Термины режиссуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 13:53, шпаргалка

Краткое описание

В работе перечислены термины режиссуры.

Вложенные файлы: 1 файл

terminy_po_rezhissure.doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)

УСТРОЙСТВО  СЦЕНЫ.  Устройство  совр.   сцены   явилось   результатом длительной  эволюции,  связанной  с  общим  развитием  театр.  иск-ва  и принципов декорационного оформления спектакля.  Эстетика  и  драматурги античного т-ра,  т-ра  эпохи  Шекспира  или  Мольера  и  др.  обусловили соответствующее устройство сценич. площадки (см. Древнегреческий  театр. Древне римский театра Сцена). Современная       сцена       представляет       собой        сложное ар-хитектурно-техническое сооружение. В  одних  случаях  это  портальная сцена, снабжённая разнообразной сценической техникой  (см.  Оборудование сцены}, в других - трансформирующаяся сцена, которая может  превращаться в одну из обычных театр. сцен.  Глубинная  сцена,  возникшая  в  18  в., является осн. типом совр. сцены.  Она  отделяется  от  зрительного  зала портальной стеной и сообщается с ним через портальный  проём  -  зеркало сцены. Для глубинной сцены обязательно чёткое ограничение  её  пределами портальной арки. Размеры портала определяются  характером  представления (опера,  драма),  вместимостью  зрительного  зала  и  особенностями  его структуры.  В  свою  очередь  портал  определяет  размеры  осн.   частей глубинной сцены. Глубинная сцена  состоит  из  3 частей  -  колосников, собственно (или основной) сцены и трюма. Колосники - верхняя часть сцены (высота  не  менее  2  м},  служащая  для  установки  блоков  сценич. механизмов и для  работ,  связанных  с  подвеской  элементов  оформления спектакля. Над колосниками помещаются дымовые люки (см.  Люки  дымовые). Основная сцена (по высоте  в  3  раза  больше  зеркала  сцены)  занимает пространство между колосниковой решёткой и планшетом сцены. Она  состоит из т. н. игровой (пли средней) сцены, доходящей до уровня высоты зеркал сцены, и верхней сцены, находящейся выше зеркала сцены  и  служащей  для размещения  навесных  декораций,  приборов  верхнего  освещения,   разл. сценпч. механизмов. Верхняя сцена оборудована рабочими  (пли  машинными) галереями и переходными мостиками. Рабочие галереи' (их  ширина  зависит от ширины сцены) имеют несколько ярусов, расположенных  вдоль  правой  и левой стены, а также и по задней стене сцены. Первая  галерея  находится на 1-1,5 м выше зеркала сцены. Расстояние между галереями 2-4 м. Рабочие галереи сообщаются между собой  и  со  сценич.  площадкой  лестницами  и лифтами (по вертикали), переходными мостиками  (по  горизонтали),  к-рые служат и для  выполнения  ряда  сценич.  эффектов.  Непосредственно  под самыми   мостиками   в   целях   максимального   использования   сценич. пространства  подвешиваются  софиты,  освещающие  живописные  декорации. Трюм,  или  нижняя  сцена,  занимает  пространство,  расположенное  ниже сценич. площадки. Иногда состоит из неск. этажей, верхний из к-рых  паз. первым трюмом (далее идут 2, 3, 4-й  ит.д.  трюмы).  В  трюме  размещены установки  разл.  сценич.  механизмов,  подъёмно-опускных  устройств   и приспособлений для сценических эффектов.  Наиболее  важный-первый  трюм, высота  которого  должна  быть  не  менее  2-2,25  м;  сюда  сходят  или "проваливаются" по ходу действия некоторые персонажи, отсюда  они  могут появиться  на  сцене,  здесь  же  располагается   суфлёрская   будка   и светорегулятор-ная будка. По горизонтали сцена делится на авансцену, просцениум, игровую часть, закулисные пространства, или боковые карманы, и арьерсцену. Авансцена  - передняя  часть  сцены.  Просцениум  представляет  собой   чгть   сцены, выступающую в сторону зрительного зала и расположенную перед  занавесом. И г р о в а я часть сцены делится на планы, т. е. на  отдельные  участки сцены, параллельные портальной стене. Каждый план оборудован  комплектом штанкетных и индивидуальных подъёмов, а также  софитом.  Настил  игровой площадки сцены при неподвижном планшете одинаков  на  каждом  плане.  Он состоит из ряда съёмных* прямоугольных деревянных щитов (размер 1 м X  1 м, толщина 50-60 мм}. Принцип съёмных щитов даёт возможность поднимать и опускать персонажей в любом месте сценической площадки,  не  нарушая  её конструкции.   При   оборудовании   сцены    поворотным    кругом    или подъёмно-спускным  планшетом  принцип  настила  несколько  меняется.   В закулисных пространствах устанавливаются декорации для следующей картины спектакля  (сюда  же  транспортируются  декорации  прошедшей   картины), находятся  пульты  управления  разл.  сценич.  механизмами,   помещается светоаппаратура спектакля, в  муз.  т-ре  -  пульт  режиссёра,  ведущего спектакль, площадка хормейстера, место машиниста сцены и др. В  пределах закулисных пространств находятся и рабочие галереи. Боковые карманы (см. Карманы сцены) устраиваются для динамичной  смены  декораций  с  помощью накатных площадок  -  фурок.  Благодаря  электроприводу  площадки  могут перемещаться к портальному отверстию и обратно.  Высота  кармана  должна быть больше высоты зеркала сцены, а  глубина  -  больше  ширины  зеркала сцены. Арьерсцена - глубинная часть сцены. По размеру  она  меньше  осн. сцены. Имеет колосники и  трюм,  в  к-ром  обычно  помещается  сейф  для хранения в скатанном виде мягких живописных декораций.  Она  оборудована декорац. подъёмами и  др.  механизмами.  Осн.  назначение  арьерсцены  - увеличение глубины осн.  сцены.  На  арьерсцене  обычно  устанавливаются декорации последующих картин спектакля, приборы свето- и кинопроекций (в оперном т-ре здесь же смонтирована система колоколов).

