Шпаргалка по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 20:34, шпаргалка

Краткое описание

1. Культурология как наука.
2. Развитие представлений о культуре в эпоху Древности, Средневековья, Нового и Новейшего времени.
3. Сущность культуры.
4. Строение и динамика культуры.
5. Типология культур.
6. Исторические типы культур.
7. Глобальные проблемы современной культуры.
8. Сущность и типология религии.
9. Национальные религии.
10. Мировые религии.
11. Первобытная культура.
12. Культура Древнего Египта.
13. Культура Месопотамии.
14. Культура Древней Индии.

Вложенные файлы: 1 файл

Kulturologia_RASPEChATANO.docx

— 115.07 Кб (Скачать файл)

 

25. Западноевропейская  культура 17в.

Это время перемен и  революций: 2 буржуазных в Нидерландах  и Англии. 2-я революция -  научная, провозгласила господство экспериментальной  науки, поиски законов в природе, большой интерес к математике, механике. Философия эпохи – рационализм (Декарт «Я мыслю, значит существую»). Господствующее положение занимает Естествознание. Голландский философ Спиноза  – 1-м создал материалистическую философию  без бога. В основе природа, которая  является причиной самой себя. Ее св-ва: мышление и протяженность. Английский философ Томас Гоббс – 1-м создал теорию возникновения гос-ва по общественному  договору. Наука сделала огромный рывок, была разработана гелиоцентрическая  система мира (Галлилей, Бруно, Каперник). В эту эпоху жил Ньютон, открывший  всемирный закон тяготения. Лит-ра и искусство – 2 общественных стиля: барокко (Италия), классицизм (Франция). Барокко – обращается к внешней  красоте, причудливость, витьеватость. Начало барокко положило то-во Бернини  – это колоннада собора Святого  Петра в Риме. Классицизм  во Французской  литературной среде – это строгий  стиль, следовал принципам античного  искусства, опирался на симметрию и  гармонию форм, героические и высокие  идеалы. Он установил 2 основных жанра  искусства: Высокий (трагедии, ода, религиозные  сюжеты), Низший (натюрморт, пейзаж, басня, комедия). Основатели классицизма –  драматурги Корнель, Расин, Мольер.  Время расцвета театра и живописи. В Англии широко известны Дж. Мильтон  – общественный деятель, поэт, публицист, композитор Перселл. Важный центр Европейского искусства – Голландия. Ведущие  жанры: бытовой, пейзаж. Центр внимания – человек и природа. 17век –  золотой век Нидерландской живописи. Художники: Рембрандт « Ночной дозор», «Святое семейство», «Даная», «Возвращение блудного сына», Рубенс – религиозные, мифологические сюжеты, пейзажи, портреты, Фондейк – портреты, Йорданс –  бытовые картины, Снейдерс – натюрморты, сцены охоты. Голландия дала миру Спинозу, который рассматривал мир  как познаваемую закономерную систему  – «Этика» и «Богословско-политический трактат». Испания. Художники – Веласкес – портреты, исторические темы, Рибер  и Сурбаран – религиозная тема, Мурильо – основатель академии живописи в Севильи, Кано – архитектор, скульптор, живописец. Лит-ра писатель и драматург  Де Кеведо «История жизни пройдох», Де Лабарго  - пьесы и комедии. Италия. Композиторы Монтеберди –  опера «Орфей», Философ Церлино  «Учение о гармонии», поэт Морини «Кампанелла». Германия. Развивается  барокко – «Ратуша в Аусбурге»  архитектор Голль. Музыка: Шюнц оратории и дух. Концерты, 1-я немецкая опера  «Орфей и Эвридика». Открыт оперный  театр. Лит-ра классицизм, реализм. Франция  – лит-ра создана академия литературы. Преобладал классицизм (Карнель, Расин, Мольер). Крупный поэт Ла Фонтен –  басни. Шарль Перо – сказки. Живопись – Пуссен – мифологичекие и  литературные темы, Лоррен – лирические пейзажи. Архитектура – Версаль (дворец) архитектор Лего, Ардуэн, Мансар, Ле Нотр. На 1-м месте светская музыка, развивается опера, балет, инструментальные школы, композитор Люли.

