Церковные и культовые постройки Ставрополья как памятники культурно-исторического значения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Актуальность темы исследования определяется особой значимостью сферы духовной жизни общества, для его устойчивого и гармоничного развития. В этой связи имеет особое значение сохранение и трансляция культурно-исторического наследия, которое представляет собой непреходящую ценность многих и многих поколений.
Необходимо подчеркнуть, что религиозная составляющая духовной жизни общества имеет немаловажное значение для его духовно-нравственного климата. Мировые религии на протяжении многих веков несут в себе нравственный идеал, подвигая людей стремиться к духовному совершенству.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Православные храмы,
католическая церковь Ставрополья: оплот веры……………………………..……6
1.1. Основание города Ставрополя
в региональной историографии………………………………………….….………6
1.2. Основание и развитие Кавказской епархии,
ее значение для духовной жизни края…………………………………..….………9
1.3. Храм Святого апостола Андрея Первозванного
как памятник архитектуры и центр духовной жизни края……………………....11
1.4.Никольская церковь в Кисловодске
и Римско-католическая церковь в Пятигорске
как уникальные культовые сооружения,
имеющие культурно-историческое значение……………………………….……16
2. Армянская Апостольская церковь
в Ставропольском крае…………………………………………………………..…20
2.1. Возникновение армянской церковной общины
на Ставрополье…….................................................................................................20
2.2. Армянская церковь Святого Григория
Просветителя в Ставрополе:
национальный духовный центр общины……………….………………………26
3. Культовые сооружения мусульман
в Ставропольском крае…………………………………………………….………31
3.1. Проникновение ислама на Северный Кавказ…………………………..……31
3.2. Мечети на Ставрополье:
черты мусульманской культуры…………………………………………………34
Заключение…………………………………………………………………………39
Библиография…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Церковные и культовые постройки Ставрополья.doc

— 1.48 Мб (Скачать файл)

Таким образом, Ставрополь из незначительной крепости стал губернским городом, центром управления Северного Кавказа; в нем сосредоточивались все административные учреждения, а в 1842 году была учреждена Кавказская епархия с кафедрой в г. Ставрополе»5.

 

 

1.2. Основание и развитие  Кавказской епархии, ее значение для духовной жизни края

Город Ставрополь, основанный в 1777 году, вскоре стал центром Владикавказской епархии Русской Православной церкви с центром в Ставрополе 6. К этому времени на Северном Кавказе была уже 191 церковь. Первый епископ Кавказский и Черноморский Иеремия (1843 – 1849) менее чем за десятилетний срок устроил духовную семинарию и развернул обширное строительство храмов.

Большой вклад в развитие духовной жизни и утверждения основ православия на Кавказе внес епископ Кавказской епархии Игнатий (1857 – 1861), который известен как выдающийся церковный писатель и духовный наставник, почитаемый во всем православном мире за свою святость. В годы служения его преемника Феофилакта (1862 – 1872) Кавказская епархия значительно увеличивается в размерах (в 1860-х годах появляются десятки новых приходов в Закубанье, а затем присоединяются свыше двухсот войсковых церквей бывшей Кавказской линии, упраздненной после окончания Кавказской войны в 1864 году).

При следующем епископе – Преосвященном Германе (1873 – 1885) количество храмов, действующих на территории Кавказской епархии, достигло шестисот. В этот период начинается активная миссионерская деятельность Ставропольской епархии среди калмыков Большедербетовского улуса.

В 1885 году создаются самостоятельные Владикавказская и Сухумская епархии. Из Кавказской и Екатеринодарской епархии во Владикавказ отходят все приходы, расположенные на территории Терской области (98 церквей), а в Сухуми – все приходы Черноморского округа (10 церквей). С этого момента Кавказская епархия официально именуется Ставропольской 7.

