Традиции и новации в современной японской семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – культурологический анализ процесса формирования современной японской семьи и ее составляющих.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. с. 3-4
1. Роль традиций в современной японской семье……………………с. 4-13
2. Новации в японской семье…………………………………………с. 13-19
3. Перспективы развития японской семьи…………………………...с. 19-25
Заключение……………………………………………………………….. с. 25-26
Список использованной литературы …………………………………… с. 27-29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Мишеневой. 20.04.13 (2).doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время японское общество, перед которым встала проблема снижения рождаемости, сталкивается не только с ней, а с экономическими проблемами, с проблемами в общественной и культурной жизни. В первую очередь это нехватка рабочей силы, увеличение числа пожилых людей и необходимость притока иностранной рабочей силы. Заметен и упадок рынка. Например, большие и очень успешные издательства, публиковавшие детские книги, приходят в упадок. Закрываются многие университеты. 31

Следующая проблема – трудности с обеспечение системы социального страхования, в первую очередь выплата пенсий и уход за нуждающимися, обеспечение пожилых людей. Особенно это ощущается в Японии, где принято, что пенсионеров обеспечивает трудоспособная часть населения. Не сам себе накапливаешь пенсионные деньги, а работающее поколение работает и на предыдущее поколение – пожилых людей. Новое поколение, численность которого становится все меньше и меньше, уже не сможет содержать постоянно увеличивающееся число пожилых людей. Поэтому это действительно очень серьезная проблема для японского общества.  Говоря о детях, надо отметить, что вообще изменился взгляд на ребенка. Раньше ребенок воспринимался как божественный дар. Сейчас ребенок воспринимается как созданный, сделанный человеком. А раз ребенок сделан, то возникают два момента: хотелось бы создать так, как запланировал, получить ожидаемый результат, что как раз и невозможно по отношению к новой личности – к ребенку. Поэтому родители получают стресс от того, что результат не оправдывает их ожиданий, происходит отталкивание собственных детей. Второй момент – раз сам создал, значит, сам и отвечай. В таком случае не хотелось бы иметь обычного ребенка. А хотелось бы очень хорошего ребенка. Отсюда появляется стремление воспитать правильного, хорошего ребенка. Люди попадают в психологическую зависимость, что приводит к психологическим изменениям.  В Японии практически не существует явления «матери-одиночки». Не имея мужа, мало кто из женщин решается завести ребенка. Если женщина забеременела, она старается поспешно выйти замуж. Если замуж выйти нельзя, то ребенок не рождается. 32

Статус пожилых  в японской семье тоже меняется не в лучшую сторону. Забота о престарелых в доме превращается в настоящую проблему. Обогнав по эффективности производства Северную Америку и Западную Европу, Япония остается далеко позади них в области социального обеспечения. До недавних пор этот недостаток компенсировался конфуцианскими традициями: «три поколения под одной крышей». 33 Старший сын (особая роль которого в семье подчеркивалась с малолетства) не только наследовал отчий дом, но и гарантировал обеспеченную старость родителям. С того дня, как свекровь торжественно передавала невестке самодзи (деревянную лопаточку для раскладывания риса), хозяйничать в доме начинало следующее поколение, а отец и мать сохраняли лишь совещательный голос в семейных делах. В 60-х годах 80 % японских семей жили несколькими поколениями под одной крышей. Сейчас же их осталось  около 30 процентов, и по количеству одиноких стариков Япония скоро догонит Англию. На вопрос, почему молодежь теперь все чаще пытается жить отдельно от родителей, один японец ответил так: «- Ну, во-первых, для этого появились материальные предпосылки, молодая семья в состоянии обзавестись собственным жильем. А во-вторых, принцип «три поколения под одной крышей» годится для развивающихся стран, где пожилые люди не живут так долго, как у нас…»34

В Японии сейчас насчитывается около 44 миллионов семей, 12 миллионов из них, состоят из двух человек, а 10 миллионов — вообще одиночки. В XXI веке более двух третей японцев будут доживать свою жизнь одни. "Способствует" этому и рост разводов. Количество разводов в Японии за последние годы сильно увеличилось, и японцы часто попадают в неудобную ситуацию, когда для поддержания разговора спрашивают у коллег об их супругах и узнают, что те давно развелись. Для вежливых японцев такие ситуации крайне неприятны, и возможность узнать через газету о личной жизни знакомых и родственников – это настоящее спасение. Специально для этой цели существуют разводные газеты, публикующие «некрологи браков». По мнению японского «гуру разводов» Хироки Тераи, это избавляет супругов от необходимости объявлять всем родственникам и друзьям о разводе и выслушивать их соболезнования. Вместо этого они рассылают газету всем, кого хотят поставить в известность. 35

Существует в Японии и пособие по выходу на пенсию, часто дающее женам удобный повод уйти от мужей. Мужа они могли терпеть, пока он проводил целый день на работе и возвращался домой за полночь. Выйдя в отставку, он становится просто невыносимым. Не каждая жена в восторге от столь малоприятных перемен в прежде столь упорядоченной жизни. 36

