Цветоведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:04, творческая работа

Краткое описание

Если свет создает все цвета и формы, тогда что же такое свет? Как он действует? Согласно научному определению, свет - электромагнитная энергия, которую солнце излучает в виде волн различной длины, распространяющихся с одинаковой скоростью. В зависимости от длины волны световой спектр делится на видимую и невидимую часть

Содержание

ЦВЕТ - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
СВЕТ: ОТРАЖЕННЫЙ, ПРЕЛОМЛЕННЫЙ, ПРОПУЩЕННЫЙ И ПОГЛОЩЕННЫЙ
СВЕТОВЫЕ ЛУЧИ... ПОГЛОЩЕНИЕ И ОТРАЖЕНИЕ
СВЕТ И КРАСЯЩИЕ ВЕЩЕСТВА
СТРУКТУРА ЦВЕТА
ЯРКОСТЬ
ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА
СВЕТЛОТА - САМОЕ ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО ЦВЕТА
СВЕТЛАЯ, СРЕДНЯЯ, ТЕМНАЯ ГАММЫ
УПРАЖНЕНИЕ НА СМЕШИВАНИЕ КРАСОК
СВЕТ И ТЕНЬ СОЗДАЮТ ОБЪЕМ
НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА
КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ) ЦВЕТА
МОНОХРОМНЫЙ КОЛОРИТ
ОСВЕЩЕНИЕ МЕНЯЕТ ЦВЕТ ПРЕДМЕТОВ
ЦВЕТ СОЗДАЕТ НАСТРОЕНИЕ
ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ЦВЕТОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО ЦЕНТРА
ПУАНТИЛИЗМ. ОПТИЧЕСКОЕ СМЕШИВАНИЕ ЦВЕТОВ
ВЫБОР ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
НАЧИНАЕМ ПИСАТЬ. ОГРАНИЧЕННАЯ ПАЛИТРА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ref_6520_parta_ua.doc

— 2.83 Мб (Скачать файл)

ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ

 

 

Один из способов создания колористической гармонии и целостности  картины -добавление одного цвета или выбранного оттенка во ВСЕ краски, какие есть на картине. При выборе «объединяющего» цвета помните, что на свои комплементарные цвета он будет оказывать более заметное воздействие. Если хотите, чтобы на картине был особенно заметен один из цветов, не добавляйте в него «объединяющий» цвет - пусть он останется чистым и свежим. Этот метод можно усложнить, выбрав несколько «объединяющих» цветов, но я предлагаю начать с одного. Немного освоившись с этим методом, попробуйте добавить и несколько цветов, но помните: чем больше их будет, тем менее цельной получится работа. Чтобы картина получилась удачной, необходимо постепенно наращивать использование цвета. Непоследовательность приводит к тому, что конечное впечатление будет не таким, как вы задумали.

На этой странице изображен  пейзаж, написанный с добавлением  во все краски желтой и серой Пейна. Желтая оказывает на картину «согревающее»  воздействие. Серая Пейна приглушает цвета. Попробуйте написать тот же пейзаж, заменив желтую краску синей, и вы заметите, что колорит работы станет значительно холоднее. Здесь использованы следующие краски: умбра жженая, прусская синяя, ультрамарин синий, церулеум, кадмий желтый светлый, кадмий красный светлый, белила титановые и серая Пейна

 

ПРИМЕНЕНИЕ  ЦВЕТОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО ЦЕНТРА

 

 

Грамотное применение цветов позволяет привлечь внимание к определенному  элементу композиции и задать направление  взгляда зрителя. При этом следует  очень осторожно выбирать цвета, помня о трех качествах - яркости, светлоте и насыщенности. Выбранный цвет должен быть ярким, но не диссонировать с соседними. Его светлота должна быть такой, чтобы цвет доминировал, даже будучи помещенным рядом с другими цветами. Насыщенность должна быть несколько выше, чем у соседних цветов. Затем следует расположить цвета на картине так, чтобы добиться гармонии дополнительных и сближенных цветов. Еще один прием - сбалансированность выбора цветов: не пользуйтесь только теплыми или только холодными, за исключением случаев, требующих особого колорита. Игра теплых и холодных тонов всегда свидетельствует о хорошем врожденном колористическом чувстве. Задумав картину, в которой внимание привлекает, прежде всего, цвет, постарайтесь не размещать на ней объекты таким образом, чтобы они отвлекали внимание от общей композиции. На нашем примере взгляд привлекают яркость, светлота и чистота кадмия желтого светлого и кадмия красного светлого. Остальные цвета приглушены, чтобы не отвлекать взгляд от композиционного центра: в данном случае это пространство вокруг излучины реки. Здесь использованы следующие краски: краплак темный, умбра жженая, церулеум, ультрамарин синий, кадмий красный светлый, кадмий желтый светлый, жженая кость и белила титановые.

