Термины режиссуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 13:53, шпаргалка

Краткое описание

В работе перечислены термины режиссуры.

Вложенные файлы: 1 файл

terminy_po_rezhissure.doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)

ПОРТАЛ  СЦЕНЫ  (позднелат.  portale,  от  лат.  porta  -  ворота)   - архитектурный портал, отделяющий сцену от зрительного зала и  образующий портальное отверстие - т. н. зеркало сцены. Прообразом  П.  с.  Является сцена рим. т-ра: декоративно оформленная сцена с тремя  входами  (scenae frons), отделявшая просцениум от внутр. части сценич. помещения. В 16 в. в Италии  П.  с.  служила  одна  из  поперечных  арок  дворцового  зала, задрапированная тканью. Позже, в 17 в., с развитием оперы, потребовавшей применения  сложной  постановочной  техники,  возникла  необходимость  в сооружении т-ров со спец.  сценой-коробкой,  отделённой  от зрительного зала постоянным П. с. (описание П. с. впервые  встречается  в  сочинении итал. арх. Н. Саббатини "Об искусстве  строить  декорации  и  машины  на театрах", 1639). В  совр.  т-ре  П.  с.  имеет  чаще  всего  форму  прямоугольника   с закруглёнными  верхними  краями.  За  "арлекином  (драпировкой,  полосой холста), подвешивающимся наверху, с внутр. стороны арки П. с. Помещается подъёмный или раздвижной занавес. Особым видом П. с. является  временный декоративный портал, составляющий архитектурное обрамление первого плана сцены. Такой П. с. имеет боковые проходы,  спец.  занавес,  а  иногда  и потолок.  Декоративный  портал  составляет  часть  декорац.   Оформления спектакля; одновременно он используется для сокращения размеров  зеркала сцены. Пространство  сцены,  заключённое  внутри  декоративного  П.  с., принято  называть  внутр.  просцениумом.  При  новой   сценич.   Технике применяются подвижные декоративные  П.  с.  на  роликах,  представляющие собой металлич. 3- или 4-ярусные  прямоугольные  "башни",  служащие  для установки на них светоаппаратуры  и  одновременно  для  диафрагмирования зеркала сцены.

ПРАТИКАБЛЬ (франц. praticable) - 1) Конструктивная  часть  декорации, состоящая из станков, сходов, лестниц и т. п., скрытых  обычно  от  глаз зрителей живописными элементами декораций. 2) Трёхмерная объёмная  часть декорац. установки,  на  к-рой  актёры  могут  сидеть,  стоять,  ходить. Одновременно П. составляет элемент общего декоративного устройства сцены (напр., скала, камень, пень, бугор и т. п.).

ПРОСЦЕНИУМ (лат. proscaenium,  от  греч.  тгро-xTJvrov)  -  передняя, ближайшая к зрителям часть  сцены,  расположенная  перед  порталом  (см. Портал сцены). В др.-рим. т-ре П. наз. площадка для игры актёров (др, её назв.: пульпитум-pulpitum),  находившаяся  перед  зданием  сцены  (греч. скена).  Римский  П.получил  дальнейшее  развитие  в  Италии   в   эпоху Возрождения в 16 в. (т-р Юлимпико" в Виченце, арх. П.  Палладио).  Итал. арх. С. Серлио, описав в своём трактате об архитектуре (1545)  три  вида сцены, сделал первый шаг к созданию ренессансной сцены-коробки и впервые разделил сцену на планы. В Англии 16-17  вв.  развивался  иной  тип  П., отделённого от сцены не портальной аркой,  а  раздвижным  занавесом  или просто-колоннами,  поддерживающими  навес  над   задней  сценой.   Этот просторный, глубоко вдающийся в зрительный зал П. перешёл  в  англ.  т-р конца 17 и 18 вв. ("Дру-ри-Лейн" в Лондоне, 1663).  Постоянные  наружные П. имеются  в  Ленингр.  т-ре  юных  зрителей  (1921),  в  Шекспировском Мемориальном т-ре в Стратфорде-он-Эйвон (Англия, 1932) и др.