Физическая  сторона любви в браке тоже неоднозначна. Семейные пары, которые не смогли позволить себе жить отдельно от родственников вынуждены ютиться с детьми, в крохотных квартирках и не менее, крохотных домиках с раздвижными бумажными перегородками между комнатами, практически не оставляющими шанса для интимной жизни. Так что супружеские пары порой вынуждены искать анонимности в других местах - отелях любви, что опять же ухудшает и без того пострадавшую в процессе модернизации, рождаемость. 37

Происходит и изменение японской молодежи как таковой. Многие из тех, кто сейчас учится в университетах Японии, ни разу не надевали кимоно. Эта часть студентов и студенток не знакома с традиционной японской музыкой и театром. Они никогда не были в саду камней, не видели Кабуки и вообще мало что знают об истории и традиционной культуре своей страны.

Обилие свободного времени вкупе с поголовной мобильной  телефонизацией, выводящей контакты подростков из-под контроля родителей, позволяют им заниматься, чем заблагорассудится. В результате японская молодежь имеет все шансы прослыть самой эпатирующей и экстремальной на свете. Сейчас молодые японцы стараются, заводя семьи, переезжать из дома родителей. Поэтому большая часть семей не живут вместе с бабушками и дедушками. Последняя японская мода в домашнем строительстве - строить "двойные дома", то есть два дома с раздельными входами, но на одном фундаменте, и селиться: дети - отдельно, родители - отдельно, но все рядом. Число частичной занятости  среди молодежи с 1993 по 2003 гг. достигло почти 30%. В 2003 г. впервые число частично занятых японцев со средним образованием, превысило процент работающих на полную ставку. Последствия для этих молодых людей оказались опустошающими. Они ощущают, что не могут вступить в брак и создать семью, имея лишь временную работу или работая на полставки, и многие компании неохотно переводят  частично занятых работников на полную занятость. 38

«У женщин выделяются три периода высокой нестабильной занятости: первый в возрасте 15-19 лет, второй - 40-44 года и третий - после 65 лет. Они соответствуют трем различным этапам жизненного цикла женщины: учеба и/или период до замужества, возвращение на рынок труда после рождения и воспитания второго ребенка, поиск дополнительного дохода при отсутствии пенсии. Рост занятости в Японии с 1980-х годов, обусловленный расширением сферы услуг, опирался на рост «нерегулярной», нестабильной занятости среди женщин 50-ти лет и старше. В 1990-е годы «нерегулярная» занятость получила широкое распространение среди молодежи в возрасте 15-24 лет, особенно среди женщин. В итоге в настоящее время нестабильная занятость охватывает в основном молодежь и лиц старшего возраста, преимущественно женщин».39

Из всего  можно сделать вывод, модернизация широкими шагами идет  по Японии, принося свои плоды, минусы и плюсы. В период экономического бума все в Японии преследовали одну общую цель - догнать Запад. Для ее достижения каждый японец создавал семью и производил на свет потомство, хотел он этого или нет. Отец семейства работал и зарабатывал на жизнь, денно и нощно. Мать занималась семейным бюджетом, вела хозяйство, кормила домочадцев и следила за тем, чтобы дети посещали хорошие школы. Для общества, которое столько времени жило в своем строгом, нерушимом «панцире», влияние современных тенденций весьма ощутимо, и даже в некоторой степени утрированно.  Япония переживает бум модернизации, ей приходится переваривать информацию гораздо быстрей, чем всем остальным странам, поглощать ее в огромных количествах, и некоторая хаотичность этого процесса дает о себе знать. Теперь, когда цель более или менее достигнута, роли мужчины и женщины в японской семье поменялись, перемешались, потеряли свою узкую направленность. Некоторые женщины не только отказываются заводить детей - они вообще не желают выходить замуж. Таким образом, они протестуют против нанимателей, которые автоматически связывают факт замужества с увольнением, а также против старших женщин, которые воспитали целое поколение молодых мужчин, не способных накормить себя самостоятельно. Японская молодежь благодаря средствам массовой информации узнала, какой она может быть, как живут их сверстники, чем интересуется мир, и это автоматически стало ориентиром для молодого поколения. Теперь, современная японская семья все больше впускает в свой устоявшийся быт, модные и популярные вещи. Меняет стиль воспитания и образования, начинает ориентироваться вовнутрь, а не вовне, теперь человек - индивидуальность с потребностями и возможностями, становится центром внимания, в обществе ориентированном на коллективные ценности.

