Церковные и культовые постройки Ставрополья как памятники культурно-исторического значения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Актуальность темы исследования определяется особой значимостью сферы духовной жизни общества, для его устойчивого и гармоничного развития. В этой связи имеет особое значение сохранение и трансляция культурно-исторического наследия, которое представляет собой непреходящую ценность многих и многих поколений.
Необходимо подчеркнуть, что религиозная составляющая духовной жизни общества имеет немаловажное значение для его духовно-нравственного климата. Мировые религии на протяжении многих веков несут в себе нравственный идеал, подвигая людей стремиться к духовному совершенству.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Православные храмы,
католическая церковь Ставрополья: оплот веры……………………………..……6
1.1. Основание города Ставрополя
в региональной историографии………………………………………….….………6
1.2. Основание и развитие Кавказской епархии,
ее значение для духовной жизни края…………………………………..….………9
1.3. Храм Святого апостола Андрея Первозванного
как памятник архитектуры и центр духовной жизни края……………………....11
1.4.Никольская церковь в Кисловодске
и Римско-католическая церковь в Пятигорске
как уникальные культовые сооружения,
имеющие культурно-историческое значение……………………………….……16
2. Армянская Апостольская церковь
в Ставропольском крае…………………………………………………………..…20
2.1. Возникновение армянской церковной общины
на Ставрополье…….................................................................................................20
2.2. Армянская церковь Святого Григория
Просветителя в Ставрополе:
национальный духовный центр общины……………….………………………26
3. Культовые сооружения мусульман
в Ставропольском крае…………………………………………………….………31
3.1. Проникновение ислама на Северный Кавказ…………………………..……31
3.2. Мечети на Ставрополье:
черты мусульманской культуры…………………………………………………34
Заключение…………………………………………………………………………39
Библиография…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Церковные и культовые постройки Ставрополья.doc

— 1.48 Мб (Скачать файл)

Сооружение храма по утвержденному плану на холме в центре Пятигорска было начато весной 1840 года. Первоначальный надзор за постройкой осуществляли зодчие братья Бернардацци. Строительный камень брали с Машука и привозили из деревни Грушевки близ Ставрополя. К концу 1841 года здание было построено вчерне, а отделочные работы и убранство длились более трех лет. Храм был освящен в 1845 году во имя Преображения Господня. Первым постоянным священником в 1846 году стал иеромонах Тринитарского ордена Бернард Езерский, служивший бригадным капелланом 19-й дивизии Кавказского корпуса. Католическая община Пятигорска в это время насчитывала около 130 членов, 90 из которых были поляками.

Создатели храма, братья Бернардацци, не дожили до его открытия, скончавшись в 1840 – 1842 годах. Но в этом храме в 1848 году состоялся обряд венчания старшей дочери Джузеппе Бернардацци, а затем был крещен его первый внук.

Каменное оштукатуренное здание католического храма было построено в безордерном стиле позднего классицизма. Лучи дневного солнца, проникая через большие окна главного и бокового фасадов, хорошо освещали все внутренние помещения – просторный и высокий зал с главным алтарем и два боковых придела. Широкая и крутая лестница вела к входной двери, над которой находилось большое веерное окно и строгий треугольный фронтон с крестом на яблоке. Большие окна боковых приделов были украшены классическими наличниками с балясинами. Обширный подвальный этаж с высокими сводами служил католической усыпальницей. Вокруг храма был разбит небольшой садик и сделана каменная ограда с воротами. Во второй половине XIX века рядом с храмом была возведена колокольня с куполом и высоким шпилем, и построен ближний дом для церковного причта по проекту зодчего Н.И. Невинского. На хорах, над главным входом, был размещен небольшой орган.

С 1851 года храм был приписан к Тираспольской епархии. По сведениям 1885 года Пятигорская заштатная католическая церковь имела 385 прихожан. К 1917 году в подвалах храма были похоронены десятки знатных прихожан-католиков, а также все священнослужители храма, умершие в Пятигорске.23

Богослужения в храме продолжались до 1937 года, когда здание церкви и ее причта были национализированы. Захоронения под костелом были перенесены на городское кладбище. В последующие годы в бывшем храме размещался спортзал, затем библиотека жилищной конторы, овощехранилище, и, наконец, мастерская художественного фонда. Облик и интерьеры здания за это время серьезно изменились, особенно в 1960-х годах, после пожара.

