извилистыми. По ним ходили пешком и никогда не ездили на повозках. Архитекторы следили только за тем, чтобы улицы пересекались под прямым углом и везде оказывались примерно одинаковой ширины. Ассирийцы создавали совсем иные города. У них дворец и храм ставились рядом и отделялись от всего прочего особой стеной. Образовывалась цитадель, или, иначе, внутренний город. Цитадель обычно примыкала к городским стенам. Вавилоняне и особенно ассирийцы строили в военных целях небольшие города по строгому плану. Стены возводились наподобие укреплений военного лагеря – по квадрату или по кругу. А улицы имели квадратную планировку.

Крупнейший город Месопотамии  – Вавилон раскинулся на площади 1000 га. Древний Урук в два с  лишним раза меньше. Ур – всего 230 га. Очень велики ассирийские столицы  разных времён: Ниневия (около 730 га), Дур-Шаррукин (300-350 га) и Калах (200-250 га). Афины на пике их славы и могущества в V–IVстолетиях до н. э. занимали примерно 200 га. Подсчёты населения, жившего в городах древнего Междуречья, приблизительны. Ур населяло в эпоху расцвета примерно 50 тыс. жителей. В Вавилоне лучших его времён, по разным оценкам, жило от 200 до 500 тыс. человек В Ниневии – 170 тыс. Много это или мало? Во всей Российской империи начала XXстолетия по количеству жителей Вавилон превосходили только два города – Москва и Санкт-Петербург. Для современной России 300–500 тыс. горожан – это население среднего областного центра, такого, как Архангельск, Астрахань или Смоленск. Но для Древнего Востока Вавилон и Ниневия были городами-гигантами, они поражали воображение современников.

Главной улицей в месопотамских  городах считалась «священная дорога», она же «дорога процессий» или  «царская дорога». Дорога предназначалась  для торжественных процессий  и потому превосходила все прочие улицы шириной. Изначально её строили  для торжественного шествия, совершавшегося в Новый год от главного храма города к специальному святилищу, находившемуся за городской стеной. В Ассирии по «священной дороге» царь въезжал в столичную цитадель, возвращаясь после очередного похода.

Информация о работе "Энума Элиш" и "Легенда о Гильгомеше" как источники по истории культуры