Церковные и культовые постройки Ставрополья как памятники культурно-исторического значения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Актуальность темы исследования определяется особой значимостью сферы духовной жизни общества, для его устойчивого и гармоничного развития. В этой связи имеет особое значение сохранение и трансляция культурно-исторического наследия, которое представляет собой непреходящую ценность многих и многих поколений.
Необходимо подчеркнуть, что религиозная составляющая духовной жизни общества имеет немаловажное значение для его духовно-нравственного климата. Мировые религии на протяжении многих веков несут в себе нравственный идеал, подвигая людей стремиться к духовному совершенству.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Православные храмы,
католическая церковь Ставрополья: оплот веры……………………………..……6
1.1. Основание города Ставрополя
в региональной историографии………………………………………….….………6
1.2. Основание и развитие Кавказской епархии,
ее значение для духовной жизни края…………………………………..….………9
1.3. Храм Святого апостола Андрея Первозванного
как памятник архитектуры и центр духовной жизни края……………………....11
1.4.Никольская церковь в Кисловодске
и Римско-католическая церковь в Пятигорске
как уникальные культовые сооружения,
имеющие культурно-историческое значение……………………………….……16
2. Армянская Апостольская церковь
в Ставропольском крае…………………………………………………………..…20
2.1. Возникновение армянской церковной общины
на Ставрополье…….................................................................................................20
2.2. Армянская церковь Святого Григория
Просветителя в Ставрополе:
национальный духовный центр общины……………….………………………26
3. Культовые сооружения мусульман
в Ставропольском крае…………………………………………………….………31
3.1. Проникновение ислама на Северный Кавказ…………………………..……31
3.2. Мечети на Ставрополье:
черты мусульманской культуры…………………………………………………34
Заключение…………………………………………………………………………39
Библиография…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Церковные и культовые постройки Ставрополья.doc

— 1.48 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВПО «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ И ИСКУССТВ

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

                                    

по дисциплине

«Сохранение и трансляция культурно-исторического наследия на Ставрополье».

на тему:

«Церковные и культовые постройки Ставрополья как памятники культурно-исторического значения»

 

 

 

                                                                                          Выполнила:

                                                                                          Радичко О.Д.

                                                                                          студентка 3 курса КЛТ-101

                                                                                          направления КЛТ-б-з-10

                                                                                          _______________________

                                                                                                                       (подпись)

                                                                                                        

                                                                                              Руководитель работы:

                                                                            Прокопенко Ю.А., д.и.н., проф.                                                                                                                                                                                       

                                                                           (ФИО, должность, кафедра) 

                                                                                    .

Работа допущена к защите _______________________             __________________   

                                                  (подпись руководителя)                              (дата)                    

                                                                       

Работа выполнена и

защищена с оценкой __________________________            Дата защиты _____________

 

Члены комиссии: _____________________  ______________             ______________________

                                         (должность)                          (подпись)                               (И.О. Фамилия)

 

                     ____________________          ____________________          __________________

                     ____________________          ____________________          __________________

                     ____________________          ____________________          __________________

 

 

 

 

Ставрополь, 2013 г

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Православные храмы,

католическая церковь Ставрополья: оплот веры……………………………..……6

1.1. Основание города Ставрополя

в региональной историографии………………………………………….….………6

1.2. Основание и развитие Кавказской  епархии,

ее значение для духовной жизни края…………………………………..….………9

1.3. Храм Святого апостола Андрея Первозванного

как памятник архитектуры и центр духовной жизни края……………………....11

1.4.Никольская церковь в Кисловодске

и Римско-католическая церковь в Пятигорске

как уникальные культовые сооружения,

имеющие культурно-историческое значение……………………………….……16

2. Армянская Апостольская церковь

в Ставропольском крае…………………………………………………………..…20

2.1. Возникновение армянской церковной общины

 на Ставрополье…….................................................................................................20

2.2. Армянская церковь Святого  Григория 

Просветителя в Ставрополе:

национальный духовный центр общины……………….………………………26

3. Культовые сооружения мусульман 

в Ставропольском крае…………………………………………………….………31

3.1. Проникновение ислама на Северный Кавказ…………………………..……31

3.2. Мечети на Ставрополье:

черты мусульманской культуры…………………………………………………34

Заключение…………………………………………………………………………39

Библиография……………………………………………………….………………41

Приложения…………………………………………………………………………43

 

Введение.