 

26. Русская культура  на пороге  Нового времени(17в.)

XVII в.  Взаимопроникновение  местных традиций обусловило  развитие общности русской культуры.Процессом ее обмирщения, т.е. отходом культуры от церкви.    Распространению грамотности способствовало книгопечатание. Помимо печатных изданий выходили рукописные книги, азбуковники, прописи, пособия по арифметике. Выходила рукописная газета «Куранты».   В России стали создавать школы. В 1687 г. в Москве было основано первое высшее общеобразовательное учебное заведение, называвшееся Эллино-греческой академией.    В 1627 г. Лаврентий Зизаний ввел знаки Зодиака.  Уменьшение роли летописей, Гезелем был составлен «Синопсис» (1674),.   В XVII в. в России получила развитие медицина и фармакология, внедряется учение Гиппократа. В 1620 г. в Москве создан Аптекарский приказ.   Литература. Появились многие новые жанры литературы — реалистическая бытовая и историческая повесть. В конце XVII в появился новый жанр — демократическая сатира.    В русском искусстве XVII в. новой была тема человеческой драмы, стихотворная «Повесть о Горе-злосчастии». XVII в. стал временем рождения драматургии и поэзии. Родоначальником их стал Симеон Полоцкий, пьеса «Комедия — притча о блудном сыне», сборник стихов «Рифмогион». В русской литературе утвердился новый стилистический жанр — барокко - живописность, обилие деталей, декоративность, светская устремленность. Основными литературными жанрами оставались летописи, сказания, жития. К достижениям культуры XVII в. относятся первые записи фольклора —устного народного творчества (песни о Степане Разине и его удалых молодцах, «работничках»). Живопись В   XVII в.   живописное   искусств   включало иконопись, фрескопись и станковую живопись. Икона стала обособленным произведением искусства ( лучшие - иконы из Чудова монастыря (1626)). Образцом монументальной живописи середины XVII в. считается роспись Успенского собора в Московском Кремле. Создается ряд портретов на иконах, фресках и надгробных изображениях. Приходят новые приемы создания портретов с натуры. Родилась новая форма портрета — светский станковый портрет.   В развитии архитектуры XVII в. выделяют три этапа: 1) первое тридцатилетие, -  тенденции шатрового зодчества XVI в.; 2) 40—70-е годы, - поиск нового стиля; 3) 80—90-е годы — рождение нового архитектурного стиля.   Шатровой церковью является Покровская церковь. Ее построили в честь победы над шведами. Церковь Троицы, Московская церковь Рождества Богородицы в Путанках стала последней из шатровых храмов в Москве. В середине XVII в. тип небольшого приходского храма распространяется по всей стране. Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове.    Была надстроена главная башня Кремля — Спасская, она стала памятником Возрождения Русского государства после изгнания из Москвы иноземцев. В 1635—1636 гг. построили Кремлевский теремной дворец - крупнейшее по тем временам светское здание.    В XVII в. монастырские ансамбли Руси утрачивают суровый облик - пышно декорируются (монастыри Москвы (Даниловский, Новодевичий) и Подмосковья (Троице-Сергиева лавра)).   В конце XVII в. Светская архитектура - в постройках палат и дворцов новые формы художественного вкуса. Палаты В.В. Голицына — роскошь и убранство. В конце XVII в. сооружаются: Печатный и Монетный дворы, здание Приказов. Утверждается новый архитектурный стиль —русского барокко (церковь Покрова в Филях (1693—1694)).   XVII в. - время рождения на Руси театра. Его заменяли обряды, свадьбы, праздники. Важную роль на таких праздниках играли скоморохи. Первым театральным помещением была Потешная палата, построенная в 1613 г. при царе Михаиле Федоровиче. При этой палате содержался штат шутов. В 1648 г. царь Алексей Михайлович запретил представления скоморохов.  Школьный театр, возникший в конце XVII в.—начале XVIII вв. при духовных академиях. Пьесы на религиозные сюжеты,    В XVII в. на Руси создан придворный театр. Его организатором был боярин Матвеев. После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. придворный театр был закрыт. Музыка. Распев  вытесняется  многоголосным полифоническим исполнением.  В конце XVII—начале вв. сложилась школа мастеров многоголосного хорового письма, В.П, Титов, Н. Калашников. Н. Бавыкин.  Получила развитие многоголосная бытовая песня -. Псальма кант — хвалебная песня, псалом и Кант — пение, песня. Жанром народного музыкального творчества явилась историческая песня -- казачья и крестьянская.

