Цветоведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:04, творческая работа

Краткое описание

Если свет создает все цвета и формы, тогда что же такое свет? Как он действует? Согласно научному определению, свет - электромагнитная энергия, которую солнце излучает в виде волн различной длины, распространяющихся с одинаковой скоростью. В зависимости от длины волны световой спектр делится на видимую и невидимую часть

Содержание

ЦВЕТ - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
СВЕТ: ОТРАЖЕННЫЙ, ПРЕЛОМЛЕННЫЙ, ПРОПУЩЕННЫЙ И ПОГЛОЩЕННЫЙ
СВЕТОВЫЕ ЛУЧИ... ПОГЛОЩЕНИЕ И ОТРАЖЕНИЕ
СВЕТ И КРАСЯЩИЕ ВЕЩЕСТВА
СТРУКТУРА ЦВЕТА
ЯРКОСТЬ
ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА
СВЕТЛОТА - САМОЕ ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО ЦВЕТА
СВЕТЛАЯ, СРЕДНЯЯ, ТЕМНАЯ ГАММЫ
УПРАЖНЕНИЕ НА СМЕШИВАНИЕ КРАСОК
СВЕТ И ТЕНЬ СОЗДАЮТ ОБЪЕМ
НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА
КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ) ЦВЕТА
МОНОХРОМНЫЙ КОЛОРИТ
ОСВЕЩЕНИЕ МЕНЯЕТ ЦВЕТ ПРЕДМЕТОВ
ЦВЕТ СОЗДАЕТ НАСТРОЕНИЕ
ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ
ПРИМЕНЕНИЕ ЦВЕТОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО ЦЕНТРА
ПУАНТИЛИЗМ. ОПТИЧЕСКОЕ СМЕШИВАНИЕ ЦВЕТОВ
ВЫБОР ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
НАЧИНАЕМ ПИСАТЬ. ОГРАНИЧЕННАЯ ПАЛИТРА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ref_6520_parta_ua.doc

— 2.83 Мб (Скачать файл)

Вот примеры изображения  одного и того же сюжета в ТЕПЛОЙ и ХОЛОДНОЙ гамме. Это отличные упражнения. Попробуйте выполнить их.

 

 

ТЕПЛАЯ ГАММА. Теплые цвета создают совсем иное ощущение, нежели холодные на этюде внизу. Использованы ультрамарин синий, жженая умбра, краплак  темный, кадмий красный светлый, кадмий желтый светлый, титановые белила и жженая кость. Теплые цвета подобраны так, чтобы создавать впечатление жаркого полдня.

 

 

ХОЛОДНАЯ ГАММА. Решение  этюда в холодных тонах создает  впечатление раннего утра, отличающегося  от настроения верхней иллюстрации. Использованы церулеум, натуральная умбра, кадмий желтый светлый, стронциановая желтая, краплак темный, цинковые белила и сажа газовая.

Красный считается психологически доминантным теплым цветом, а синий - доминантным холодным. Применение этой психологической классификации  цветов очень важно для тех, кто смешивает краски и пользуется ими. Красный у нас ассоциируется с огнем и теплом, синий - с водой, льдом, небесами и прохладой. Следовательно, чем больше красного содержит цвет, тем он теплее, и чем больше синего -тем холоднее. Желтый тоже относится к «согревающим» цветам, когда он добавлен к другим, но следует заметить, что это также осветляющий цвет - самый светлый на цветовом круге, расположенный напротив самого темного, лилового. Пользуясь желтым цветом как «согревающим», мы ассоциируем его с солнечным светом, и, следовательно, желтые тона на теплой половине круга «повышают температуру» цвета, в который они добавлены. Холодный цвет, такой как лимонно-желтый, осветляет цвет, но не «согревает» его, как кадмий желтый светлый или кадмий желтый средний. Оба кадмия содержат больше красного, чем лимонно-желтый (поскольку лимонно-желтый - зеленовато-желтый тон), и потому действуют как «согревающие». Чтобы увидеть разницу между желтыми тонами, выдавите на палитру немного кадмия желтого среднего. Затем немного кадмия желтого светлого. И наконец, положите рядом с этими цветами мазок лимонно-желтого (стронциановой желтой краски). Обратите внимание: лимонно-желтый цвет выглядит зеленоватым, а два кадмия желтых - гораздо более теплыми.

