Традиции и новаторские технологии в японском дизайне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:57, контрольная работа

Краткое описание

Предметы, окружающие японца, при всей своей высокой эстетичности по большей части модульные, предельно функциональны и конструктивны.
За последние десятилетия Япония превратилась, в своего рода, Мекку дизайна. Трудно назвать крупного европейского или американского дизайнера, который не посетил бы эту страну для изучения ее дизайна, отличающегося исключительно высоким эстетическим уровнем и органичным соединением национальных традиций с мировыми достижениями.

Содержание

Введение. 2
Особенности японского дизайна. 4
Основные черты японского дизайна. 7
Заключение. 12
Список использованной литературы: 13
Приложение 1. 14

Вложенные файлы: 1 файл

Традиции и новаторские технологии в японском дизайне.docx

— 465.39 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение. 2

Особенности японского дизайна. 4

Основные черты японского дизайна. 7

Заключение. 12

Список использованной литературы: 13

Приложение 1. 14

 

 

Введение.

Известно, что историческую судьбу каждого народа в значительной мере определяют географическое положение, природные и климатические условия. Островное положение Японии привело  к относительной изолированности  японского этноса и сохранению, вплоть до современности, его однородности.

Художественная культура Японии развивалась в течение  многих веков.

Поэтичность мышления японцев  проявилась в многозначности содержания созданных ими художественных предметов, отражающих представления о природе  и мироздании. 

Успехи японского дизайна  часто объясняют многовековой культурой  художественного ремесла и быта, эстетическая утонченность и гармоничность  которой всегда поражала зарубежных ценителей.

Классик японского дизайна  Кендзи Экуан говорил, что «творческая мысль японских дизайнеров развивается в сфере трех важнейших жизненных проблем: недостаток территории, перенаселенность и традиции духовной культуры».

Действительно, в формировании предметного мира японцы с древнейших времен придерживались концепции, основу которой составляют функциональность, лаконизм и чистота форм. Понятно, что в островной вулканической стране с жесткой экономией земли все творческие силы человека вкладывались в разумную организацию жизнедеятельности.

Предметы, окружающие японца, при всей своей высокой эстетичности по большей части модульные, предельно функциональны и конструктивны.

За последние десятилетия  Япония превратилась, в своего рода, Мекку дизайна. Трудно назвать крупного европейского или американского  дизайнера, который не посетил бы эту страну для изучения ее дизайна, отличающегося исключительно высоким  эстетическим уровнем и органичным соединением национальных традиций с мировыми достижениями.

Особенности японского дизайна.

Японский дизайн всегда отличался  своей загадочностью и лаконичностью. Совершенно чуждая культура Японии воспринималась в Европе и Америке как экзотика, ведь на протяжении долгого времени, из-за особого географического положения  и климатических условий, японские территории были практически изолированы. Благодаря этому любой объект из Японии становился открытием об истории и культуре этой страны. Изменения произошли только после  революции Мэйдзи в 1868 году. В результате, начала взаимодействия с другими культурами Япония стала многое заимствовать у Запада, который, впоследствии, сильно изменил всю японскую культуру.1

Исторически японский дизайн уходит корнями в национальные ремесла. Развитие дизайна активно поддерживалось японским правительством после окончания  Второй мировой войны, когда нужно  было заново отстраивать разрушенные  здания. Появились государственные  информационные центры по развитию дизайна, организовывались международные конференции, был создан Фонд японского дизайна. Обучение дизайнерским навыкам в  школе – и сейчас часть государственной  политики Японии. Первая немногочисленная группа дизайнеров появилась в стране в начале 1950-х гг. Когда в 1952 г. была создана японская ассоциация дизайнеров, в нее вошли лишь 25 специалистов, в большинстве своем занимавшихся проектированием мебели и интерьеров. Промышленный подъем начала 1960-х гг. вызвал усиление конкурентной борьбы между японскими промышленными  фирмами. В заботе о повышении  привлекательности своей продукции  они вынуждены были прибегнуть к  услугам дизайнеров.

При этом процесс освоения зарубежного опыта  в Японии происходил не так просто, легко и последовательно, как  иногда кажется. Критики обвиняли японских дизайнеров в слепом подражании западным образцам аудио- и видеотехники, формы которых иногда буквально копировались. Мебель повторяла образцы известных работ Имса, Сааринена, Брейера, Ле Корбюзье. Иногда это были прямые копии, иногда они несколько видоизменялись в деталях. Промышленный дизайн в Японии появился слишком стремительно, в большом отрыве от национального ремесленного искусства, между ними почти не было связи. Самая яркая тенденция зарождающегося японского дизайна - его американизация и, как следствие, преобладание стайлинга. Это не удивительно, ведь многие дизайнеры Японии Учились в американских колледжах, а японские товары в большом количестве экспортировались в США.