В 1989 – 1991 гг. фирма «Реставратор» под руководством мастера И.К. Суюнова провела реставрационные работы за счет средств жертвователей и местных предприятий. Авторами проекта реставрации были главный художник Пятигорска В.В. Марков и краковский архитектор Я. Будына. Удалось вернуть храму и колокольне первоначальный облик. В здании был устроен концертный зал государственной Филармонии на КМВ, которая установила здесь маленький орган. В январе 1992 года местная католическая община провела первое богослужение в обновленном здании. Согласно договору, через десять лет, Филармония передала здание приходу Римско-Католического объединения Преображения Господня в Пятигорске. 24

 

2. Армянская Апостольская  церковь в Ставропольском крае

 

 

2.1. Возникновение армянской церковной общины на Ставрополье

Этнической родиной армян является Армянское нагорье, на севере которого ныне расположены Республика Армения и Нагорно-Карабахская Республика. Большая часть исторической Армении находится в пределах современной Турции.

Становление древнеармянской народности проходило в период существования государства Урарту (IX– VI вв. до н.э). Хотя в 387 г. Великую Армению разделили между собой две империи Восточно-Римская и Персидская (Иранская), армянская государственность сохранялась до V в. н.э. Уже в I в. н.э. в Армению проникает христианство, которое в 301 г. становится государственной религией. Армянская церковь получила название апостольской, так как по священному преданию первыми проповедниками христианства в Армении были апостолы св. Фаддей и св. Варфоломей. Русская церковь называет Армянскую церковь по имени Григория Просветителя, ставшего первым патриархом.

Находившаяся на стыке различных цивилизаций, где сходились интересы сильнейших держав древности и средневековья, Армения стала ареной беспрерывных войн и нашествий, которые в конечном итоге привели к потере государственности на большей части своей территории, гибели населения, разорению городов и селений, насильственным переселениям и миграциям. Величайшей трагедией армянского народа стал геноцид, организованный турецким правительством в годы Первой мировой войны (24 апреля является Днем Памяти жертв трагедии). На своей родной земле было поголовно уничтожено почти все население (около 2 млн.). Спаслась только та часть армян, которая проживала в Восточной, русской Армении.25

Трагическая судьба народа привела к возникновению многочисленной диаспоры. Оказавшись на территории других государств, в том числе и в России, армяне частью ассимилировались, частью сохранили свою самобытность. Армянские поселения в России формировались на всем протяжении существования Российского государства.

История городов Георгиевска, Ставрополя, Екатеринодара, Владикавказа, Грозного и Кавказских Минеральных Вод неразрывно связана с укреплением южных рубежей огромной империи. 24 апреля 1777 г. Екатерина II подписала Указ о создании Азово-Моздокской оборонительной линии с цепью крепостей, вокруг которых возникли вышеназванные города. Царская администрация, заинтересованная в их развитии, поощряла заселение их армянскими ремесленниками и купцами. С начала XIX в. практически во всех линейных городах уже имелась армянская община.

Например, сразу же после основания Георгиевской крепости в 1777 г. здесь появилась армянская община, компактно проживавшая в отдельном городском районе. Что касается Ставропольской крепости, то здесь также первые армяне появились сразу же после ее основания в 1777 г. Правительство, заинтересованное в развитии уездного городка, в 1808 г. приглашает в Ставрополь 50 армянских семей из Новой Нахичевани, к которым вскоре присоединяются армяне из других мест Северного Кавказа. Армянское население поселилось у Крепостной горы, составив отдельный квартал (Армянская улица). В 1824 г. центр Кавказской области был перенесен из Георгиевска в Ставрополь, что повлияло на переселение в новый областной центр нескольких десятков георгиевских армян.

