Функциональная типология менеджмента библиотечно-информационной деятельности как основа совершенствования управления библиотечной дея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Социально-экономические и политические преобразования российской действительности привели к изменению функционирования библиотек, усилению их роли в процессах социализации современного общества. Библиотека, соблюдающая принцип общедоступности своих библиотечно-информационных ресурсов, как высоко демократичный социальный институт в сложных экономических условиях выполняет важнейшую адаптационную функцию по отношению ко многим слоям населения, способствуя социальной стабильности, сохранению и преумножению духовного и научного потенциала общества.

Содержание

Введение
1 Сущность управления библиотечным делом
1.1 Принципы управления в библиотечно-информационной деятельности
1.2 Направление и объекты анализа системы библиотечного управления
2 Теоретические основы менеджмента библиотечно-информационной деятельности
2.1 Методологические основы менеджмента в библиотеке
2.2 Современные модели менеджмента
3 Маркетинг как современная концепция управления библиотекой
3.1 Сущность и значение библиотечного маркетинга
3.2 Маркетинговая среда Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 61.66 Кб (Скачать файл)

Содержание

«функциональная типология менеджмента библиотечно-информационной деятельности как основа совершенствования управления библиотечной деятельностью»

Введение

1 Сущность управления библиотечным делом

1.1 Принципы управления в библиотечно-информационной деятельности

1.2 Направление и объекты анализа системы библиотечного управления

2 Теоретические основы менеджмента библиотечно-информационной деятельности

2.1 Методологические основы менеджмента в библиотеке

2.2 Современные модели менеджмента

3 Маркетинг как  современная концепция управления  библиотекой

3.1  Сущность  и значение библиотечного маркетинга

3.2 Маркетинговая  среда Национальной библиотеки  им. А. С. Пушкина

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы. Социально-экономические и политические преобразования российской действительности привели к изменению функционирования библиотек, усилению их роли в процессах социализации современного общества. Библиотека, соблюдающая принцип общедоступности своих библиотечно-информационных ресурсов, как высоко демократичный социальный институт в сложных экономических условиях выполняет важнейшую адаптационную функцию по отношению ко многим слоям населения, способствуя социальной стабильности, сохранению и преумножению духовного и научного потенциала общества.

Уникальность и своеобразие роли библиотек в общественной жизни России предопределяют необходимость разработки новых подходов к управлению библиотечной деятельностью. Особую актуальность данной проблематике придает принципиально изменившийся характер внешней среды библиотеки в условиях информационной эры: от стабильной, определенной – к нестабильной, отличающейся беспрецедентными темпами и сложностью изменений. Существовавшие ранее принципы управления библиотечной деятельностью становятся малоэффективными. Сегодня требуется намного большее разнообразие управленческих структур, их потенциальная гибкость, способность быстро приспосабливаться как к внешним, так и внутренним изменениям. В связи с этим повышение разнообразия систем управления является на современном этапе основной тенденцией развития библиотеки.

Развитие библиотечного менеджмента проходит на фоне смены общей управленческой парадигмы – процесса, характерного для мирового менеджмента. Устаревшие концептуальные подходы к менеджменту, связанные с понятием «рационального управления», сменяет маркетинговая парадигма, содержанием которой становится адаптивные, гибкие системы управления.

Специфика библиотечного менеджмента по сравнению с предыдущими теориями определяется, по меньшей мере, двумя его главными особенностями: ориентированностью на решение актуальных проблем управленческой деятельности библиотек и междисциплинарным характером.

По мере развития библиотечного менеджмента происходит становление инновационных типов управления: библиотечного маркетинга, стратегического, инновационного и кадрового менеджмента, управления проектами и т.д. Количество альтернатив в выборе типов, наиболее подходящих или эффективных в конкретных условиях функционирования библиотеки, делает актуальной проблему диверсификации, которая понимается как создание необходимого разнообразия систем управления, соответствующего сложности и динамичности современной библиотечной деятельности.

Таким образом, возрастание сложности управленческих задач, решаемых современной библиотекой, и как следствие, формирование новых систем и типов управления, активизация теоретических и практических изысканий в управленческой сфере, множественность неоднозначных и противоречивых положений, характерных для переходного периода, предопределяют актуальность данного исследования, направленного на изучение эволюции библиотечного менеджмента в условиях смены парадигмы управления и разработку системного подхода к типологизации систем управления современной библиотечной деятельностью.

Системный подход в его различных версиях является мощным методологическим средством решения вышеназванных проблем. Имея более чем полувековую историю существования в качестве признанной дисциплины, системный подход показал свою универсальность в качестве инструмента для решения практических проблем, продемонстрировал значительный теоретический и организационный потенциал.

Системный подход как исследовательская методология стал широко применяться в библиотековедении уже с 60-х годов. В настоящее время актуальность проблемы становления и развития системного подхода, помимо исследовательских задач, определяется необходимостью совершенствования теории управления библиотечной деятельностью. Развитие системных представлений и системного мышления в данной области значительно расширяет границы применения системного подхода для повышения эффективности работы библиотек.