При последующих ставропольских архиереях особенно развернулась просветительская деятельность Церкви и христианская миссия среди народов Северного Кавказа, продолжилось храмовое строительство. В начале XX века на территории Ставропольской епархии насчитывалось уже около 700 храмов и почти 500 церковно-приходских школ. Однако, революция и гражданская война нарушили развитие православия на Ставрополье. Эпоха воинствующего безбожия 1930-х годов привела к уничтожению множества храмов и церквей, закрытию церковно-приходских школ и т.д.

Возрождение православной жизни началось в начале 90-х годов, когда после крушения коммунистической идеологии в обществе назрело осознание необходимости обращения к духовным истокам, а также приобщение к православной традиции. В последние годы значительно возрос интерес к истории Православной церкви, увеличилось количество ученых, краеведов, общественных организаций, проявляющих интерес к архивным документам, отражающим историю храмов и монастырей Ставрополья, Терека и Кубани.

В этой связи интересно проследить эволюцию храмового строительства в Ставропольской епархии от истоков до наших дней. Отдельные храмы, уцелевшие в огне революций и войн, представляют собой уникальные архитектурные памятники, которые должны быть сохранены для будущих поколений.

 

 

1.3. Храм Святого апостола  Андрея Первозванного как памятник  архитектуры и центр духовной жизни края

Первоначально Андреевский собор представлял собой небольшую деревянную церковь, которая была построена, как сообщает историк и краевед XIX века И.В. Бентковский, «за общественный счет под наблюдением Преосвященного епископа Иеремии, с той целью, чтобы основать здесь со временем Архиерейский дом и мужской монастырь».8

Район, где еще в 1847 году была построена Андреевская церковь, именовался Воробьевским (по имени первого поселенца верхней части сегодняшней улицы Дзержинского). Архивных документов по устройству этого духовного центра пока найти не удалось. Лишь в одной из консисторских описей говорилось, что вновь устроенному храму были пожертвованы местными церквами «одежды из красного штофа с позументом, из голубого штофа, ризы из бархата… Иконы Нерукотворного Образа, Спасителя, Святого апостола Андрея Первозванного с серебряной ризой, Скорбящей Богоматери, Николая Чудотворца в вызолоченном киоте…. Святое Евангелие в бархате, Евангелие на доске с вызолоченными угольниками и серебряными защипками, молитвенник, псалтырь…».9

В 1850 году епископ Кавказский и Черноморский Иоанникий поднял вопрос об устройстве в Андреевской церкви нового Архиерейского подворья, располагавшегося с 1843 года на территории Крестовоздвиженской церкви города. План Архиерейского дома с домовой церковью был составлен губернским инженером Федором Кнорре. Двухэтажный каменный дом с большим залом для богословской библиотеки, покоями Владыки, помещением для монашествующей братии был завершен в 1889 году.10 В 1888 году в честь 900-летия крещения Руси при архиерейском подворье была построена церковь св. Владимира. Храм имел уникальный иконостас, в котором почти все иконы писаны с образцов X века. Вся обстановка храма напоминала церковь эпохи Владимира Святого.11

Тогда же принимается решение о переустройстве старой Андреевской церкви, вмещающей не более 500 прихожан, на новую для 1500 молящихся. Предстояло разобрать все стены церкви, кроме подпирающей новый архиерейский дом, пилоны и купол. Над проектом этого переустройства, а по существу нового храма, работали известные ставропольские архитекторы, сначала Бржезицкий, затем Гут, а потом Кусков. Именно благодаря Григорию Кускову внешний и внутренний облик храма стоимостью в 175000 рублей серебром вобрал в себя лучшие черты русского церковного зодчества.12 Фасад здания, разделенный карнизами на три яруса, украшали полукруглые окна с декоративными коваными решетками и арочными наличниками. Над тамбуром возвышались вытянутые главки. Восьмигранный барабан храма с большими полукруглыми окнами, капителями, венчался куполом из штампованных железных пластин, увенчанных вызолоченным крестом на удлиненной луковице, который как бы парит в голубизне неба. До революции этот храм был украшен кипарисовым, полностью вызолоченным иконостасом. В росписи храма участвовал осетинский поэт и иконописец Коста Хетагуров.13

