Функциональное содержание менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня важно проанализировать основные тенденции изменения характера функций управления, а также место функции управления на современном предприятии, которое рассматривается как сложная системное образование со множеством функционирующих подсистем. Цель данной работы – это рассмотрение сущности менеджмента с точки зрения его функционального содержания, выполняемых им функций. Для выполнения цели были поставлены и решены следующие задачи: рассмотрение методической основы содержания менеджмента, изучении функций управления и их характеристики, рассмотреть появление новых функций управление и результативность функционального разделения в системе менеджмента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. «МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОДЕРЖАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА» 4
2. «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА» 8
3. «РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ МЕНЕДЖМЕНТА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая новая.docx

— 57.65 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основополагающим  условием и определяющим признаком существования и эффективного функционирования сложных систем выступает управление в самом широком смысле этого слова.

Целенаправленное, эффективное и в значительной степени рациональное достижение целей  управления организацией зависит от его функционального спектра. Выделение  функций управления занимает одно из важнейших мест в теории менеджмента.

Переход к  рыночным отношениям, реформирование собственности и появление кооперативных  предприятий, хозяйственных товариществ, обществ и других организационных  форм субъектов предпринимательства, неведомых прежней экономике, внесли коренные изменения в существовавший ранее порядок управления доминировавшими  государственными предприятиями и  потребовали изменений и усовершенствований существующих функций управления предприятиями.

Процессы  глобализации и информатизации, активизация  внешнеэкономических отношений  привели к значительным изменениям в целях, задачах, методах и функциях управления. Резко изменилось отношение  к собственности, разрушились десятилетиями  устанавливавшиеся длительные хозяйственные  связи. Потребовалась адекватная трансформация  производственных отношений применительно  к конкурентным условиям деятельности предприятий. В связи с этим методы и функции управления предприятиями  стали одной из наиболее актуальных и востребованных исследовательских  тем.

Сегодня важно  проанализировать основные тенденции  изменения характера функций  управления, а также место функции  управления на современном предприятии, которое рассматривается как  сложная системное образование  со множеством функционирующих подсистем.

Цель данной работы – это рассмотрение сущности менеджмента с точки зрения его функционального содержания, выполняемых им функций. Для выполнения цели были поставлены и решены следующие задачи: рассмотрение методической основы содержания менеджмента, изучении функций управления и их характеристики, рассмотреть появление новых функций управление и результативность функционального разделения в системе менеджмента.

 

 

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОДЕРЖАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

 

           Методология в буквальном значении (логос – наука, знание, и метод – путь, направление познания) есть учение о методах познания. Методологию можно определить как систему, реализующую три функции: получение, создание нового знания; структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий; организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).

Первая функция реализуется  на основе общефилософских и общенаучных  методов и принципов познания; вторая – на основе использования законов логического мышления; третья – на основе локальных методологий конкретных наук применительно к особым локальным предметным областям.

Основами методологии менеджмента являются диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; абстрагирование, принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.

Конкретными основами методологии менеджмента являются:

- экономические науки: экономическая теория, институциональная экономика, финансы и кредит, бухгалтерский учет, маркетинг, экономическая статистика, мировая экономика и многие другие;

- системный подход, который является методологией общей теории систем. Системный подход базируется на понятии «система», под которой понимается совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели;

- кибернетический подход, являющийся методологией общей теории управления (кибернетики) и представляющий собой исследование системы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью представления управления как процессов сбора, передачи и преобразования информации об объекте управления и внешней среде, выявления прямых связей (по которым к объекту управления передается входная командная информация от управляющей системы) и обратных связей (по которым к управляющей системе передается информация о состоянии объекта управления), изучения процессов управления, рассмотрения элементов системы как неких «черных ящиков» (систем, которые в силу своей чрезвычайной сложности не могут получить конкретного определения; их поведение изучается путем выявления логических и статистических связей, существующих между вводимой и выводимой информацией, доступной исследователю, а внутреннее устройство может быть и неизвестно);

- ситуационный подход. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация – конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию. Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга, поэтому  менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют;

- исследование операций – это методология применения математических количественных методов для обоснования решений задач во всех областях целенаправленной человеческой деятельности. Методы и модели исследования операций позволяют получить решения, наилучшим образом отвечающие целям организации. Оптимальным решением (управлением) согласно исследованию операций является такой набор значений переменных, при котором достигается оптимальное (максимальное или минимальное) значение критерия эффективности (целевой функции) операции и соблюдаются заданные ограничения;

- прогностика – наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем. К различным типам прогнозов относятся: определение будущих значений величин на основе имеющихся данных, определение различных сценариев развития ситуации, определение тенденций развития каких-либо сфер деятельности человека, целеполагание, т.е. определение желательных будущих состояний организации, планирование деятельности организации для достижения поставленных целей и др.;

- теория принятия решений исследует то, как человек или группа людей принимают решения, и разрабатывает методы принятия решений, помогающих обосновать выбор альтернативы из нескольких возможных при различных ситуациях неопределенности и риска;

- теория организации, которая отвечает на вопросы: зачем организации нужны, какими они бывают и как создаются, функционируют, изменяются; изучает влияние, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов;

