Туризм как сфера реализации познавательной активности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:44, курсовая работа

Краткое описание

Объекты туристского интереса – это веками сложившиеся достопримечательности, природные и природно-климатические зоны, памятники истории и культуры и иные материальные и духовные ценности, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристкой поездки и восприятия туристского продукта. Однако, для того, чтобы эти объекты были бы реально использованы в целях познавательного туристского досуга, необходима надлежащая инфраструктура, которая обеспечит донесение наиболее характерных и существенных особенностей объекта до сознания и эмоциональной сферы участника туристского тура.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность туристического направления
1.1 История туризма
1.2 Зарождение и его историческое значение
1.3 Распространение туризма в РФ
Глава 2. Возможность развития культурно-познавательного туризма в Республике Башкортостан
2.1 Нравственная духовность, особенности формирования личности
2.2 Культурно-познавательный туризм
2.3 Развитие культурно-познавательного туризма в Республике Башкортостан
Глава 3. Практическая часть
3.1 Общественный музей им. Ф.Н. Вуколова-Эрлика
3.2 Биография Ф.Н. Вуколова-Эрлика
3.3. Открытие общественного музея им. Ф.Н. Вуколова-Эрлика
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая туризм.docx

— 1.77 Мб (Скачать файл)

Шульган-Таш – это карстовая пещера. То есть своим происхождением она обязана подземным водам, которые в течение многих веков размывали каменную породу, образуя тем самым многочисленные ходы и галереи. Подземная река течет в Шульган-Таш и по сей день. Назвали её Подземный Шульган. Протяженность пещеры почти 3 километра, а общая глубина пещеры 165 метров. На изучение всех ходов и галерей ушло почти 10 лет, однако теперь мы можем смело сказать, что у Шульган-Таш не осталось от нас никаких тайн. Помимо наскальной живописи, изучением которой исследователи занялись в первую очередь, была изучена флора и фауна пещеры. К сожалению, никаких новых видов открыто не было. Пещера Шульган-Таш является образующим объектом для одноименного заповедника, который развернулся вокруг пещеры. Именно пещера Шульган-Таш ежегодно привлекает тысячи туристов, съезжающихся со всех уголков нашей планеты. В 1965 году пещера Шульган-Таш получила статус памятника природы.

Тем не мене, любой, кто захочет  посетить пещеру, может сделать это  в любое время – пещера Шульган-Таш, также, как и одноименный заповедник, всегда открыты для туристов. Однако некоторые меры предосторожности все-таки приняты. Второй этаж, где находятся наскальные рисунки, закрыт для посещений. Сделано это в целях безопасности самих рисунков, естественно. На первом этаже, тем не менее, представлены точные копии с тех рисунков, что расположены этажом выше, поэтому туристы все равно имеют возможность ознакомиться с рисунками человека, который жил на этой земли за много веков до него.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1 Общественный музей им.Ф.Н. Вуколова-Эрлика

Общественные музеи - группа негосударственных музеев, созданных различными общественными организациями.

Такое определение соответствует  принятому в 1996 г. федеральному закону "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской федерации". До принятия Закона в  музееведческой литературе к категории  общественных относили, прежде всего, музеи, созданные по инициативе общественности и не финансировавшиеся государством. Общественными являются некоторые ведомственные музеи, например, часть школьных музеев или музеи ряда предприятий.

Создание общественного  музея является результатом серьезной  многолетней работы общественных коллективов  по изучению истории и природы  края, предприятия, биографий земляков, отдельных исторических событий. Поэтому  независимо от профиля деятельность таких музеев носит, как правило, краеведческий характер. Общественные музеи не предоставляют статистической отчетности в государственные органы. Во главе общественных музеев обычно стоит избранный Совет музея, директор, хранитель фондов. Государственные  музеи, как правило, берут на себя научно-методическое руководство деятельностью общественных музеев. Положительным моментом является личный интерес и энтузиазм инициаторов, но он имеет и негативную сторону: непрофессионализм, плохо налаженный учет коллекций, опасность утраты, нестабильность. Многие общественные музеи прекращали свое существование с уходом инициатора и энтузиаста из учреждения или из жизни, после чего остро вставал вопрос о судьбе коллекций. Между тем в фондах общественных музеев хранится значительное число предметов музейного значения. Существуют ограничения на хранение в общественных музеях оружия, изделий из драгоценных металлов и камней. Уступая государственным по уровню профессионализма музейной работы, общественные музеи на всех исторических этапах являлись живым творчеством масс, своеобразным протестом против формализма, шаблонов, жестких идеологических установок. Их роль в местной культурной и общественной жизни проявляется в привлечении большого количества людей в качестве активных участников самой музейной деятельности, а не только в качестве посетителей.