«14 декабря 1897 года, - сообщали «Епархиальные ведомости», - совершилось торжественное освящение епископом Агафодором новоустроенного храма во имя Святого Андрея Первозванного при Ставропольском Архиерейском доме».14 Новое архиерейское подворье с церквами Св. Андрея Первозванного и Св. Владимира стало духовным центром огромной Ставропольской епархии. При подворье обосновалось также и Андреевское братство. Здесь же, с восточной стороны подворья, находилось небольшое кладбище для лиц духовного звания. В ограде подворья хоронили и наиболее достойных сограждан – военных и гражданских. Здесь нашел последний приют генерал-губернатор Никифораки. Здесь же лежит прах национальной героини Риммы Ивановой, сестры милосердия, удостоенной посмертно высшей офицерской награды – ордена Георгия Победоносца. Внутри Владимирской церкви был захоронен и Владыка Агафодор.15

Позднее, в восьмидесятые годы, при епископе Владимире (Петрове), было создано Владимирское братство. Слившись позже с Андреевским, оно приняло новое название – Андреевско-Владимирского братства. В течение полувека оно многое сделало для христианского просвещения православной паствы Северного Кавказа. При братстве был устроен центральный книжный склад, который, не извлекая прибыли, по издательским ценам отпускал книги духовного содержания и школьные принадлежности. Во многих пунктах епархии братство учредило свои отделения и книжные лавки.

Необходимо добавить, что с церковью Святого апостола Андрея Первозванного связана одна из ярких страниц истории Русской Православной церкви периода Гражданской войны, - проведенный здесь Юго-Восточный русский церковный Собор.

Собор, почетным председателем которого был избран митрополит Агафодор (Преображенский), заседал в Андреевской церкви с 19 по 23 мая 1919 года. В заседаниях приняли участие все члены Московского Поместного Собора 1917 - 1918 года, оказавшиеся на территории, занятой Добровольческой армией. Одним из важнейших решений Собора в Ставрополе стало учреждение Временного Высшего Церковного Управления Юго-востока России.16

В советские 30-е годы храм Святого Андрея Первозванного был превращен в архивное хранилище, лишившись, как и церковь Святого Владимира, своей двухэтажной звонницы и всех накопленных богатств. На месте Братского кладбища в 1939 году было возведено четырехэтажное здание общежития Ставропольского педагогического института. Тогда же были уничтожены все надмогильные памятники в ограде Андреевской и Владимирской церквей.

В августе 1942 года германские войска захватили Ставрополь. В составе войск было соединение 3-й Румынской армии, командование которой решило возобновить для своих солдат службы в храме Святого Андрея Первозванного. Службы для населения города начали проводить и русские священники.

 Возрождение храма Святого  Андрея Первозванного началось  после Собора епископов Русской  Православной Церкви, состоявшегося  в сентябре 1943 года. Храм Святого Андрея Первозванного  и церковь Святого Владимира стали резиденцией митрополита Ставропольского и Бакинского Антония (Романовского), затем архиепископа Михаила (Чуба) – при нем Андреевский храм получил статус кафедрального собора, позднее епископа Иона (Зырьянова). В 1975 году епископом, а затем архиепископом Ставропольским и Бакинским становится Антоний (Завгородний). При нем обновляется храмовая роспись, устанавливается новый иконостас, новый купол с крестом на удлиненной луковице, возводится двухэтажный корпус для возрожденной духовной семинарии (прил. 1). В 1989 году архиепископа Антония сменяет митрополит Гедеон, способствовавший дальнейшему возрождению собора (церкви возвратили здание архиерейского подворья).17

Жизнь Андреевского кафедрального собора сегодня представляет собой образец приходского служения, насыщенного деятельностью, способствующей укреплению внутренней жизни прихода. Это, без сомнения, связано с трудами настоятеля собора – Владыки Феофана и соборного духовенства. При кафедральном соборе имеется действующая Воскресная школа, в которой обучается около семидесяти детей. Здесь воспитанники получают азы духовного образования. В течение последних лет в Андреевском кафедральном соборе в среднем за год совершается до ста венчаний и 1200 крещений. Также необходимо упомянуть, что на территории собора находится старейшее учебное заведение города Ставрополя – Ставропольская Духовная Семинария.18

1.4. Никольская церковь в Кисловодске и Римско-католическая церковь в Пятигорске как уникальные культовые сооружения, имеющие культурно-историческое значение

Никольская церковь.