Армянская община, несмотря на свою относительную малочисленность (в 1872 – 666 человек, в 1913 г. – 1,5 тыс.), в экономическом отношении определяла лицо города. В ежегодном торговом обороте города около 50% от всех сумм приходилось на капитал армянских купцов, тогда как доля армянского населения к концу XIX в. не превышала 3%. В начале ХХ в. армянам принадлежали десятки торговых заведений.

Культурным и общественным центром ставропольских армян была церковь Сурб Григор Лусаворич, строительство которой началось в 1808 г. и завершилось в 1836 г.

В 1881 г. на средства Макара Попова и Ивана Чувалова завершилось сооружение новой церкви Св. Григория Просветителя, ставшей подлинным украшением губернского центра. При советской власти церковь закрыли, все ее  имущество было реквизировано, а само величественное сооружение превращено в склад. В 1968 г., по решению партийных органов, главное культовое сооружение армян края было разрушено.

С постройкой крепостей в долине Подкумка и началом эксплуатации целебных минеральных вод стали развиваться курортные города, в которых также возникли армянские общины. Самой крупной из них была армянская община Пятигорска.

Купцы из Новой Нахичевани, обосновавшиеся на Горячих Водах, развернули здесь активнейшую торговую деятельность. О том, что армяне были в числе первопоселенцев, свидетельствовали надгробия старого общего кладбища. Самая ранняя могила там относилась к 1823 г.

К середине 30-х гг. XIX в. армянское население настолько увеличилось, что видные представители общины обратились к правительству с просьбой выделить участок под строительство церкви. В 1836 г. в Петербурге было разработано два варианта проекта небольшой церкви с колокольней, но по неизвестным причинам ни один из них не был осуществлен. В 60-е гг. XIX в. армянская община вновь ставит перед городскими властями вопрос о том, что церковь в городе необходима, и просит выделить под постройку место на углу Базарной и Царской. Наконец, в 1869 г. было получено окончательное разрешение на строительство церкви Св. Переводчиков Саака и Месропа (Сурб Таргманчац) на отведенном властями месте (сейчас это угол улиц Крайнего и Кирова). Все слои общины приняли участие в возведении церкви.26

1887 год стал этапным в истории армянской общины. Здесь открылось церковно-приходское училище, ставшее наряду с церковью важным национальным духовным и культурным центром. Церковь и школа стали новым импульсом в жизни армянской общины. Армянское население, численность которого с каждым годом возрастала, активно участвовало во всех сферах жизни города.

Если в первые десятилетия в Пятигорске поселялись преимущественно предприимчивые люди из Новой Нахичевани, Георгиевска, Моздока, Кизляра, то на рубеже XIX- XX вв. и, особенно, после 1915 г. наметился приток армян, спасшихся от геноцида, учиненного турецким правительством.

Гражданская война, завершившаяся установлением советской власти, подорвала экономическую основу армянской общины. Состоятельные армяне, имевшие широкую прослойку в городском обществе, подверглись репрессиям, а их имущество - национализации. В двадцатые годы в здании церкви Св. Переводчиков вначале устроили музей краеведения, а затем спортивный зал. После войны закрыли армянскую школу, а в 1959 г. возведенная на народные деньги церковь была разрушена. На ее месте было выстроено здание института «Промстройпроект».

Что касается истории возникновения армянской общины в Кисловодске, то в этой связи необходимо сказать, что армяне поселились в курортном городе Кисловодске в год его основания (1803 г.). Так, одним из первых сооружений в русской крепости стал особняк Хастатовых. Десятки прекрасных домов в старом Кисловодске принадлежали известным предпринимателям и деятелям культуры армянского происхождения. Армянское население численно возросло с конца ХIХ в. и, особенно, после 1915 г. за счет беженцев из Западной Армении. Именно они составили ядро армянской общины города, образовав компактное поселение, именуемое Армянским поселком.

Если до середины XIX в. на Северном Кавказе поселяются преимущественно кавказские и персидские армяне, то во второй половине большинство переселенцев прибывало из армянских областей Османской империи, где начинаются масштабные преследования христиан (армян и греков).