Существование общественных музеев имеет богатые исторические традиции. Первые общественные музеи  возникли еще в 18 в. на базе коллекций старейших научных обществ. В 19 в. эта традиция была продолжена. "Кутузовская изба" в д. Фили под Москвой, в которой проходил военный совет накануне Бородинского сражения 1812 г., многие годы сохранялась в неприкосновенности усилиями местных крестьян и инвалидов Отечественной войны. Общественный характер носили музеи, действовавшие при губернских ученых архивных комиссиях. На рубеже 19-20 вв. возникли общественные организации памяти выдающихся деятелей культуры с целью создания мемориальных музеев. Так, Дом-музей П.И. Чайковского в г. Клин основан в 1894 г. родственниками композитора и передан в 1916 г. московскому отделению Русского музыкального общества, в ведении которого и находился до 1921 г. Инициатором создания Музея JI.H. Толстого в Москве стало московское Толстовское общество. Открытый в 1911 г. музей действовал как общественный до 1920 г. Музей "Домик Лермонтова" в г. Пятигорске открыт в 1912 г. Кавказским горным обществом.

Распространение общественных музеев получило большой размах в 1920 г. в связи с развитием краеведческого движения и работой по написанию  истории фабрик и заводов. Но к 1941 г. только 10 музеев сохраняли статус общественных.

Во второй половине 1950-х  гг. в тех областях и районах, где  особенно остро ощущалась нехватка в музеях, при органах культуры, в школах, на предприятиях стали  возникать общественные музеи. Первыми  в этой серии исследователи (Туманов) называют музеи Пермской области в г. Лысьва, г. Кизел, г. Очер. Наибольшее распространение получили музеи боевой и трудовой славы, истории комсомола, истории предприятий, мемориальные, школьные музеи. Создание и деятельность музеев на общественных началах стала основным содержанием нового этапа краеведческого движения в стране. Точной статистики общественных музеев никогда не существовало, но активная поддержка историко-краеведческого движения со стороны партийных и государственных органов и общественных организаций привела в 1960-е годы к значительному их росту. По данным Министерства культуры РСФСР в России в 1966 г. действовали 300 общественных музеев, в 1972 г. - 601, в 1977 г. - 1074, вместе со школьными - 4174. Рост общественных музеев свидетельствовал об усиливающемся массовом интересе в стране к ее природному и культурному наследию. В 1979 г. Министерство культуры РСФСР утвердило "Типовое положение о музее, работающем на общественных началах", определившее статус и основные направления их деятельности, ввело для общественных музее почетное звание "народный музей".

До начала 1990-х гг. общественные музеи являлись важным компонентом  музейной сети страны и источником пополнения Музейного Фонда РФ. В 1990-е гг. численность этой группы музеев сильно сократилась. Были закрыты, прежде всего, ленинские музеи, и  музеи, посвященные другим известным  деятелям партии и государства, музеи  революционной, боевой и трудовой славы  и т.д. Их фонды частично приняты  на хранение в государственные музеи, а частично утрачены. Значительная часть общественных музеев получила статус муниципальных учреждений культуры.

Тенденцией последних  лет стало появление новых  крупных музеев, концептуально определившие свой общественный статус, например, Центр-музей им. Н.К. Рериха в Москве.

Музейное  дело в Башкортостане, как и во всей стране, в своем становлении  и развитии прошло несколько этапов: от открытия единичных музеев в наиболее крупных городах до создания и  развития музейной сети в республике в целом. Нужно отметить, что процесс этот проходил в достаточно короткий временной промежуток, начиная со второй половины ХIХ века, то есть за неполных 150 лет, что по историческим меркам «капля в море».

Первым  музеем на территории Башкортостана  был Уфимский губернский музей, появившийся  в 1864 году. Создание его стало важным событием в истории и культурной жизни не только города, но и всей губернии. До 40-х годов ХХ века в  Башкирии существовало два государственных  музея: Республиканский краеведческий  музей, выросший из Уфимского губернского  музея, и Уфимский художественный пролетарский музей Октябрьской революции, впоследствии – Башкирский государственный Художественный музей им. М.В. Нестерова, открытый в 1919 году.

Музеи –  хранители истории и духовности, в их экспозиционных залах можно  прочувствовать и осознать уроки  богатой истории родного края, мысленно стать участником великих  событий, проникнуться гордостью за свою республику, за свой народ и  ощущением счастья, что ты живешь на такой прекрасной земле – в  Республике Башкортостан, неотъемлемой части великой России.

Общественный музей им. Ф.Н. Вуколова-Эрлика (далее музей) является добровольным общественным объединением общественности   с.Малый-Менеуз муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан, создан на основании Закона Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 24 апреля 1996 года и общности интересов для реализации целей и задач, указанных в настоящем Уставе.

