Судьба религии в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение одного из древнейших социальных институтов – института религии, выявление влияния, оказываемого на культуру, а также определение его роли в современном обществе.
В соответствии данной целью основными задачами работы являются:
- выявление взаимосвязи понятий «религия» и «культура»;
- рассмотрение основных мировых религий и их культурных памятников;
- определения влияние религии на современное Российское и мировое сообщество.

Содержание

Введение
1. Место религии в системе культуры
1.1. Религия и культура
1.2. Возникновение и эволюция религий. Мировые религии.
1.3. Религиозные памятники культуры
2. Религия как социальный институт
2.1. Понятие и основные виды социальных институтов
2.2. Религия – древнейший социальный институт
2.3. Основные формы религиозной организации
3. Судьба религии в современном мире
3.1. Тенденции современной религии
3.2. Численность последователей современных религий
3.3 Религия в России
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

моя Культура и религия.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

    Чрезвычайно противоречивой тенденцией современной  организованной религии является и  стремление различных конфессий  к более тесному сотрудничеству и взаимопониманию. Во всем мире известно бесчисленное количество войн из-за религиозных разногласий. И вот теперь функционирует Всемирный совет церквей, состоялось взаимное снятие многовековых анафем между католической и православной церковью, организуются конференции, пытающиеся объединить всех верующих самых различных рас, наций и вероисповеданий в борьбе за мир, за экологическую безопасность, за согласие между конфессиями.

    В то же время, несмотря на успешную адаптацию  основных традиционных религий к  изменяющимся условиям общественного бытия, существует защитная реакция некоторых религиозных организаций на неумеренную, с их точки зрения, секуляризацию. Так, в рамках ислама сформировался так называемый «исламизм», — идеология и практическая деятельность, ориентированная на создание условий, при которых социальные и политические проблемы решались бы только с использованием исламских норм, прописанных в шариате. Таким образом, появилась заметная напряженность не только между исламистами и христианами, но и внутри самого ислама.

    Активизация исламистов в различных регионах мира привела к формированию дуги все возрастающей нестабильности, где характерны войны и конфликты (мятежи, террористические акты, сепаратизм и т д.). Участились столкновения между христианами и исламистами.

    Деятельность многих возникающих религиозных организаций, как правило, становится мало предсказуемой. Так, в США и Западной Европе возрождается сатанизм, или культ Дьявола — форма религии, сформировавшаяся еще в Средние века. Разрушительные для человека начала свойственны и другим сектам, таким как «Сайентология», «Свидетели Иеговы» и др. Некоторые из них запрещены.8

    Почему  люди вступают в секты, которых сегодня  в мире уже около тысячи, причем 200 из них считаются опасными для  личности? По-видимому, глубоко укорененная  в человеке, но не всегда востребованная потребность в духовности, недостаток идеалов и идей в жизни современного человека становится той благодатной почвой, на которой паразитируют сектанты. Около двадцати лет назад во Франции была создана Ассоциация защиты семьи и личности, которая собирает сведения о деятельности религиозных сект, а также по мере возможности помогает тем, кто хотел бы выйти из-под их влияния. Такие ассоциации возникают и в других странах, в том числе и в России. 

         3.2. Численность последователей современных религий 

    Вопрос  о численности последователей различных  религий весьма сложен. Дело заключается  в том, что многие церковные организации  умышленно завышают число своих  приверженцев. На востоке Азии определение  числа сторонников отдельных религий осложняется еще явлением поликонфессиональности, т. е. отправлением одним и тем же человеком сразу нескольких культов.

    По  данным Европейского социального исследования в мире на 2010 год  43 % из числа верующих — христиане, 16 % — мусульмане, 5 % — иудеи. 10 % жителей планеты исповедуют индуизм, 6 % — буддисты, 6 % исповедуют традиционные китайские религии, 0,37 % — сикхи, 7 % — приверженцы других верований.

    Российское общество делится примерно на две почти равные части: 49% россиян относят себя к последователям религии, 48% - нет. В России среди тех опрошенных, кто относит себя к какой-либо религиозной конфессии, подавляющее большинство считают себя православными христианами - 87%. На втором месте в рейтинге самых распространённых конфессий - ислам: 11% верующих идентифицируют себя с мусульманами. Приверженцы любой другой религии составляют менее 1% россиян.

    В европейских странах, абсолютное большинство верующих составляют представители христианских конфессий. Относят себя к католической церкви во Франции 85% последователей религии, в Португалии - 97%, Испании - 94%, Польше - 99%, Бельгии - 90%. Необходимо отметить высокий процент последователей римско-католической церкви в таких странах, как Словения (93%),), Словакия (83%), Венгрии (68%) Протестантские течения наиболее распространены в Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции (94%, 97%, 84% и 89%, соответственно). В России, Румынии, Украине и Эстонии большинство верующих являются последователями православной церкви (84%, 88%, 82% и 64%, соответственно).