ПРОТАГОНИСТ (греч. тсротагмклс)  -  в  др.-греч.  т-ре  1-й  из  трёх актёров-участников драмы. П. исполнял лучшие, наиболее  трудные  роли  и выполнял функции режиссёра.  Первоначально  выбор  актёров  производился самим  драматургом.  В  449  до  н.  э.  назначение  П.  было   поручено архонту-эпопи-му-руководителю  Дионисийских  торжеств  (см.   Дионисии). Выбранные им П.  по  жребию  распределялись  между  тремя  драматургами. Каждый  П.  сам  подбирал  себе  2-го  (девтерагонист)  и  3-го   актёра (три-тагонист). С 443 П., занятые в трагедиях, могли принимать участие в конкурсах; возможно,  что  первое  состязание  комедиографов  и  актёровпроизошло впервые на Ленеях в 442. Имя П. вносилось в список жобедителей вместе с  именами  поэтов  и  хорегов.

ПЬЕСА  (от  франц.  piece)  -  драм.  произв.,  предназначенное   для представления в т-ре.

ПРОГОН (прогонная репетиция)-  проверочный  просмотр  спектакля  (или отдельной сцены, акта). Обычно предшествует  генеральной репетиции.  Во время П. спектакль (сцена, акт) идёт в декорациях,  при  соответствующем освещении,  актёры  играют  в  костюмах  и  гримах.  Практикуются  также актёрские П. (только с исполнителями), монтировочные (см.  Монтировочнаярепетиция).

РАБОЧИЙ СЦЕНЫ - технич. работник машинно-декорационного цеха т-ра,  в обязанности к-рого входит установка декораций к спектаклю, подготов-ка и ремонт декораций, разработка и перемена их по  ходу  спектакля.  Бригада рабочих сцены работает Д руководством машиниста сцены и его помощников.

РАМПА  (франц.  rampe,  от  ramper  -   спускаться   отлого)   -   1) Осветительная аппаратура, установленная на полу сцены  по  её  переднему краю и спрятанная от публики за бортом, опоясывающим просцениум.  Служит для освещения сцены спереди и снизу.  В  совр.  т-ре  Р.  является  лишь частью осветительной системы. 2) Граница между зрительным залом и сценой ("перед рампой" - значит в зрительном зале, "за рампой"- на сцене). 3) В переносном смысле - сцена вообще, т-р  в  целом  (напр.,  "увидеть  свет рампы" - значит появиться на сцене, выступить публично в т-ре).

РЕЖИССЁРСКОЕ ИСКУССТВО (р е ж и с с  у  р  а)  -  искусство  создания единого,   гармонически    целостного    художественного    произведения театрального искусства с помощью творческой организации  всех  элементов спектакля. Осуществляется на основе  постановочного  замысла  режиссёра, ставящего  пьесу  и  руководящего  работой  всех   участников   создания (постановки) спектакля - актёров,  художника,  композитора  и  др.

РЕЖИССЁРСКИЙ    ЭКЗЕМПЛЯР-1)     Экземпляр     пьесы,     в     к-ром режиссёр-постановщик отмечает все мизансцены спектакля, сценич. эффекты, описания грима, костюма и т. д.  Р.  э.  является  как  бы  режиссёрской партитурой спектакля."Я писал в режиссерском экземпляре все:  как,  где, каким образом  надо  понимать  роль  и  указания  поэта;  каким  голосом говорить,  как  двигаться  и  действовать,  куда   и   как   переходить. Прилагались  особые  чертежи  для  всех  мизансцен   ухо-дов,   выходов, переходов и проч., и проч. Описывались декорации, костюмы, грим, манеры, походка, приемы, привычки изображаемых лиц и  т.  д.,  и  т.  д."  (Стан и-славскийК.С., Моя жизнь в искусстве, см. Собр. соч., т.  1,  1954,  с. 201). Р. э. Станиславского и  Немиро-вича-Данченко  являлись  подлинными научными  трудами,  в  к-рых  раскрывались  идея,  стиль   произведения, давалось его глубокое и новаторское истолкование. 2) Экземпляр пьесы с пометками на полях помощника режиссёра, ведущег спектакль. На Р. э. фиксируется внешняя  сторона  спектакля:  отмечаются реплики для выходов исполнителей,  перемен  света,  декораций,  моментов опускания занавеса и т. д.

РЕКВИЗИТ (от лат. requisitum - необходимое) - 1)  Совокупность  вещей (подлинных или бутафорских),  необходимых  актёрам  на  сцене  во  времядействия. Иногда Р.  является  дополнением  к  сценич.  костюму  (зонты, палки, портфели, кошельки, ридикюли и т. п.). 2) Мелкие предметы  утвари (посуда, подсвечники,  чернильные  приборы  и  т.  п.),  используемые  в спектакле. Р. может быть также  дополнением  к  декоративному  убранству сцены.  Р."  состоящий  из  подлинных  вещей  бытового  обихода   обычно противопоставляется бутафории. 3) Т. н. исходящим Р. наз. еду,  напитки, табак, а также вещи,, используемые по ходу действия.