Подбирая теплую и холодную гамму, следует подумать о времени суток. Утренние состояния обычно прохладнее, чем полуденные, поэтому для картин с подобными сюжетами придется подбирать разные палитры. В конце дня, ближе к вечеру, колорит не только теплее, чем в другое время суток, но и свидетельствует о приближении заката. Писать закаты чрезвычайно увлекательно, но заниматься только ими, упуская красоту другого времени суток, не стоит. При правильном подборе цветовых отношений изображение полудня может быть таким же прекрасным, хотя и менее ярким, чем закат.

Раннее утро чаще всего  представляется нам тихим и ясным, с бодрящим воздухом и свежими  красками. Такие ощущения возникают  потому, что за ночь воздух остывает, на землю выпадает роса. Оседает  дневная пыль, земля становится прохладной. Когда же выходит солнце, лучи проникают к нам сквозь чистую и влажную атмосферу и придают свежесть краскам, одновременно делая их холодными. Утреннее небо имеет более пастельные, холодные оттенки, чем дневное или вечернее. Зимнее небо холоднее летнего. Как видите, написать картину - это не просто выбрать сюжет, а потом запечатлеть его на холсте. Необходимо продумать и способ передачи выбранного мотива. Какое время мы изображаем - утро или вечер, зиму или лето, солнечный или пасмурный день, ясный или дождливый? Все эти решения следует принять заранее, составить план работы, который позволит успешно выбрать колористическое решение произведения. Так мы планомерно создаем картину, а не действуем наугад, не зная, что у нас получится.

На следующей странице приведены четыре примера колористических решений. На картинах изображено разное время суток и года. Несмотря на то, что сюжет один и тот же, пейзажи вызывают разные ощущения. Они похожи один на другой и вместе с тем своеобразны. Заметнее всего отличается «Зима». Попробуйте выполнить эти упражнения, помня о времени суток и года, и ваши этюды будут передавать соответствующую атмосферу. Палитры этих пейзажей просты и ограничены.

 

«УТРО»

 

Утром цвета прохладны и свежи. Здесь мы видим снежные вершины, зеленоватые травы и деревья у подножия гор. Ощущение прохладного утра создает стронциа-новая желтая. Тепло и глубину пейзажа - кадмий красный светлый. Прохладное небо и зелень написаны с добавлением церулеума. Титановые белила осветляют краски. Вот и все. Очень простая палитра.

 

«ДЕНЬ»

 

Здесь мы видим более  теплые цвета,

Голубые тона на теневых  склонах гор выглядят теплее, ближе  к лиловым. Обратите внимание: поскольку  уже день, направление солнечных  лучей изменилось. Таким деталям  следует уделять пристальное  внимание. Использованы краски: кадмий оранжевый, камий красный светлый, краплак темный и ультрамарин синий. Светлые оттенки получены в смесях с титановыми белилами.

 

«ЗИМА»

 

На этом мотиве изменения  особенно заметны. В природе произошли  трансформации, характерные для зимнего времени года. Здесь использованы кадмий оранжевый, церулеум, ультрамарин синий, титановые белила и жженая кость. Обратите внимание, как смесь белил и ультрамарина для теней на снегу эффектно выделяется по соседству с местами, освещенными солнцем (кадмий оранжевый плюс белила).

 

"ОСЕНЬ"

 

Мне нравится писать осень  с ее изумительными красками. Цвета  этюда особенно теплые, создающие  чудесное ощущение увядающей природы. Отметим, как начинает темнеть листва. Оттенки гор стали теплее, дымка у их подножий гуще. Здесь использованы кадмий желтый средний, кадмий красный светлый, краплак темный, ультрамарин синий и титановые белила. Очень простая, но эффектная палитра.