 

ПУАНТИЛИЗМ. ОПТИЧЕСКОЕ СМЕШИВАНИЕ ЦВЕТОВ

 

Когда мы смешиваем цвета, обычно перемешиваем на палитре две или несколько разных красок мастихином или кистью, пока не получится совсем другой цвет. Это механическое смешивание цветов.

 

 

Существует несколько способов оптического смешивания цветов. Один из них называется «пуантилизм» и заключается в размещении разноцветных точек или мелких мазков вплотную друг к другу или один поверх другого. Желтые точки в сочетании с красными создают впечатление оранжевого цвета. Если посмотреть на них издалека, цвета смешиваются в глазу зрителя.

 

 

Если рассыпать синие  шарики по футбольному полю и посмотреть на них из самолета, поле покажется  синим. Если разместить между синими шариками желтые, с высоты поле будет  выглядеть зеленым. Наши глаза смешивают  цвета шариков -это и есть оптическое смешивание.

 

 

Обратите внимание на показанные выше варианты фактур. Очень  крупные мазки позволяют нам  увидеть пример оптического смешивания двух цветов как будто сквозь увеличительное стекло. Но для эффективного смешивания цветов мазки должны быть очень маленькими.

 

ВЫБОР ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ

 

Выберите цветовую гамму, которая поможет передать сюжет  и настроение. Случайно выбранные  цвета способны испортить все  впечатление от картины. Тщательно  продумывайте цветовую гамму, чтобы  она соответствовала сюжету. Для зимнего пейзажа необходима холодная палитра, голубые тона. Для осеннего - теплые бронзовые, оранжевые и красные.

 

 

В нашем примере церулеум и прусская синяя выбраны в  качестве холодных цветов, а ультрамарин  синий - в качестве теплого. Поскольку  ультрамарин - самый теплый синий, какой есть в нашем распоряжении, он придает глубокий темно-синий цвет теням на пейзаже. В современном ультрамарине красного больше, чем в том, которым пользовались старые мастера. Мы пользуемся современным пигментом. Старые мастера получали ультрамарин из драгоценного камня лазурита. Благодаря современным достижениям мы можем выбрать одну из нескольких красок. Голубая ФЦ наиболее близка по цвету к чистому старинному ультрамарину. Можно приобрести также ультрамарин в виде порошка: смешанный с льняным маслом, он получается холоднее, чем готовая краска из тюбика. Снег, освещенный солнцем, написан смесью кадмия оранжевого и белил, в смесь белил и ультрамарина синего для лиловых теней добавлен краплак. Тени на склонах горы написаны белилами и ультрамарином синим. Благодаря такой палитре картина не только создает ощущение мороза, но и поражает богатством оттенков синего и голубого. Попробуйте написать в той же гамме картины с другим сюжетом, и вы увидите, насколько многогранной она может быть. Эта гамма может послужить основой, например, для прекрасной марины.

 

 

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

 

Если при изображении  природы мы хотим точно передать формы и цвета тех или иных объектов, мы должны подобрать краски, как можно более соответствующие  естественным. Особое внимание следует уделить светлоте.

Цвет в природе гораздо  утонченнее красок, которые мы покупаем. Выдавите на палитру немного кадмиевых красок, и вы поймете, как трудно найти в природе такие же яркие цвета. Чистого черного или белого вы тоже не увидите - это крайности. Продолжая подбирать оттенки цвета, обратите внимание на сглаженность цветовых переходов в природе. Если посмотреть на лес, поначалу покажется, что все деревья зеленые. Но, присмотревшись, мы заметим множество различных оттенков зеленого, обнаружим, что каждый вид деревьев имеет свою окраску. Зелень оливы более сероватая, чем зелень кленовых листьев. Если бы листья всех деревьев и кустарников имели один и тот же оттенок зеленого, мир выглядел бы скучно. Обратите внимание на теплые цвета переднего плана этой картины, а также голубые и лиловые тона, создающие ощущение глубины, воздуха и простора. Небо не всегда бывает чисто-голубым, и здесь я придал ему зеленоватый оттенок, чтобы весь пейзаж получился теплым. Выберите композиционный центр и с помощью цветов привлеките к нему внимание. На этой картине теплые и яркие цвета заставляют обращать внимание на деревья. Со временем вы научитесь разбираться в красках, выбирать цвета, смешивать их и накладывать наиболее соответствующим сюжету способом.

