Туризм как сфера реализации познавательной активности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:44, курсовая работа

Краткое описание

Объекты туристского интереса – это веками сложившиеся достопримечательности, природные и природно-климатические зоны, памятники истории и культуры и иные материальные и духовные ценности, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристкой поездки и восприятия туристского продукта. Однако, для того, чтобы эти объекты были бы реально использованы в целях познавательного туристского досуга, необходима надлежащая инфраструктура, которая обеспечит донесение наиболее характерных и существенных особенностей объекта до сознания и эмоциональной сферы участника туристского тура.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность туристического направления
1.1 История туризма
1.2 Зарождение и его историческое значение
1.3 Распространение туризма в РФ
Глава 2. Возможность развития культурно-познавательного туризма в Республике Башкортостан
2.1 Нравственная духовность, особенности формирования личности
2.2 Культурно-познавательный туризм
2.3 Развитие культурно-познавательного туризма в Республике Башкортостан
Глава 3. Практическая часть
3.1 Общественный музей им. Ф.Н. Вуколова-Эрлика
3.2 Биография Ф.Н. Вуколова-Эрлика
3.3. Открытие общественного музея им. Ф.Н. Вуколова-Эрлика
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая туризм.docx

— 1.77 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

2.1 Нравственная духовность, особенности формирования личности

Проблема духовно-нравственного бытия человека является основополагающей, поскольку ее решение, в конечном счете, определяет характер и направление его развитие, формы взаимодействия с миром.

Духовность относится к родовым определениям 
человеческого способа жизни, выступает во всем своем богатстве и многообразии в качестве субъективного бытия, особого рода реальности. 
         Духовное начало человека связано с общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью 
человека в мир культуры. Духовность характеризуется понятиями разума и 
.мышления, миром человеческих идей и созерцаний, такими эмоционально- 
волевыми свойствами и состояниями, как доброта, любовь, раскаяние, смирение. С общественной точки зрения она представляет собой идеальный 
комплекс норм, которые выступают по отношению к субъекту и обществу, 
не как данность, а как заданность и непреложный императив. 
          Определяя роль духовности в развитии личности, Братусь указывает, 
что она придает смысл жизни человека; в ней он черпает ответы на волнующие его экзистенциальные проблемы: о смысле жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждения, красивого и безобразного. Она открывает 
человеку доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к искусству, науке и религии, указывает человеку, что является для него главным и наиболее ценным, дает ему то, ради чего стоит 
жить. Духовность субъёкта или «индивидуальный дух» представляет собой 
ответственное принятиё и следование высшим образцам совокупной человеческой культуры: переживание нравственных норм общежития как внутреннего «категорического императива», усвоение высших ценностей родового бытия человека как своих собственных.

 

2.2 Культурно-познавательный туризм

Задачами  индустрии туризма являются повышение  культурного уровня человека, более  полное удовлетворение духовных потребностей, оказание положительного влияния на его систему ценностей, знаний, общественное поведение.

Ведущую роль среди основных видов туризма  занимает культурно-просветительный (культурно-познавательный) туризм. Его интенсивное развитие связано с возросшей потребностью людей в расширении знаний по различным  направлениям, в повышении интеллектуального  уровня. По статистическим данным доля культурно-просветительного туризма  в общем объеме туризма составляет 60,1%.

Ресурсами культурно-просветительного туризма  являются материальные памятники, составляющие культурное наследие народа: произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного  творчества, а также обычаи и верования.

Ресурсы культурно-просветительного туризма, как и любого другого вида туризма, потребляются только в процессе или  в результате передвижения. Во всякой местности туриста привлекает что-то непривычное, необычное, ранее не виденное и неизвестное, одним словом, черты, отличающие данную местность от всех остальных районов. Иначе говоря, туриста влечет экзотика – впервые  воспринимаемые и необычные для  него явления, объясняемые несходством  посещаемого района с местом постоянного  проживания туриста. Коэффициент полезного  действия культурно-просветительного туризма соответствует коэффициенту экзотичности - доле новых и необычных  для туриста впечатлений и  занятий в общем бюджете его свободного времени.

С одной  стороны, туристу нужно показать редкие и неповторимые памятники  культуры. С другой стороны, нужно  по немногим образцам познакомить его  с обширными территориями, чтобы  он составил объективное представление  о районе, городе, крае, стране.

Культурно-просветительные  туры имеют множество тематических разновидностей: исторические, литературные, театральные, этнографические, фольклорные, искусствоведческие (по знаменательным картинным галереям), музыкальные (по знаменательным оперным театрам), по местам действия известных литературных произведений, по местам жизни известных писателей и т. п.

Основными формами организации культурно-просветительного туризма как вида деятельности являются экскурсии и другие культурные мероприятия (посещение музеев, выставок, театров, концертов, творческих встреч, национальных праздников и ритуалов), направленные на удовлетворение потребностей большинства  туристов. В самом деле, когда  путешествие не наполнено экскурсиями  и другими культурными мероприятиями, то оно становится просто поездкой с возращением на прежнее место. Именно благодаря данным мероприятиям культурно-просветительный туризм оказывает формирующие влияние на личность, обогащает ее новыми знаниями и впечатлениями.

Культурное  самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных  уголков мира и населяющих их народов  образуют один из наиболее сильных  побудительных туристских мотивов.

Туризм - наилучший способ знакомства с  другой культурой. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании  его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть  мир своими глазами, услышать, ощутить - важные части восстановительной  функции туризма, они несут в  себе большой гуманитарный потенциал. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека.

Культура  является фундаментальной основой  процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода  к их дальнейшему развитию. В большинстве  стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего  мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без  приобретения знаний в области культуры.

