Функциональная типология менеджмента библиотечно-информационной деятельности как основа совершенствования управления библиотечной дея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Социально-экономические и политические преобразования российской действительности привели к изменению функционирования библиотек, усилению их роли в процессах социализации современного общества. Библиотека, соблюдающая принцип общедоступности своих библиотечно-информационных ресурсов, как высоко демократичный социальный институт в сложных экономических условиях выполняет важнейшую адаптационную функцию по отношению ко многим слоям населения, способствуя социальной стабильности, сохранению и преумножению духовного и научного потенциала общества.

Содержание

Введение
1 Сущность управления библиотечным делом
1.1 Принципы управления в библиотечно-информационной деятельности
1.2 Направление и объекты анализа системы библиотечного управления
2 Теоретические основы менеджмента библиотечно-информационной деятельности
2.1 Методологические основы менеджмента в библиотеке
2.2 Современные модели менеджмента
3 Маркетинг как современная концепция управления библиотекой
3.1 Сущность и значение библиотечного маркетинга
3.2 Маркетинговая среда Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 61.66 Кб (Скачать файл)

Исследование показало, что тщательный методологический анализ тенденций развития современных систем управления библиотечной деятельностью возможен только на основе системного подхода. В библиотековедении системный подход имеет почти полувековую историю существования в качестве признанного исследовательского метода. Однако в силу особенностей того периода развитие теории системного подхода в библиотековедении носило противоречивый характер. Кроме того, методика системного анализа была адаптирована к стабильным условиям функционирования библиотек.

В информационную эру значение системного подхода в качестве методологии управления библиотечной деятельностью подчеркивается такими принципиальными моментами, как возрастающая сложность библиотечной деятельности, взаимосвязанность информационных, культурных, образовательных аспектов социальной действительности.

На основе системного подхода была выдвинута мощная альтернатива базовой модели классического «рационального» управления: Сформировались дихотомии организационных моделей: механическая система - органическая система; закрытая система - открытая система. Но методологическое значение системного подхода не сводится только к разработке альтернативы рационалистической парадигме. В рамках данного подхода содержится четкое и ясное осознание того, что в системе управления не существует единственной оптимальной модели. Выбор той или иной модели зависит от условий. В стабильных условиях приемлемой может оказаться модель механистической и закрытой системы, в изменяющихся условиях более эффективна модель органической, открытой системы. Многообразие теоретических организационных моделей позволяет успешно справляться с фундаментальными трудностями жизнедеятельности библиотек.

В нынешних условиях системный подход позволяет понимать проблемы управления глубоко, перспективно, образуя фундамент знаний, которые не стареют продолжительный период времени. Эти знания формируют установку на самостоятельное мышление, иной тип использования. Они делают руководителя не исполнителем рекомендаций, а творцом практической концепции и стратегии управления.

Можно со всей определенностью утверждать, что ключевые идеи системного подхода, диверсификации систем управления библиотекой, концепции библиотечного менеджмента, сформулированные в диссертационном исследовании, не противоречат, а развивают традиционные представления об эффективных управленческих механизмах в применении к новым условиям жизнедеятельности библиотек.

Менеджмент как концепцию управления библиотечной деятельностью в условиях нестабильной, динамичной, сложной внешней среды ждет большое будущее. Степень освоения теории и практики менеджмента предопределяет успешность решения таких проблем, как стабильность функционирования библиотеки, разработка стратегических направлений развития, формирование высокой репутации библиотеки у населения, эффективное использование ресурсов, установление надежных взаимосвязей с различными административными и общественными структурами и многие другие проблемы.