 

СВЕТЛОТА - САМОЕ ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО ЦВЕТА

 

Как отмечалось ранее, первое качество цвета, которое следует изучить, - яркость. Теперь переходим ко второму и самому важному качеству - СВЕТЛОТЕ цвета. При смешивании красок мы можем добавить белила к той или иной краске и получить определенную градацию светлоты, ее светотеневой ТОН. Мы изменили светлоту цвета, разбелили его, но он остался прежним. Точно так же мы меняем степень светлоты, когда подмешиваем черную краску. Суть цвета не меняется, происходит только его утемнение. Простая схема поможет вам разобраться в этом явлении. Цвет остается красным, а его светлота меняется.

 

 

Чтобы регулировать цвет, следует включить в палитру черную и белую краски. С точки зрения шкалы тонов ни черный, ни белый  не считаются цветами, поскольку  они имеют только одну светлоту и  никакой яркости или насыщенности. Однако для изменения других цветов они чрезвычайно важны - разумеется, при умелом применении. Представьте себе белила как тюбик белых солнечных лучей (содержащих все цвета спектра) и минимальное значение на шкале светлоты. Поместив рядом с тональной шкалой цветовой круг, мы увидим разницу между «темными» и «светлыми» цветами. Из всех цветов желтый - самый светлый, а лиловый - самый темный.

 

 

Добавляя белую и  черную краску, мы добиваемся различных  результатов в изменении светосилы  цвета. Это упражнение на смешивание - хороший способ познакомиться со свойствами черной и белой краски, а также промежуточных серых, оказывающих влияние на цветные. Попробуйте, это интересно!

 

 

Насыщенность Когда  мы добавляем в краски много белил, получаются картины в СВЕТЛОЙ ГАММЕ... при добавлении серой краски - картины в СРЕДНЕЙ ГАММЕ. При добавлении черной получаются картины в ТЕМНОЙ ГАММЕ. Если добавить в краски и белила, и черную, получится картина в ПОЛНОМ ТОНАЛЬНОМ ДИАПАЗОНЕ.

 

СВЕТЛАЯ, СРЕДНЯЯ, ТЕМНАЯ ГАММЫ

 

 

Белая... картина в СВЕТЛОЙ гамме

Добавляя в краски белила и сохраняя максимальную светлоту, но не теряя цветовых различий, мы получаем картину в светлой гамме. При  таком применении цвета работы смотрятся  легкими и воздушными. Обратите внимание на мягкие переходы светотеневых тонов. Если мы недостаточно тщательно продумаем цветовую гамму и злоупотребим белилами, картина получится разбеленной и вялой.

+ Серая... картина в СРЕДНЕЙ гамме

Добавляя серую, мы приглушаем цвета и меняем их яркость в  меньшую сторону. Работа выглядит менее яркой, чем краски, которыми она написана, и называется картиной в средней гамме (в полутонах). В этом случае тоже надо старательно продумывать смеси красок, иначе серый погасит их и пейзаж будет казаться тусклым. Следите за тем, чтобы цвета оставались свежими.

+ Черная... картина в  ТЕМНОЙ гамме

Добавляя черную краску, мы утемняем цвета, меняем их яркость  в меньшую сторону, приближая  к минимальной. При этом мы снижаем  насыщенность (чистоту) цветов. Получается картина в темной гамме. С черным цветом следует быть очень осторожным: он способен уничтожить все краски. Следите за тем, чтобы цвета оставались свежими.

Белая и черная... картина  в полном тональном диапазоне

Пользуясь и черной, и  белой красками, мы пишем работу в более естественной цветовой гамме, с тональностью цветов, соответствующей природной. Получается картина в полном диапазоне тонов. Пользуйтесь черным и белым цветами с большой осторожностью: при неправильном применении они способны испортить работу. Цвета должны быть свежими, передавать тепло солнечного света, дуновение ветра. Для этого в подборе колорита и ракурсов следует придерживаться реалистического подхода.

 

 

Палитра для этой картины: кобальт синий, кадмий красный светлый, стронциановая желтая, титановые  белила и жженая слоновая кость.

 

 

Схема справа поможет  вам представить степень светлоты чистых цветов по сравнению с белым  или черным. Вся шкала тонов  разделена на 10 секций - от белого цвета  с максимальной светлотой до черного  с минимальной.