В японском дизайне сразу сложилось три  направления, условно называемых «национальным», «интернациональным» и «смешанным». В Японии возражают против термина «европейский» стиль, так как в нем есть оттенок расового противопоставления европейцев азиатам, а чаще употребляют термин «интернациональный». Известно, что в Японии но национальному обычаю принято сидеть вокруг низкого стола прямо на полу. Японские дизайнеры вместо традиционных подушек начали проектировать своеобразные стулья со спинками, но без ножек. Японские ванны - деревянные бочки - стали заменяться пластиковыми, а фирма «Тошиба» выпустила современную электрическую рисоварку вместо традиционных «ка-мадо».

«Национальный»  стиль, однако, не избежал и довольно безвкусной стилизации. Так, например, в одном из отелей на курорте Атами был выстроен огромный ресторан, вмещающий около двухсот низких японских столов с подушками, регулярными рядами размещенных на полу, покрытом циновками. Этот пафос количества не имел ничего общего с духом традиционных национальных интерьеров, интимных и простых, рассчитанных на один, в крайнем случае - два-три стола. Можно привести и другие примеры псевдонационального стиля в японской промышленной продукции. Например, светильники часто проектировались так, что современные по форме плафоны из молочного стекла и даже люминесцентные трубки украшались деревянными или металлическими декоративными накладками в «японском духе», которые не только плохо смотрелись, но и оказывались нефункциональными, поскольку закрывали свет.

Создание  собственной творческой концепции  японского дизайна происходило на базе так называемого смешанного стиля, возникшего на основе органического сочетания особенностей японского быта и его художественных традиций и лучших достижений мирового дизайна. Ярче всего это проявилось в проектировании интерьеров, мебели, домашнего оборудования. Освоение зарубежного опыта наиболее плодотворно велось в сферах высокоразвитых областей промышленности, прежде всего в электронике.

Современная электроника, которой так прославилась Япония, в период становления японского дизайна была совсем новой для страны областью производства, не связанной с прошлым ни функциями, ни формами.

Но именно она стала самой массовой областью практики японского дизайна. Правда, сама по себе массовость, равно как и высокий уровень технической оснащенности японской электроники, еще не означает высокого качества дизайна, хотя, конечно, нельзя умалять роль этих факторов.

Позже японские промышленники и торговые организации начали отбирать за рубежом самые лучшие, самые последние достижения науки, культуры и техники. В Японии, таким образом, быстро начал распространяться дизайн, который в Европе и Америке еще считался элитарным. Десятилетия освоения лучших образцов мирового дизайна явились замечательной школой для национального мастерства. Почти одновременно с этим процессом и на его базе начались собственные творческие поиски наиболее талантливых японских дизайнеров.

Так определился  характер прогрессивного развития японского  дизайна в новейших областях промышленности как процесс находчивой, гибкой, творчески последовательной адаптации и трансформации наиболее современных форм, материалов, методов работы, созданных и найденных в других странах. Японские телевизоры и магнитофоны создавались путем изменения, усовершенствований и одновременно эстетического осмысления так называемых побочных функций, связанных с особенностями переноса, хранения, регулирования приборов и управления ими. Путем совмещения нескольких функций в одной вещи, путем выявления, уточнения, обогащения основных функций предметов, путем использования новых материалов и изменения принципов функционирования предмета.

Японские  дизайнеры в новейших областях промышленности целенаправленно приближают технические завоевания современности к человеку, легко и гибко приспосабливая их к бытовым процессам. В этом по-своему сказывается традиционное для японской культуры внимание ко всем деталям и мелочам предметной среды.

Поиски  компактности и простоты форм сопровождались в японском дизайне стремлением  к предельно возможному по удобству совмещению функций. Впервые именно в Японии были созданы и получили массовое распространение портативные телевизоры, радиоприемники, магнитофоны.

Основные черты японского дизайна.

История японского дизайна  на ранних этапах объясняет одну из характерных его черт - коммерческую ориентацию. Как отмечает известный японский архитектор Кисё Курокава, «девяносто девять процентов японской архитектуры – коммерческий дизайн». Естественно, есть люди, которые считают, что с этим нужно бороться. 

Таким образом вырисовывается утилитарная сторона японского  дизайна. Однако свойственное японцам восприятие мира проявляется здесь таким образом, что дизайн не может существовать без единства пользы и красоты. Практическая направленность присуща также стремлению японцев опираться на традиции, то есть создавать новое путём встраивания нового в старое. Так осуществляется единство старого и нового. Устройство традиционного японского дома всегда предполагает стирание границ внешнего и внутреннего пространств, в нём обязательно создаётся промежуточная переходная зона, необходимая для осуществления единства с природой. В современной японской архитектуре присутствует та же идея, она не противопоставляет свои творения природе, а наоборот, синтезируется с ней. (см. Приложение 1)

Произведение японского  дизайна – это микрокосм. Все  его формы должны быть обдуманными  и точными, красота завершенной. Но даже идеальные формы мало что  значат, если под ними скрывается пустота. Предмет становится целым миром, если он символичен, если в нем выражено существо времени и природы. Поэтому  форма, цвет и украшение предмета могут содержать в себе исторический или литературный смысл.

