Что такое культурный человек?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 18:39, доклад

Краткое описание

Культура поведения – это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества.

Каждый член общества обязан выполнять действующие нормы поведения, основные принципы которых: уважение к окружающим, уважение к старшим и женщине, понимание собственного достоинства.

Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято и допустимо, а что нет. Единые и общепринятые правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений и общения в обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 19.75 Кб (Скачать файл)

Что такое культурный человек?

Культура поведения –  это неотъемлемая часть мировой  цивилизации, составная часть общей  культуры человечества.

 

Каждый член общества обязан выполнять действующие нормы  поведения, основные принципы которых: уважение к окружающим, уважение к  старшим и женщине, понимание  собственного достоинства.

 

Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято и допустимо, а что  нет. Единые и общепринятые правила  обеспечивают высокий уровень взаимоотношений  и общения в обществе.

 

Культурный человек всегда знает и готов соблюдать основные нормы поведения, при этом он внутренне  убежден в их необходимости. Подлинно воспитанный человек ведет себя подобающим образом не только на официальных  приемах, не выставляет напоказ свои изысканные манеры, а проявляет свою воспитанность в самых незначительных поступках повседневной жизни.

 

Соблюдение правил приличия, вежливость, доброжелательность должны выполняться естественно, непринужденно, без притворства и ложной скромности.

 

Соблюдая общие требования, необходимо выработать свой стиль поведения. Но этот стиль должен выражать личность человека, а не его стремление выделиться. Для человека очень важно понимать, что жизнь – не сцена, и поэтому  надо в своей жизни быть, а не казаться. «Быть» – это быть самим  собой, таким, каким подсказывают собственные  убеждения, собственная совесть, быть со своими недостатками и достоинствами.

 

Казаться – это подстраиваться под других, изворачиваться по обстоятельствам, играть кем-то написанную роль.

 

По-настоящему культурный человек  живет по принципу «быть», как бы трудно это ему не давалось, он всегда естественен, ведет себя непринужденно, не заискивает и не лицемерит, его  не смущают должность или общественное положение собеседника. Наоборот, тот, кто старается «казаться», в первую очередь пытается продемонстрировать свой, самим придуманный «авторитет», образ «умного и самого хорошего». Как это ни странно на первый взгляд, тем, кто живет по принципу «быть», труднее в жизни, более того, с  ними труднее жить и работать, ибо  честность, объективность, смелые суждения, невзирая на … далеко не всем по вкусу. Куда проще соседствовать (в том числе и на работе) с недалеким подхалимом, двуличным трусом, имитатором, который сам ничего не может и с других много не требует.

 

Но прогресс двигают именно те, с кем трудно. Надо отметить, что  в большинстве случаев именно они самокритичны, ответственны за свои действия, способны сомневаться  и критически относиться и к своим, и к чужим мыслям и действиям. Доброта и культура таких людей  не лезет в глаза, она незаметна, потому что это их человеческая сущность.

 

Воспитанный человек –  это не только образованность, не только правильные привычки, усвоенные в  семье, а в первую очередь внутренняя культура, основанная на постоянном, непрерывном  самообразовании и самовоспитании, на уважении к другому человеку, на желании быть интеллигентным, в  самом лучшем понимании этого  слова.

 

Часто задается вопрос: какого мужчину, какую женщину назвать  красивыми? Проводятся конкурсы «мисс» и «мистер», определяются внешние  параметры красавиц и красавцев, демонстрируются приемы и рецепты  увеличения бицепсов и уменьшения талии, удлинения ног и укорачивания волос на теле и т.д. Заканчивается  конкурс, и вот первая красавица  или красавец в улыбках и блицах фото- и видеокамер дает интервью –  и что же?

 

Вся прелесть пропадает –  ни одной своей мысли, ни одного умного слова, тонкой шутки и обычной  искренности. Сиюминутный лоск, внешний  стандарт, предварительно навязанный зрителю – вот и все. Поэтому  главное в красоте человека –  обаяние, обаяние как внешнее  проявление внутренней красоты.

 

Обаятельный человек –  обязательно умный, деликатный, тактичный, он исключительно из тех, кто живет  по принципу «быть», а не «казаться», его красота – в красоте  его души.

 

Уместно спросить, а почему в обществе еще много внешне эффектных  пустышек, подлиз, подхалимов и прочее? К сожалению, еще велик на них  социальный заказ как со стороны  добившихся служебного положения имитаторов и лицемеров, так и со стороны  высокопоставленных циников. Цинизм, даже в сочетании с умом, знаниями, соблюдением правил поведения, несовместим  с понятием истинной культуры и воспитанности. Основные проявления цинизма заключаются  в наглом, бесстыдном поведении, откровенном  презрении к общепринятым нормам морали и этики, неуважении к людям  и обществу в целом.

 

Придти к цинизму не так сложно: сначала – самовлюбленность, потом – самовлюбленность, доведенная до неприятия другого мнения и  другого человека вообще, далее –  просто безнравственность и ее апофеоз  – цинизм.

 

Проблема же воспитанного, высококультурного, благородного человека – это доверчивость в сочетании  с непониманием: как может быть иначе? Он не понимает, как можно  жить дрязгами и склоками, как можно  жить без высокой литературы и  подлинного искусства, ему непонятен  смысл подмены настоящей работы имитацией, он не понимает, зачем ради степени или звания идти на плагиат  или псевдонауку.

