Элементы культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 19:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: Охарактеризовать основные элементы культуры. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
ѕ Изучить и проанализировать основные элементы культуры:
a) Язык;
b) Ценности;
c) Идеологию;
d) Знания и убеждения.

Содержание

Введение
1.Основные элементы культуры
1.1. Язык
1.2. Ценности
1.3. Идеология
1.4. Знания, убеждения
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

социалогия.docx

— 32.49 Кб (Скачать файл)

Идеология любого социального  объекта имеет как бы несколько  пластов, ярусов. Первый -- базисный, общечеловеческий, в котором находят своё идеологическое выражение общечеловеческие гуманистические ценности. Эта система идеологических взглядов, принципов рассчитана и должна быть в культуре каждого социального субъекта.

В истории встречались  человеконенавистнические, расистские, крайне националистические идеологии (фашизм, апартеид, прежде всего). Они  были осуждены всем человечеством в  лице ООН. Международный трибунал в  Нюрнберге, достаточно широкие санкции  против ЮАР и т. д. -- всё это есть не что иное, как форма контроля за выполнением общечеловеческих норм, правил. Сегодня государства -- члены мирового сообщества берут на себя обязательства руководствоваться общечеловеческими ценностями, получившими своё идеологическое выражение, в частности, во Всеобщей Декларации прав человека и т. д.

Общественные (общенародные, общенациональные) ценности, которые  в наиболее последовательной форме  фиксируются, в частности, в Конституции  конкретного государства, представляют второй ярус идеологии того или иного  социального субъекта. Эти ценности становятся основой единства, целостности  конкретного общества, гарантией  от его распада. Т. Парсонс, отмечая роль ценностей в жизни общества, выполнения определённых норм, подчёркивал, что "ценностные предпосылки американского общества сформулированы прежде всего в таких исторических документах, как Декларация независимости, преамбула в Конституции и Билль о правах".1. Из этих идеологических источников во многом черпается уверенность американцев в равенстве возможностей, что ни один член общества не должен быть лишён возможности добиться того, чего он желает.

При этом следует учесть, что каждое современное цивилизованное государство включает в свою Конституцию  в том или ином виде общечеловеческие ценности в виде норм, обеспечивающих приоритет прав человека.

Третий ярус идеологии, выражая  специфические социально-групповые, классовые интересы, обосновывает желательные  для данного класса, слоя формы  социального устройства общества и  т. д. Классовые, групповые идеологии  выдвигаются политическими партиями, которые стремятся объединить вокруг себя тех, кто разделяет единые, групповые  ценности, чтобы бороться за политическую власть ради осуществления представлений  о желательном варианте развития общества. При этом в цивилизованном обществе развитие социально-групповых, частных идеологий не должно противоречить, входить в антагонизм с общенародными и общечеловеческими ценностями. Признание ценности и единства государства, конституционного порядка являются условием идеологической деятельности отдельных партий.

В ходе голосования граждане фактически высказываются за те или  иные ценности (либерализм, консерватизм и т. д.). В результате в ходе парламентских  выборов ценности, которые претендуют на то, чтобы выражать новые тенденции  в развитии общества, получают или  не получают поддержку большинства  общества.

Как видим, происходит постоянное взаимодействие идеологий, что, с одной  стороны, обеспечивает стабильность, целостность  общества, с другой стороны, позволяет  выбирать, предлагать, развивать ценности, выражающие новые тенденции в  развитии общества. 17.

1.4. Знания, убеждения

Основными элементами культуры являются убеждения. Именно в убеждениях содержится то, чему люди в действительности привержены, чем руководствуются  в повседневной деятельности, что  воплощают в образцах и моделях  поведения.

Убеждение -- определённое духовное состояние, свойство, для которого характерно генетическая нерасчленённость интеллектуально-рационального, чувственно-эмоционального и волевого компонентов. Это чувственное переживание знания как личностно-значимого, достоверного, наполненное током, энергией воли. Убеждения могут быть связаны как с природными объектами, так и с социальными.