Наиболее многочисленной стала группа переселенцев из исторической области Амшен (юго-восточное побережье Черного моря). Вторая, еще более массовая волна переселенцев, состояла из беженцев Западной Армении, спасшихся от геноцида, учиненного турецким правительством в 1915 - 1923 гг. Обездоленные беженцы поселились во всех более или менее крупных городах, где уже имелись армянские общины. Власти соответствующих округов лишь в конце 20-х гг. позволили основать только два селения в восточных районах Ставрополья - Арарат и Максимовку. Небольшие армянские общины появляются в городах, где раньше не было таковых (Ессентуки, Железноводск, Минеральные Воды и др.).

В советский период, на Северный Кавказ прибывают новые группы армян, в основном из Азербайджана (в Ставропольский край, Грозный и др.) и Грузии (в Краснодарский край, Ростов-на-Дону и др.). Этот процесс усиливается, начиная с 60 – 70-х гг., когда власти Азербайджана стали интенсивно проводить политику выдавливания коренного населения из Нагорного Карабаха. В результате тысячи карабахцев и гандзакцев (кировабадцев) поселяются на Северном Кавказе, в том числе на Кавказских Минеральных Водах. Также необходимо добавить, что на Северном Кавказе нашли свой временный очаг десятки тысяч оставшихся без крова жителей городов и сел Армении, пострадавших от страшного землетрясения.

В целом, демократические процессы в России создали условия для пробуждения национального самосознания армянской диаспоры. В 90-е гг. ХХ в. во всех городах и населенных пунктах, где проживает армянское население, возникли национальные объединения. Возрождается религиозная жизнь.27

В настоящее время самым фундаментальным национальным сегментом армянских общин Ставропольского края является Армянская Церковь.

В августе 1991г. Минюст РФ зарегистрировал Ново-Нахичеванскую и Российскую епархию ААЦ, подразделениями которой являлись два викариата: Ростовский и Северо-Кавказский. Северо-Кавказский викариат, возглавляемый епископом Езником Петросяном, с первых дней приступил к налаживанию церковной жизни. В 1997 г. Католикос Гарегин I на базе этого викариата образовал Епархию Юга России ААЦ, с 1999 г. возглавляемую епископом Мовсесом Мовсесяном. Краснодар был определен центром архиерейского престола новой епархии. В состав епархии вошли вновь образованные викариаты, центры которых находились в Краснодаре, Пятигорске, Владикавказе. Армянские церкви края возглавляет заместитель главы епархии священник Арам Унанян, одновременно являющийся настоятелем церкви Сурб Саргис г. Пятигорска.

В Ставропольском крае на 2007 г. функционировали 7 армянских культовых заведений – реставрированные старинные церкви Сурб Хач в г. Буденновске и церковь Сурб Аствацацин в с. Эдиссии; возведенные новые церкви Сурб Вардан в г. Кисловодске и Сурб Саргис в г. Пятигорске; часовни Сурб Геворг в г.Георгиевске, Святой Марии Магдалины в г. Ставрополе и Св.Рипсиме в Ессентуках. Рядом с этими часовнями возводятся большие церкви. Во всех крупных общинах проводились мероприятия, посвященные 1700-летию принятия Арменией христианства как государственной религии.28

        Восстанавливаются сохранившиеся церкви (Армавир, Владикавказ, Буденновск, Ростов-на-Дону), строятся новые (Адлер, Сочи, Пятигорск, Кисловодск, Краснодар). Вокруг них выросли культурно-религиозные комплексы, где проводятся народные гуляния, отмечаются памятные даты.

Северный Кавказ, как и вся Россия, сегодня переживает сложное время социально-экономического, идеологического и политического выбора. Этот процесс всегда сложен, а успешный исход его зависит от нормального самочувствия каждого этноса. Достигнуть мира и согласия в многонациональном регионе можно неимоверными усилиями всех слоев общества, которые достаточно осведомлены о происхождении, этнической истории, особенностях культуры и традициях народов.29

 

 

2.2. Армянская церковь Святого Григория Просветителя в Ставрополе: национальный духовный центр общины

Информация о работе Церковные и культовые постройки Ставрополья как памятники культурно-исторического значения