Актуальность исследования. Актуальность темы исследования определяется особой значимостью сферы духовной жизни общества, для его устойчивого и гармоничного развития. В этой связи имеет особое значение сохранение и трансляция культурно-исторического наследия, которое представляет собой непреходящую ценность многих и многих поколений.

          Необходимо подчеркнуть, что религиозная составляющая духовной жизни общества имеет немаловажное значение для его духовно-нравственного климата. Мировые религии на протяжении многих веков несут в себе нравственный идеал, подвигая людей стремиться к духовному совершенству.

         Исторически сложилось так, что на территории нашей страны существовало и существует множество конфессий. Это объясняется многонациональностью нашего государства, что является характерным и для Ставропольского края. Факторами, объединяющими здесь различные этнические группы в единую социальную общность, являются общая территория проживания, близость культур, историческое прошлое, а также существование близкого всем культурно-исторического наследия, архитектурным воплощением которого являются церковные храмы различных конфессий.

В современный период проведения социально-экономических и политических реформ в России особо актуальной является идея духовного возрождения российского общества, идея духовно-нравственного и патриотического воспитания молодого поколения россиян, что невозможно без приобщения их к культурным ценностям, имеющим непреходящее значение.

Объект исследования: церковные и культовые постройки Ставрополья.

Предмет исследования: особенности церковных и культовых построек Ставрополья.

Цель курсовой работы: исследование церковной архитектуры XIX – нач. XXI вв. на Ставрополье, а также исследование феномена взаимовлияния общества и религиозных конфессий в процессе удовлетворения межкультурных потребностей жителей края.

Задачи курсовой работы:

- проследить эволюцию церковного  и храмового строительства на  Ставрополье в предшествующий XX веку период;

- рассмотреть особенности типовых  церковных и культовых построек, их связь с церковными канонами;

- выявить исторические обстоятельства  проникновения православной и  исламской религий на Ставрополье, а также распространение учения Армянской Апостольской Церкви;

- проанализировать состояние храмового  зодчества на Ставрополье в современный период

Методология. Теоретико-методологическую основу данной работы составляет ряд исследовательских принципов: историзм, научная объективность, а также общенаучные методы (анализ, синтез). Применялись основные методологические принципы (объективности, развития, связи и всесторонности и др.).

Практическая значимость. Практическая значимость данной курсовой работы обусловлена тем, что она представляет собой собрание материала в области истории региона Северного Кавказа и Ставропольского края. Данную работу можно использовать как теоретический материал при подготовке рефератов, курсовых работ и т.д.

Хронологические рамки исследования: XIX – нач. XXI вв. – период формирования храмовых сооружений на территории Ставропольского края.

Географические рамки исследования: современная территория Ставропольского края.

Информационная база. При написании данной курсовой работы использовались монографии, научные труды региональных историков (Г.А. Беликова, Г.Н. Прозрителева, А.В. Авксентьева, С.В. Боглачева и др.), священнослужителей (игумена Р. Лукина, протоирея П. Рожкова) очерки, электронные ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Православные храмы, католическая церковь Ставрополья: историческая судьба

 

1.1. Основание города Ставрополя в региональной историографии

Вопрос об основании города Ставрополя в региональной историографии тесно связан с вопросом об освоении Кавказа,  его включения в российское политическое, экономическое и культурное пространство. Город Ставрополь, возникший как крепость среди немирных горских племен, долго оставался форпостом России на Кавказе. После окончания Кавказской войны город получил статус административного центра губернии.

Вот что пишут об основании города региональные историки. Известный краевед, Г.Н. Прозрителев, писал об основании Ставрополя следующее: «На том месте, где в настоящее время стоит Ставрополь, в северо-западной части возвышенности, была расположена казачья станица»1. В 1778 году казаки Хоперского полка обосновались у восточного подножия крепостной горы, разместив станицу в виде четырехугольника, северная сторона которого примыкала к реке Ташле, западная ограничивалась улицей Архиерейской (ныне – улица Голенева), южная сторона шла вдоль Николаевского проспекта (ныне проспект К. Маркса) и восточная – по улице Ярмарочной (ныне – улица Войтика).2

В историко-статистическом очерке «Ставрополь Кавказский» (автор неизвестен) приводятся следующие сведения: «Время основания Ставрополя относится к семидесятым годам прошлого столетия. В то время наши кавказские владения подвергались постоянным опустошительным набегам со стороны различных горских племен, для ограждения от коих, по повелению императрицы Екатерины II, была предпринята постройка целого ряда крепостей – так называемая Кавказская линия, - в числе коих была построена и Ставропольская крепость.