РЕКВИЗИТОР - технич.  работник  т-ра,  в  обязанности  к-рого  входит хранение, ремонт, а также -покупка и  подбор  реквизита.  Он  же  обычно подаёт реквизит на сцену и убирает его. В небольших т-рах  должность  Р. часто совмещается с должностью бутафора.

РЕМАРКА (от  франц.  remarque  -  отметка,  примечание)  -  авторское примечание (пояснение, указание) для читателя, постановщика и  актёра  в тексте пьесы, содержащее  краткую  характеристику  обстановки  действия, внешности, манеры произношения и особенностей поведения  персонажей.  Р. имеет важное значение для понимания пьесы  при  чтении  и  особенно  при пост. её на сцене. Р. наз. также пометки режиссёра на рабочем экземпляре пьесы, адресованные к пом. режиссёра, зав. постановочной частью и т. д.

РЕПЕРТУАР (франц. repertoire, от лат. reperto-rium - список, опись) - совокупность   произведений   (драматических,   музыкальных   и    др.), исполняемых в театре, на концертной эстраде и т. д., а также круг ролей, в к-рых выступает актёр. Существуют понятия:  совр.  Р.  (произведения, отражающие жизнь совр. общества) и классич. Р. (нац. и мировая  классич. драматургия, классич. муз. произв.). Кроме того, Р. различают  по  видам т-ров (напр., оперный, эстрадный Р.), по стилям  и  жанрам  (комедийный, романтический Р.), по  характеру,  направленности  (напр.,  агитационный Р.). В Р.  т-ра  находят  прямое  выражение  его  идейные  и  художеств. позиции.

РЕПЕТИЦИЯ (от лат repetitio - повторение)  -  осн.  форма  подготовки спектакля. Проводится театр. коллективом под рук. режиссёра. В  процессе Р.- чтения, обсуждения пьесы, многократного её исполнения  по  отдельным сценам, актам и всей в целом  -  постановщик  и  исполнители  добиваются верного раскрытия идейного  содержания  драма-тургич.  произв.,.  яркого воплощения образов; они стремятся найти выразит,  средства,  необходимые для  создания  целостного  по  своему  идейному  и  художеств.   Решению спектакля.  В  сов.  т-ре  широкое  применение  в  репетиционной  работе получило учение К. С. Станиславского о работе  режиссёра  и  актёра  над пьесой и ролью  (см.  Станиславского  система).  Необходимыми  моментами репетиционной работы Станиславский считал определение сквозного действия спектакля и его  сверхзадачи.  Создавая  характеры  персонажей,  выявляя логику их действий и взаимоотношений в обстановке конкретной  социальной среды и историч. эпохи, режиссёр и исполнители приходят  к  действенному построению спектакля, определяют его стиль и жанр. Существуют т. н. "застольные"  Р.-  беседы  по  анализу  драматургич. произв.; Р. в "выгородке" - в фойе или  в  дро  репетиционном  помещении (без декораций); Р. на  сцене  (сначала  в  частичном,  потом  в  полном оформлении): монтировочные (см. Монтировочная репетиция), прогонные (см. Прогон) и генеральные (перед выпуском  спектакля  в  полном  оформлении, обычно  с  публикой).   В   процессе   монтировочных   Р.   Окончательно определяется декорац., световое, шумовое оформление  спектакля.  В  муз. т-рах  практикуются  оркестровые  Р.,  концертмейстерские  (сольные   и ансамблевые), хоровые, хореографич. и т. п. Р. проводят и при подготовке концертных, цирковых программ.

