Социально-экономические и культурные права человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 12:58, доклад

Краткое описание

Конституция – Основной Закон государства, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, верховенством на всей территории РФ и устанавливающий главные принципы организации государственной власти, а также устройства общества и государства и отношения между ними.
Конституция устанавливает: 1) основные принципы устройства общества и государства; 2) наименования и полномочия органов государственной власти; 3) механизм осуществления государственной власти; 4) основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Вложенные файлы: 1 файл

t Office Word.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

Конституция – Основной Закон государства, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, верховенством на всей территории РФ и устанавливающий главные принципы организации государственной власти, а также устройства общества и государства и отношения между ними.

Конституция устанавливает: 1) основные принципы устройства общества и государства; 2) наименования и полномочия органов государственной власти; 3) механизм осуществления государственной власти; 4) основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

   Ее характерные  черты: 1) особый субъект, от имени  которого принимается Основной  Закон, – народ; 2) учредительный  характер конституционно-правовых  норм; 3) расширенный предмет регулирования  Конституции; 4) особые юридические  свойства Конституции.

Ее юридические свойства: 1) верховенство Основного Закона на всей территории РФ, включая территорию отдельных субъектов РФ; 2) высшая юридическая сила по отношению к законодательству государства; 3) особая охрана конституционных норм; 4) прямое действие конституционных норм; 5) особый порядок принятия Конституции и внесения в нее изменений.

 

Сущность конституции зависит от того, чьи интересы выражают конституционно-правовые нормы. Поэтому в зависимости от теории происхождения государства и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции:

1) согласно теории  общественного договора сущность  конституции заключается в суверенитете  народа, который по доброй воле  принял основной закон, устанавливающий  основы и пределы государственной власти, в руки которой народ передал свои полномочия;

2) теологическая  теория утверждает, что конституция  является продуктом божественных  предписаний людям о правилах  бытия;

3) школы естественного  права поддерживают точку зрения, что конституционные нормы – это опыт народа страны, поэтому заимствование у других народов опыта приводит к недолговечности конституции;

4) согласно марксистско-ленинской  теории сущность конституции  состоит в том, что она выражает  волю правящего класса, а не  всего населения.

  Конституция как нормативный акт принимается в виде письменного документа, изданного в особом, как правило, усложненном порядке, нежели иные законы страны. Однако основной закон может быть не только письменным, в этом случае говорят о «неписаной» конституции (Великобритания).

  Конституции  могут быть: 1) в зависимости от  исторического этапа принятия (первого  поколения, второго поколения); 2) по  социальным признакам (демократические  конституции (действуют в большинстве  стран цивилизованного мира), авторитарные  конституции (в настоящее время они открыто встречаются крайне редко, обычно реальный авторитаризм бывает прикрыт демагогическими лозунгами), тоталитарные конституции и др.);

3) по способу  изменения («гибкие» (они изменяются  в том же упрощенном порядке, что и другие законы страны), «жесткие» (для изменения этих конституций требуется особый усложненный порядок), «смешанные»); 4) по периоду действия (постоянными, временными (в тексте таких конституций прямо указывается срок действия или условие, при котором действие конституции прекращается)).Конституция РФ- основной закон государства

 

  1. Особый порядок принятия и изменения Конституции Российской Федерации

Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.

  Конституция РФ 1993 г. относится к  смешанным конституциям, поэтому  порядок ее принятия, пересмотра  и внесения в нее поправок  различен в зависимости от  изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.

  Конституция РФ может быть  пересмотрена (по сути это принятие  нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

  Проведение референдума по проекту  Конституции является достаточно  трудоемким процессом, именно поэтому  процедура изменения Конституции названа усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный выбор конституционного строя страны.

  Часть конституционных норм может  быть изменена путем издания  Федеральным Собранием РФ федеральных  законов о внесении изменений в статьи Конституции РФ.

  Предложение о внесения поправок  в Конституцию РФ могут внести  следующие субъекты (ст. 134 Конституции  РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации  либо его группа численностью  не менее 1/5 его членов; 3) Государственная  Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

  В этом случае поправки к  Конституции должны быть одобрены  не менее 3/4 голосов от общего  числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3–8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.

  Изменения в Конституцию могут  быть внесены только в отношении  ст. 65, где устанавливается субъектный  состав РФ. Эта статья изменяется  Указом Президента РФ, изданным  на основании федеральных законов  о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе. В настоящее время таким образом внесены изменения в ст. 65 в связи с изменением наименований субъектов РФ: Республики Ингушетии и Алании.

 

  1. Понятие и содержание основ конституционного строя РФ. Принципы Конституционного строя

Конституционный строй (в узком смысле) – установленная Конституцией определенная организация государства. Конституционный строй (в широком смысле) – совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.

 

Элементы конституционного строя РФ:

1) республиканская  форма правления;

2) суверенитет  РФ;

3) права и  свободы личности;

4) источник власти  – многонациональный народ России;

5) федеративное  государственное устройство;

7) гражданство  РФ; 8) разделение государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную; 9) организация местного самоуправления.

 

Основы конституционного строя РФ – основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции РФ. Принципы конституционного строя РФ – основополагающие начала государственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ. Выделяются следующие принципы конституционного строя РФ: 1) народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной); 2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности; 3) верховенство закона; 4) федерализм (он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и т. д.); 5) государственный суверенитет (он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России); 6) социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека); 7) светский характер российского государства (т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви); 8) республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской); 9) разделение властей; 10) политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан); 11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ является единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).

  1. Понятие основных прав и свобод человека и гражданина

Права человека — это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

   Наряду с категорией «права»  употребляется термин «свободы» : свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. В литературе и законодательстве используются также категории «права гражданина», «права личности».

   Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вне-национальны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.

   Права гражданина есть совокупность  естественных правомочий, получивших  отражение в нормативно-правовых  государственных актах, и приобретенных  правомочий, выработанных в ходе  развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества

 

2.Личные права человека и гражданин

Гражданские права

Личные права - совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Обычно к личным правам относят:

- право  на жизнь;

- право  на свободу, физическую целостность  и личную неприкосновенность;

- право  не подвергаться пыткам или  жестокому, унижающему человеческое  достоинство обращению или наказанию;

- право  на защиту чести и доброго имени;

- право  на свободное передвижение и  свободный выбор места жительства;

- право  покидать собственную страну  и свободно в нее возвращаться;

- право  на судебную защиту и правосудие;

- право  человека на признание его  правосубъектности в любой стране мира;

- свобода  мысли, совести и религии;

- свобода  слова и иного выражения;

- право  свободно определять свою национальную  принадлежность и пользоваться  родным языком;

+ некоторые  другие права.

 

Политические права человека и гражданина

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. К политическим правам, как правило, причисляются:

Свобода слова (свобода информации)

Свобода средств массовой информации (доступ к информации)

Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)

Право на объединение (свобода союзов)

Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия)

Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе

Право на гражданство

Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным)

Право на участие в отправлении правосудия

 

Социально-экономические и культурные права человека и гражданина

В экономических, социальных и культурных правах раскрывается важная грань социального правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь.

К социально-экономическим правам относятся:

Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность)

Право на частную собственность

Трудовые права (право на труд и свободу труда)

Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства

Право на социальное обеспечение

Право на жилище

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Право на справедливое взимание налогов

Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т.д.

Культурные

Информация о работе Социально-экономические и культурные права человека и гражданина