Разработанность проблемы. В силу специфики исследуемой проблематики степень ее изученности может быть проанализирована, как собственно в управленческом аспекте, так и с точки зрения развития системного подхода.

В России интерес к изучению проблем менеджмента существенно возрос в девяностые годы. Опубликованы многочисленные монографии, отечественные и переводные учебники, учебные пособия, раскрывающие научные подходы к управлению. Методология менеджмента систематично представлена в объемном американском учебнике «Основы менеджмента» М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури. Идеи менеджмента в применении к российской действительности, изложены в учебных пособиях, подготовленных ведущими российскими учеными Ф.М. Русиновым, Л.Ф.

Никулиным, Л.Ф. Фаткиным («Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений»), З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатиным, Р.З. Акбердиным и др. («Менеджмент организации»); О.С. Виханским, А.И. Наумовым.

Активный интерес к менеджменту стал одной из самых характерных тенденций современности, объясняющий, очевидно, факт формирования новой управленческой концепции и в области библиотечного дела. В зарубежных странах переход к менеджменту как новой парадигме управления библиотечной деятельностью, осуществляется в 80-е годы. Именно тогда менеджмент противопоставляется администрированию и осознается в качестве эффективной управленческой методологии, призванной обеспечить функционирование библиотеки в сложной, динамично изменяющейся внешней среде. Об этом пишут американские исследователи Р. Стюарт и Б. Моран в уже пятом издании своего учебника по библиотечному менеджменту [229], английские ученые А. Мол и А. Воган в сборнике «Наступление эры библиотечного менеджмента» [228], датские библиотековеды П. Андерсен и Б. Соренсен [214], профессор Шеффилдского университета Б. Ашервуд.

Зарождение концепции библиотечного менеджмента в России относится к началу 90-х годов. Основные положения концепции представлены в работах И.К. Джерелиевской, В.К. Клюева, И.М. Сусловой, Е.М. Ястребовой и др. Сформированы научные основы библиотечного менеджмента как научной дисциплины, имеющей объект, предмет, закономерности, собственную сферу объективной реальности [174].

Большой массив литературы посвящен новым типам менеджмента, формирующимся в управлении библиотечной деятельностью.

Наиболее активно развивается библиотечный маркетинг как система управления, ориентированная на сбалансированность, гармонизацию интересов библиотеки, пользователей и общества в целом. Более того, библиотечное дело стало одной из первых сфер нерыночных отношений, в которые уверенно вступил маркетинг. Принципы библиотечного маркетинга обоснованы в трудах отечественных библиотековедов JI.H. Герасимовой, М.Я. Дворкиной, С.Д. Колегаевой, В.К. Клюева, С.Г. Матлиной, Е.М. Ястребовой и зарубежных специалистов Б. Барроуза, К. Бейкуэлла, П. Борхарда, Р. Савара и др. В то же время в трактовке специфики библиотечного маркетинга существует много неоднозначных подходов, поэтому с повестки дня не снимается проблема типологической характеристики этой управленческой системы.

Значительное внимание специалистов привлечено к инновационному менеджменту. Особую актуальность проблемам управления изменениями, которые составляют сущность этого типа менеджмента, придает необходимость реорганизации методической деятельности библиотек. В дискуссиях по вопросам определения перспективных концепций методической работы приняли участие ведущие библиотековеды страны: Ю.Б. Авраева, Б.Н. Бачалдин, Ю.А. Гриханов, А.Н. Ванеев, С.Г. Матлина, И.М. Суслова и др.

Отчетливо заявили о себе проблемы стратегического менеджмента в трудах отечественных библиотековедов Н.И. Тюлиной, И.Ф. Тютиной, И.М. Сусловой, Ю.Ф; Черняковой, Е.М. Ястребовой.

В стадии разработки находятся такие типы менеджмента, как кадровый менеджмент, мотивационный менеджмент, антикризисный менеджмент.

Таким образом, в сегодняшних условиях диверсификация систем управления и связанная с этим типологизация менеджмента могут рассматриваться как объективно обусловленные задачи. В то же время проблемы диверсификации изучены относительно слабо. Хотя сама проблема, несомненно, существует, на сегодня в научной литературе отсутствует комплексный анализ соответствующего круга вопросов. Проблемы типологии и диверсификации менеджмента были поставлены в книге профессора ГАУ, действительного члена Академии менеджмента и рынка Э. М. Короткова «Концепция менеджмента». Идеи развития систем управления стали объектом диссертационного исследования A.M. Макарова, являющегося учеником Э.М. Короткова, «Диверсификация систем управления в рыночной экономике». Типология менеджмента предлагается в книге В.В. Глущенко «Менеджмент: системные основы» и Р.А. Фатхутдинова «Система менеджмента».