РИТМ  спектакля   (от   греч.   puos-соразмерность,   стройность)   - согласованное  во  времени  и  пространстве  движение,   чередование   и соразмерность всех элементов и выразит,  средств  сценич.  действия.  Р. связан с нарастанием или спадом,  ускорением  или  замедлением,  плавным течением или бурным развитием действия. Здесь  Р.  как  бы  сливается  с темпом, сочетаясь  с  ним.  Поэтому  К.  С.  Станиславский  ввёл  термин "темпо-ритм", объединяющий эти понятия (см. Станиславского система).  Он различал  темпо-ритмы  всей  пьесы,  каждой  отдельной  роли,  действия, сценич. речи. Станиславский установил сложные взаимодействия внутреннего (ощутимого актёром, связанного с психологич. задачей,  настроением  того или  иного  эпизода)  темпо-ритма   и   внешнего   (видимого   зрителем, воплощённого в характерности, в движениях персонажа, в его поведении). В одном и том же внешнем темпе  возможны  разные  внутр.  ритмич.  Акценты (напр., заметно меняется состояние персонажа - походка,  жест  во  время прогулки,  похоронного  шествия,  военного   марша).   При   контрастах, несовпадениях внешнего и внутр. темпо-ритма возникают комедийный  эффект или  драм.  напряжение.  "У  каждой  человеческой  страсти,   состояния, переживания свой темпо-ритм,-утверждал Станиславский.-Каждый характерный внутренний  или  внешний  образ:   сангвиник,   флегматик,   Городничий, Хлестаков, Земляника - имеет свой темпо-ритм" (Собр. соч., т.  3,  1955, с. 152). Темпо-ритм каждой роли сообразуется с темпо-рит-мом всей пьесы, а  он  подчинён  сквозному  действию,  сверхзадаче,   идейному   замыслу спектакля. Чрезмерное   значение   приобрёл   Р.   в   некоторых   драматических символистских   и   экспрессионистских   спектаклях.    Формалистическая изощрённость  подчас  сказывалась  в  гипертрофии  Р.   как   важнейшего компонента  спектакля,  независимо   от   содержания,   сюжета   и   пр. Самодовлеющее значение Р. спектакля вело к формалистич. трактовке пьесы, к произвольному навязыванию режиссёром Р. и  темпа,  не  соответствующих характеру драматургич. произведения. Большое внимание Р. речи и жеста  придавали  в  своих  спектаклях  А. Ахметели, А. Я. Таиров. Мейерхольд  добивался  чёткого  Р.  в  движениях актёров и темпа спектакля (см. Биомеханика). В практике реалистич. рус. т-ра Р.  спектакля  всегда  был  связан  с особенностями содержания, стиля и жанра исполняемого произв. Рус. и сов. драматургия отличается ритмич. разнообразием, связанным со сложностью  и многообразием  явлений  действительности   и   художеств.   средств   их воплощения  (Р.  драматургии  М.  Горького,  Н.  Ф.  Погодина,   В.   В. Вишневского). Мн. режиссёры сов. т-ра (Е. Б. Вахтангов, К. А. Марджанов, А. Д. Дикий, Ю. А. Завадский, Н.  П.  Охлопков,  Н.  П.  Акимов,  Г.  А. Товстоногов   и   др.)   создавали   спектакли,    поражавшие    ритмич. изобретательностью, блеском экспрессии массовых сцен и диалогов Воспитание выразительных средств актёра связано с  развитием  чувства ритма. К. С. Станиславский в своей системе и В. И. Немирович-Данченко  в процессе репетиций предлагали этюды и  упражнения,  помогающие  овладеть соответствующим темпо-ритмом. В балетном и оперном т-ре ритмич. законы соответствуют законам муз. И танцевального Р. В цирке баланс,  акробатика,  жонглирование,  воздушные полёты, хождение по канату и др. связаны с законами Р., с отработанным и тщательно выверенным темпом всех движений, правильным их чередованием  и повторением.

СВЕРХЗАДАЧА - термин, введённый К. С. Станиславским в его  творческую систему и получивший распространение в сов. театре.  С.  -  гл.  идейная задача, цель, ради к-рой создаётся пьеса,  актёрский  образ,  спектакль. Идейную цель Станиславский считал основой сценич. произв., а  отсутствие её - катастрофой "... и для роли, и для  самого  артиста,  и  для  всего спектакля" ("Работа актёра над собой", см. Собр. соч., т.  2,  1954,  с.337).

