Типы культурной динамики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 02:00, реферат

Краткое описание

В конце XX в культура приобретает, по существу, первостепенное значение, ибо выступает мощным фактором социального развития. Культура пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности от основ материального производства и потребностей человека до величайших проявлений его духа. Она воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности труд, быт, досуг, стиль мышления, образ жизни индивида и общества и пр. Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через действие таких субъективных факторов, как установки сознания, духовные потребности, ценности, идеалы и т. д., которые влияют на характер поведения, формы и стиль общения индивидов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Динамика культуры
Типы культурной динамики
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 31.92 Кб (Скачать файл)

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение

 Высшего профессионального образования

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА

Факультет экономики и инвестиций

 

 

Реферат

по дисциплине: Культурология

по теме: «ТИПЫ КУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ»

 

 

 

 

Выполнила: Барышникова Н.В.

                                                    студентка V  курса

                                                                             спец. 080500.62 Менеджмент

             группа  410Э

 № зачет. книжки 1011083

 

Преподаватель: к.с.н.Пастушенко П.В.

 

 

 

 

 

 

Выборг 2014

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Динамика культуры

Типы культурной динамики

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В конце XX в культура приобретает, по существу, первостепенное значение, ибо выступает мощным фактором социального развития. Культура пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности от основ материального производства и потребностей человека до величайших проявлений его духа. Она воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности труд, быт, досуг, стиль мышления, образ жизни индивида и общества и пр. Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через действие таких субъективных факторов, как установки сознания, духовные потребности, ценности, идеалы и т. д., которые влияют на характер поведения, формы и стиль общения индивидов.

Ценности, образцы и нормы поведения, возникая в результате деятельности по освоению мира, выступают одновременно и в качестве элементов сложного механизма регуляции социальной жизни, форм жизнедеятельности общества. Образ жизни современного человека, ориентированный не на приспособление к имеющимся условиям, а на их преобразование, предполагает высокий уровень сознания и культуры, повышает их роль как регуляторов поведения индивидов и стиля их мышления. Социальное влияние культура приобретает прежде всего в качестве необходимого аспекта функционирования общественного чело века, которая, в силу своего характера, предполагает организацию совместной деятельности индивидов, а следовательно, регулирование ее определенными правилами, аккумулированными в знаковых и символических системах, традициях и т. д.

Так как центром и носителем культуры является человек со всеми его потребностями и заботами, то особое место в социальной жизни занимают освоение им богатства культуры и восприятие ее ценностей, а также творение новых ценностей и норм культуры. Данный процесс выполняет интегрирующую функцию в жизнедеятельности каждого общества, гармонизирует бытие людей, пробуждает в них потребность в постижении мира как целого. Это имеет огромное значение для поиска общих критериев прогресса в условиях неудержимой научно-технической революции в ядерный, а затем и постъядерный и биологический век.

Культура в свете материалистического понимания истории основывается на динамике общественно-исторического развития. Суть последнего составляет «последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями; в силу этого данное поколение, с одной стороны продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой видоизменять старые условии посредством совершенно измененной деятельности». В этом плане понятие «культура» фиксирует человечески содержательный аспект общественных отношений, ее можно определить через вовлеченные в процесс общественного производства объекты (предметы, знания, символические системы и т. п.), способы деятельности и взаимодействия людей, механизмы организации и регуляции их связей с окружением, критерии оценок окружения и связей с ним. Здесь культура понимается как процесс, результат и поле реализации потенций человека в данную эпоху.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика культуры

Одной из ключевых тем в истории культуры является динамика культуры, способы ее функционирования, типы культурных процессов, методы их исследования и факторы культурной динамики.

Понятие культурной динамики.

К настоящему времени в мировой научной мысли накоплен огромный объем идей, представлений и концепций, позволяющих дать научное определение понятию культурной динамики.

Динамика культуры - это “изменение внутри культуры во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер” (7, с.99).

Понятие динамики культуры тесно связано с широко исследуемым в теории культуры понятием “культурные изменения”, но не тождественно ему.