Как мы можем видеть, дизайн в Японии невероятно самобытен. Это  проявляется в неразрывной связи  с многовековой эстетической и философской  традицией Японии. Во всем, что создано  в Японии, можно обнаружить ориентацию на установки, присущие чисто японскому  мировоззрению. И в первую очередь  речь идет именно о восприятии мира в его целостности, где «одно  в другом», субъект и объект неделимы.

Еще одна из важнейших черт японского менталитета – способность  заимствовать внешний опыт, трансформируя  его на японский лад, т.е. активно  использовать достижения других культур, не теряя своей специфики. При  этом новоприобретенный артефакт нередко  меняет облик настолько сильно, что, несмотря на внешнее происхождение, может называться не иначе как японским. Так, изначально основанный на высокоразвитых национальных ремёслах, японский дизайн перенимал методы западного дизайна, бережно сохраняя традиции. Следствием этого стало сосуществование, опять же единство, в современном японском дизайне национальных и интернациональных мотивов и принципов.

Европейские историки и критики  дизайна отмечают, что в японском дизайне объединяются дух Востока  и Запада, историческое прошлое и  завтрашний день. В нем естественно  переплетаются традиции ремесла  с бережным отношением к натуральным  материалам и высокотехнологичное  производство. (см. Приложение 1)

Говоря о японской эстетике, нужно ввести такое понятие как  «печальное очарование вещей» (物の哀れ, моно-но аварэ). Это чувство, которое человек испытывает при взаимодействии с вещами, их эстетикой. Такой эстетический принцип опять же основывается на единстве человека и мира. Другое важное понятие – мэдзурасиса (珍しさ), мгновенное ощущение удивления, переживание новизны в восприятии. Такая «необычность» является неотъемлемой частью всего прекрасного. Еще один термин, относящийся к сути японской эстетики, звучит как ваби-саби (侘び寂び). Речь идет о красоте простого, как можно более близкого к естественности, а также несовершенного и мимолетного.

Восхищение красотой необычайно богатой и разнообразной природы  Японии, умение наслаждаться каждым ее мгновением стало особенностью национального  характера и получило прямое выражение  во всех видах искусства. Особое внимание к жизни природы, связанное с  зависимостью от ее стихий (тайфуны, землетрясения  и т. д.), повлияло на отношение к  ней как к живой и чувствующей.

Японцы большое внимание уделяют природе и часто транслируют  ее характерные черты на создаваемые  предметы. Несмотря на кажущуюся сдержанность, каждый предмет выражает массу смыслов, которые отличают ту стихию, которой посвящен предмет.2 (см. Приложение 1)

В Японии уже в средней  школе вводятся специальные занятия  по цвету, моделированию форм и предметов, изучается оригами как искусство  создавать из плоскости объемные формы. Изобретательность, пространственное воображение, вкус к технологии и  алгоритмам, творческое пространственное и символическое мышление – все  это формируется в процессе складывания  объемных фигур из квадратного листа  бумаги. 
 
От моделирования форм из бумаги – к пониманию взаимоотношения человека и вещи, пониманию факта рождения, жизни и умирания вещи. «Человеческие чувства, сформированные в совокупности всех этих разнообразных ощущений, позволяет осознать красоту бытия вещей3

Что касается государственной поддержки  дизайна, то она по-прежнему играет свою роль. В Японии обучение дизайнерским навыкам в школе – это часть  государственной политики. А. Устинов  выделяет следующие положительные  стороны эстетического образования:

- человек, воспитанный в любви  к красоте, не позволит себе  брак на производстве;

- развитие чувства прекрасного  способствует развитию внутреннего  рынка;

- способствует формированию всесторонне  развитого человека, гуманизации характера.4

Стоит привести слова Президент  исследовательской фирмы Кэндзи Сакуёри: «Нужно воспитывать основополагающие ощущения и чувства, проистекающие из факта наличия человека и вещи, а также окружающей их среды. Это чувства, вытекающие из познания существования собственно вещи. Это ощущение равновесия и соразмерности, вытекающее из познания связей вещей друг с другом и с человеком. Это чувство понимания факта рождения вещи. Это понимание факта умирания вещи. Человеческие чувства, сформированные в совокупности всех этих разнообразных ощущений, позволяют осознавать красоту бытия вещей».

Информация о работе Традиции и новаторские технологии в японском дизайне