 

 

Заключение

Сейчас Япония старается отгородиться от насаждения западного стиля жизни, пропагандируя национальную культуру всеми доступными средствами, пытаясь замедлить изменения, вызванные современной глобализацией, вносящей существенные корректировки в семейное и национальное воспитание японцев. При этом внимание государственных и частных структур направлено на охрану культурных традиций, а также, что немаловажно, грамотному владению японским языком, который начал существенно видоизменяться в угоду модным веяньям запада. Такое массовое поглощение чужой культуры, может привести Японию к неминуемому кризису в обществе, угрожая всем социальным институтам, семейному укладу японцев который существовал веками и почти не изменялся до последнего времени. Поэтому японский национальный язык становится не только средством гражданского воспитания, но и национальной безопасности.40

Итак, можно сделать  вывод, Япония - страна с давней и богатой историей морального воспитания, проводившегося в семье и обществе. Уникальность и самобытность нации являются локомотивом ее успешного развития. Осознавая проблему, в Японии стали предприниматься меры для укрепления национального самосознания, воспитания уважения к истории, корням, традициям народа и воспитании в молодежи качеств, которые являются необходимыми для формирования нового типа личности, гордящегося своей страной и ее историей и готового ответить на вызовы времени. Опыт японского народа в воспитании молодого поколения имеет давнюю историю, которая складывалась на протяжении столетий как важнейшая национальная традиция. Обращение к истории этого опыта способствует пониманию особенностей национального характера Японии. 41

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Безруков И.А. История слияния синтоизма и буддизма и его роль в формировании японского менталитета/Путь Востока. Проблема методов. Материалы IV Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия “Symposium”, выпуск 10. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.79-81[Электронный ресурс]// URL. http://anthropology.ru/ru/texts/bezrukov/east04_12.html (дата обращения: 13.04.2013)

2. Бородина О. Развод по-японски [Электронный ресурс]// URL. http://lady.mail.ru/article/473316-razvod-po-japonski/ (дата обращения: 13.04.2013)

3. Кальчева А., «Кокусай кэккон»: смешанные браки в Японии // для Fushigi Nippon - Загадочная Япония. Культура [Электронный ресурс]// URL. http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1402&page=1 (дата обращения: 13.04.2013)

4. Крнета Н. Формы обращения в японской семье. Сайт Института стран Азии и Африки при МГУ [Электронный ресурс]// URL. http://www.komi.com/japanese/from_int/family.htm (дата обращения: 13.04.2013)

5. Лапина И.А. Правовое регулирование социально-демографических процессов в

современном белорусском  обществе / диссертация … доктор права,[Место защиты: Академия управления],

Минск 2009 – 132 c. [Электронный ресурс]// URL.  http://www.pac.by/dfiles/001964_899009_lapina_56.pdf  (дата обращения: 13.04.2013)

6. Мюллер К.  Год в поисках Ва. М.: Рипол Классик, 2011. С. 120.

7. Малуохова М. статья Японская семья – рай для детей. [Электронный ресурс]// URL. http://shounen.ru/japan/semya.shtml (дата обращения: 13.04.2013)

8. Марков В.И. Чуйков В.С.  Культурология: учебное пособие. Кемерово 2008. [Электронный ресурс] URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-143451.html (дата обращения: 13.04.2013)

9. Овчинников  В.В. Ветка сакуры. М. "Молодая гвардия", 1971, 224 стр., с илл. http://lib.ru/EMIGRATION/OVCHINNIKOV/sakura.txt (дата обращения: 13.04.2013)

10.  Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы [Электронный ресурс]// URL. http://www.historycivilizations.ru/library/japan/index.htm (дата обращения: 13.04.2013)

 

11. Степанова О.А. Японская семья в контексте трансформации массовой культуры Японии в начале XXI века /диссертация ... кандидата культурологи [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т] Москва, 2008 - 156 c. [Электронный ресурс]// URL.

http://www.dissland.com/catalog/yaponskaya_semya_v_kontekste_transformatsii_massovoy_kulturi_yaponii_v_nachale_xxi_veka.html (дата обращения: 13.04.2013)

12. Степанишина А.И. Воспитание детей в японском обществе // Путь Востока. Проблема методов. Материалы IV Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия “Symposium”, выпуск 10. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.71-78 [Электронный ресурс] // URL: http://anthropology.ru/ru/texts/stepanish/treastj01_11.html (дата обращения: 13.04.2013)

13. Фейерберг  Г.  Противоречия Японского общества // Великая эпоха. 2008.04.03. [Электронный ресурс]. URL: http://www.epochtimes.com.ua/ru/world/society/protyvorechyja-japonskogo-obshhestva-78803.html (дата обращения: 13.04.2013)

14. Хэрн Л., Семья в Японии// Мир по-японски СПб., 2000. С. 55-63.

15. Чертушкина Е.В. Молодежь в процессе трансформации японского общества на рубеже ХХ – XXI вв.: автореферат дис. .кандидата исторических наук [Место защиты: Дальневосточный федеральный университет].Владивосток, 2012.- 26 с. [Электронный ресурс]// URL.

http://www.dslib.net/vseobwaja-istoria/molodezh-v-processe-transformacii-japonskogo-obwestva-na-rubezhe-hh-xxi-vv-problemy.html  (дата обращения: 13.04.2013)

16. Японская семья // Rin.ru. Электронный журнал // URL. http://history.rin.ru/text/tree/2522.html (дата обращения: 13.04.2013)

17. За знаниями – по миру // Дошкольное образование в Японии. - 2010. - №1. - С. 13-18. [Электронный ресурс] // URL. http://dob.1september.ru/articles/2010/01/05 (дата обращения: 13.04.2013)

Информация о работе Традиции и новации в современной японской семье