Общественный музей является некоммерческим учреждением, 
финансовое обеспечение которого осуществляется частично за счёт средств бюджета муниципального района Бижбулякский район, а также спонсорской помощи организаций, учреждений и предприятий Бижбулякского района Республики Башкортостан.

Организационно-методическую помощь в функционировании музея 
оказывает музейное объединение муниципального района Бижбулякский 
район Республики Башкортостан.

Музей выполняет следующие функции:

  • сохранение и популяризация литературного наследия известного чувашского писателя, журналиста, композитора, драматурга Филиппа Николаевича Вуколова-Эрлика;
  • сохранение и популяризация жизни и деятельности видных уроженцев деревни Малый - Менеуз Бижбулякского района Антонина Ивановна Матвеева-Сухарева (Нухрат);
  • воспитание гражданственности, национальной самобытности личности, патриотизма;
  • воспитание любви к своей Малой Родине, родному краю, Отчизне, чувства уважения к ветеранам Великой Отечественной и иных войн, к людям труда;
  • формирование чувства причастности за судьбу своего села, района, в целом Республики Башкортостан.

Музей создан: 

  • в целях воспитания, развития и социализации населения (жителей муниципального района Бижбулякский район);
  • для воспитания у подрастающего поколения чувства уважения к истории чувашского народа, любви к родному краю, повышения уровня знаний в области истории Отечества, языка, традиций, обычаев чувашского народа;
  • для выявления и раскрытия творческого потенциала молодого поколения, овладения ими духовным наследием чувашского народа и глубоким изучением творчества односельчанина Ф.Н. Вуколова-Эрлика.

Музей ставит задачи:

  • сбор материалов о жизни и деятельности писателя Ф.Н. Вуколова-Эрлика, других известных односельчан, изучение их творчества;
  • документирование истории деревни, жизни участников Великой 
    Отечественной и иных войн, ветеранов и тружеников тыла, передовиков и новаторов сельскохозяйственного производства, работников культуры и образования, активистов и известных жителей села путём выявления, сбора, изучения и хранения музейных экспонатов и документов;
  • организация культурно-просветительской, методической, 
    информационной и иной деятельности, предусмотренной действующим законодательством;
  • установление тесной и деловой связи с другими общественными 
    формированиями, учреждениями культуры и образования;
  • тщательное изучение собранных материалов, их надлежащее размещение вэкспозициях музея, надлежащее хранение и учёт;
  • организация экскурсий для жителей села, гостей, молодёжи 
    Бижбулякского и близлежащих районов, а также иных регионов республики;
  • проведение выставок;
  • оказание срдействия педагогическим коллективам учебных заведений Бижбулякского и иных районов республики в использовании музейных материалов в учебном процессе.

Результатом деятельности музея является краеведческая, туристическая, экскурсионная, поисково-исследовательская и иные работы по профилю, дальнейшее выявление и изучение творческого наследия писателя Ф.Н. Вуколова-Эрлика, выявление ближайших его родственников и совместная работа с ними.

Доведение до населения литературной и общественной деятельности, 
жизненного пути писателя Ф.Н. Вуколова-Эрлика, других ставших 
известными односельчан.

Вовлечение учащихся общеобразовательных учебных заведений района в культурно-просветительскую, краеведческую работу, осуществление связи с педагогическими коллективами и общественностью.

Проведение целевых и тематических экскурсий, выставок, творческих встреч и вечеров с известными писателями, краеведами и иными известными людьми, представителями государственных и общественных организаций.

Целью проекта «Культурно-познавательный туризм» было сформирование комплексной системы знаний воспитаний молодежи, подрастающего поколения на примере жизнедеятельности славных сынов Отечества; увековечение светлой памяти нашего земляка писателя, поэта, патриота Ф.Н. Вуколова-Эрлика.

         Надеемся, что литературная карта писательский маршрут «дорожная литературная карта» привлечет внимание сельчан, из других городов, районов по литературным темам, поднимет на новый уровень общественный интерес в литературной культуре районов РБ.

Проект будет содействовать развитию литературного туризма, появится возможность больше узнать о писателях, об истории нашей литературы, о памятных местах, связанные с литературным творчеством писателя Ф.Н. Вуколова-Эрлика, а также литературных героях. Будет содействовать, как одно из отраслей культурной жизни местного сообщества, неограниченно станет частью национальных электронных ресурсов, достойно представляя Республику Башкортостан на литературной карте России.

Формирование навыков бережного  отношения к историческим документам и реликвиям и ведение летописи села.

Заинтересованные организации, школы, музеи, библиотеки не только своего района, но и Республики Башкортостан получат  материал о жизни и творчестве поэта и писателя, драматурга Ф.Н. Вуколова-Эрлика для дальнейшего использования в учебно-воспитательной и исследовательской работах.

Информация о работе Туризм как сфера реализации познавательной активности личности