ФУРКИ  -  часть  сценич.  оборудования;   платформы,   служащие   для передвижения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение  Ф. осуществляется электромотором, вручную или при  помощи  троса,  верёвки, один конец к-рой находится за кулисами, а другой  прикреплён  к  боковой стенке Ф. Размер Ф. от 1-2 м2 до площади, равной осн.  игровой  площадке (см.  Оборудование  сцены).  Имеются  также  т.   н.   полётные   фурки, предназначенные для передвижения  вверх,  вниз  и  с  одной  стороны  на другую.

ХУДОЖНИК    ТЕАТРАЛЬНЫЙ    -    художник,    создающий     средствами изобразительного иск-ва (живописи, архитектуры, скульптуры и т.  д.),  в соответствии с замыслом и постановочным  планом  режиссёра-постановщика, зрительный  образ  спектакля  (см.   Декорационное   искусство.   Костюм театральный). Замысел художника,  зафиксированный  в  эскизах"  макетах, чертежах и др., воплощается работниками театр. мастерских и цехов т-ра.

ЦИРКОВОЕ ИСКУССТВО - вид иск-ва, предусматривающий демонстрацию силы, ловкости  и  смелости,  включающий  шутки  клоунов,  большие   тема-тич. представления,  т.  н.   пантомимы,   и   др.   Первоосновой   циркового представления являются трюк, номера, построенные на эксцентрике. Происхождение Ц. и. связано с обрядами, играми, бытом. На Востоке,  в частности в Китае, ремесленники, чтобы показать крепость сплетённого ими каната, ходили и бегали по нему, растянув канат между двумя подставками. Так  рождалось  иск-во  канатоходцев.  Акробатич.  номера  первоначально связаны с культовыми действиями. Проф. акробаты, эквилибристы,  жонглёры были известны в Др. Греции, Др. Риме, Китае, Византии и др.  странах.  В период средневековья бродячие артисты выступали на городских и  сельских площадях, демонстрируя акробатич. номера.

ЧИСТАЯ ПЕРЕМЕНА - смена или перестановка  декораций,  производимая  в максимально короткий срок без закрытия занавеса (на глазах  у  публики). Обычно Ч. п. производятся в полной темноте при выключенном свете.

