Социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

В XX веке под сильным воздействием социалистических движений к гражданским и политическим правам прибавляются социально-экономические права (как правило, права трудящихся: право на объединение в профсоюзы, на труд, отдых, социальную помощь и т. д.).
В 1922 году по инициативе немецкой и французской лиг за права человека, два десятка организаций в разных странах создают Международную федерацию за права человека (FIDH), первую в мире международную организацию по защите прав человека.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 57.92 Кб (Скачать файл)
    1. Социально-Экономические и культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации

 

Введение.

Впервые понятие «права человека»  встречается во французской «Декларации  прав человека и гражданина» принятой в 1789 году, хотя до этого идея прирождённых прав прошла долгий путь развития, важными вехами на её пути были английская Великая хартия вольностей английский Билль о правах (1689) и американский Билль о правах(1791)

В XIX веке в различных государствах по-разному складывается первоначальный либеральный набор гражданских и политических прав (свобода и равноправие, неприкосновенность личности, право собственности, избирательное право и др.), в современном понимании весьма ограниченных (имущественные избирательные цензы, политические запреты, неравноправие мужчин и женщин, расовые ограничения и т. п.).

В XX веке под сильным воздействием социалистических движений к гражданским и политическим правам прибавляются социально-экономические права (как правило, права трудящихся: право на объединение в профсоюзы, на труд, отдых, социальную помощь и т. д.).

В 1922 году по инициативе немецкой и  французской лиг за права человека, два десятка организаций в  разных странах создают Международную федерацию за права человека (FIDH), первую в мире международную организацию по защите прав человека.

Вторая мировая война и трагический опыт тоталитарных режимов инициировали качественный скачок в развитии института прав человека и гражданина, ведущую роль в развитии которого приобретает международное право.

История показывает, что каждому  поколению нужно вновь и вновь  защищать права человека, что человечеству еще незнакома ситуация, при которой  не требуется усилий для поддержания  и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает на вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как свобода  и права человека.

Сегодня основным делом народов  всех стран и международных организаций, а также каждого конкретного  человека является защита прав и свободам человека. Именно при демократическом  строе можно наиболее полно гарантировать  права и свободы человека. Учитывая то, что "права и свободы личности - это общее достижение человеческой цивилизации", утверждение и развитие демократии - "мощное оружие в руках  народов в их борьбе за мир, взаимопонимание  и сотрудничество в целях развития гражданского общества".

 

1.1 Трудовые права и  свободы

Свобода труда провозглашена в  ч. 1 ст. 37 в соответствии со ст. 23 Всеобщей декларации прав человека. Принцип  свободы труда в определенной мере уже нашел отражение в  действующем законодательстве.

Конституция РФ закрепляет свободу  труда, раскрывая ее как право  каждого свободно распоряжаться  своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Свобода  труда связана с запретом принудительного  труда. Запрет принудительного труда, предусмотренный ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах. Таким трудом считается не только откровенно рабский труд, что  в наше время встречается крайне редко, но и любые формы принуждения  человека работать на недобровольно  принятых условиях или под угрозой  какого-либо наказания.

Право на труд не означает чьей-то обязанности  предоставлять работу всем желающим. В рыночной экономике государство  не в состоянии предписывать такую  обязанность частному предпринимательству  или брать ее на себя, поскольку  оно уже не управляет всеми  предприятиями. Поступление человека на работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный  работник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а  именно: чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось  без какой бы то ни было дискриминации  и не ниже установленного федеральным  законом минимального размера оплаты труда. Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены, и здоровью работника на производстве причинен вред, то работодатель несет за это материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность.

Конституция обязывает законодательный  орган принимать законы о минимальном  размере оплаты труда, а работодатель выплачивать вознаграждение за труд не ниже этого размера.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую, по возможности, полной занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. При отсутствии работы и возможности ее получить гражданам выплачивается пособие по безработице, но не ниже минимального размера оплаты труда, предоставляется возможность бесплатного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых общественных работах, компенсируются затраты в связи с добровольным переездом в другую местность. Эти нормы предусмотрены Законом о занятости населения, а Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 27 декабря 2009 г.[4] Для реализации целей Закона создана Федеральная служба занятости России, имеющая отделения во всех субъектах Федерации, городах и районах страны.

1.2 Право на экономическую  деятельность

Данное право предусматривает  свободное использование человеком  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической  деятельности (ст.34 Конституции РФ). В сочетании с правом частной  собственности такая свобода  предпринимательства выступает  как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства  на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается  как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции).

Под предпринимательской деятельностью  понимаются "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи  товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном законом порядке".

Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести  предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может  создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться  собственностью. Никакой государственный  орган не имеет права диктовать  предпринимателю, какую продукцию  он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством). Предприниматель  сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства  также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и объединения  с другими предпринимателями, открывать  счета в банках.