    Таким образом, сложившаяся религиозная  карта Европы пока еще остается христианской. Однако современные миграционные процессы и социокультурные тренды привели к размыванию гомогенного культурно-религиозного европейского пространства. В странах Европы наблюдаются вкрапления групп, причисляющих себя к иным религиозным системам, прежде всего исламу. Так, во Франции их насчитывается 8%, в Бельгии - 6%, в Швеции - 5%, в Швейцарии - 5%, в Великобритании - 4%. Доля мусульман выше именно в тех европейских странах, где отмечены наименьшие показатели религиозности среди традиционного населения.

    В Европе мусульманские анклавы представляют собой иную, пришедшую извне традицию, воспринимаемую как чуждую. Этим объясняется и достаточно острая проблема нахождения способов сосуществования различных религиозно-этических традиций, и проблема миграционных трендов, которую образно можно назвать «великим переселением народов и религий». Для России эта проблема также в числе острых, особенно в регионах с преимущественно православным население. 

        3.3 Религия в России 

    Религия в России — это устоявшийся, определенный, закрепленный вековыми традициями, укорененный в тысячелетней истории и культуре социальный институт, который поддерживался обществом, властями, имел огромное влияние и моральный авторитет у народа, придавая своеобразие русскому менталитету. Православие составляет важнейшую духовную субстанцию и определяет нравственные черты, которые не раз помогали русскому народу выстоять в тяжелейших испытаниях, выпавших на его долю.

    Значительное  влияние имеет и ислам; общая  численность мусульман в России составляет около 18 млн. человек. Через три десятилетия следует ожидать увеличения мусульманского населения России до 30 — 40 млн., главным образом за счет иммиграции. Мусульмане могут составить значительную часть афро-азиатских иммигрантов в Россию XXI в., причем общая численность иммигрантов (включая бывших советских граждан из стран Центральной Азии и Закавказья), а также их ближайших потомков к середине XXI в. будет сопоставима с численностью этнических русских. Некоторые регионы России, бывшие мусульманскими или полумусульманскими в XVI в. (например, Астраханская, Челябинская, Оренбургская, северо-восток Нижегородской и другие области), вновь могут стать преимущественно мусульманскими.

    В России XXI века коренное мусульманское  население Северной Евразии может сыграть важную роль в процессе адаптации иммигрантов и их культурной интеграции в общество. Как и во все периоды своего исторического существования, Россия останется системой нескольких цивилизаций, внутри которой исламской цивилизации будет принадлежать одно из центральных мест.

    Ныне  Россия идет по пути демократического развития, по Конституции каждый человек имеет право на свободу совести. Многонациональная Россия, в которой церковь, как и в большинстве цивилизованных стран, отделена от государства, сделала вопросы веры — правом каждого. В стране восстанавливаются храмы, выходят из подполья религиозные организации, заявляют о себе секты, издается религиозная литература. На официальных торжествах руководство страны обозначает себя в окружении главных церковных иерархов. Разумеется, перед церковью стоят многочисленные проблемы, и одним принятием закона о свободе совести их не решить. 

    Заключение 

    Религия выступает фундаментом многих исторических типов культур. Стержневой основой средневековой европейской цивилизации стало христианство, определившее особенности развития и характерные черты западноевропейской культуры. В процессе обмирщения, начавшемся в Новое время, прежде всего в результате научной революции, религия утратила свое прежнее высокое положение в иерархии культурной жизни. В этом многие мыслители усматривают причины кризиса современной западной культуры, и условием ее возрождения считают религию. А. Тойнби признавал возможность спасения западной цивилизации путем усиления роли религиозно-церковного начала.

    В советский период проблема взаимосвязи  культуры и религии недооценивалась. Религиозная вера считалась явлением ненужным и даже вредным для строительства социалистического общества и создания новой культуры. Изживание и вытравление из культуры элементов, так или иначе связанных с религией, имело тяжелые последствия — разрушение храмов, гонения верующих, упадок духовности и т. д. При этом совершенно игнорировался тот факт, что понимание феномена религии служит ключом ко всему процессу социокультурного развития. В настоящее время все чаще появляются мнения о том, что источником возрождения России должно стать православие, являющееся первоосновой российской культуры и государственности. 
 
 
 
 
 

     Литература: 

  1. Зубов А.Б. История религии. Курс лекций / А.Б.Зубов. - М.: МГИМО-Университет, 2009. - 436 с.
  2. Кравченко А.И. Культурология. – М.: Проспект, 2008. – 384 с.
  3. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н.Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 319 с.
  4. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова М.: Высшая школа, 2007. – 368 с.
  5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. - М.: Центр, 2007. – 160 с.
  6. Хрестоматия по культурологии. /Отв. Ред. Г.В.Драч. – Р н/Д: Феникс, 2004. – 624 с.
  7. Фейербах Л. Избр. Философ. Произв. В 2 т. – М., 1955, Т.2 – 974 с.
  8. Шишова Н.В. Культурология. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 320 с.

Информация о работе Судьба религии в современном мире