ШУМОВОЕ  ОФОРМЛЕНИЕ   спектакля - воспроизведение   на   сцене   звуков окружающей жизни. Вместе с декорациями,  бутафорией,  освещением  Ш.  о. составляет фон, помогающий  актёрам  и  зрителям  почувствовать  себя  в среде, соответствующей действию пьесы, создаёт нужное настроение, влияет на ритм и темп спектакля. Петардами, выстрелами,  громыханием  железного листа, стуком и звоном оружия за сценой сопровождались спектакли  уже  в 16-18 вв. Наличие звуковой аппаратуры в оборудовании рус. театр.  Зданий (напр., в Останкинском т-ре графа Шереметева обнаружен аппарат "громовой раскат") свидетельствует о том, что в России Ш. о.  пользовались  уже  в сер. 18 в. Совр. Ш. о. различается по характерам звуков: звуки  природы  (ветер, дождь, гроза, птицы и т. д.); производственные  шумы  (завод,  стройка); транспортные шумы (телега, поезд, самолёт); батальные  шумы  (кавалерия, выстрелы, движение войск); бытовые шумы (часы, звон стекла, скрипы). Ш.  о.   может   быть   натуралистическим,   реалистич.,   романтич., фантастич., абстрактно-условным, гротесковым - в зависимости от стиля  и решения спектакля. Ш. о. занимается  звукооформителъ  или  постановочная часть т-ра. Исполнителями являются обычно участники специальной  шумовой бригады, в к-рую входят  и  актёры.  Несложные  звуковые  эффекты  могут выполнять рабочие сцены, реквизиторы и др. Аппаратура, используемая  для Ш. о. в сов. т-ре, состоит более чем из 100 приборов различных размеров, сложности  и  назначения.  Эти  приборы  позволяют  достигать   ощущения большого пространства; с помощью звуковой перспективы создаётся  иллюзия шума приближающегося дай удаляющегося поезда, самолёта  и  т.  д.  Совр. радиотехника, особенно стереофонич. аппаратура, даёт большие возможности для расширения художеств.  диапазона  и  качества  Ш.  о.,  одновременно организационно и технически упрощает эту часть спектакля.

ЭПИЛОГ (греч.) - послесловие, заключит. -часть произведения. В  драматургии-сцена,  завершающая  пьесу,  следующая  после   развязки. Содержание, стиль и значение Э. изменялись на протяжении истории т-ра. В др.-греч. драме Э.- заключит, обращение хора к зрителям,  комментирующее происшедшие  события,  объясняющее  замысел  автора.   В   трагедии   Э. следовалнепосредственно  за  традиц.  плачем  над   мёртвым   героем   и завершался уходом актёров  и  хора  (эксодом).  В  античной  комедии  Э. содержал озорные маскарадные пляски и песни актёров  и  хора.  В  пьесах Шекспира, Бена Джонсона и др. драматургов Возрождения Э.  чаще  всего  - обращение к зрителю в форме  монолога,  содержащее  авторскую  трактовку событий, резюмирующее идею пьесы. В комедии 17- 18 вв. Э.-декламационное или песенно-танцевальное  обращение  к  зрителям  с  просьбой  отнестись благожелательно к актёрам и  автору.  В  реалистич.  драматургии  19  в. появление Э. связывается со стремлением полнее раскрыть  закономерности, определяющие судьбы героев; поэтому в Э. часто  рассказывается  о  жизни героев спустя много лет, о последствиях событий, изображённых в пьесе, и т. п. (напр., в "Русалке" Пушкина). В драме  нач.  20  в.  Э.  обычно  -  лирич.  послесловие  автора.  В драматургии   сер.   20   в.,    отвергающей    каноны    хронологически последовательного изображения событий, сцена, являющаяся по существу Э., часто бывает в начале действия пьесы, а в ходе действия объясняется, как герои пришли к подобному финалу (напр., в пьесе  Дж.  Пристли  "Время  и семья Конвей"). В муз. т-ре Э. в качестве самостоят,  отдельной  картины  встречается редко (Э. в опере "Иван Сусанин", в балете "Ромео и Джульетта"). По содержанию и драматургич. функции к Э. близок апофеоз -  заключит, сцена  торжеств,  характера  (напр.,  в  опере  "Русалка",   в   балетах "Золушка", "Медный всадник" и др.).

 ЯВЛЕНИЕ в пьесе, спектакле -часть акта, в к-ром происходит  изменение в составе  действующих  лиц  (уходы,  приходы).  Каждое  Я.  обусловлено логикой развития действия, фабулой пьесы.


Информация о работе Термины режиссуры