Государство запрещает определенные виды экономической деятельности (производство оружия, изготовление орденов и др.) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). Государство регулирует экспорт  и импорт, что накладывает на многие предприятия определенные ограничения. Наконец, государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческую тайну. Эти и ряд  других ограничений необходимы в  интересах всей национальной экономики, но должны опираться на законодательную  базу.

 

1.3 Право частной собственности

Оно принадлежит каждому человеку и является одним из краеугольных камней свободы личности, а также - одной из основ конституционного строя, как это установлено ст.8 и 9 Конституции РФ.

Конституция 1993 г. не содержит специального раздела об экономической основе государства и общества, не устанавливает  какую-либо форму собственности  в качестве основной или ведущей, равно как и не предусматривает  и ограничений для других, в  частности для личной собственности  граждан, что провозглашалось предшествующими  конституциями и основанным на них  законодательством. Государство приняло  на себя обязанность защищать частную  собственность, обеспечить ей неприкосновенность. В соответствии с Конституцией РФ каждый вправе иметь имущество в  собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими  лицами (ст.35). Это право находится  под охраной федерального закона, и никакие другие нормативные  акты, включая законы субъектов Федерации, не могут менять его статус.

Собственник вправе совершать в  отношении своего имущества любые  действия, включая создание частных  предприятий, фермерских хозяйств и  другую экономическую деятельность. Собственник делает это свободно, без разрешения государственных  органов (что не исключает последующей  регистрации предприятия или  хозяйства), если его действия не противоречат закону и другим правовым актам и  не нарушают прав и законных интересов  других лиц.

Отдельно закреплено, а Конституции  РФ право частной собственности  на землю (ст.35). Оно принадлежит только лицам, имеющим гражданство Российской Федерации, а также их объединениям.

1.4 Свобода творчества

Эта свобода гарантируется каждому, кто занимается творческим трудом (ч.1 ст.44 Конституции Российской Федерации). Писатель, например, вправе создавать  литературное произведение (роман, повесть, рассказы и др.) на любую тему и  в любой манере. Таким же правом пользуются художники, работающие в  области изобразительного искусства, графики или скульпторы, а также  ученые, изобретатели, рационализаторы  и др. Преподаватели учебных заведений  свободны в создании учебников и  в изложении своих взглядов перед  учащимися и студентами.

Закрепление этой свободы в Конституции  означает, что органы государственной  власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в  творческую деятельность граждан, диктовать  им, что и как надо писать или  публиковать. Этого не могут делать и творческие объединения (союзы  писателей, художников и др). Свобода творчества каждого отдельного человека, обладающего соответствующим дарованием, является решающим условием культурного прогресса общества, инструментом его самопознания и самосовершенствования.

Конкретные правовые гарантии провозглашенной  Конституцией свободы творчества содержаться  в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, принятых в 1992 году.[8] Всемерно поддерживая свободу  творчества и создавая условия для  ее реализации, закон в то же время  напоминает о недопустимости использования  это свободы во вред обществу, другим людям. Государство обязано противостоять "творчеству", направленному на пропаганду войны, насилия, жестокости, порнографии, разжигания расовой и  национальной вражды, религиозной и  классовой нетерпимости. Такая "культурная" деятельность может быть запрещена  в судебном порядке, я авторы подобных произведений, как и органы, публикующие  их, несут уголовную ответственность.

1.5 Право на образование

Образование - важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса  общества, необходимая предпосылка  развития каждого человека, его культуры и благополучия. Закрепляя право  на образование, Конституция Российской Федерации (статья 43) устанавливает  различные подходы к получению  основных видов образования. Дошкольное, основное общее (средняя школа в  объеме 9 классов) и среднее профессиональное (техникумы и училища) образование  в государственных или муниципальных  образовательных учреждениях и  на предприятиях является общедоступным  и бесплатным.

Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального  образования обеспечивается государством путем создания системы образования  и соответствующих социально - экономических  условий для получения образования.

Гарантируется также бесплатность высшего образования. Однако конституция  не предусматривает полной общедоступности  этого уровня образования, а предоставляет  гражданам право на его получение  на конкурсной основе. Речь опять же идет о государственном или муниципальном  образовательном учреждении. Что  касается негосударственных вузов, то каждый гражданин вправе поступить  в такое частное, т. е. платное, высшее учебное заведение без всяких ограничений со стороны закона.

Основные принципы организации  системы образования определены Законом об образовании от 10 июнь 1992 г. Закон регламентирует права и обязанности обучающихся и преподавателе, закрепляет основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями. Государство поддерживает различные формы образования и самообразования.

1.6 Право на благоприятную окружающую среду

Право граждан на благоприятную  среду обитания обеспечивается планированием  и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и  ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и  государственным страхованием граждан, образованием государственных и  общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства.

Информация о работе Социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации