Цветоведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:04, творческая работа

Краткое описание

Если свет создает все цвета и формы, тогда что же такое свет? Как он действует? Согласно научному определению, свет - электромагнитная энергия, которую солнце излучает в виде волн различной длины, распространяющихся с одинаковой скоростью. В зависимости от длины волны световой спектр делится на видимую и невидимую часть

Содержание

ЦВЕТ - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
СВЕТ: ОТРАЖЕННЫЙ, ПРЕЛОМЛЕННЫЙ, ПРОПУЩЕННЫЙ И ПОГЛОЩЕННЫЙ
СВЕТОВЫЕ ЛУЧИ... ПОГЛОЩЕНИЕ И ОТРАЖЕНИЕ
СВЕТ И КРАСЯЩИЕ ВЕЩЕСТВА
СТРУКТУРА ЦВЕТА
ЯРКОСТЬ
ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА
СВЕТЛОТА - САМОЕ ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО ЦВЕТА
СВЕТЛАЯ, СРЕДНЯЯ, ТЕМНАЯ ГАММЫ
УПРАЖНЕНИЕ НА СМЕШИВАНИЕ КРАСОК
СВЕТ И ТЕНЬ СОЗДАЮТ ОБЪЕМ
НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА
КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ) ЦВЕТА
МОНОХРОМНЫЙ КОЛОРИТ
ОСВЕЩЕНИЕ МЕНЯЕТ ЦВЕТ ПРЕДМЕТОВ
ЦВЕТ СОЗДАЕТ НАСТРОЕНИЕ
ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ЦВЕТОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО ЦЕНТРА
ПУАНТИЛИЗМ. ОПТИЧЕСКОЕ СМЕШИВАНИЕ ЦВЕТОВ
ВЫБОР ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
НАЧИНАЕМ ПИСАТЬ. ОГРАНИЧЕННАЯ ПАЛИТРА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ref_6520_parta_ua.doc

— 2.83 Мб (Скачать файл)

 

НАСЫЩЕННОСТЬ  ЦВЕТА

 

Насыщенность - просто степень, сила выражения  цветового тона. Краски бывают насыщенны  в чистом виде, а не когда они  смешаны с другими. Максимально интенсивными красками (прямо из тюбика) пользуются редко. Есть множество способов менять насыщенность цвета. Можно добавить к яркой краске черную или белую, различные оттенки серой, и цвет станет менее интенсивным. Можно также смешать несколько красок разного цвета.

 

 

Смешивая цвет с комплементарным  цветом (дополнительным, расположенным  напротив в цветовом круге), мы можем  также добиться изменения степени  насыщенности. Здесь показаны способы  изменения насыщенности кадмия оранжевого.

 

 

Кроме того, кадмий оранжевый  можно сделать неярким и приглушенным, добавив в него комплементарный  цвет - синий. При этом насыщенность изменится. Изменение насыщенности цвета очень важно для художника. В природе редко встречаются  чистые яркие цвета. Однако тончайших полутонов очень много, и мы должны научиться различать их, чтобы подбирать цветовую гамму. Зелень травы может выглядеть яркой на солнце, но не стоит писать траву зеленой краской, взятой прямо из тюбика. Ее цвет будет кричащим и негармоничным. Мы уже знаем, что есть много методов смешивания красок, позволяющих изменить насыщенность цвета, два основных метода приведены выше. В заключение скажем, что мы меняем насыщенность цвета, либо смешивая основной цвет с дополнительным, либо добавляя в основной цвет белый, черный или серый. Поэкспериментируйте с разными цветами и запомните, какими получаются результаты. Все эти упражнения чрезвычайно полезны.

 

 

КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ) ЦВЕТА

 

Цветовой круг помогает нам при смешивании красок, а также  при подборе цветовой гаммы или  палитры. Следующие примеры дополнительных цветов показывают, как располагаются цвета на спектральном круге и какими принципами следует руководствоваться, выбирая колористическое решение произведения.

 

 

 

Прямые/истинные комплементарные  цвета

Любые два цвета, расположенные  на противоположных сторонах цветового  круга напротив друга друга, называются прямыми или истинными комплементарными (дополнительными) цветами. Добавляя немного одного дополнительного цвета в другой, мы естественным способом приглушаем первый. В результате получается множество прекрасных цветовых оттенков. Проведите линии через цветовой круг, двигаясь по часовой стрелке, и вы найдете все пары комплементарных цветов. Это еще одна открытая дверь в чудесный мир смешанных цветов. В нашем примере использованы кадмий оранжевый, кобальт синий и титановые белила.

 

 

Смешайте поровну дополнительные цвета всех пар и обратите внимание, какие красивые нейтральные оттенки  получились. Затем смешайте поровну  все цвета вместе и тоже запомните  получившийся оттенок. Наградой за все  наши труды станут красивые серые  цвета. Продолжая смешивать краски, замечайте, как меняется цвет смеси по мере приближения к конечному серому.

Должен заметить, что  очень важно не злоупотреблять смешиванием, иначе цвета станут вялыми и невыразительными. Если слегка перемешать все краски, получившийся цвет будет свежим и живым. Постарайтесь мешать не слишком долго и усердно, чтобы не раздробить гранулы красящего вещества, - при этом цвет тоже получится безжизненным.