 

27. Западноевропейская  культура эпохи Просвещения.

Признаки эпохи: 1. Идея равенства  всех перед законом, перед человечеством; 2. Избавление от всех соц неурядиц в  распространении знаний, победа разума; 3. Исторический оптимизм. В центре –  проблема наилучшего общественного  устройства. Цели и деалы – свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и т.п. Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. Эпоха Просв  – это важнейший поворотный пункт  в духовном развитии Европы, повлиявший практически на все сферы социально-политической  и культурной жизни. Франция. Родина Просвещения. Связано с именами  Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля  Луи Монтескье и др. Просвещение  не представляло собой однородного  течения, между его представителями  были различия. Ш.Л. Монтескье – «Персидские  письма» критика деспотизма, идеалы свободы в полит сфере. Вольтер  – «Философские письма» отразили религиозный скептицизм. Дени Дидро  – «Энциклопедия» 35 томов. Ж.Ж. Руссо, вывести общество из состояния всеобщей испорченности нравов, «Об общественном договоре…» - значение правам человека и их соотношение с правами  гос-ва. Они создали «Энциклоепдию  искусств, наук и ремесел» Германия. Период экономической и политической раздробленности страны. Основатель классицизма –Кант изучал возможности  человеческого разума. «Наблюдения  над чувством прекрасного и возвышенного»  Г.Э. Лессинг – тезисы «Воспитание  человеческого рода», единство чел  рода. Англия. Церковь не противопоставляла  себя Просвещению, это способствовало культурному развитию страны. Политическая программа Просв сформулирована философом Джоном Локком – «Опыт  о человеческом разумении». В Шотландии  Дэйвид Юм – роль права и политических институтов в развитии общественных связей. Адам Смит – отводил большое  место рынку, его функции социализации людей. Россия. Начало развитию просветительства положил М.В. Ломоносов, в 1755г. открыт МГУ. 60-80е годы 18 в новое поколение  просветителей. Державин. В лит-ре Д.И. Фонвизин «Недоросль» - обличал нравы  помещиков. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Живопись – Рокотов, Левицкий.    Искусство. Образцом всего прекрасного  была природа. Воплощением лучших миров  были сады и парки (Петергоф). Европейское  искусство сочетало 2 направления: Классицизм – стиль основанный на рационализме, симметрии, целенапревленности и строгом  соответствии содержания его форме; Романтизм – воображение, эмоциональность  и творчекая одухотворенность художника. Жанровая живопись на передних позициях, портрет интимный, пейзаж настроения. Во второй пол18 в во франции ведущим  направлением стало рококо – игривое, намешливое, вычурное, дразнящее чувство, Франсуа Буше «Триумф Венеры», «Венера  с Амуром». В скульптуре – Жан  Антуан Гудон «Вольтер».    Театр. 18 век – Золотой век театра. Р.Б. Шеридан «Школа злословия» - против безнравственности высшего света. В Италии Карло Гольдони «Трактирщица», Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Франция – Бомарше  «Женитьба Фигаро». В германии Гете «Фауст».    Лит-ра. Основной жанр – роман. Д. Дефо «Робинзон Крузо», Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». В России тесение сентиментализм – Н.М. Карамзин «Бедная Лиза».  Музыка. Германия – И.С. Бах (полифония, все жанры кроме опер), Г.Ф. Гендель  «Саул». Венская классическая школа: Й. Гайдн (отец симфонии «12Лондонских симфоний»), В,А, Моцарт «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», Л.В.Бетховен («Лунная соната»14, 9-я  симфония).

 

28.Российская культура 18в.