Ныне большую городскую площадь в городе Кисловодске (проспект Мира, 21) украшает огромный белоснежный и златоглавый Свято-Никольский собор, который имеет долгую, почти двухвековую, историю (прил. 2.).

При создании в середине 1820-х годов Солдатской слободки, обширное место между ней и кисловодской крепостью было отведено под Базарную площадь, где ежедневно собиралось множество людей, местных и приезжих. Там происходило оглашение указов, массовые собрания и празднества. Площадь была настоящим центром общественной жизни растущего селения.

К началу 1830-х годов стала ощущаться настоятельная потребность приходского храма для быстро растущей Солдатской слободки. В 1833 году пожилая полковница Толмачева, объявила о своем намерении пожертвовать крупную сумму денег на сооружение первого православного храма на Кислых Водах. 19

Проект небольшого деревянного храма на сотню человек составил опытный архитектор КМВ Джузеппе Бернардацци, который также наблюдал за его постройкой в 1834 году. Деревянный однокупольный храм представлял собой простую однонефную базилику с двухскатной крышей и высоким световым куполом.

Деревянная церковь прослужила более полувека, играя важную роль в духовной жизни слобожан. С увеличением прихода в слободке Кисловодской маленькая церковь становилась все более тесной, поэтому слобожане решили построить новый каменный храм, рассчитанный на 500 человек. Однако сбор пожертвований шел очень медленно, поэтому строительство началось только весной 1883 года. Строительством нового храма руководил военный инженер полковник В.И. Афиногенов. Спустя пять лет сооружение храма было завершено. Его освящение состоялось 22 октября 1888 года. К 1908 году большой трехпридельный храм с колокольней получил статус собора.20

В сентябре 1936 года по распоряжению советской администрации кисловодский собор был взорван, а на его месте был разбит сквер художника-демократа Ярошенко. Бывшая Соборная площадь получила название Красной.

В конце 1980-х годов началось возрождение храма. Весной 1991 года был образован Свято-Никольский приход. 12 сентября 1993 года состоялась закладка нового собора. Архитектурный проект храма, похожего на прежний собор, но большего размера, разработал зодчий В.Б. Свинцицкий. Величественный двухэтажный Свято-Никольский храм на 3500 человек украшен шлемовидными куполами и достигает высоты 54 метра.

Боковые приделы верхнего храма освящены во имя Святителя Алексия и Благоверного Великого князя Александра Невского, небесных покровителей патриарха и митрополита, способствовавших возрождению собора. Нижний храм посвящен Святым Новомученикам и Исповедникам Российским. Регулярные богослужения в нижнем храме начались с 8 февраля 1999 года, а в верхнем – со дня Пасхи 2000 года.21

Римско-католическая церковь.

Единственным на Ставрополье католическим храмовым сооружением является Римско-католическая церковь в Пятигорске. Она расположена на улице Анисимова, позади сквера с памятником М. Ю. Лермонтову. Это красивое белоснежное здание весьма простой архитектуры, увенчанное позолоченным крестом, является старейшей из сохранившихся христианских церквей города (прил. 3).

Католическая община на Горячих Водах появилась в 1813 году и спустя четверть века составляла более 100 человек, из которых большая часть были поляки, сосланные на Кавказ как солдаты за активное участие в наполеоновском походе на Россию и за польский мятеж 1830 года. Весной 1837 года община решила построить своими силами в Пятигорске небольшой католический храм. Начался сбор пожертвований. 22

Информация о работе Церковные и культовые постройки Ставрополья как памятники культурно-исторического значения