Второе  определение - специализированного  характера, построенное на «культуре  культуры», т.е. на моральных, духовных, интеллектуальных и художественных аспектах жизни человека.

Культурное  наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых и т. д., но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы и т. п.

Давно выделился  и стал самостоятельным такой  вид туризма, как культурный, или  познавательный. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:

• памятники  археологии;

• культовую и гражданскую архитектуру;

• памятники ландшафтной архитектуры;

• малые  и большие исторические города;

• сельские поселения;

• музеи, театры, выставочные залы и др.;

• социокультурную инфраструктуру;

• объекты  этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;

• технические комплексы и сооружения.

Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного  региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит  не только от материально-технической  базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.

Объекты национального культурного наследия должны быть представлены разумно и  творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной  страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами  и предлагать их на туристский рынок.

Оценка  культурных комплексов для туристских целей может проводиться двумя основными методами:

1) ранжированием  культурных комплексов по их  месту в мировой и отечественной культуре;

2) необходимым  и достаточным временем для  осмотра достопримечательностей, что  позволяет сравнивать разные  территории по перспективности  историко-культурного потенциала для туризма.

Эти методы во многом субъективны: культурные комплексы, высоко оцениваемые специалистами, не всегда вызывают адекватную реакцию  у туристов. Необходимое и достаточное  время для осмотра объектов в  известной степени определяется их доступностью и построением экскурсионных  маршрутов. Наконец, представление  о ценности культурных комплексов зависит от уровня образования, национальных особенностей туристов. В большинстве случаев интерес к объектам культуры определяется модой.

Несмотря  на то, что практически любую информацию можно получить из печатных периодических изданий, художественной литературы и других источников, не стареет старая истина: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно планировать и развивать специальные программы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его культуре, распространять информацию о своем культурном потенциале в расчете на привлечение потенциальных туристов.

 

2.3 Развитие культурно-познавательного туризма в Республике Башкортостан

Практически во всех городах Башкирии встречается множество архитектурных  достопримечательностей, различных  по стилю, эпохам и назначению, а также памятники природы.

Памятники природы – это создание живой и неживой природы –  пещеры, водопады, утесы, гейзеры, геологические  обнажения, валуны, отдельные деревья  или рощи, долины, луга и природные  объекты, имеющие научную, учебно-просветительную, историческую или культурную ценность. 
В настоящее время в Башкирии объявлены памятниками природы 148 природных объектов.

Имея такие богатые культурные и природные ресурсы как в Башкирии, необходимо все более развивать эту отрасль туризма и привлекать как можно больше туристов.

Одно из предложений – организовать автобусный тур, который можно было бы назвать «Золотое кольцо Башкортостана: природное наследие». В республике сейчас три государственных природных  заповедника, государственный национальный парк, три природных парка, много  заказников и памятников природы. По ним и можно было бы устроить экскурсии.

Базовыми пунктами маршрута могут  стать, конечно, заповедники, национальный и природные парки. Облегчает дело, что все они уже соединены хорошими автомобильными дорогами. Схема маршрута видится такой: Уфа – природный парк «Кандрыкуль» - природный парк «Аслыкуль» - национальный парк «Башкирия» - природный парк «Мурадыновское ущелье» - государственный природный заповедник «Шульган-таш» - Башкирский государственный природный заповедник – Южно-Уральский государственный природный заповедник – Уфа. Можно создать и укороченный вариант маршрута, проехав из Уфы в национальный парк «Башкирия» и далее.

Сегодня западный турист уже пересытился  «пляжным» туризмом. Цивилизованный человек стремится посмотреть мир, тянется к дикой природе, самобытной культуре различных народов (хотя в  то же время требуются высокий  сервис и уровень обслуживания). Башкирский Южный Урал в этом отношении  очень привлекателен, поскольку  является колыбелью башкирского  народа, кладезем его самобытной культуры. Только здесь во всей первозданности сохранились исконные традиции народа, местный уклад жизни. И только здесь можно услышать настоящие  звуки курая, попробовать настоящий бортевой мед и кумыс.

Также возможно увеличить речные туры по рекам Башкортостана. Например, маршруты выходного дня с посещением одного из живописных курортных мест Башкортостана.

В нашей республике подведомственными  Министерству культуры Республики Башкортостан и муниципальными учреждениями было разработано 103 интересных этнокультурных туристических маршрута. Среди них — пешеходные и автобусные экскурсии по памятным местам городов и районов республики. Туристические маршруты знакомят желающих с неповторимой природой, достопримечательностями Башкортостана, выдающимися личностями нашей республики, открывают нам заново знакомые места. 

Культурно-исторический потенциал  Башкирии весьма разнообразен, что  способствует развитию познавательного  туризма. Здесь имеются уникальные археологические памятники, в числе  которых  Капова пещера с древними наскальными рисунками, образцы культовых православных и мусульманских сооружений, краеведческие музеи.

Пещера Шульган-Таш,  была открыта в 1954 году. Человеком, совершивший это чудесное открытие стал А. В. Рюмин – зоолог местного заповедника. Пещера была названа Шульган-Таш не просто так. Шульган – это река, которая протекает возле самого входа в пещеру, а Таш с башкирского языка – это камень. Второе же название, а именно Капова пещера, имеет несколько вероятных происхождений. По одной из версий пещеру назвали Каповой из-за того, что звук капающей воды постоянно слышен внутри пещеры. Другая же версия проводит аналогия со словом “капище”, которое можно перевести как “храм”. Эта версия строится на том, что после изучения рисунков, появилось предположение, что в древние времена пещера использовалась как своего рода храм, где человек проводил определенные обряды, например, перед охотой.

Информация о работе Туризм как сфера реализации познавательной активности личности