В 1776 году Владимирский драгунский полк под начальством полковника Ладыженского, коему было поручено руководить постройкой крепости, заняв место под будущую крепость, расположился лагерем и приступил к постройке самых необходимых временных помещений. Местность, занятая драгунами, была сплошь покрыта вековым лесом, для расчистки коего потребовалось много времени, так что только в следующем 1777 году можно было приступить к земляным работам; отряд же все время продолжал жить по-походному – в палатках или балаганах. Только в 1778 году было приступлено к замене временных помещений постоянными. Частые военные тревоги и стычки с неприятелем сильно тормозили успешность работ, но тем не менее постройка шла довольно быстро, а с приходом в 1778 году части Хоперского казачьего полка дело еще более продвинулось, так что в этом году уже насчитывалось в крепости 22 здания, а вне ее – 191. Весною 1779 года, при обозрении укреплений, Ставропольскую крепость посетил Александр Васильевич Суворов и имел здесь свидание с турецким сераскиром Арслан-Гиреем. Это свидание повело к обоюдному соглашению и имело влияние на ослабление горских набегов, а следовательно, и на успешность работы по постройке крепости, которая продолжала обстраиваться и в следующем 1780 году.

План Ставропольской крепости до сего времени не разыскан, но, благодаря указаниям Д.С. Извощикова, можно сказать, что крепость и поселения при ней были расположены на площади от Ясеновской улицы до Приютского переулка и от бульвара до Интендантского переулка. В 1780 году крепость была закончена, и в ней насчитывалось 467 домов и разных нежилых

 построек – 92; была одна церковь»3.

В своем очерке «Казанский кафедральный собор в Ставрополе-на-Кавказе» Прозрителев пишет о том, что «с учреждением города и возрастанием городского населения потребность в казачьей станице как сторожевом пункте становилась все меньше и меньше, тем более что построение крепостей на Моздоке и по Кубани служило достаточным оплотом против вторжения закубанских горцев. Естественно, возникла мысль о переводе Ставропольской станицы в другое место. Нежелание вызвать неудовольствие казаков, много послуживших в деле водворения русских на Ставропольской возвышенности, останавливало приведение в исполнение этой мысли. Но с учреждением города и обилия гарнизона крепости дело приняло решительный оборот. А тут присоединились неудовольствие и ряд столкновений городских обывателей со станичниками из-за базара, из-за водопоя в горе (нынешняя Соборная гора) и пр.

В связи с этим стоял и вопрос земельный, наделение города землей, чего при существовании станицы сделать было нельзя. К тому же, заградив крепостями ход закубанским народам, правительство оставляло промежутки незаселенными, для чего и могли служить новые казачьи станицы.

И вот в число к намеченным переселению попали и казаки Ставропольской станицы, окончательно выселенные в станицу Суворовскую ближе к Бештаокумским черкесам. Несмотря на нежелание казаков оставлять ставшие для них родными места, переселение совершилось в 1825 году без особых осложнений4.

Также в очерке «Ставрополь Кавказский» автор сообщает, что «5 мая 1785 года Высочайшим указом императрицы Екатерины II было повелено учредить Кавказское наместничество, а указом от 9 мая того же года было повелено образовать Кавказскую губернию, состоящую из шести уездов и в том числе из Ставропольского с уездным городом Ставрополем во главе.

Новая губерния подвергалась преобразованиям вплоть до 1822 года, когда, по ходатайству генерала Ермолова 27-го июля 1822 г., был утвержден проект преобразования Кавказской губернии в область, причем Ставрополь был назначен областным городом, хотя фактически стал таковым только со 2-го октября 1824 года, когда были перенесены сюда из Георгиевска все административные учреждения. Наконец, 2 мая 1847 года высочайшим указом повелено было Кавказской области именоваться по главному городу Ставропольской губернией, а округам ее – уездами.

Информация о работе Церковные и культовые постройки Ставрополья как памятники культурно-исторического значения