 

Пейзаж

 

Здесь использованы следующие краски: церулеум, ультрамарин синий, жженая умбра, краплак, кадмий оранжевый, неаполитанская желтая, кадмий желтый светлый и  белила титановые.

 

Морской пейзаж

 

Для изображения морских  видов есть множество обычных цветовых гамм. В данном примере я выбрал мягкий приглушенный колорит, создающий ощущение покоя. Главный цвет источника света - неаполитанская желтая, она понемногу подмешана во все краски картины. Это обеспечивает цветовую целостность и ощущение гармонии, о которой мы говорили на с. 36. Немного теплого кадмия желтого светлого на переднем плане привлекает внимание к этому месту. Теплый отблеск среди туч написан неаполитанской желтой с примесью кадмия оранжевого. Нейтральный цвет фона - оттенки серого разной светлоты, полученные при смешивании умбры жженой, ультрамарина синего и белил. К этим серым я добавил смесь кадмия желтого светлого и виридоновой зеленой. Морская пена - серый, смешанный с белилами для получения определенной светлоты и с ультрамарином синим для колорита. В серый добавлена капелька краплака, благодаря чему получается лилово-серый оттенок для неба, облаков и воды. Чайка не только служит композиционным центром (фокусной точкой), но и улучшает композицию, не отвлекая внимание от центра картины, где образуется волна. Изображая океан или море, помните, что огромные водные массы находятся в движении, при котором возникают брызги, воздух кажется «влажным». Стоя на берегу и глядя на волны, вы заметите, как ветер гонит это облако брызг к берегу. Это влажное облако смягчает краски, поскольку мы смотрим на волны сквозь него. Заметьте: под «облаком» я подразумеваю не туман, дождь или сырость. День может быть солнечным, ясным и теплым, но волны все равно поднимают в воздух множество мелких капелек воды. Они оказывают влияние на цвета, и нам следует помнить об этом явлении и отражать его на картине.

Попробуйте написать океанский пейзаж, на котором не видно суши. Это увлекательное  занятие, позволяющее с помощью  игры света менять высоту и форму  волн.

ЛЕССИРОВКА. Применение прозрачных красок

На с. 7 мы видели разницу  между кроющей и прозрачной краской. Эту разницу художник может использовать с большой пользой.

В привычном понимании  лессировка - нанесение слоя более  темной прозрачной краски по светлому с целью его изменения. Кроме того, это один из наилучших способов придания картине целостности, колористической гармонии. Сегодня мы час то пишем картины наспех и убеждены, что их следует заканчивать за один сеанс. Однако это заблуждение далеко от истины! Вершина мастерства живописца - неторопливая работа, во время которой картина высыхает поэтапно, позволяя возвращаться к ней и применять лессировки. Для этого требуется время и тщательное планирование, спешка недопустима. В многослойной живописи ключевое слово - терпение. О методах и цветах лессировок можно написать целую книгу, здесь же я кратко за трону этот предмет.

Для лессировки применяют  прозрачные краски. Поэкспериментируйте  с различными красками, не забывая  делать записи, и у вас появятся собственные наблюдения о том, как один цвет влияет на другой.

Краплак темный  Умбра натуральная Синяя ФЦ

Умбра жженая  Индийская желтая Зеленая ФЦ

Сиена жженая  Ультрамарин синий Виридоновая зеленая

Сиена натуральная Берлинская лазурь

Проведите эксперимент  с умброй жженой. Это быстросохнущая краска, так что упражнение займет всего несколько дней. Напишите плотную тень чистой и непрозрачной умброй жженой. Это можно сделать за один сеанс. Потом этой же краской несколькими тонкими слоями, напишите вторую тень на том же холсте. При это каждому слою следует давать высохнуть. Разведите жженую умбру хорошим разбавителем. Льняное масло - разбавитель, который сохнет медленно, поэтому попробуйте лучше качественный копал. Используйте для каждого слоя краски копало вый лак. Продолжайте прокладывать тонкие слои умбры, пока не добьетесь желаемого тона. А теперь убедитесь, что тень, выполненная лессировками, получила более глубокой: в случае с пролессированным участком холста мы смотрим сквозь красочные слои, а с непрозрачной краской - на поверхность красочного слоя, хо обе тени написаны одной и той же умброй жженой.