Любые убеждения, связаны  ли они с объектами природы  или с социальными объектами, в свою структуру включают определённые сведения, информацию (которая может  быть научной или обыденной) о  данном явлении, о существе норм, принципов  поведения, то есть знания. Убеждения, связанные с объектами природы, -- информацию о природных процессах  в виде представлений о физической картине мира, естественнонаучные, технические знания, технологии, соответствующую  информацию о способах действий, приёмах, как и что следует выращивать, производить и т. д. Убеждения, связанные с социальными объектами, -- этические, экономические, политические знания, представления о традициях, обычаях, ритуалах, эталонах поведения, сведения о том, что считается в рамках данной культуры желательным или нежелательным, справедливым или несправедливым и т. д.

Следует иметь в виду одно важное обстоятельство: между существующей и распространяемой в обществе информацией, знаниями о тех или иных явлениях и убеждениями людей, воплощаемых  в поведении, связь устанавливается  сложно и неоднозначно. Время от времени врачи напоминают нам  о "двух белых врагах человека" -- сахаре и соли, призывают прекратить их потребление.

Но число людей, для  которых эта информация стала  руководством к существенной перестройке  рациона питания -- гораздо меньше тех, кто информирован об этом.

Ещё более сложно и драматично складывается связь между знаниями и убеждениями по поводу социальных объектов. Знание законов отнюдь не удерживает даже работников правоохранительных органов от их нарушений. Нигде и  никогда не услышишь одобрительных  слов в пользу коррупции, взятки. Но на деле… 

Если знания, идеи противоречат потребностям человека, но имеют при  этом статус господствующих идей, навязываются обществу, люди рано или поздно начинают сопротивляться их реализации. Разум  человека в этой ситуации чаще всего "хитрит", на словах оставаясь приверженцем моральному кодексу строителя великого общества, а на деле, что вполне естественно, добиваясь удовлетворения личных потребностей, сплошь и рядом переступает через признаваемые на словах принципы и нормы. В результате возникает невиданное в истории массовое раздвоение духовного мира людей, культуры , разрыв между распространяемыми знаниями, словами с одной стороны, убеждениями, действиями -- с другой.

Но история знает и  другие типы рассогласования знаний и убеждений. Знание может и опережать  реальную действительность, практику. В нём могут быть зафиксированы  идеи, способные усовершенствовать  мир. В этом случае разрыв идеи и  убеждений вполне естественен. Преодоление  его за счёт активного распространения  подобных знаний, идей является важным условием прогресса общества. Идеи Христа с большим трудом, медленно, но верно доходили до душ людей. Сегодня  идеи христианства составляют стержень европейской цивилизации.

Именно знание придаёт  убеждениям смысл, одаривает идеей. Бедность, скудность культуры в немалой  степени определяется узостью, примитивностью, фрагментарностью знаний, вовлечённых  в оборот данной культуры.

При этом речь идёт не только о знаниях, ставших убеждениями. Следует иметь в виду, что существуют разные формы освоения знаний культурой. Учёный может и не соглашаться  с той или иной теорией, научной  идеей. Но информированность о ней, подробное знание теории, несомненно, сказывается на аргументированности  его собственных концепций. Подобное знание представляет элемент культуры, хотя оно и не стало убеждением. 17.

Заключение

Итак, из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы.

Культура как явление  многозначно и ему сложно дать научное определение, которое могло  бы достаточно точно вскрыть его  столь подвижную и труднофиксируемую сущность.

Культура -- это способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей, представляющий собой целостную систему логически сопряжённых, устойчивых идей, оценок, ориентаций, норм, приёмов, воплощаемых в образцах деятельности, объективируемых в вещественно-предметных и знаково-символических формах, передаваемых от поколения к поколению в процессе социализации. Культура выступает решающим способом регуляции социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.

Самая мелкая, далее неделимая  единица культуры называется элементом  культуры.

Как правило, элементы культуры не существуют самостоятельно, без  связи с другими элементами, обычно многие элементы культуры связаны между  собой. Совокупность культурных элементов, возникших на базе какого-то исходного  элемента и функционально с ним  связанных, называется культурным комплексом.

Среди культурных элементов  особо выделяются следующие элементы: язык; ценность; культурная норма, идеология; знания и убеждения.


Информация о работе Элементы культуры