СВЕТ на сцене - одно из важных  художественно-постановочных  средств. С. помогает воспроизвести  место  и  обстановку  действия,  перспективу, создавать необходимое настроение и т. д.; иногда в совр.  спектаклях  С. является почти единственным средством оформления. Разл.  виды  декорац.  оформления  требуют  соответствующих  приёмов освещения. Плоскостные живописные  декорации  требуют  гл.  обр.  общего равномерного освещения, к-рое создаётся осветительными приборами  общего света (софиты, рампа, переносные приборы и пр.). Спектакли,  оформленные объёмными  декорациями  требуют  местного   (прожекторного)   освещения, создающего световые контрасты,  подчёркивающего  объёмность  оформления. При использовании смешанного  вида  декорац.  оформления  соответственно применяется смешанная система освещения. Театр. осветительные приборы изготовляются с широким, средним и узким углом  рассеяния  света,  последние  наз.  прожекторами  и  служат   для освещения отдельных участков сцены и действующих лиц. В  зависимости  от расположения  осветительное  оборудование  театр.   сцены   делится   на следующие осн. виды: 1) Аппаратура верхнего света, к к-рой относятся осветительные приборы (софиты, прожекторы), подвешиваемые над игровой частью сцены в несколько рядов по её планам. 2) Аппаратура горизонтного освещения,  служащая  для освещения театр. горизонтов. 3) Аппаратура бокового освещения,  к  к-рой относят обычно приборы прожекторного типа, устанавливаемые на портальных кулисах, боковых осве-тительских галереях и пр. 4) Аппаратура  выносного освещения, состоящая из прожекторов, устанавливаемых вне сцены, в  разл. частях зрительного зала. К выносному освещению относится также рампа. 5) Переносная осветительная аппаратура, состоящая из приборов разных видов, устанавливаемых на сцене для каждого действия спектакля  (в  зависимости от  требований).  6)  Разл.  специальные  осветительные  и  проекционные приборы. В т-ре  часто  применяются  также  разнообразные  осветительные приборы специального назначения (декоративные люстры, канделябры, лампы, свечи, фонари, костры,  факелы),  изготовляемые по  эскизам  художника, оформляющего спектакль. В художеств. целях (воспроизведение на сцене реальной природы и  др.) применяется цветная система освещения сцены, состоящая из  светофильтров разнообразных цветов. Светофильтры могут быть стеклянные или  плёночные. Цветовые изменения по ходу действия спектакля осуществляются:  а)  путём постепенного перехода  с  осветительных  приборов,  имеющих  одни  цвета светофильтров, на приборы с др. цветами; б) сложением цветов нескольких, одновременно   действующих  приборов;   в)   сменой   светофильтров   в осветительных приборах. Большое значение в оформлении спектакля имеет световая проекция. С её помощью создаются разл. динамич. проекционные  эффекты  (облака,  волны, дождь, падающий снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы,  самолёты, плывущие корабли и пр.) или статич. изображения,  заменяющие  живописные или  к.-л.  др.  детали  декорац.  оформления  (т.н.   светопроекционные декорации). Использование световой проекции необычайно расширяет роль С. в спектакле и обогащает его художеств. возможности.  Иногда  применяется также и кинопроекция. С. может быть полноценным художеств. компонентом спектакля  лишь  при наличии гибкой системы централизованного управления  им.  С  этой  целью электропитание всего осветительного оборудования сцены делится на линии, относящиеся  к  отдельным  осветительным  устройствам  или  аппаратам  и отдельным цветам установленных светофильтров. На совр. сцене  бывает  до 200-300 линий. Для управления освещением необходимо включать,  выключать и изменять световой поток как в каждой отдельной линии, так  и  в  любой комбинации их. Для этой цели имеются т. н. светорегулирую-щие установки, являющиеся  необходимым  элементом  оборудования  сцены.   Регулирование светового  потока  ламп  происходит  при   помощи   автотрансформаторов, тиратронов,  магнитных  усилителей   или   полупроводниковых   приборов, изменяющих силу тока или напряжение в осветительной цепи. Для управления многочисл.  цепями   освещения   сцены   существуют   сложные   механич. устройства,   наз.   обычно   театральными   регуляторами.    Наибольшее распространение получили элект-рич.  регуляторы  с  автотрансформаторами или  с  магнитными  усилителями.  В   наст.   время   получают   большое распространение  т.  н.  электрич.  многопрограммные  регуляторы;  с  их помощью достигается необычайная гибкость  управления  освещением  сцены. Осн. принцип такой системы заключается в том, что регулирующая установка допускает предварительный набор  световых  комбинаций  для  целого  ряда картин или моментов спектакля с их последующим воспроизведением на сцене в любой последовательности и в любом темпе. Особенно важное значение это имеет при освещении  сложных  современных  многокартинных  спектаклей  с большой динамикой света и быстро следующими переменами.

Информация о работе Термины режиссуры