Научная задача заключается в комплексном исследовании основ библиотечного менеджмента как концепции управления современной библиотекой. Решение поставленной задачи осуществляется по следующим направлениям:

- обоснование научного  статуса библиотечного менеджмента;

- исследование вариантов  типологического анализа библиотечного  менеджмента;

- определение направлений  и перспектив формирования новых  типов библиотечного менеджмента;

- изучение развития системных  представлений в отечественном  библиотековедении;

- выявление и описание  характеристик системного подхода  к управлению библиотечной деятельностью  в современных условиях и возможностей  его применения для решения  проблем диверсификации менеджмента.

Объектом исследования являются типы и системы управления библиотекой.

Предметом исследования являются процессы диверсификации систем управления библиотечной деятельностью в условиях множественности структур и организационных моделей.

Методологической основой исследования является системный подход. Использовался комплекс взаимосвязанных, дополняющих друг друга методов: общенаучных (исторический, моделирования и сравнительного анализа) и специальных библиотековедческих (анализ библиотечной документации).

Базой для решения проблем диверсификации стали труды ученых, посвященные отдельным научным направлениям менеджмента: стратегическому менеджменту (И. Ансофф, О.С. Виханский, П. Друкер и др.); инновационному менеджменту (Р.А. Фатхутдинов); менеджменту персонала (А.Я. Кибанов, Г.М.Андреев, А.П. Волгин, М.В. Грачев, Дж. Иванцевич, А.А. Лобанов и др.). В этом перечне наиболее основательная методологическая база образована трудами, посвященными маркетингу как системе управления. Это работы Ф. Котлера, Дж.Р. Эванса, Б. Бермана, отечественных ученых Е.П. Голубкова, А.П. Панкрухина, Е.В. Песоцкой, С.Н. Андреева, Л.Н. Мельниченко. Двум последним авторам принадлежит заслуга разработки методологических основ некоммерческого маркетинга, в системе которого исследуется в диссертации специфика библиотечного маркетинга.

Ключевое значение среди работ зарубежных и отечественных ученых имели те, в которых методология библиотечного маркетинга рассматривается в аспекте современного менеджмента (П. Борхард, Л. Гриффит, А. Гэлимор, В.К. Клюев, И.М. Суслова, Д.Э. Уэйнганд).

Диссертант опирался на концепции менеджмента отечественных и зарубежных исследователей, выявивших общие закономерности развития управления и смену парадигмы управления в информационную эру. Это работы М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, О.С. Виханского, Э.М. Короткова, Б.З. Мильнера, Л.Ф. Никулина, 3.П. Румянцевой, Ф.М. Русинова, Л.В. Фаткина, Р.А. Фатхутдинова и др. Обоснованию специфики применения принципов менеджмента в библиотечной сфере послужили исследования зарубежных библиотековедов (Б. Ашервуд, Д. Вейнганд, А. Воган, Л. Гриффит, А. Гэллимор, К. Кумар, Б. Кронин, А. Мол, Б. Моран, М. О'Коннор, Р. Смит, Р. Стюарт), логика доказательств которых органично вписалась в отечественную концепцию библиотечного менеджмента.

Для разработки основ диверсификации систем управления библиотечной деятельностью использовались положения, изложенные в трудах отечественных ученых: А.Н. Ванеева, Н.С. Карташова, В.К.Клюева, Е.И. Кузьмина, J1.K. Куликовой, Л.И. Куштаниной, Т.Д. Маниловой, Н.В. Могилевер, А.И. Пашина, С.П. Петрикиной, А.В. Соколова, И.М. Сусловой, Н.И. Тюлиной, Е.А. Фенелонова и др.

Научная новизна исследования заключается:

- в создании целостного  представления об особенностях, тенденциях и факторах развития  систем управления библиотечной  деятельностью в современных  условиях;

- в рассмотрении диверсификации  библиотечного менеджмента как  процесса формирования новых  типов управления в библиотечной  сфере;

- в установлении направления  эволюции библиотечного маркетинга.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- выделены способы типологического  анализа библиотечного менеджмента;

- на основе дуалистического  и многофакторного подходов к  диверсификации библиотечного менеджмента  введены в библиотековедение  научные критерии оценки различных  форм управления библиотечной  деятельностью;

- показано, что на основе  системного подхода происходит  интеграция традиционных и инновационных  теоретических организационных  моделей управления библиотекой.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют осуществлять целенаправленный выбор систем и механизмов управления, выделяя из разнообразия описанных типов наиболее эффективный вариант. Методика типологического выбора вариантов управления и комбинации этих вариантов, ориентированная на потребности диверсификации систем управления библиотечной деятельностью, может быть положена в основу разработки и реализации стратегического планирования, организационного проектирования, формирования действенной структуры контроля и мотивации персонала библиотеки.

Информация о работе Функциональная типология менеджмента библиотечно-информационной деятельности как основа совершенствования управления библиотечной дея