В конце XVIII в. завершается  процесс складывания русской  нации. Основным содержанием историко-культурного  процесса в этот период было формирование и развитие национальной русской  культуры. Появляются новые сферы  культуры - наука, художественная литература, светская живопись, театр и др. Впервые  при Петре I образование стало  государственной политикой. При  Петре I открывались общие и специальные  школы, были подготовлены условия для  основания Академии наук (с 1724 г В  нее входили Академия, Университет  и гимназия.), начала выходить первая печатная газета "Куранты". Молодых  людей стали посылать за границу  учиться, в основном корабельному и  морскому делу. Впервые вводились  единые учебные планы, классноурочная система.  В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова был создан Московский университет, ставший крупным культурным центром. В организованной при нем типографии издавалась газета "Московские ведомости" (до 1917 г.).   В 1708 - 1710 гг. была проведена  реформа шрифта, упростившая кириллицу. Это способствовало увеличению издания  книг, учебников.  Книгоиздательская  деятельность усилилась со второй половины XVIII в., заслуга принадлежит Новикову. Он организатор библиотек и школ в Москве и книжных магазинов  в 15 городах России.   Последняя  четверть XVIII в. стала временем расцвета творчества  поэта Державина, который  утверждал в литературе начала реализма. Основным жанром его произведений была ода. Державин смело сочетал "высокий" и "низкий" стили, внес элементы живой  речи в русский язык.   Литераторы XVIII в. в России явились представителями  классического стиля, который получил  в дальнейшем развитие.   В Петровскую эпоху вносятся новшества и в  архитектуру, и строительство - выразить в архитектурных сооружениях  силу, мощь и величие Российской империи. Правительство финансировало  крупные постройки.   Наиболее заметными строениями в Москве - Суконный двор, Большой Каменный мост, Арсенал в Кремле. Русским архитектором был Баженов. Им построены дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, дом Пашкова  в Москве. По  проектам Казакова построены  Сенат Московского Кремля Московский университет (1786 - 1793), Петровский дворец (1775-1782),. Казаков руководил составлением генерального плана Москвы, организовал  архитектурную школу.   Петровская эпоха характеризуется строительством новой столицы - Петербурга, для чего были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли. Общественные сооружения Трезини  отличались простотой стиля - раннее Адмиралтейство, здание Двенадцати коллегий. Самым значительным сооружением  Трезини был собор Петропавловской  крепости (1712 - 1733).   Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы - Петергоф (барокко). Бартоломео Растрелли-младший был уже русским  архитектором. Он автор Смольного  монастыря (1748 - 1754) и Зимнего Дворца (1754 - 1762) в Петербурге, Большого дворца в Петергофе (1747 - 1752), Екатерининского  дворца в Царском селе (1752 - 1757) и  др.    В 60-е гг. XVIII в. на смену  стилю русского барокко пришел русский  классицизм, который достиг своего расцвета в начале XIX в. Особенно он проявился в усадебном строительстве, которое представляло собой уютные и изящные дома с колоннами, хорошо вписавшиеся в русский пейзаж. Главная ценность классицизма - строгая  симметрия, прямые линии, прямые ряды колонн (Дворцовая площадь в Петербурге) архитектора К.И. Росси. Михайловский дворец (Русский музей) с площадью Искусств, ансамбль Александрийского театра (Петербургский академический  театр драмы),    Российскому  классицизму в скульптуре были присущи  свои характерные черты. Интересна  работа по созданию скульптуры для  Триумфальных ворот в память об Отечественной  войне 1812 г. у Тверской заставы в  Москве (ныне проспект Кутузова) И.П. Витали (1794-1855). Скульптор И.П.Мартос (1754-1835) создал памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.    В XVIII в. претерпевает изменение и  изобразительное искусство -живопись, скульптура и др. Это время - расцвет  портретной живописи. Наиболее известные  художники петровского времени - А.Матвеев и И.Никитин - основоположники  русской светской живописи   В  конце XVIII в. создается одна из богатейших художественных коллекций мира - Эрмитаж. В его основе приобретенные Екатериной II частные Собрания картин западноевропейских мастеров (с 1764 г.). В Эрмитаже устраивались также спектакли, музыкальные вечера.   В XVIII в. продолжалось развитие театра. По велению Петра I в 1702 г. был создан Публичный театр, Петровский официальный  театр распался на несколько театров. С начала 30-х гг. XVIII в. в Петербурге снова появился официальный театр. В середине XVIII в. во многих городах  Российской империи выступали иностранные  актерские труппы.  Был создан Российский театр.   Существовал  также крепостной театр. Они стали  основой русской провинциальной сцены.   В XVIII в. начинает широко распространяться музыкальное. В 1802 г. в Петербурге было создано Филармоническое общество, в котором исполнялась старинная  и классическая музыка. В последней  трети XVIII в. формируется русская  композиторская школа, появляются первые русские композиторы. Ведущим музыкальным  жанром становится опера.   На рубеже XVIII - XIX вв. появился жанр камерной лирической песни -русского романса на тексты из русской поэзии. Одним из создателей русского романса стал О.А. Козловский    Важнейшая характеристика культурного  развития России в первой половине XIX в. - завершение начавшегося в XVIII в. процесса формирования русской национальной культуры. В этот период окончательно складываются национальные школы в  литературе, живописи, архитектуре, музыке, театре и др