- психология, которая изучает закономерности, механизмы и факты психической жизни человека: обучение, тренировка, мотивация, реализация личности, восприятие окружающего мира, удовлетворенность работой, оценка действий, отношение к труду, формы поведения;

- социология, которая изучает общество как целостный социальный организм; социальные общности и взаимоотношения между ними; социальные процессы, социальные организации; взаимодействие личности и общества; закономерности социального поведения людей; групповую динамику; нормы, роли, вопросы статуса и власти, конфликты, бюрократию, организационную культуру, социализацию и др.;

- социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности: поведения человека в социальной организации; взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности; развития нравственно-психологического климата в коллективе; возникновения и развития коллективных и личностных установок, мотивов, побуждений; возникновения и разрешения межличностных конфликтов; лидерства и индивидуального стиля деятельности; поведения и социально-психологической адаптации людей в стрессовых ситуациях и т.д.;

- антропология, которая исследует: происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида; образование человеческих рас; нормальные вариации физического строения человека внутри этих рас, в том числе в связи с особенностями окружающей людей среды; этнические особенности, сравнительные ценности, нормы и др.,

- юридическая наука, например, хозяйственное и финансовое право.

В системе методологии центральное  место занимает подсистема методов  исследования. Методы – это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний. Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии.

Основными общими методами проведения исследований в менеджменте являются: эксперимент; тестирование, анкетирование и интервьюирование и другие методы получения экспертной информации; изучение документации организации;  моделирование.

Научную базу менеджмента составляет широкий спектр конкретных методов, разработанных в рамках различных дисциплин, перечисленных выше.

Изучения  процесса управления с точки зрения его функций - это ключ к раскрытию  его содержания управленческой деятельности, позволяющий наряду с прочими  сформировать структуру и организацию  системы управления. В самом общем  виде категория «функция управления»  выражает  содержание управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Это категория широко используется в теории и на практике. Функций управления определяют специфику деятельности, направленной на организацию мероприятий по управлению объектом - социально-экономическими процессами. Смысл функции управления зависит от контекста, в котором рассматривается управленческая деятельность. В любом случае функции управления всегда выражают содержания управленческого воздействия, т.е. сущность управленческих отношений. Функции управления – это проявления его сущности в действии.

Возникновение функций управления – результат  кооперации и разделения управленческого  труда, позволивши существенно увеличить  его продуктивность. Степень разделения общественного труда всегда являлась ведущим фактором развития общества. «Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, - явилось… следствием разделения труда  » писал в свое время А.Смит. Для простого труда было достаточно общего управления. Однако в процессе развития производства простое кооперативное  звено специализируется, что создает  условия и предпосылки для  выделения специализированных видов  управленческой деятельности- функции  управления. Такая специализация  создает условия для осуществления  управленческой деятельности более  квалифицированно и более эффективно.

Один из первых исследователей функций управления А. Файоль, анализируя деятельность предприятий, впервые разделил весь комплекс работ  по руководству промышленной компанией  на 6 основных групп и определил  в числе группы административных операций 5 наиболее важных функций: предвиденье, планирование, организацию координацию, контроль.  Исходная концепция А. Файоля  (1916 г.) выдержала длительную проверку временем и до настоящего времени в силу своей фундаментальности занимает доминирующие позиции в учебной и научной литературе. Вместе с тем она многократно подвергалась попыткам существенного изменения и совершенствования, что обычно приводило к росту числа предлагаемых функций, и реже - к замене одних функций на другие либо к их сокращению с целью упрощения и обобщения. Так, например, последователи А. Файоля по административной школе управления Л. Гьюлик и Л. Урвик предложили концепцию (1937) из 7 функций (планирование, организация, управление кадрами, руководство, координация, учет и бюджетирование), а разработанная В. Хилем концепция (1968) содержала всего 4 функции более укрупненного формата, включая формирование политики и цели, планирование, организацию и управление кадрами.

Наряду с  этим Ч. Барнард в работе "Функции  администратора" (1938) минимизирует состав функций до трех: определение целей  организации с учетом изменяющихся требований внешней и внутренней среды и формирование позволяющих  решить поставленные задачи ценностей  организации и ее внутренней культуры; создание системы коммуникаций, то есть иерархической и подотчетной  структуры, а также систем для  передачи информации - как в вертикальном направлении, так и между всеми  индивидами и подразделениями; разработка соответствующего набора стимулов для  привлечения и удержания персонала, а также для обеспечения его  приверженности общей цели.

В американской школе управления наиболее распространено признание четырех основных функций  управления, к которым относятся: планирование, организация, стимулирование, контроль.

Российская  школа управления выделяет следующие  основные функции: целеполагание, анализ, прогнозировании, планирование, организацию, координацию, мотивацию, учет и контроль, коммуникацию, принятие решения.

 

 

Общее признание  в теории управления получило следующие основные положения:

-       выделение в управлении отдельных функций- это объективный процесс, обусловленный развитием производства и усложнением его управления; 

-       естественно-научной основой формирования и развития функций управления является разделение общественного труда вообще и в сфере управленческой деятельности в частности;  

Информация о работе Функциональное содержание менеджмента