Настоящее исследование дает о библиотечном менеджменте общее теоретико-методологическое представление, выявляя и систематизируя знания, направления, тенденции, опыт становления этой новой управленческой концепции. В контексте общих изменений в методологии управления, развитие концептуальных положений библиотечного менеджмента привело к существенным трансформациям управления библиотеками. Ряд подходов и теорий современного менеджмента, не рассмотренных в данной диссертации, имеют перспективное значение и требуют дальнейшего методологического обоснования. Серьезного внимания заслуживает «менеджмент персонала» как самостоятельное научное направление. Целый комплекс важных методологических вопросов требует серьезного исследования в связи с дальнейшим развитием теории организации библиотечной деятельности. Важные методологические проблемы, в которые вплетаются организационные аспекты, затрагиваются в продолжающихся дискуссиях по поводу централизации и децентрализации. Осмысление этого и целого ряда других направлений должно стимулировать научные исследования в формировании методологических основ библиотечного дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

Андреева, Н. Е. Эволюция менеджмента как основа формирования концепции управления информационной деятельностью библиотек [Электронный ресурс] / Андреева Н. Е. // Международные библиотечно-информационные конференции «Библиотечное дело» : сайт / Московский государственный университет культуры и искусств, Кафедра библиотековедения. — М.,[?]. — Режим доступа (на 12.08.2010 г.): http://libconfs.narod.ru/2001/6s/s6_p5.html, свободный.

Из материалов VI Международной научной конференции «Библиотечное дело — 2001 : российские библиотеки в мировом информационном и интеллектуальном пространстве».

Андреева, Н. Е. Эволюция управленческой мысли как фактор формирования концепции управления информационной деятельностью библиотек в условиях трансформации общественно-экономических отношений [Электронный ресурс] / Андреева Н. Е. // Международные библиотечно-информационные конференции «Библиотечное дело» : сайт / Московский государственный университет культуры и искусств, Кафедра библиотековедения. — М.,[?]. — Режим доступа (на 12.08.2010 г.): http://libconfs.narod.ru/2005/s6/s6_p4.htm, свободный.

Из материалов X Международной научной конференции «Библиотечное дело — 2005 : деятельность библиотек и развитие информационной культуры общества».

Паршукова, Г. Б. Библиотечный менеджмент [Электронный ресурс] : [электронный учебный курс] / Паршукова Галина Борисовна // Новосибирский государственный технический университет : электронное образование / НГТУ, Институт дистанционного образования. — Новосибирск, 1994-2010. — Режим доступа (на 12.08.2010 г.): http://courses.edu.nstu.ru/index.php?show=155&curs=1263, свободный.

По меню слева можно выйти на «Теоретические материалы» (в формате *.ppt выложены тезисы лекций, см. лекция 2 «Эволюция менеджмента») и «Список литературы».

Суслова, И. М. Библиотечный менеджмент: полемика и реальность [Текст] / Суслова И. М., Кармовский В. В. // НТБ. — 2003. — N 11. — С. 5-19 ; То же [Электронный ресурс] // Библиотечный форум / ВОУНБ. — Вологда., [2010]. —  Режим доступа (на 12.08.2010 г.): http://www.booksite.ru/forum/study/articl5.htm, свободный.

В конце статьи см. Список литературы.

Суслова, И. М. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности [Текст] : учеб. для вузов культуры и искусств / И. М. Суслова, В. К. Клюев ; под общ. ред. И. М. Сусловой ; МГУКИ. — СПб. : Профессия, 2009. — 600 с. ; То же [Электронный ресурс] // Методобъединение : виртуальное методическое объединение библиотек, работающих с молодежью / Российская государственная библиотека для молодежи. — М., 2003-2010. — Режим доступа (на 12.08.2010 г.): http://vmo.rgub.ru/navigator/recommended/kluev.php, свободный.

Выложены два раздела 2.2 «Методологические основы менеджмента библиотечно-информационной деятельности» и 2.3 «Диверсификация менеджмента библиотечно-информационной деятельности».

Суслова, И. М. Процессный подход в библиотечном менеджменте: история и современность [Электронный ресурс] / Суслова И. М. // Международные библиотечно-информационные конференции «Библиотечное дело» : сайт / Московский государственный университет культуры и искусств, Кафедра библиотековедения. — М.,[?]. — Режим доступа (на 12.08.2010 г.): http://libconfs.narod.ru/2003/s7/suslova.htm, свободный.

Из материалов VIII Международной научной конференции «Библиотечное дело — 2003».