 

На чем же основывается поведение воспитанного человека?

 

Во-первых, на уважительном отношении  к людям. воспитанному человеку проще  разочароваться потом, чем изначально настраивать себя против всех или  против большинства.

 

Конечно, он видит недостатки и просчеты окружающих, но его надо долго убеждать в отрицательных  качествах, ибо положительные начала в человеке – для него главное. И это во-вторых. То есть воспитанный  человек готов к тому, что людям  свойственны и достоинства, и  недостатки.

 

В-третьих, воспитанный человек  всегда постарается своим поведением, своими действиями обеспечить добрые взаимоотношения между коллегами. Однако по-настоящему честный человек  не должен терпеть хамства, двуличия, бестолковости, наглости и обязан давать им отпор. Но этот отпор должен пресечь  зло, а не разжигать его, должен быть направлен на ошибки и недостатки, а не на самого человека.

 

Культура поведения зависит  не столько от знания общепринятых норм и правил, сколько от черт характера, которыми каждый человек обязан управлять.

 

Тактичность – одно из основных таких качеств, оно основывается на понимании того, что другому  человеку может быть не по себе, что  кто-либо может доставить ему  неприятность или вызвать неприязнь. Тактичный человек всегда готов  понять переживания другого и  старается предупредить возможный  инцидент, не применяет (по крайней  мере первым) повышенных тонов, а тем  более грубости.

 

Очевидной бестактностью  будет демонстративное проявление своей неприязни, но и бестактно  будет на людях чрезмерно изливать свою симпатию. Бестактно излишнее любопытство, тем более если оно  проявляется в подглядывании  и подслушивании. Тактичный человек  сделает вид, что он не заметил  неловкость, поможет другому в  трудном положении, никогда не будет  злословить и сплетничать. Особенно недопустимо смеяться над физическими недостатками и над проблемами, возникшими у коллеги или знакомого, обсуждать его личную жизнь.

 

Культурный человек неприметен в проявлении такта, он всегда считается  с окружающими, но не приспосабливается  к ним.

 

Культурного человека всегда отличает вежливость, антиподом которой  является грубость. Вежливый – значит желающий добра, не допускающий даже возможности обидеть другого. Грубость – характеристика хама, грубость –  проявление низменной самовлюбленности, желание унизить собеседника, несдержанности. Когда нечего сказать, нет разумных доводов, в дело вступают оскорбления, ругательства и неприличные выражения.

 

Воспитанного человека отличает скромность, которая обязательно  сочетается с требовательностью  к себе. Но скромность не должна проявляться  в застенчивости, в собственной  недооценке, в боязни сказать что-либо, неумении отстаивать свои убеждения.

 

Культурный человек, будучи скромным и проявляя тактичность, обладает чувством собственного достоинства, высшим проявлением которого является понятие  чести. «Честь имею» – так высшим образом оценивали в России уважающие  себя люди. Для такого человека не приемлемы  подлость и низкие поступки. собственная  честь, честь любимой женщины, честь  и достоинство Родины для него превыше всего и в экстремальных  условиях – выше и дороже самой  жизни.

 

Воспитание в себе положительных  качеств (а значит, сильной и обаятельной  личности) может быть только многогранным и сочетает в себе высокую мораль и требовательность, уважение к труду  и образованность, любовь к жизни  и ее любым проявлениям, уважение к старшим и женщинам, любви  к детям и стремлении помочь слабым; важную роль играет эстетическое самовоспитание выражающееся в развитии способности  понимать прекрасное, потребности в  постоянном общении с литературой, театром, живописью, музыкой, другими  видами искусства.

 

Следует заметить, что религия  закладывает в сознание людей  чувство греха, обязанность творить  добро и не допускать зла. Истинно  верующий человек не может быть аморален во всех проявлениях жизни: в быту, на работе, среди других людей.

 

Перед высококультурным и  воспитанным человеком всегда стоит  проблема выбора. Он не только не боится, а поощряет в себе сомнения и раздумья над возможной дилеммой, принятие принципиального решения для  него – нравственная проблема.

 

Такой проблемы нет у имитатора, подхалима, подлеца, эгоиста – они  всегда готовы к имитации, к подлизыванию, к подлости, готовы любить только себя. Сиюминутная выгода, постоянная слабина  к себе, нежелание решать проблемы на основе высокой требовательности и самокритичности упрощают жизнь. Но в конечном итоге от этого страдают все и вся. Полезные люди не могут  в полной мере реализовать себя и  свои достоинства, страдает общее дело, а мелкий человек мельчает еще  больше, личность его разрушается  не в меньшей мере, чем у опустившегося  человека. Недаром многие гиганты  человеческой мысли всегда подчеркивали, что оказавшийся в силу обстоятельств  внизу социальной лестницы человек  может сохранить свою личность и  достоинство, а поднявшийся наверх подонок и дурак этих качеств  от своего положения не приобретет. Достаточно вспомнить героев Толстого, Достоевского, Пушкина, Чехова, Гоголя, Грибоедова, Горького.


Информация о работе Что такое культурный человек?