Культурные изменения предполагают любые трансформации в культуре, в том числе такие, которые лишены цельности, ярко выраженной направленности движения. Понятие “культурные изменения” шире, чем понятие динамики культуры отождествляют с понятием культурного процесса (4, с.421). если рассматривать культуру как систему, то культурный процесс можно определить как взаимодействие элементов, протекающее во времени по мере того, как одно состояние системы сменяется другим. Этот процесс ярко описан Л.Уайтом как поток взаимодействующих культурных элементов - инструментов, верований, обычаев и т.д. В этом процессе взаимодействия каждый элемент воздействует на другие, а те, в свою очередь, действуют на него. Этот процесс состязательный: инструменты, верования, обычаи могут устареть и быть устранены из потока. Время от времени вводятся новые элементы. Постоянно образуются новые комбинации и синтезы - открытия и изобретения культурных элементов (5, с. 463).

Существуют разные подходы к исследованию культурного процесса. Можно рассматривать культурный процесс как великий и единый процесс, охватывающий все культурные традиции во все периоды и на всех территориях. Можно выделить отдельные сегменты культурного процесса и исследовать его сам по себе. Так можно изучить культурный процесс в действии на ограниченных участках пространства и времени. В дополнении к пространственному и временному выделению можно логически разложить культурный процесс на некоторое число образующих его подпроцессов, таких как эволюция, изобретение, диффузия, аккультурация, интеграция, сегментация и др.

Если посмотреть на культурный процесс с точки зрения синтеза, то можно сказать, что культурный процесс как целое состоит из всех этих более мелких процессов, каждый из которых функционирует по своим собственным правилам и в то же время взаимодействует на них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы культурной динамики

В результате исследования культурных процессов выявлена многообразная их структура разного масштаба и уровня. Рассмотрим лишь некоторые типы культурных процессов.

1. Фазовый или этапный тип  культурной динамики, к которому  применима историческая периодизация (либо формационное деление истории: первобытное общество, рабовладельческое, феодализм, капитализм; либо в соответствии с доминирующим типом социальных отношений: доиндустриальной и постиндустриальной).

2. Культурные процессы, ведущие  к смене духовных стилей, художественных жанров и направлений, ориентаций и мод. Отчетливое деление это смена нашла в истории западноевропейской культуры: романский, готический, ренессансный, барокко, рококо и неоклассицизм, романтизм, реализм, модернизм (импрессионизм, постимпрессионизм, сюрреализм, авангардизм и т.д.), постмодернизм.

3. Культурный застой как состояние  длительной неизменности и консервации норм, ценностей, знаний, как приверженность общества неизменным традициям и резкое ограничение или запрет нововведений. В этом состоянии общество может существовать десятилетиями или даже веками без значимых прибавлений и убавлений в своей духовной и социальной жизни.

Культурный застой - это характерная черта устойчиво малых этнических культур. Однако застой становится уделом и высокоорганизованных цивилизаций, например, в различных регионах Востока. Как культурный застой следует охарактеризовать длительный период существования цивилизации древности (древний Египет и др.), цивилизаций доколумбовой Америки и др.

4. Культурный процесс, который определяется  как упадок и деградация культуры  вследствие устранения каких-то  элементов культуры или прежде  устойчивых норм и идеалов, упрощения  культурной жизни.

Такой тип культурного процесса можно рассмотреть на примере некоторых малых народов, попавших в орбиту сильных культур (индейцы Северной Америки, малочисленные народы Севера и т.д.).

Упадок имеет место и в различных сферах высокой культуры. Это происходит в том случае, когда ослабевает духовная значимость тех или иных жанров, а в обществе получают признание другие варианты художественного осмысления мира. так, например, после взлета высокого Возрождения XIV-XV вв. в Италии, Франции или Англии появились упадочные школы “маньеризма”, пытавшиеся подражать классическим образцам. Упадком отмечена русская иконопись в период XVIII - XIX вв., которая воспроизводила лишь слабые подобия высочайших образцов иконописи предшествующих веков.

5. Кризис культуры определяется  как ситуация или тенденция  разрыва между ослаблением и  разрушением прежних духовных  структур и институтов и формированием новых, более отвечающих меняющимся требованиям общества.