 

29. Западная культура 19в.

 Век победы буржуазных  революций. Три крупных события:  Великая французская революция,  ПП, образование США.  в итоге  новый тип цивилизации. Люди  переезжают в города, формируются  элементы массовой кул-ры, ориентированные.  В системе мысли – поступательное  развитие – эволюция. философы: Гегель, Маркс, дарвин «происхождения  видов». Время светского мировоззрения,  церковь потеряла контроль над  обществом. Многие страны пришли  к веротерпимости. В искусстве  и культуре – много стилевая  организации, основные и наиболее  яркие – литра. Жив., музыка.Классицизм. Начал складываться в 17 веке. Принципы: обращение к античной кул-ре,рационализм,  симметрия, сдержанность. Герои произведений  обладают стойкостью перед превратностями  судьбы. Для них общее выше  личного. Строгая иерархия жанров  высокий стиль (ода, трагедия, эпос), низкий (басня, комедия натюрморт,  пейзаж).  Литература.  Гете –  основоположник немецкой литературы.»Фауст».Шиллер  – теоретик. Поэт »Мария Стюарт».  Шенье – автор гимнов и революционно  патриотических трагедий «Кай  Грахт» . Изобраз ис.  яркую роль  сыграли живописцы. Скульпторы  Франции Жак Луи Давид –  возродил традиции античности  «Клятва Горациев», пишет портреты  Наполеон. Ученик Давида – Жан  Огюст Энгр – мастер композиции, строго тонкого рисунка. Автор  картин на исторические темы  «Завтрак Людовика 13»  поздние  классические тенденции оказали  большое влияние на  развитие  академизма в французском искусстве.  Скульптура Торвальдсон – холодная  сдержанность, идеализация образов  «Янсон». Развитие театр, применял  все стили, новые жанры –  мелодрама, водевиль.        Музыка.     Госсек, Мегюль  - новый жанр «опера спасения»  - идея борьбы с тиранией и  благополучная развязка., »Людоиска»  Керубине, эти идеалы нашли отражение  в творчестве Бетховена.                                                                                                                                                                           Романтизм. Романтическому искусству  свойственны: отвращение у буржуазной  действительности, недоверие к культу  разума. Сюжетами для романтических  произведений избирались исключительные  события и необычная обстановка, в которых действовали герои.Литература. Германия. 1.Генрих Фон Клейст  – талантливый драматург, новеллы  «Амфитрион» 2.Гофман « Повелитель  блох» - элементы сатиры, в его  творчестве огромную роль играла  музыка. 3.Генрих Гейне («Романсеро»)  – о торжестве зла над добром, разочаровании буржуазной действительности. Англия. 1.Байрон «Паломничество  Чайльд Горольда» - человек бежит  на Восток в поисуах страстей. 2. Дж. Китс «Огонь» - оды. 3.Бишу  Шелли аллегорическая поэма «Королева  Маб» - порочность современного общества. Франция. 1.Франсуа Рене де Шатобриан  «Дух христианства» - спасение  через обращение к религии. 2.Жермена  де Сталь «Карина» - право женщины  на чуства. 3. Виктор Гюго –  острые социальные проблемы. 4..Жорж  Санд «Валентина». Музыка. Германия. 1.Роберт Шуман «Бабочки» - фортепианные  циклы. 2.К.