Разделенные дополнительные цвета

 

 

 

Чтобы найти разделенные  дополнительные цвета, проведите прямую линию через центр цветового  круга, соединив два истинных комплементарных  цвета. Затем проведите линии  до двух цветов, соседствующих с  комплементарным, - более светлого и  более темного. Это и будут разделенные дополнительные цвета. Они дают широкий спектр смешанных цветов. Обратите внимание, что на иллюстрации красный приглушен желтовато-зеленым или синевато-зеленым цветами. Каждый цвет, подмешанный к основному, дает свой оттенок. Проведите такие же линии через весь круг, найдите другие комбинации. Здесь использованы краски: церулеум, стронциановая желтая, кадмий красный светлый, титановые белила и немного жженой кости.

Двойные комплементарные  цвета

Двойные комплементарные  цвета - это две пары истинных комплементарных, разделенных между собой другим цветом. Обратите внимание на сходство синего и зеленого цветов. Их разделяет только один цвет - сине-зеленый. То же самое справедливо для красного и оранжевого: их разделяет красно-оранжевый цвет. Найдите такие же пары цветов на всем цветовом круге, составьте список имеющихся комбинаций. Убедитесь, что стрелки везде расставлены так, как в нашем примере. При таком способе смешивания получается еще более широкий набор смесей. На картине использованы кадмий оранжевый, кадмий красный светлый, перманент зеленый светлый, кобальт синий и белила титановые.

 

 

 

Триада

Триада получается, если соединить прямыми линиями три  основных цвета: желтый, красный и  синий. Этот треугольник можно перемещать по всему кругу, получая широкую гамму смесей. Важно, чтобы палитра оставалась простой. По мере приобретения опыта в смешивании красок можно добавлять к палитре новые цвета. Когда мы начинаем учиться готовить, необязательно заваливать кухню всеми существующими на свете приправами. Как правило, добавляем их в пищу понемногу, пока не узнаем их свойства и не научимся умело пользоваться ими. В некотором смысле краски - это визуальные «приправы».

 

 

Взаимно комплементарные  цвета

Взаимно комплементарные  цвета - это один доминирующий и три комплементарных с другой стороны цветового круга. Здесь я выбрал в качестве доминирующего красно-лиловый. Проведя линию через центр, я нашел его истинный комплементарный цвет - желто-зеленый. Отступив на один цвет в обе стороны от желто-зеленого, нашел еще два цвета: желто-оранжевый и сине-зеленый. Все три можно использовать вместе с красно-лиловым как взаимно комплементарные цвета. На картине использованы кадмий желтый средний, стронциановая желтая и церулеум, чтобы получился желтовато-зеленый колорит. Чтобы получился сине-зеленый цвет, добавьте в желтовато-зеленую смесь еще церулеума.

 

 

Оттенки серого цвета

Мы поработали с цветовым кругом, смешивая истинные комплементарные  цвета и получая красивые оттенки  серого. Теперь попробуем смешать  теплые цвета с холодными, чтобы получить еще больше оттенков. Для начала приведу несколько примеров. Попробуйте получить эти смеси, сделайте записи, к которым будете обращаться во время работы над картиной. Эти записи никогда не устареют, их можно периодически пополнять.

 

 

Получив эти комбинации цветов, обратите внимание на то, чем  они отличаются. Такая группировка - начало работы. Все краски в художественном салоне принадлежат к семейству (типу) того или иного цвета на цветовом круге. Следовательно, в нашем распоряжении имеется великое множество цветов и еще большее количество их смесей. Найдите применение оттенкам серого! Начиная писать небо, добавьте капельку серого в голубую краску, и вы заметите, что небо перестанет быть кричаще-ярким и неестественным. В природе серый чрезвычайно распространен. А лилово-коричневого цвета много не только в оттенках серого, но и в природе. Присмотревшись, вы убедитесь в этом сами.

Близкие цвета

Мы уже рассмотрели  гармонию комплементарных (дополнительных) цветов, расположенных друг напротив друга на цветовом круге. Теперь примем во внимание еще одну разновидность гармонии - гармонию близких цветов. Близкими называются цвета, расположенные рядом друг с другом, почти одинаковые, но все-таки различающиеся. На цветовом круге они находятся рядом. Здесь цвета на круге сгруппированы по УПРАВЛЯЮЩЕМУ ЦВЕТУ.

 

 

Термин «управляющий»  просто обозначает центральный из трех сходных цветов, который самым  простым способом меняет остальные. Очевидно, что центральный цвет в  первой группе, желто-зеленый, может изменить остальные два, если понемногу добавить его в соседние цвета. И самое любопытное: желто-зеленый возникает при смешивании желтого и зеленого цветов, однако остается управляющим цветом.

 

МОНОХРОМНЫЙ КОЛОРИТ

 

В акварели монохромный  колорит - это черный и еще какой-нибудь цвет на белой бумаге. В масляной живописи этот термин означает краску одного цвета, которую белила осветляют, а черная затемняет. Существуют и монохромные семейства цветов. К примеру, в семейство оранжевых входит цвет сиены жженой, поскольку это глубокий оранжевый цвет. Теплые желтые можно включить в то же семейство, поскольку они близки оранжевым. На этой странице одна и та же картина написана в теплой и холодной монохромной гамме.

 

 

В теплую монохромную  гамму на этой картине входят кадмий желтый светлый, кадмий желтый средний, кадмий оранжевый, умбра жженая, белила титановые и жженая кость. Несмотря на то, что этюд написан разными красками, он все равно смотрится монохромным.

 

 

В холодную монохромную  гамму этого этюда входят стронциановая желтая, церулеум, ультрамарин синий, жженая слоновая кость и белила титановые. И опять, несмотря на присутствие разных красок, этюд смотрится монохромным. Попробуйте написать один из подобных пейзажей: они красивы, и, кроме того, это полезное упражнение.

 

ОСВЕЩЕНИЕ МЕНЯЕТ ЦВЕТ ПРЕДМЕТОВ

 

Цвет предмета может  измениться в зависимости от освещения. Если осветить какую-нибудь поверхность  ярким голубоватым светом, ее цвет станет другим. Здесь приведено три  примера изменения колорита натюрморта в зависимости от освещения.

 

 

Теплый свет свечи  оказывает воздействие на цвета  предметов натюрморта. Свеча горит  неярко, поэтому колорит довольно темный. Желтый цвет лимона становится теплым, блик на миске - зеленоватым. В  целом картина создает ощущение тепла, поскольку основной источник света теплый.

 

 

На этом примере дневной  свет, льющийся из невидимого окна, расположенного слева, ярче и белее, чем свет свечи. Здесь цвета миски и лимона более реалистичны. Теперь мы видим  стену за натюрмортом, поскольку его освещает источник света более мощный, чем свеча, создающая единственный композиционный центр.

 

 

Натюрморт, освещенный холодным лунным светом. Обратите внимание на густоту  теней и изменение общего колорита. Цвета освещенных и теневых участков стали холоднее и сдержаннее. Постановку освещает полная луна, поэтому предметы имеют четкие контуры, но если свет ослабеет, очертания предметов смягчатся. Поэкспериментируйте с различными источниками света, и вы увидите, как они меняют колорит и настроение картины.

 

ЦВЕТ СОЗДАЕТ  НАСТРОЕНИЕ

 

Цвет способен передавать настроение и вызывать у людей  эмоциональную реакцию. Наглядный  пример психологического взаимодействия - успокаивающие цвета, применяемые  в отделке больничных палат и  цехов, где требуется высокая производительность труда. Кроме того, цветом широко пользуются на выставках-продажах. Обилие красных и других горячих возбуждающих тонов противопоставляется прохладным, успокаивающим пастельным. Наша реакция на яркие и теплые цвета более выражена. Обратите внимание на телерекламу, и вы поймете, что ее создатели с умыслом пользуются теплыми, контрастными, яркими цветами, чтобы подтолкнуть нас к покупке их товаров. На сдержанные и вялые решения мы не обращали бы внимания.

Какими бы ни были предмет  и композиция картины, с помощью цвета мы можем управлять реакцией зрителей. Нам, художникам и колористам, необходимо досконально изучить свойства цвета и безграничный диапазон эмоциональных реакций. Благодаря этим познаниям мы сможем придавать картинам любое настроение. Вот примеры простых эмоциональных реакций на различные цвета: Желтый - солнечный свет, тепло, счастье, уют. Оранжевый - свет, тепло, счастье, уют. Красный - огонь, жара, возбуждение, опасность. Красно-лиловый - темнота, вечер, волнения. Лиловый - темнота, интриги, ночь. Синевато-лиловый - темнота, волнения, интриги, ночь. Голубой - вода, прохлада, мечтательность, лунный свет, небо, даль. Голубовато-зеленый - вода, прохлада, безмятежность, легкость, даль. Зеленый - листва, природа, спокойствие, тишина, прохлада. Желтовато-зеленый - солнечный свет, листва, великолепие, счастье. Полутона перечисленных цветов создают приглушенное настроение и, в зависимости от яркости, иногда вызывают ощущение грусти и дискомфорта. Обдумывая картину, следует, прежде всего, выбрать сюжет. Затем решите, какое настроение вы хотели бы передать. Для этого понадобится определить время суток, время года и погоду, поскольку все эти факторы влияют на выбор источника света. Далее можно переходить к выбору палитры. Потом проверьте выбранные краски, смешав их и сделав небольшие цветные эскизы по конкретному сюжету, чтобы заранее устранить большинство возможных затруднений. Такие мини-эскизы - не только эффективный метод решения проблем еще до начала работы на холсте, но и возможность поэкспериментировать с композицией, попробовать несколько вариантов, прежде чем будет найден наилучший. Делайте краткие заметки по поводу красок по мере их смешивания и подготовки эскизов, и у вас постепенно будет пополняться библиотека информации о цветах. Она позволит сэкономить драгоценное время и материалы.

На следующих страницах  приведено несколько примеров колористических  решений и выражения настроений.

Информация о работе Цветоведение