Суслова, И. М. Теоретико-методологические основы формирования различных типов менеджмента в современном библиотековедении [Электронный ресурс] / Суслова И. М. // Государственная публичная научно-техническая библиотека России : [сайт] / ГПНТБ России. — М., 1995-2010. — Режим доступа (на 12.08.2010 г.): http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2002/trud/sec1114/Doc73.HTML, свободный.

Из материалов конференции в Крыму 2002 г.

1. Абрамов К.И. Библиотечное  дело России на пороге XXI в. // Библиотечное  дело на пороге XXI века: Тез. докл. и сообщ. Междунар. науч. конф. М.,1998. -C.il-15.

2. Агафонов В.А. Анализ  стратегий и разработка комплексных  программ / Под ред. Тамбовцева В.Л. М.: Наука, 1990. - 216 с.

3. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985. - 132 с.

4. Анисимов О.С. Стратегия  и стратегическое мышление. М.: 1999 - 132 с.

5. Анохин П.К. Философские  аспекты функционирования систем. М.: Наука, 1978.-400 с.

6. Ансофф И. Стратегическое управление./Сокр.пер. с англ. М.: Экономика, 1989.-519с.

7. Артемьева Е.Б., Проволоцкая Н.Ф. Некоторые аспекты управления библиотеками за рубежом // Науч. и техн. б-ки. 1993. - №4. - С. 66-81.

8. Басов С.А. Организация  целевого управления в ЦБС: Автореферат  диссертации на соискание ученой  степени кандидата педагогических  наук. Л., 1985. - 16 с.

9. Басов С.А. Управление  библиотечным делом: от монополии  на власть к разделению властей // Науч. и техн. б-ки СССР. - 1990. - №7. - С.3-11.

10. Басов С.А. Целевой подход  к формированию структуры управления. Кемерово, 1987.-37 с.

11. П.Бачалдин Б.Н. Научно-методические службы: состояние и перспективы // Науч. и техн. б-ки. 1994. - №10. - С. 22-43.

12. Бачалдин Б.Н., Инькова Л.М. Менеджмент в научно-методической работе: В помощь библиотекарю. М., 1993. - 256 с.

13. Бейкуел К.Дж.Б. Применение принципов и методов менеджмента в информационных подразделениях // Библиотечно-информационный менеджмент: Сб. переводов. М., 1994. - 110 с.

14. Библиотека и регион: Научно-информационный сборник. М.: РГБ, 1995. - 135 с.

15. Библиотека и регион: Научно-информационный сборник. М.: РГБ, 1996. - 131 с.

16. Библиотека как система  управления (по материалам исследования): Сб. науч. тр. / Гос. б-ка СССР им. В.И.Ленина. М„ 1987. - 117 с.

17. Библиотека. Население. Местная  власть. К проблеме информационного  сотрудничества: Сб. матер, и докл. / Ред.- сост. И.Б.Михнова. М., 1999. - 126 с.

18. Библиотеки и библиотечное  дело США: Комплексный подход, / Под  ред. В.В.Попова. -М.: Информ-система, 1992.-295 с.

19. Библиотеки страны в  новых социально-экономических условиях: Сб. науч. тр. / РГБ.-М., 1994.-103 с.

20. Библиотековедческие исследования: Методология и методика. М., 1978. - 248 с

21. Библиотечное дело 2001: Российские библиотеки в мировом  информационном и интеллектуальном  пространстве» Тезисы докладов  Шестой международной научной  конференции. Ч. 1. - С.37.

22. Библиотечное обслуживание: Теория и методика: Учебник. / Под  ред. Айзенберга А.Я. М.: МГУК, 1996. - 224 с.

23. Библиотечные кадры: Статус, использование, непрерывное образование: Науч. реф. сб. / РГБ. М., 1996. - 164 с. (Серия «Новое в управлении библиотекой»).

24. Библиотечный коллектив: Формирование и управление: Учеб. пособие / СПб. ГАК.-СПб., 1996.-58 с.

25. Блэйк Р., Моутон Д. Науч. методы управления. Киев: «Наукова думка», 1990. -248 с.

26. Большой экономический  словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Фонд «Правовая культура», 1994. - 528с.

27. Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами. М.: Наука, 1994. - 269 с.

28. Бутенко И.А. Культурно-информационная  среда региона и изменения  в деятельности библиотек // Библиотеки  и регион. Вып. 2. М.„ 1996 - С.25-27.

29. Ванеев А.Н. Методическое  обеспечение библиотечной деятельности: Учебное пособие. М.: ИПО Профиздат, 2000. - 144 с.

30. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1999. - 256 с.

31. ЗЬВиханский О.С. Стратегическое управление: Учебник .- 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Гардарика», - 1998 - 296с.

32. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент -М.: Высш.шк., 1994.-224 с.

33. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс М.:Изд-во Москов.ун-та, 1995.-416 с.

34. ВодачекЛ., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятиях-М.: Экономика, 1989.-167 с.

35. Воропаев В.И. Управление  проектами в России: Основные  понятия.История. Достижения. Перспективы. М.: «Алане», 1995. -225с.

36. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ.- М.:Дело, 1991.-320 с.

37. Галлимор А. Стратегия развития библиотек в информационном обществе // Библиотечное дело на пороге XXI века: Тез. докл. и сообщ. межд. науч. конф. -М., 1998.-С.177.

38. Гениева Е.Ю. Что значит быть хорошим менеджером или теория концентрических кругов // Библиотека. 1995. - № 9. - С.16-18.

39. Герасимова Л.Н. Маркетинг  информационных продуктов и услуг: Учеб.пособие: В 2-х ч. 4.1. Основы маркетинговой деятельности. М., 1995. - 71 е.; - 4.2. Информационные ресурсы маркетинга. - М., 1997. - 115 с.

40. Герасимова Л.Н., Кокойкина О.Н. Маркетинг в библиотеке: Учеб. пособие / МГИК,-М., 1992.

41. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994. -685 с.

42. Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения / Е.Н. Голубков, Е.П. Голубкова и др.; общ. Ред. Е.П. Голубкова. М.: Экономика, 1993. - 220с.

43. Голубков Е.П. Маркетинг: Стратегии, планы, структуры / Академия  народного хозяйства при Правительстве  Российской Федерации. М.: Дело, 1995,- 192с.

44. Грейсон Дж.К. мл., О Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. - 319 с.

45. Гриханов Ю.А. Правовое  регулирование библиотечно-информационной  деятельности как основа международного  библиотечного сотрудничества // Науч. и техн. б-ки.- 1998.1.-С. 44-50.

46. Гриханов Ю.А. Центральный  объект библиотековедения. Библиотекарь. - 1976. -№ 11. - С.59-61.

47. Громыко К.В. Проектное  сознание. Руководство по программированию  и проектированию в образовании  для систем стратегического управления. М.: 1998.- 196 с.

48. Гусева JI.H. Профессионализация  управленческой деятельности в  библиотеке // Науч. и техн. б-ки СССР. 1991. - № 8. - С. 7-11.

49. Даньшина И.В. Библиотека  в контексте возрождения региональной  культурной политики // Библиотека  и регион: Научно-информационный  сборник. М., 1995. -С. 23-44.

50. Дворкина МЛ. Библиотечное  обслуживание: теоретический аспект: Монография. -М.: МГИК, 1993.

51. Дворкина М.Я. Информационное  обслуживание: социокультурный подход. М.: НПО Профиздат, 2001. - 112 с.

52. Дворкина М.Я. Миссия, роль, назначение, функция библиотек // Библиотековедение. 1998. - № 2. - С.31-34

53. Джерелневская И.К. Менеджмент: (История, теория, содержание) // Науч. и техн. б-ки. 1992.-№ 12.-С. 45- 58.

54. Джерелиевская И.К. На пути к рынку: От административно-хозяйственного механизма к новым экономическим условиям. Правильно ли идем? // НТБ, 1993, № 11,с.41-51

55. Диалектика познания  сложных систем». Под ред. B.C. Тюхтина. М.: Мысль, 1988.-316 с.

Информация о работе Функциональная типология менеджмента библиотечно-информационной деятельности как основа совершенствования управления библиотечной дея