В историческом плане социальный и духовный кризис в древних обществах предшествовал возникновению новых духовных систем, послуживших основой для формирования мировых цивилизаций.

В Новое время кризис обычно возникает в ходе ускоренной модернизации общества. в зависимости от степени устойчивости духовной структуры кризис может привести к преобразованию или срыву в общественной жизни.

6. Циклические изменения также  можно рассматривать как тип  культурного процесса. Под их воздействием, общество движется по сходным циклам бытия, повторяя себя на протяжении многих поколений. Устойчивую форму эти циклы получают в мифологии, ритуалах, календаре.

В качестве варианта цикличности следует рассматривать инверсию. В инверсии изменения идут не по кругу, а совершают маятниковые качания - от одного полюса культурных значений к другому. Такого рода перепады возникают в том случае, если в культуре не сложилось устойчивое ядро, “золотая середина” или прочая структура. Поэтому ослабление жесткой нормативности может приводить к распущенности нравов, бессловесная покорность по отношению к существующим порядкам может сменяться “бессмысленным и беспощадным бунтом” и т.д.

Так, например, в мифологическом сознании инверсия проявляется как соперничество двух разнонаправленных начал (день - ночь, жизнь - смерть и т.д.), и их поочередная инверсия означает лишь временную смену состояний. в китайском культурном наследии большое место отводилось соотношению двух противоположных жизненных начал - инь и ян, различные варианты смены этой дуальности определяют, как предполагается, все жизненные ситуации.

Инверсионная волна может охватывать самые разные периоды - от нескольких лет до нескольких веков. Инверсионный характер имели изменения культуры в разные времена и в разных обществах. Так, инверсионный характер принимал переход от язычества к монотеизму, сопровождавшийся искоренением прежних культов; от религии к атеизму, сопровождавшийся разрушением прежних святынь, огульной критикой религии и расправами со священниками и т.д.

Далеко идущая инверсия приводит к разрушению накопленного ранее культурного достояния, что приводит рано или поздно к возрождению прошлого, восстановлению необходимых компонентов духовной культуры, без которых жизнь общества оказывается неполноценной. Так Западноевропейское Возрождение привело к восстановлению достижений античной культуры, тех ценностей, которые изымались церковью на протяжении многих веков. Однако за Ренессансом последовали Реформация и контрреформация, частично восстановившие религиозное достояние.

7. Преобразование, или трансформация, культуры имеет место в том  случае, если новое состояние культуры возникает под влиянием интенсивных процессов обновления, происходящих в данном обществе. Новые элементы вводятся через переосмысление исторического наследия или придания нового смысла привычным традициям, а также через заимствование извне. однако заимствованные элементы подвергаются качественному изменению. Такой процесс произошел, например, в русской культуре с принятием христианства, сопровождавшегося интенсивным обновлением культуры, но с сохранением преемственности с предшествующим достоянием языческой культуры восточных славян.

Модель культурной динамики

В связи с этим в культурологии используется дескриптивно-объяснительная модель культурной динамики (созданная Э.А. Орловой с сотрудниками) морфологическая модель культуры, компоненты которой дают возможность анализировать динамику культурной жизни в микроисторическом масштабе. И в данной модели человек выступает единственным субъектом культуры, создающим жизненную среду для себя и формирующимся под ее воздействием. Она не только фиксирует устойчивые и повторяющиеся во времени аспекты культуры, но и охватывает вариации социокультурной жизни, вызванные деятельностью и взаимодействием людей. Эта модель дает возможность описывать и объяснять возникновение, движение и декомпозицию культурных процессов, исходя из необходимости воздействия субъективного фактора на их содержательные, структурные параметры, скорость и направленность.

С точки зрения качественной определенности социокультурной практики в данной модели выделяются неспецифические формы и специализированные сферы. Неспецифические формы - личная жизнь, семейные и неформальные групповые отношения, мораль, практические знания, обыденная эстетика, суеверия и пр. принято называть обыденной жизнью (обыденный пласт культуры). Институциализированная деятельность, которая осуществляется в рамках официально установленных организаций, зафиксирована в категориях «социальная активность» и «система общественного разделения труда».

Информация о работе Типы культурной динамики