 

УПРАЖНЕНИЕ  НА СМЕШИВАНИЕ КРАСОК

 

Как сохранить свежесть цветового тона

Добавляя в чистый цвет черный или белый, следует помнить  два правила, чтобы тона оставались свежими, а не грязными. Эти правила  наглядно объясняет цветовой круг. Попробуйте воспользоваться ими  и убедиться, что оттенки цветов в этих случаях сохраняют свежесть. Этими правилами чаще всего пренебрегают, хотя запомнить их просто.

 

 

Эти примеры показывают, как можно регулировать свежесть и яркость цветового тона при  добавлении белой и черной краски. Однако следует заметить: это не значит, что осветленными или затемненными оттенками пользоваться нельзя. Порой они бывают необходимы. Все цвета и смеси цветов прекрасны, а грязноватыми они становятся только при неумелом смешивании и расположении на этюде.

 

СВЕТ И ТЕНЬ СОЗДАЮТ ОБЪЕМ

 

Свет создает не только цвет, но и объем, образуя тени. Чем  ярче свет, тем выше степень освещенности и тем резче форма падающей тени. Чем мягче свет, тем светлее  тени и тем ниже степень освещенности.

 

 

Здесь тень очень длинная и простирающаяся в сторону от предмета, поскольку источник света расположен низко по отношению к предмету. Тень особенно плотная непосредственно возле предмета, который ее отбрасывает; по мере удаления от него тень светлеет. Это происходит по причине рассеивания света по мере отдаления тени от источника света.

УПРАЖНЕНИЕ НА СМЕШИВАНИЕ. Эти комбинации охватывают весь цветовой круг, а именно - комплементарные (дополнительные) цвета, расположенные друг напротив друга. Смешивая их, обратите внимание на серый цвет, получающийся при смешивании двух дополнительных цветов. Кроме того, в верхней части каждой полосы я добавил белил, чтобы был виден более светлый оттенок цвета.

 

 

ПОЛУЧЕНИЕ ОТТЕНКОВ ЧЕРНОГО  ЦВЕТА. Исследуя свойства цвета, почему бы не получить всевозможные оттенки  черного путем смешивания различных красок? Вот несколько отличных сочетаний. Обратите внимание, какими красивыми получаются серые цвета при добавлении белил.

 

 

Примеры разнообразного поведения трех различных серых  оттенков при смешивании с другими  цветами.

ПОЛУЧИТЕ ЭТИ ЦВЕТА путем смешивания и обратите внимание на то, какие оттенки принимает черный при смешивании красок различных цветов.

Добавляя белила к черным краскам, обратите внимание на теплые или холодные оттенки каждой смеси. При необходимости  оттенок смеси можно изменить. Если подмешать в нее больше синей или зеленой краски, получившийся оттенок черного цвета будет холоднее. Если добавить больше оранжевой или красной, черный станет теплее.

 

 

Добавляя в серые цвета желтый, мы делаем их более теплыми, поскольку желтая краска является теплой. Чистая оранжевая или красная краска тоже помогла бы «согреть» серую, но более откровенно.

Обратите внимание на то, как полезно  самостоятельно получать черные краски. При этом не придется довольствоваться ограниченным выбором готовых. Еще одно преимущество заключается в том, что мы можем получить более гармоничную черную, более подходящую для конкретной работы, чем готовые черные. Спектр черных красок, которые можно подобрать самому, бесконечен. Приведенные выше несколько примеров - хорошее начало, чтобы заняться смешиванием красок. Черные краски, которые мы смешиваем самостоятельно, выглядят свежее, чем готовые. Это вовсе не значит, что готовые черные краски плохи. Просто иногда для создания цветовой гармонии в работе бывает полезно смешать их самому. Что касается готовых черных красок, приведу несколько сведений, которые помогут вам в работе с ними. Сажа газовая - холодная, яркая черная краска. Жженая кость - теплая и неяркая. Виноградная черная занимает промежуточное положение по яркости и теплоте. И конечно, многое зависит от производителя краски, поскольку не все краски одинаковы.

Информация о работе Цветоведение