Типы культурной динамики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 02:00, реферат

Краткое описание

В конце XX в культура приобретает, по существу, первостепенное значение, ибо выступает мощным фактором социального развития. Культура пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности от основ материального производства и потребностей человека до величайших проявлений его духа. Она воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности труд, быт, досуг, стиль мышления, образ жизни индивида и общества и пр. Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через действие таких субъективных факторов, как установки сознания, духовные потребности, ценности, идеалы и т. д., которые влияют на характер поведения, формы и стиль общения индивидов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Динамика культуры
Типы культурной динамики
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 31.92 Кб (Скачать файл)

В плане теории культуры, т. е. при рассмотрении сквозь призму деятельности, и нституциализированная область общественного бытия и сознания может быть схематично представлена как совокупность специализированных сфер культуры. Часть из них относится к организации процессов социального порядка, жизнеобеспечения и взаимодействия (экономическая, политическая и правовая области культуры), часть -- к организации социально значимого знании и поведения (философия, религия, искусство и наука). Специализированные сферы культуры при их сопоставлении оказываются неоднородными с точки зрения их ориентированности на устойчивые или изменчивые параметры человека и его окружения. Устойчивость, универсальность, «абсолютное» являются объектом особого внимания в сферах религии и философии, задача которых состоит в построении «картины мира» с выделением и установлением в ней «инварианта». В сфере социального взаимодействия ориентация на поддержание устойчивых, общезначимых его границ и форм свойственна области права. Соотношение устойчивого и изменчивого, традиций и инноваций выявляется в сферах науки и экономики. В науке устойчивое рассматривается прежде всего как предел, в рамках которого можно свободно взаимодействовать с окружением, т. е. преимущественно внимание здесь сконцентрировано на изменениях. В сфере экономики значим вопрос о соотношении в каждый конкретный отрезок времени воспроизводства и инноваций Важной специализированной сферой культуры, где это соотношение рационально определяется и приобретает социально нормативную форму, является политика.

Изменчивое попадает в фокус особого внимания в области искусства именно данный вид деятельности теснее всего связан с непосредственными переживаниями людей и, следовательно, с их непосредственными реакциями на изменчивость жизненной среды. Природа искусства является информационно-коммуникативной, что проявляется в таких механизмах его воздействия, как внушение, катарсис, стимулирование чувства удовольствия, демонстрация оценочных критериев и т. п. В зависимости от необходимости члены общества обращаются к специализированным сферам культуры как к общественным фондам образцов деятельности, взаимодействия и представлении для поддержания или изменения своих связей с разными аспектами окружающего мира.

Понятно, что каждая специализированная сфера культуры имеет свой культурный язык, код (или набор кодов), чья специфика обусловлена особенностями осуществляющейся здесь деятельности и мировоззрения. В силу этого специализированные сферы культуры обладают высокой степенью самостоятельности относительно друг друга и обыденной культуры. Вместе с тем между ними при необходимости осуществляется опосредованное взаимодействие. Оно реализуется при помощи таких промежуточных уровней культуры, как система массовых коммуникаций, физическая культура, система общего образования, медицина, и система здравоохранения или же обыденной культуры с ее языком (именно с этого уровня начинается общение представителей различных сфер профессиональной деятельности)

В ходе исследования динамики любой из специализированных сфер и любого уровня культуры важным является прогнозирование основных тенденций их изменения, возможных социокультурных последствий этих вариаций в соответствии с нормативными представлениями о социальном и культурном прогрессе.

Иными словами, необходимо раскрыть механизмы культурной. динамики, выявить их субъективные и объективные аспекты,к чему мы сейчас и перейдем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В современной культурологии существует множество конкурирующих направлений и школ, которые часто находятся на стыке указанных направлений. В своё время американские ученые А. Кребер и К. Клакхон подсчитали, что в период с 1871 по 1919 год в науке появилось всего семь определений культуры. Но уже в период с 1920 по 1950 год их стало сто пятьдесят семь. А по подсчетам исследователя Л.Е. Кертмана в нашей литературе несколько лет назад использовалось четыреста определений культуры.

С одной стороны, наличие споров и дискуссий - признак живой развивающейся науки. И действительно, культурология - это новая область знания, которая до сих пор находится в стадии становления. С другой стороны, подобно многим другим наукам, культурология развивается в пограничной области, когда в её развитие привносят свой вклад не только философы и историки, этнографы и лингвисты, но также представители в кибернетики, семиотики и других современных наук.

Научный взгляд на культуру - это взгляд стороннего наблюдателя, для которого культура является одним из множества изучаемых объектов. Подобно другим сложным объектам, она должна быть рассмотрена в качестве системы необходимых связей и отношений. Таким образом, и наука, и неклассическая философия ХХ века, с одной стороны, далеко ушли от классической просветительской модели культуры, а с другой - довольно быстро обозначили однозначность и односторонность своих трактовок культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Актуальные проблемы культуры  ХХ века. - М., 2000.

2. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин. - М., 2005.

3. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. А.И. Кравченко 2001г.

4. Культурология А.И. Кравченко. Учебное пособие для вузов 2003г и ответственный редактор А.А. Радугин. М., 2003.

 


Информация о работе Типы культурной динамики