 

 

Чтобы привести наглядный  пример лессировки уже высохшей картины, я выбрал к; тину со с. 39 и написал  ее еще раз. Когда краска полностью  высохла, я нанес на прав; половину картины тончайший слой сиены жженой, разведенной маслом. Разница очевидна! Сиена жженая относится к оранжевым краскам, кое-где она приглушает нижний слой синей краски, одновременно подчеркивая теплый тон снега, озарено солнечными лучами. Обратите внимание на равномерность лессировки. Необходимо следить за тем, чтобы слой прозрачной краски везде имел одинаковую толщину. Рассмотрим еще один пример: сливу, написанную полупрозрачными красками. Эта работы я упростил, чтобы вы попробовали выполнить это упражнение. Набросав кон туры сливы, наносим первый тонкий слой краски (краплака малинового). На более светлых участках просто снимаем часть краски, чтобы белый фон заметнее просматривался сквозь нее. Снятие краски, чтобы сквозь нее просматривался фон, - один из древнейших живописных приемов, которым пользуются на протяжении веков. Он позволяет в случае необходимости стирать верхний слой краски, не повреждая нижний.

Теперь уберите этюд туда, где он не запылится, и оставьте просохнуть. Когда он высохнет, покройте его тонким слоем копалового лака и дайте лаку высохнуть. Далее придадим сливе лиловый оттенок, положив тонкий слой ультрамарина синего там, где необходимо изменить цвет, сделать его темнее. Снимите излишки краски и опять дайте ей высохнуть. Положите еще слой копалового лака и дождитесь, когда он высохнет.

Смешайте ультрамарин  синий с капелькой белил, чтобы  получился молочно-голубоватый цвет, и положите его в тех местах, где на сливе должен быть сизоватый  налет (такие бывают на сливах, винограде  и других плодах).

 

 

Белила непрозрачны, но при смешивании с ультрамарином  синим и маслом становятся полупрозрачными. ВНИМАНИЕ! Никогда не разводите краски терпентином или другим дешевым  разбавителем для масляных красок, особенно при лессировке. Пользуйтесь  хорошим маслом. Поэкспериментируйте с разбавителями или приготовьте собственную смесь. Много лет я пользуюсь такой смесью, и она мне нравится больше готовых. Изучите различные ингредиенты, посмотрите, как они ведут себя на картине, как взаимодействуют при перемешивании. Разбавитель - чрезвычайно важный компонент живописи, от него зависит срок жизни картины. Выбирайте самые качественные ингредиенты, подходящие к краскам, которые используете. Теперь сливу следует просушить. Надеюсь, это упражнение вам понравилось и побудило к новым экспериментам с лессировками.

 

НАЧИНАЕМ ПИСАТЬ. ОГРАНИЧЕННАЯ ПАЛИТРА

 

 

Слово «палитра» имеет  два значения. Палитрой мы называем поверхность, на которой смешиваем  краски, а также характерный подбор красок для той или иной картины. Выражение «ограниченная палитра» означает, что мы выбираем лишь несколько красок. В данном примере она содержит всего три основных цвета - красный, желтый и голубой. Для каждого выбраны теплые и холодные тона. В качестве теплого красного - кадмий красный светлый, поскольку он содержит немного желтого и находится на теплой части шкалы. Краплак малиновый - лилово-красный тон, который содержит синий цвет и выбран в качестве холодного красного. Кадмий желтый светлый - теплый, стронциановая желтая - холодная. Ультрамарин синий - самый теплый синий тон в нашем распоряжении, поскольку он содержит больше красного, чем какая-либо другая синяя краска. Прусская синяя - холодная, зеленовато-синяя краска. С помощью этой ограниченной палитры и была написана картина. Мазки краски, помещенные на следующих страницах, - преимущественно заданные смеси, которые так важны в работе над картиной. Правильно смешанные на палитре, они создают на холсте определенную гамму вторичных цветов. Вскоре вы убедитесь, что мир вторичных, или случайных, смесей прекрасен и бесконечно разнообразен. Из нескольких удачно заданных смесей может получиться множество изысканных вторичных. В сущности, законченная вещь состоит скорее из вторичных, чем из заданных смесей. Помните, что краски из тюбиков, выбираемые для заданных смесей, сами по себе могут считаться заданными. Они оказывают неоценимую помощь, когда требуется изменить или подчеркнуть вторичные цвета. Не торопясь, выполните упражнения, описанные на нескольких последующих страницах, и вы создадите замечательные картины. Не спешите, не подгоняйте себя. Важно не затраченное время, а конечный результат. Один из самых надоедливых и частых вопросов, которые приходится слышать художнику, - «сколько времени вы затратили на эту работу?» Правильный ответ в таких случаях - «это не имеет значения!» Надеюсь, картины вам понравятся.

Информация о работе Цветоведение