Вебер «Ундина» Гофмана,  народно-легендарная и сказочная  опера «Вольный стрелок». 3. О.Николои  «Виндзорские проказницы» - по  Шекспиру. 4. Рихард Вагнер «Тангейзер»  - опера отличается огромной выразительностью, огромный вклад в искусство.  Франция. Гектор Берлиоз –  драматургическая симфония «Ромео  и Джульетта», комическая опера  «Бронзовый конь». Италия. Новое  направление оперного жанра. 1.Дж.Россини  «Итальянка в Алжире» - обращение  к произведениям Вольтера, Шекспира. 2. Беллини «Норма» - глубокий лиризм, выразительность мелодий. 3.Г.Доницетти  «Дочь полка». Венгрия. Ференц  Лист «Фауст-симфония». Польша. Фредерик  Шопен – композитор, пианист.  Изобр. искусство. Франция. 1.Теодоро  Жерико «Плот Медузы». 2.Энжен  Делакруа – полотна на мотивы  поэзии Байрона.3.График и карикатурист  Оноре Домье «Печатник, ставший  на защиту своей печати».Архитек.  Англия – промышленная архитектура,  строительство новых кварталов,  проспектов. Утвердился неоготический  стиль (и церкви и дома). 1861г.  – хрустальный дворец в Лондоне.Реализм.  Изменения в обществе воплотились  в реализме. Правдивость деталей  и показ типических характеров  в типических обстоятельствах  – главный принцип реализма. Соц  противоречия и недостатки кап  строя определили резкое критическое  отношение к нему писателей.  Литература. Франция. 1. Беранже «Король  Ивето». 2.Стендаль «Красное и  черное». 3.Оноре де Бальзак «Отец  Горио» - нравы и противоречия  жизни Франции. 4. Мериме «Жакерия»  - исторический роман. 5. Гюстав Флобер  «Мадам Бовари». 6. Мопассан «Лучший  друг». Англия. 1.Вальтер Скотт  «Айвенго» - создатель исторического  романа. 2.Чарльз Диккенс «Приключения  Оливера Твиста». 3.Уильям Теккерей  «Ярмарка тщеславия» - пороки буржуазного  общества. 4. Б.Шоу «Тележка с яблоками». 5. Г. Уэллс «Человек-невидимка» - классик научно-фантастической литературы. Скандинавские страны. 1.Ибсен «Приведение». Музыка. Италия. Самый массовый демократический  жанр – опера. 1.Джузеппе Верди  «Макбет», «Аида», «Отелло», «Риголетто». 2. Дж. Пучинни «Богема» - в основе  жизни достоверные сюжеты. Франция.  Лирические оперы.1. Масне «Манон». 2. Бизе «Кармен». Родина оперетты  – Эрве «Маленький Фауст», Оффенбах  «Орфей в аду» Австрия. Венские  оперетты. Штраус. Англия. Оперетты. Саливан  »передник». Изобразительное искусство.  Франция 1.Милле «Сборщицы колосьев»2. Курбе «Дробильщики камней».3. Мане  – колорист »в лодке». Анклия. Пейзажная живопись. 1. Тернер «Караблекрушение».2. Конатебле»Прыгающая лошадь» ввел  в обиход художников слово  этюд. Испания. Гойя – серия  оффоротов «Бедствия войны». Символизм.  Франция Артуа Рембо – попытки  выйти за пределы реальности, уловить его с помощью идей, символовИмпрессионализм. Моне, Камиль  Писарро идея – обновление  искусства, преодоление академизма. Основные черты: свежесть и  разнообразность красок, зыбкость  очертаний. Последователи: Огюст  Роден – скульпт, Муз – Дюбесси,  Морис Равель, Арх – Эйфелева  башня.Театр. Франция. Критический  реализм(Сара Бернар), балет –  родина современного балете –  Италия»Ла Скала».

Информация о работе Шпаргалка по "Культорологии"